Мастер и Маргарита
- 1 year ago
- 0
- 0
« Ма́стер и Маргари́та » — российский телесериал режиссёра Владимира Бортко по одноимённому роману Михаила Булгакова . Премьера состоялась 19 декабря 2005 года на телеканале « Россия » показом первых двух серий. В России сериал смотрели почти 40 млн человек .
Владимир Бортко, по его же словам, поставил перед собой задачу наиболее полно и адекватно передать его содержание. В сериале снялись многие звёзды российского кино. Москва начала 1930-х показана в тонах сепии , Ершалаим — жёлтыми и красными оттенками, а «чудеса» Воланда и его спутников — в красках.
Девиз сериала: « Рукописи не горят! ».
В Москве 1935 года появляется Воланд со своей большой нечистой свитой. Воланда интересуют новые люди в условиях общества, создаваемого независимо от религиозного сознания. Он встречает на Патриарших прудах литератора, председателя МАССОЛИТа Берлиоза и поэта Бездомного , беседующих о неудачной попытке поэта изобразить Иисуса .
Если поэт — напористый и энергичный, но невежественный и довольно наивный молодой человек, то Берлиоз — интеллектуал, использующий свою эрудицию для атеистической пропаганды в стране. Поступки Воланда и рассказанные им истории волнуют и интересуют литераторов, но они не воспринимают его слова всерьёз, несмотря на необычность. Так, Воланд на выбор предлагает поэту папиросу названного им сорта из необычайного золотого портсигара, а потом точно пророчески сообщает Берлиозу, какою именно смертью он, Берлиоз, умрёт («Вам отрежут голову!»). Воланд говорит Берлиозу и Бездомному, что Иисус существовал, и в качестве доказательства рассказывает им историю встречи пятого прокуратора Иудеи Понтия Пилата с оборванным бродячим философом Иешуа Га-Ноцри .
Однако слушатели, несмотря на удивление обстоятельствами повествования, не верят словам Воланда и принимают его за ненормального. После встречи с Воландом Берлиоз попадает под трамвай и погибает (который и отрезает ему голову), а Бездомный — в клинику для душевнобольных.
Желая посмотреть на новых людей, Воланд отправляется в театр Варьете . Он делает вывод, что «…они как прежние, только „квартирный вопрос“ их испортил».
Людьми нового общества являются и Мастер , и Маргарита . Мастеру 38 лет, он знает шесть языков и написал роман о Понтии Пилате — том самом, который утвердил смертный приговор Иешуа, и о котором Воланд рассказывал литераторам на Патриарших.
Актёр | Роль |
---|---|
Олег Басилашвили | Воланд Воланд |
Александр Галибин |
Мастер
Мастер
(имя на обложке романа — Николай Афанасьевич Максудов)
(роль озвучил Сергей Безруков ) |
Анна Ковальчук | Маргарита Маргарита |
Александр Абдулов | Коровьев-Фагот Коровьев-Фагот демон-рыцарь из свиты Воланда |
Александр Филиппенко | Азазелло Азазелло демон-убийца из свиты Воланда |
Вано Миранян
Александр Баширов |
кот Бегемот
кот Бегемот
шут-оборотень из свиты Воланда
(роль озвучил Семён Фурман ) |
Таня Ю (Татьяна Школьник) | Гелла Гелла вампирша из свиты Воланда |
Кирилл Лавров | Понтий Пилат Понтий Пилат прокуратор Иудеи |
Сергей Безруков | Иешуа Га-Ноцри Иешуа Га-Ноцри бродячий философ |
Любомирас Лауцявичюс |
Афраний
Афраний
начальник тайной стражи прокуратора Иудеи
(роль озвучил Олег Басилашвили ) |
Семён Стругачёв | Левий Матвей Левий Матвей сборщик податей, ученик Иешуа |
Владислав Галкин | Иван Николаевич Бездомный (Понырёв) Иван Николаевич Бездомный (Понырёв) поэт, член МАССОЛИТа |
Александр Адабашьян | Михаил Александрович Берлиоз Михаил Александрович Берлиоз председатель МАССОЛИТа |
Александр Панкратов-Чёрный | Степан Богданович Лиходеев Степан Богданович Лиходеев директор Варьете |
Илья Олейников | Григорий Данилович Римский Григорий Данилович Римский финдиректор Варьете |
Андрей Шарков | Иван Савельевич Варенуха Иван Савельевич Варенуха администратор Варьете |
