Маргарита, герцогиня Сория и Эрнани
- 1 year ago
- 0
- 0
Маргари́та Ба́рбара Гонза́га ( итал. Margherita Barbara Gonzaga ; 27 мая 1564, Мантуя , Мантуанское герцогство — 6 января 1618, там же) — принцесса из дома Гонзага , дочь Гульельмо I , герцога Мантуи и Монферрато. Третья супруга герцога Альфонсо II , герцога Феррары , Модены и Реджо .
Маргарита Барбара Гонзага родилась 27 мая 1564 года в Мантуе. Она была вторым ребёнком и первой дочерью Гульельмо I, герцога Мантуи и Монферрато , и Элеоноры Австрийской , эрцгерцогини из Имперской ветви дома Габсбургов. По линии отца принцесса приходилась внучкой Федерико II , герцогу Мантуи и Монферрато, и Маргарите Монферратской , принцессе из дома Палеологов . По линии матери была внучкой Фердинанда I , императора Священной Римской империи , и Анны Богемской , последней представительницы дома Ягеллонов , правившего королевствами Чехии и Венгрии .
При дворе в Мантуе Маргарита росла со старшим братом — наследным принцем Винченцо , будущим мантуанским и монферратским герцогом под именем Винченцо I, и младшей сестрой — принцессой Анной Катериной , в замужестве ставшей эрцгерцогиней Австрии и графиней Тироля. Маргарита испытывала глубокую привязанность к брату. У обоих был волевой характер и обострённое честолюбие. Воспитание принцессы включало строгое соблюдение всех религиозных практик. Она также изучала литературу и латинский язык ; позднее Маргарита сама писала книги на этом языке. Под влиянием отца — меломана и композитора — принцесса обучилась игре на музыкальных инструментах, пению и танцам .
Когда Маргарите исполнилось четырнадцать лет, отец решил выдать её замуж за тридцатиоднолетнего Альфонсо II , герцога Феррары, Модены и Реджо. Этим браком Гульельмо I рассчитывал восстановить политический союз между домами Гонзага и Эсте и создать коалицию совместно с Савойской династией и домом Фарнезе против дома Медичи , получившего от императора титул великих герцогов .
Альфонсо II был дважды вдовцом. Его первая и вторая супруги, Лукреция Тосканская и Барбара Австрийская , умерли, не родив ему наследника. Последняя по материнской линии приходилась тёткой Маргарите. В 1567 году в своём послании герцогу римский папа Пий V настоятельно рекомендовал ему оставить по себе законнорожденного наследника и предупредил, что в противном случае дом Эсте утратит герцогство Феррару. По этой причине Альфонсо II решился на третий брак .
24 февраля 1579 года в Мантуе стороны заключили брак по доверенности. 27 мая того же года, в сопровождении солидного кортежа во главе с наследным принцем Винченцо, Маргарита торжественно въехала в Феррару. Принцессу встретили придворные герцога с зажжёнными факелами и эмблемами с изображением пламени и девиза на латинском языке «Ardet aeternum» — «Да горит она вечно», подразумевавшим обещание герцога юной супруге любить её вечно .
При дворе в Ферраре Маргарита оказывала покровительство поэтам, живописцам и музыкантам. Герцогиня брала уроки музыки у придворного капельмейстера Ипполито Фьорини . Она реорганизовала « » ( итал. Concerto delle dame), который до неё представлял группу из поющих придворных аристократок ; при ней к 1582 году группа любителей пения была преобразована в камерный ансамбль профессиональных певцов и исполнителей. В ансамбль входили три сопрано — , и , которые также играли на сделанных для них под заказ арфе , виоле и лютне соответственно, бас , которого сменил бас , и игравшие на клавесине Луццаско Луццаски и на архилютне и Ипполито Фьорини .
В январе 1582 года герцогиня дала бал , на котором она танцевала с одиннадцатью другими женщинами, половина из которых была одета в мужскую одежду. Бал был дан дважды — с масками и без. Танцы сопровождало пение и музыкальное исполнение «Дамского концерта» . Эту танцевальную группу, состоявшую только из женщин, Маргарита преобразовала в балетную труппу « » ( итал. Balletto delle donne); часть дам в этой труппе в танце исполняла роль мужчин. Они выступали не только на балах герцогини, но и на других мероприятиях, например, на свадьбе композитора Карло Джезуальдо и , кузины мужа Маргариты в 1594 году .
