Interested Article - Собор Святого Петра (Болонья)

Собор Святого Петра ( итал. La cattedrale metropolitana di San Pietro — собор Cвятого Петра болонской метрополии) — является главным религиозным центром, материнской церковью (chiesa madre) архиепархии Болоньи . Расположен на улице Независимости (via Indipendenza), в самом сердце исторического центра города, недалеко от базилики Сан-Петронио и Аркиджинназио (старого здания Болонского университета) .

История и архитектура

Наиболее ранние упоминания о храме первоначально посвящённом святым первомученикам Наборре и Феличе относятся к IV веку. В 906 году церковь была уничтожена пожаром. На рисунке Джулиано да Сангалло , хранящемся в Ватиканской библиотеке , относящемся к баптистерию , который когда-то стоял в непосредственной близости от этого места, ясно читается центрическое здание типа октогона (восьмиугольное в плане) с четырьмя порталами, соответствующими сторонам света, и четырьмя апсидами , аналогично Баптистерию ариан построенному на рубеже V и VI веков в Равенне . Это привело к предположению, что баптистерий и спиральная колокольня (построенная таким образом, чтобы противодействовать господствующим ветрам) были частью утраченного комплекса, посвящённого культу ариан . Длина церкви составляла 57 метров, но пожар, вспыхнувший 1 августа 1141 года, повредил её настолько, что потребовалась полная реконструкция. Работы по реконструкции и расширению церкви были поручены магистру Альберту, и новый собор в романском стиле , был освящён папой Луцием III в 1184 году. Здание следовало типичному ломбардско-эмилианскому стилю романской архитектуры с трёхсторонним выступающим фасадом , тремя нефами , стрельчатыми арками , поддерживаемыми колоннами, и тремя апсидами, соответствующими трём нефам. Высота колокольни была увеличена с 31 метра до 40 метров .

В 1222 году церковь снова пострадала во время землетрясения, но была восстановлена мастером Вентура (из Кампионе или Комачино) в готическом стиле . При этом колокольня была значительно перестроена, а со стороны современной улицы Альтабелла устроены «Ворота Львов» (Porta dei Leoni). Л. Б. Альберти отмечал, что портал фасада был оформлен двумя скульптурами львов с каждой стороны из красного мрамора , из которых поднимались две колонны, заканчивающиеся аркой. Над ним, по сторонам были два теламона , изображавшие юношу и старика, сидящих согнувшись, с руками, опирающимися на скрещённые ноги, которые, в свою очередь, поддерживают витые колонны, заканчивающиеся ещё одной аркой. В люнете находилась скульптура (или рельеф?), по обе стороны которого располагались фигуры святых Петра и Павла.

В последующие годы маэстро Альберто добавил на фасаде окно « розу » (1252) и устроил новый главный алтарь (1261). В последующие века храм претерпел несколько изменений и расширений. В конце XIV века со стороны фасада пристроен портик .

Примерно с 1477 года в капелле Гарганелли собора работали феррарские художники Франческо дель Косса и Эрколе де Роберти ; созданный ими цикл фресок оказал заметное влияние на таких художников, как Никколо дель Арка и Микеланджело (фрески были утрачены при перестройке собора, сохранился только фрагмент, который ныне хранится в Национальной пинакотеке Болоньи).

В 1582 году после организации Болонской архиепархии папа Григорий XIII присвоил храму достоинство «митрополичьей церкви» (chiesa metropolitana) — епископской резиденции с юрисдикцией над епископами и епархиями той же территории (решение о повышении статуса Болоньи принято Папой Григорием XIII 10 февраля 1582 года) . В 1575—1577 годах здание претерпело внутренние перестройки, начиная с апсиды и хора . Работы были поручены архитектору Доменико Тибальди , который построил главную колокольню и крипту, а затем Пьетро Фиорини. Однако в 1599 году обрушились своды церкви и многое пришлось делать сначала.

В 1613—1618 годах архитектор Никколо Донати (Niccolò Donati) оформил боковые нефы , а в 1621—1622 годах Джованни Баттиста Натали возвёл центральный неф, высота свода которого сопоставима с высотой центрального нефа ватиканского собора Святого Петра . В период между 1743 и 1755 годами Альфонсо Торреджани завершил строительство, воздвигнув две колокольни и новый фасад по воле папы Бенедикта XIV , сохранявшего за собой титул архиепископа Болоньи.

