Богдан, Адам
- 1 year ago
- 0
- 0
Богдан Константинович Колчигин ( 26 ноября 1895 года , Киев — 25 октября 1976 года , г. Изюм Харьковской области) — советский военачальник , генерал-лейтенант (05.03.1944), доцент , кандидат военных наук .
Из дворянского рода потомственных офицеров . Родился Богдан Константинович Колчигин 26 ноября 1895 года в Киеве . Дед — подполковник , участник русско-турецкой войны , отец — полковник Константин Иванович Колчигин — участвовал в Русско-японской и Первой мировой войне , мать —- Анна Богдановна (Готфридовна) Ишрейт — дочь обрусевшего немца. В детстве Б. К. Колчигин жил у дяди и бабушки, фактически воспитывался квартиросъёмщиком — подполковником Ф. П. Чернявским, который обучил юного Богдана строевой выправке, рукопашному бою , привил любовь к военной истории .
Учился Б. К. Колчигин в 1-м Московском кадетском корпусе , 25 мая 1914 года выпущен вольноопределяющимся первого разряда в лейб-гвардии Литовский полк ( Варшава ). С началом Первой мировой войны , в июле 1914 года полк вошёл в состав 23-го армейского корпуса 2-й армии генерала А. В. Самсонова . Б. К. Колчигин в составе полка участвовал в битве при Танненберге Восточно-прусской операции . В конце августа 1914 года его направили в Александровское военное училище , где он прошёл ускоренный курс обучения, выпущен в 1915 году поручиком , служил в Петрограде . По многочисленным просьбам Б. К. Колчигина вернули на фронт , назначили командиром роты , позднее батальона в лейб-гвардии Литовском полку. В июне — августе 1916 года Б. К. Колчигин участвует в Брусиловском прорыве .
15 ноября 1917 года вышел приказ нового главковерха Н. В. Крыленко о демобилизации царской армии. Лейб-гвардии Литовский полк 2-го гвардейского корпуса в то время дислоцировался в Жмеринке Подольской губернии. Командир полка, зачитав указ о демобилизации, предложил солдатам добираться домой поодиночке. Капитан Б. К. Колчигин, вопреки мнению большинства офицеров, предложил солдатам сохранить полк и пробиваться в Россию. Солдатам это предложение понравилось, а Б. К. Колчигин был избран новым командиром полка. Под его руководством полк успешно совершил переход от Жмеринки до Воронежа .
С созданием РККА полк влился в её состав как Литовский советский полк (позднее 100-й стрелковый полк). Полк считался одной из лучших красноармейских частей, за бои во время Гражданской войны был награждён Почетным Революционным Красным Знаменем . Командуя полком, Б. К. Колчигин 4-6 августа 1918 года принял участие в обороне станции Поворино , во время которой разбил превосходящие силы белогвардейцев и захватил станцию Касирку, что предрешило успех Воронежско-Поворинской операции . За этот бой Б. К. Колчигин был награждён орденом Красного Знамени . В августе 1918 года Б. К. Колчигин назначен командиром 1-й бригады 3-й Воронежской пехотной дивизии (с 20 октября 1919 — 13-я стрелковая дивизия ), с 19 октября 1918 по 7 февраля 1919 года — начальник этой дивизии в составе 8-й армии ( Южный фронт ). С 3 по 27 апреля 1919 года (до расформирования) — начальник (8-я армия, Южный фронт). C 8 мая по 19 июня 1919 года — начальник 1-й Московской рабочей дивизии (8-я армия, Южный фронт). С ноября 1919 г. по май 1920 год — командир Отдельной образцовой ударной бригады 8-й армии, одновременно с марта 1920 года — командующий войсками Донской области . На этих должностях участвовал в боях с Донской армией генерала П. Н. Краснова и Добровольческой армией генерала А. И. Деникина .
С 1 мая 1920 до 23 мая 1921 года — начальник вновь сформированной 2-й Донской стрелковой дивизии (с июня 1922 — 9-я Донская стрелковая дивизия). Командуя дивизией в составе различных армий и фронтов, Б. К. Колчигин участвовал: в июле 1920 — в ликвидации Врангелевского десанта полковника Назарова, в августе 1920 — в ликвидации Улагаевского десанта , затем в Северно-Таврийской операции , в октябре 1920 — в освобождении Мариуполя и Мелитополя , в ноябре—декабре 1920 — в боях с армией Махно (лично арестовал ближайшего помощника махно С. Н. Каретникова ), в 1921 году — в ликвидации банд Маслака, Каменюка и Попова. За бои на Кубани в августе 1920 года Б. К. Колчигин был награждён вторым орденом Красного Знамени (1923). Л. А. Зильбер , в 1920 году начальник санитарной службы 2-й Донской стрелковой дивизии, вспоминал разговор с Б. К. Кольчигиным:
— Знаете, доктор, — говорил Колчигин, — я не политик, и я ничего в политике не понимаю, но я русский человек, и, конечно, мне очень дороги интересы моей страны. Большевики — они же собиратели земли русской, продолжатели великого дела Ивана Калиты . Ну что было бы с нашей страной без большевиков? Англичане оттяпали бы Кавказ , японцы — Приморье . Вряд ли сохранились бы в неприкосновенности западные границы. Обкорнали бы нашу матушку Русь. А большевики-то всю нашу землю собирают. Вот поэтому я и с большевиками. А с политикой как-нибудь дальше разберемся.