Среди поэтов при дворе Маргариты находились Тарквиния Мольца и Торквато Тассо , которые посвящали ей свои сочинения. Последний, помещённый в госпиталь Святой Анны из-за психического расстройства, смог вернуться в общество, благодаря покровительству брата герцогини. Маргарита принимала активное участие в досуге супруга. Вместе они путешествовали, охотились и рыбачили . Герцогиня также покровительствовала театру и содержала при дворе актёров. Особенной страстью Маргариты были собаки, которых она разводила в большом количестве. Повзрослев, герцогиня начала участвовать в делах милосердия. Так, ею был основан сиротский приют Святой Маргариты в Ферраре, для содержания которого в феррарском герцогстве ввели специальный налог на торговлю маслом .
Отсутствие наследников у Альфонсо II современники связывали с травмой, полученной им в детстве при падении с лошади. Герцог старался всеми силами избежать аннексии герцогства Феррары, бывшего леном Папского государства . Ради этого он даже участвовал в крестовом походе против Османской империи. Но после смерти Альфонсо II 27 октября 1597 года римский папа Климент VIII не признал наследником Чезаре д’Эсте, внебрачного сына герцога Альфонсо I . 28 января 1598 года герцогство Феррары вернулось в состав Папского государства и двор переехал в Модену . Тем не менее, большая часть герцогского дворца в Ферраре и прилегающего к нему сада осталась в собственности дома Эсте и перешла к вдовствующей герцогине .
Покойный муж Маргариты в завещании распорядился выплатить своей вдове двести тысяч дукатов единовременно и ежегодно платить ей по четыре тысячи дукатов. 20 декабря 1597 года вдовствующая герцогиня покинула Феррару и вернулась в Мантую. В пути её сопровождала свита, посланная братом, в то время уже бывшим герцогом Мантуи и Монферрато. При дворе Винченцо I она носила титул «Светлейшая госпожа Феррары». Здесь вдовствующая герцогиня нашла применение своим политическим талантам. Так, в июне 1601 года Винченцо I назначил сестру правительницей Монферрато, перед тем, как отправиться на войну с Османской империей в Венгрии . В это время, действуя от имени брата, она начала тайные переговоры о браке наследного принца Франческо и принцессы Маргариты , старшей дочери савойского герцога Карла Эммануила ; брак был заключён в 1608 году. В конце 1601 года Маргарита вернулась в Мантую. С июня по октябрь 1602 года она снова исполняла обязанности правительницы Монферрато .
Маргарита продолжила заниматься благотворительностью. В 1599 году в предместье Борре ею был основан женский монастырь для терциарных францисканок . В 1602 году в Мантуе она помогла обосноваться театинцам . В 1603 году для терциарных францисканок в предместье Праделла Маргарита основала новый монастырь, назначив ему содержание в двадцать пять тысяч дукатов. Монастырский корпус с был построен архитектором . 21 октября 1603 года вдовствующая герцогиня поселилась в этом монастыре, но без принесения монашеских обетов. Она основала здесь свой двор, параллельно двору брата в герцогском дворце. При ней монастырь Святой Урсулы стал местом, где получали хорошее образование принцессы из дома Гонзага и девочки из семей местных аристократов. Она также продолжила оказывать покровительство женщинам — деятелям искусства , среди которых была художница и монахиня . Маргарита также собрала большую коллекцию живописи, в которую вошли произведения Антонио Мария Вьяни, Лодовико Карраччи , Франческо Пармиджанино , Франческо Франча , Доменико Фетти и многих других живописцев .
В последние годы жизни Маргарита больше времени посвящала молитве, продолжая следить за политической ситуацией в герцогстве. В декабре 1612 года, после смерти племянника, герцога Франческо IV, она де-факто правила мантуанским и монферратским герцогствами до прибытия из Рима племянника-кардинала Фердинандо Гонзага, который отказался от священного сана и стал герцогом под именем Фердинандо I . Новый герцог доверил Маргарите заботу о единственном ребёнке Франческо IV, принцессе Марии . Маргарита Барбара Гонзага умерла 8 января 1618 года в Мантуе и была похоронена в основанном ею монастыре Святой Урсулы . В память о герцогине была издана эпитафия со стихами поэтов, знавших её при жизни .