Окончательно храм был перестроен в начале XVII века по проекту Джованни Мадзенты и Никколо Донати в неоготическом стиле . В ходе работ «Ворота Львов» были снесены. Сохранился лишь один из теламонов с витой колонной в капелле внутри собора и два льва, используемые в качестве ступней. Интерьер был окончательно устроен между 1743 и 1747 годами в стиле классицизма под руководством архитектора Альфонсо Торреджани.

В настоящее время собор остаётся действующим, службы проводятся по будничным и праздничным дням, в том числе на латинском языке .

Интерьер собора и музей

Интерьер cобора представляет собой огромное пространство длиной 89,60 м и шириной 42,89 м перекрытое цилиндрическим сводом с люнетами и разделённое на три нефа. Главный неф шириной 25 м, почти равный ватиканской базилике Святого Петра, светлый из-за семи больших окон, три на правой стене, три на левой, и одно на контрфасаде. Боковые нефы узкие и тёмные, около 5 м в ширину. Богатый облицовкой пол был уложен между 1902 и 1905 годами по проекту Сильвио Гордини. Контрфасад, спроектированный Торреджани между 1743 и 1747 годами, представляет подобие портала, украшенного статуями.

В храме имеются росписи Просперо Фонтана (1579), Лодовико Карраччи (1618), Маркантонио Франческини (1728) и Донато Крети (1740), а также скульптурные группы, в том числе «Оплакивание Христа» Альфонсо Ломбарди (1522—1527) .

Из левого нефа собора можно пройти в несколько залов, занятых музеем. «Сокровищница собора» (Tesoro della Cattedrale) была открыта для посетителей в 2000 году по случаю юбилейного года христианской церкви, но имела такой успех у посетителей, что было принято решение сделать экспозицию постоянной. В музее представлены предметы религиозной утвари, подаренные храму в разное время, в том числе папой Бенедиктом XIV и Григорием XV , а также иконы, картины и статуи .


  • Общий вид на собор. Видна колокольня XIII века с куполом, левее от неё башня Короната (иначе Прендипарте, XI век), правее колокольни — башня Альбелла (или Адзогуиди, XI век).
    Общий вид на собор. Видна колокольня XIII века с куполом, левее от неё башня Короната (иначе Прендипарте, XI век), правее колокольни — башня Альбелла (или Адзогуиди, XI век).
  • Центральный неф собора.
    Центральный неф собора.
  • Контрфасад
    Контрфасад
  • Боковая капелла
    Боковая капелла
  • А. Ломбарди. Оплакивание Христа. 1522—1526. Терракота
    А. Ломбарди . Оплакивание Христа. 1522—1526. Терракота
  • Распятие. Главный алтарь. XIII в. Деоево, роспись
    Распятие. Главный алтарь. XIII в. Деоево, роспись
  • Паоло ди Бонайуто. Саркофаг Лоренцо Пини. Ок. 1397. Мрамор. Музей собора
    Паоло ди Бонайуто. Саркофаг Лоренцо Пини. Ок. 1397. Мрамор. Музей собора
  • Надгробие на кардинала Джакомо Леркаро
    Надгробие на кардинала Джакомо Леркаро

Примечания

  1. Bologna // Italia. — Paris: Michelin et Cie, 1995. — Р. 77
  2. Chiesa di San Pietro in Bologna, su beweb.chiesacattolica.it. URL consultato il 19 novembre 2018. от 23 апреля 2021 на Wayback Machine
  3. Fini M. Bologna sacra: tutte le chiese in due millenni di storia. URL consultato il 19 novembre 2018
  4. Fini M. . — Bologna: Edizioni Pendragon, 2007. — P. 181—182. — ISBN 978-88-8342-512-7 . 26 октября 2014 года.
  5. (итал.) . La Curia e gli organismi diocesani . Chiesa di Bologna. Дата обращения: 26 октября 2014. Архивировано из 26 октября 2014 года.
  6. (итал.) . orari-messe.com. Дата обращения: 26 октября 2014. 26 октября 2014 года.
  7. (итал.) . Vicariati, parrocchie, chiese . Chiesa di Bologna. Дата обращения: 26 октября 2014. Архивировано из 26 октября 2014 года.
  8. (итал.) . BolognaWelcome.com. Дата обращения: 26 октября 2014. 26 октября 2014 года.

Ссылки

  • (итал.) . Italiavirtualtour.it. Дата обращения: 26 октября 2014.

Same as Собор Святого Петра (Болонья)