Георгий Штиль | Андрей Фокич Соков Андрей Фокич Соков заведующий буфетом в Варьете |
Андрей Ургант | Жорж Бенгальский Жорж Бенгальский конферансье Варьете |
Валентин Гафт | Иосиф Каифа Иосиф Каифа первосвященник иудейский / человек во френче (аллюзия на Берию ) |
Олег Сорокин | Марк Крысобой кентурион Марк Крысобой |
Валерий Золотухин | Никанор Иванович Босой Никанор Иванович Босой председатель жилтоварищества |
Николай Буров | Арчибальд Арчибальдович Арчибальд Арчибальдович метрдотель Грибоедовского ресторана |
Роман Карцев | Максимилиан Андреевич Поплавский Максимилиан Андреевич Поплавский дядя Берлиоза |
Александр Ронис | Сашка Рюхин Сашка Рюхин поэт, член МАССОЛИТа |
Висилий Ливанов | Стравинский профессор Стравинский врач психиатрической клиники |
Валентин Смирнитский | Аркадий Аполлонович Семплеяров Аркадий Аполлонович Семплеяров председатель акустической комиссии |
Виктор Смирнов | Прохор Петрович Прохор Петрович председатель зрелищной комиссии |
Наталья Суркова | Анна Ричардовна Анна Ричардовна секретарь Прохора Петровича |
Роман Литвинов | Василий Степанович Ласточкин Василий Степанович Ласточкин бухгалтер Варьете |
Евгений Меркурьев | счетовод Варьете |
Геннадий Богачёв | Алоизий Могарыч Алоизий Могарыч журналист |
Дмитрий Нагиев | Иуда из Кириафа / барон Майгель Иуда из Кириафа / барон Майгель |
Иван Краско | шофёр такси |
Станислав Ландграф | Латунский критик Латунский |
Станислав Соколов | писец у Понтия Пилата |
Владислава Назарова | Наташа Наташа домработница Маргариты |
Вадим Лобанов | Николай Иванович Николай Иванович сосед по дому Маргариты |
Жанна Обухова | Фрида Фрида гостья на балу |
Росина Цидулко | Низа Низа |
Александр Чабан | Сидоров Сидоров следователь |
Леонид Максимов | помощник следователя |
Сергей Мучеников | Фёдор Васильевич Фёдор Васильевич доктор |
Евгений Леонов-Гладышев | заведующий филиалом зрелищной комиссии в Ваганьковском переулке |
Анатолий Рудаков | Парчевский гражданин Парчевский зритель в зале |
Андрей Федорцов | Пятнажко член домоуправления Пятнажко |
Татьяна Ткач | жена Семплеярова |
Любовь Тищенко | Пелагея Антоновна Пелагея Антоновна жена Босого |
Юрий Оськин | Николай Николай швейцар в «Грибоедове» |
Семён Фурман | толстяк на шабаше |
Гали Абайдулов | козлоногий |
Владимир Бортко | почтальон в Киеве |
Юлия Ауг | женщина в душе |
Ирина Ракшина | кондуктор в трамвае |
Алексей Чардымский | член МАССОЛИТа |
Владимир Матвеев | патологоанатом |
Лев Елисеев | жилец жилтоварищества |
Гелий Сысоев | зритель в зале |
Евгений Филатов | зритель |
Александр Рязанцев | шофёр |
Ольга Толстецкая | приятельница Лиходеева за столиком в «Грибоедове» |
Галина Бокашевская | дама за столиком в «Грибоедове» |
Светлана Григорьева | жена Николая Ивановича |
Валентина Егоренкова | медсестра в психиатрической клиники |
Ольга Калмыкова | Прасковья Фёдоровна Прасковья Фёдоровна нянечка в психиатрической клинике |
Ирина Основина | клиентка «дамского магазина» на допросе |
Валентин Букин | иностранец в Торгсине |
Александр Тютрюмов | Палосич |
Станислав Фесюнов | швейцар магазина Торгсин |
Анатолий Кондюбов | Дисмас Дисмас |
Сергей Требесов | Гестас Гестас |
Александр Канторов | Иоганн Штраус Иоганн Штраус дирижёр оркестра на балу |
Владимир Аджамов | мисье Жак мисье Жак гость на балу |
Александр Сластин | граф Роберт граф Роберт гость на балу |
Галина Мочалова | госпожа Тофана госпожа Тофана гостья на балу |
император Рудольф император Рудольф гость на балу | |
Мария Одегова | маркиза маркиза гостья на балу |
госпожа Минкина госпожа Минкина гостья на балу | |
Тамара Исаева | московская портниха московская портниха гостья на балу |
Юрий Ковалёв | Калигула Калигула гость на балу |
Наталья Васильева | Мессалина Мессалина гостья на балу |
Музыку к сериалу написал композитор Игорь Корнелюк . Время написания заняло один год с небольшим.
В 2010 году в продажу поступил официальный альбом- саундтрек с инструментальной музыкой, звучавшей в сериале:
В музыкальной теме «Воланд» на музыкальную дорожку был наложен текст, прозвучавший в исполнении вокального ансамбля Singing Family , состоявшего из четырёх человек. Текст состоит из известного палиндрома Sator Arepo Tenet Opera Rotas (вписывающегося в магический квадрат 5х5 клеток, в котором фраза читается одинаково по горизонтали и вертикали), сатанинского заклинания Abracadabra , Igne Natura Renovatur Integra («в огне возрождается природа»), фразы Iesus Nazarenus Rex Iudaeorum («Иисус, назарянин, царь иудейский» ) .
В эпизоде первого выступления Воланда в Варьете звучит тема Шахрияра из симфонической сюиты « Шехеразада » Н. Римского-Корсакова .
В музыкальных темах «Казнь» и «Гефсиманский сад» использовались тексты из православной литургии и Страстного пятка .
В эпизоде «Джаз в Грибоедове» использовалась аранжированная версия джазовой композиции «Аллилуйя», которая упоминалась Булгаковым в романе .
Телесериал вызвал ряд критических отзывов :
Фильм просто чудовищный. Набрали «старых коней», которые испортили всю борозду. Единственное светлое пятно — Маргарита: она хотя бы не вызывает слёз жалости. А Бортко после этого фильма хочется крикнуть: «Вон из искусства!»
За фильм надо сказать спасибо. Ведь великий роман Булгакова сложно перенести на экран. Наверное, поэтому нет в сериале того духа, который возникает при чтении книги.
Филипп Стукаренко, булгаковед:
Никак. Он пустой, как фантик от конфеты. Снаружи как настоящий, а начинки нет. Технически подробная иллюстрация.
Юлия Латынина , писатель и журналист:
Режиссёр Бортко рабски следовал тексту романа. Но произошла обратная вещь — текст и фильм неадекватны. Думаю, на фильме сэкономили, он напоминает постановку ТЮЗа 60-х годов. А на таком кино экономить нельзя!
протодиакон Андрей Кураев :
Перелагать с языка одного искусства на язык другого искусства трудно. Мне кажется, Владимиру Владимировичу Бортко это не удалось, когда он экранизировал «Мастер и Маргариту». У него получилась гениальная экранизация «Собачьего Сердца». Редкий случай, когда экранизация лучше литературного оригинала. А вот с «Мастером и Маргаритой» не получилось. Похоже, что он был придавлен, обескрылен самой грандиозностью той задачи, которую он взял на себя. Поэтому получился не фильм, а просто читка ролей в телестудии, когда актёры как на аудиокниге зачитывают текст и всё. Подстрочник. Языка кино там нет
Дмитрий Быков , поэт и писатель:
Кризис, 1998 год, обнуление всего… Кота сделали вручную, и кот получился позорный, и, видимо, как говорит веселый русский народ, его сделали из говна и палок. Хотя в фильме были замечательные куски, но он снимался на нищенский бюджет, и, в общем, не получился, сериал этот
…Спросил иностранец, обращая к Берлиозу свой левый зеленый глаз …осведомился неизвестный, повернувшись вправо к Бездомному