Он говорил очень искренне и убежденно, и я нисколько не сомневался, что именно эти мотивы побуждали его так энергично сражаться в рядах Красной Армии. Эти же мотивы позже прозвучали в известном воззвании генерала Брусилова .
— Мы очень много говорим об интернационализме , — продолжал Колчигин, — и, конечно, наша революция имеет международное значение. Но посмотрите, как одета наша армия и под каким знаменем она сражается.
Я очень удивился этому замечанию.
— Ну как же — ведь эти шлемы , в которые мы одеваем наших красноармейцев и эти широкие красные петлицы на шинелях — это же одежда великокняжеской рати, а красное знамя — это ведь то самое знамя, под которым русский народ сражался при Калке . Это то знамя, под которым русский народ сверг татарское иго . Так что большевики совсем не забывают, что они являются политической партией русского народа.
— Л.А. Зильбер. Записки военного врача
После окончания Гражданской войны Б. К. Колчигин остался на военной службе, в сентябре 1921 года был назначен временно исполняющим должность (ВрИД) командующего войсками Витебского района, с января 1922 года — командир 5-й Витебской стрелковой дивизии , затем командовал 11-й Петроградской стрелковой дивизией . В 1924 году окончил Военные академические курсы высшего начсостава РККА. В июне 1927 года Б. К. Колчигин становится инспектором учебно-строительного управления Главного управления РККА по стрелково-тактическому делу, в 1928 году окончил Курсы усовершенствования командного состава (КУВНАС) при Военной академии РККА им. Фрунзе , с июля 1929 года — помощник инспектора пехоты РККА, с июля 1931 года — Московского государственного института журналистики, с ноября 1932 года — начальник первого отдела Управления механизации и моторизации РККА , затем инспектор того же управления. В январе 1935 года Б. К. Колчигин назначается начальником кафедры общей тактики Инженерно-технической академии связи им Подбельского . В феврале 1936 года Б. К. Колчигин — для особых поручений при командующем ОКДВА , маршале В. К. Блюхере , одновременно, в мае 1937 года — ВрИД начальника 2-го отделения штаба ОКДВА . С августа 1937 года преподавал в Военной академии РККА им. Фрунзе на общей кафедре тактики: старший преподаватель , ВрИД доцента , помощник начальника, начальник кафедры. В июне 1941 года Б. К. Колчигин переведен в Высшую Военную школу ПВО РККА начальником кафедры общей тактики. В те годы написал значительное количество учебных пособий.
В начале Великой Отечественной войны генерал-майор Б. К. Колчигин на той же должности, в сентябре 1942 года был назначен заместителем командующего 4-й резервной армии, с марта 1943 года — заместитель командующего 3-й гвардейской армии .
С 10 марта по 3 мая 1943 года Б. К. Колчигин — командир 279-й стрелковой дивизии , с мая 1943 года — командир 34-го стрелкового корпуса , участвовал в освобождении Харькова в ходе Белгородско-Харьковской операции Курской битвы , затем в Донбасской операции . Но в октябре был отстранён от должности.
С 25 ноября по 25 декабря 1943 года командовал 52-й гвардейской стрелковой дивизией . С 30 декабря 1943 по 9 января 1944 года — врид командира , с 20 января 1944 года — командир 96-го стрелкового корпуса на 2-м Прибалтийском фронте .
17 февраля 1944 года Б. К. Колчигин был назначен командиром 10-й гвардейской армии , участвовал в Старорусско-Новоржевской операции ( Ленинградско-Новгородская стратегическая операция ). 27 февраля 1944 года после успешного наступления была освобождена Пустошка , Б. К. Колчигин разместил свой наблюдательный пункт на месте бывшего немецкого и подорвался на заложенной немцами мине. В госпитале ему ампутировали правую ступню.
Сразу после победы, в июне 1945 года Б. К. Колчигин ушёл в отставку по болезни.
Жил в Изюме Харьковской области, писал мемуары о Первой мировой и Гражданской войне, делился воспоминаниями с учёными-историками. По принципиальным соображениям так и не вступил в коммунистическую партию .
Умер Богдан Константинович Колчигин в Изюме в 1976 году .
Б. К. Колчигин ещё с 30-х годов начал писать книги и статьи по оперативному искусству и военной истории. В их числе: