Семь шансов
- 1 year ago
- 0
- 0
«Без шансов» — песня , записанная российской исполнительницей Земфирой . Написанная самой Земфирой, композиция была выпущена как сингл артистки 15 апреля 2011 года и позднее в изменённой аранжировке вошла в её шестой студийный альбом « Жить в твоей голове » (2013). По звучанию песня является минималистской рок-композицией с элементами электроники, построенной на риффе, исполненном на электро-акустической гитаре.
Исполнительница спродюсировала «Без шансов» в сотрудничестве с Андреем Самсоновым, с которым работала над её альбомом « Четырнадцать недель тишины » (2002). Также к работе над композицией был привлечён инди-музыкант Mujuice . Несмотря на то что первоначально песня получила неоднозначные отзывы в интернете, позже она была в основном положительно оценена профессиональными музыкальными критиками .
Песня вошла в список лучших песен 2011 года, по версии журнала « Афиша » и была номинирована в трёх категориях («Песня», «Музыка» и «Поэзия») на пятой церемонии вручения премий « Чартовой дюжины. Топ 13 » . В итоге «Без шансов» получила награду в категории «Музыка», а Земфира — признана лучшей солисткой года .
Летом 2010 года Земфира вышла из «творческого отпуска», продлившегося три года . Первоначально состоялся релиз переиздания первых трёх студийных альбомов певицы. Позже Земфира отправилась в мини-тур, в ходе которого состоялись несколько аншлаговых концертов и выступление на фестивале « Новая Волна » . Далее Земфира объявила, что собирается выпустить новый альбом весной 2011 года, однако позже, в январе певица, поздравив поклонников с Новым годом, объявила, что релиз альбома откладывается на осень 2011 года . «Альбома весной не будет — не успеваю записать. Буду надеяться на осень и ваше терпение», — уточняла Земфира на своём сайте .
15 апреля 2011 года на официальном сайте Земфиры, для свободного скачивания была выложена композиция «Без шансов» . Игорь Ильин из «Zvuki.ru» писал относительно релиза: «Логично предположить, что „Без шансов“ — пилотный трек с обещанного альбома» . В тот же день композиция была представлена в эфире «Нашего радио» .
1 июня на сайте Земфиры было объявлено о проведении конкурса кавер-версий композиции . Суть конкурса в том, что желающие скачивают песню и обрабатывают её по собственному усмотрению и после выкладывают на специально созданном сайте «bez-shansov.ru». «Никаких ограничений, никаких проигравших и победивших, только творчество. Делаешь свою версию, размещаешь на сайте, улыбаешься и машешь) и осень наступит скорее», — писала на своём сайте певица, приурочив конкурс к выпуску нового альбома .
«Без шансов» — это минималистская рок-композиция . По звучанию песня продолжает традиции последнего студийного альбома Земфиры « Спасибо », вышедшего в 2007 году . Борис Барабанов писал, что в песне нет привычных для слуха аккордов , которые должны сразу понравиться. Основу песни, напротив, составляет «сухой гитарный бой и голос», а также гитарный рифф, исполненный на акустической гитаре и отсылающий к произведениям The Rolling Stones и Led Zeppelin . В «Афише» нашли схожесть в звучании песни со стилем группы Radiohead , при этом было отмечено, что в песне «рваный» темп, а припевы были описаны, как «припевы-выстрелы» . В целом песня получилась короткой и звучит чуть более двух минут, но при этом припев в композиции повторяется не менее десяти раз . В блоге радиопередачи «Мифологии» отмечали, что в песне звучит «надломленный, но вполне маршевый ритм», а «сырые» риффы отсылают к первой песне « Небомореоблака » из альбома « Вендетта » 2005 года. В целом, песня была описана, как «сырая, роковая» композиция, а также отмечен «предельный минимализм» аранжировок .
Вокал Земфиры в песне исполнен с надрывными интонациями. Борис Барабанов отмечал: «Земфира — перфекционист, каждая песня переделывается и доводится в студии по многу раз, и если у слушателя возникло впечатление, что она надрывается, почти срывает голос, значит, так и должно быть» . Дмитрий Веснин из Bigecho.ru отмечал, что по структуре песня отличается от ранних песен Земфиры: «Раньше в самых личных композициях певицы припевы отсутствовали как таковые — драматическое повествование в них абсолютно не нуждалось. Тут же на лицо разрыв шаблона — самая личная вещь спета срывающимся голосом и разбавленная монотонностью „не возвращайся никогда“» . Текст песни был описан, как «вполне типичная роковая любовная неурядица, живо, однако, спетая. Строчка „безотносительно-именно-к-вам…“ — прямо-таки лингвистический ребус, заставляющий реанимировать в сознании школьные правила согласования слов по падежам» .
После релиза песня получила неоднозначные отзывы, «от восторженных до резких» . В июне 2011 года песня заняла первое место в «Экспертном чарте» портала RedStarMusic.ru, который составляется на основе оценок ведущих музыкальных журналистов, критиков и программных директоров радиостанций России . Борис Барабанов из газеты « Коммерсантъ » писал, что «Земфира по-прежнему умудряется оставаться на переднем крае по части написания запоминающихся шлягеров и одновременно искать свой, неповторимый и не похожий ни на что предыдущее звук». По его мнению, в песне звучит уникальный для российской музыки рифф . Журналист отмечал: «Земфира, вероятно, единственный наш музыкант, который способен выразить мысль, используя простой гитарный рифф, совсем как The Rolling Stones или Led Zeppelin . Наш человек привык, что шлягер — это обязательно текучее мелодическое масло, это нечто, что можно сразу напеть в душе или за рулём. У Земфиры полно таких номеров. А здесь Земфира оттолкнулась от совершенно иной традиции… Но только признайтесь теперь: неужели на следующее утро после того, как вы услышали „Без шансов“, песня не держала вас мёртвой хваткой?» . На сайте журнала « Афиша » положительно описали композицию. «…песня как-то странно устроена в хронологическом смысле: всего каких-то две с половиной минуты, при этом — целый спектакль ; кажется, что номер длинный, большой, чисто с драматургической точки зрения. Ещё — внезапная цитата из Лагутенко ; может быть, конечно, и неосознанная, но очень вряд ли — звук ведь тоже в каком-то смысле к „Забавам“ реферирует», — отмечали в издании .
Андрей Никитин и Дмитрий Демидов из Time Out дали смешанную оценку песне. «Работа… …получилась неоднозначной. Даже, несмотря на то, что премьера песни уже состоялась на радио, по звучанию „Без шансов“ напоминает скорее черновик», — отметили журналисты . Гуру Кен дал положительную оценку песни. Он пишет, что «настрой Земфиры на малобюджетный поп-минимализм сохранился. Зато у песни нереально привязчивый припев, и его Земфира повторяет сто тысяч раз, — песня гарантированно станет хитом» . На сайте Joymusic.ru описали трек, как «весенний, эмоциональный — именно то, чего хочется в это время года» . «Песня истеричная, ритмичная, словно акустической гитарой бьют прямо по голове, хлёсткая и обжигающая, „как выстрелом в упор, прямо между глаз“… редкий случай, когда рефрен идеально вписывается в конструкцию песни. Великолепный старт после долгого отпуска», — писали о композиции в Male Report .
По просьбе сайта Apelzin.ru, Кирилл 14ws, известный поклонникам певицы, написал специальную рецензию на песню:
«Без шансов» — это тот тип песен, которыми певица всегда «открывала» альбомы. Так, первыми ласточками «новой» Земфиры в своё время стал «Трафик», затем «Прогулка», а недооцененный до сих пор «Спасибо» начался для поклонников с песен, воспринятых очень неоднозначно: «Мальчик» и «Воскресенье». Правда, с оценками альбома по одному синглу всегда была спешка. Ведь после дископоповой «Прогулки» появился, простите за тавтологию, блюзовый «Блюз». А после «Песни про дни недели» — безумно красивая и романтичная «Мы разбиваемся». Так называемые медляки, с которыми Земфира всегда попадала в точку… …Пока же мы можем с уверенностью сказать одно: «Без шансов» — отличная песня-боевик (как «В метро» или «Небомореоблака»), которая очень хорошо будет воспринята на концертах. А некий скепсис со стороны интернет-обитателей напоминает ситуацию из 99-года. Когда первой песней никому неизвестной Земфиры стал «СПИД», многие критики уверенно говорили о молодой певице: «У неё нет шансов». Сегодня Земфира решает сама, кто имеет шансы, а кто остаётся без .
— Кирилл 14ws
Кристина Худенко из латвийского сайта Subbota.com, описывая лирику песни, отметила, что «простые слова с прямолинейностью лазерного оружия высверливают дырку в мозгу и вживляются в серое вещество — с такой начинкой все меньше хочется зажигать и смеяться, зато все безнадёжнее засасывает в тяжкие раздумья» . Константин Баканов из издания « Собеседник » также посчитал, что «слушая последние творения госпожи Рамазановой, как, впрочем, и господина Шнурова, всё меньше хочется зажигать и смеяться, ни о чём не думая и всё больше погружаться в тяжкие помыслы: что же хотел сказать этим маэстро». В целом автор отметил: «…в студии новую простенькую песенку Земфира неплохо музыкально украсила. Однако в целом, если не придумается ничего другого, эдакого нервно-паралитического в стиле первых двух альбомов, новая пластинка имеет шансы „пролететь“ так же, как и экспериментальный альбом „Спасибо“. Без шансов и без вариантов» . Оксана Мелентьева из Trll.ru писала, что «композиция акустичная. Напористая, добротная, с вызовом и цепкими фразами. „Без вариантов“ достойный трек, даже для почти четырёхлетнего „молчания“…» .
Украинская писательница и поэт , специально для издания «Kava», написала свою рецензию на песню, при этом ей были раскритикованы как слова, так и музыка песни: «С ужасом смотрю в будущее, ведь если весь альбом будет подобным, без смысла и сложной гармонии, а ведь понятно, что человек пишет о том, что его волнует, болит, жжёт или забирает… Неужели Земфиру волнует так званая „пустая пустота“?! И монотонное, лишённое жизни: „с чистого листа — в дикие места — досчитай до ста — доживи до ста…“. Мне, как поэту — больно». В целом Божена пишет, что «феномен Земфиры уже никуда не денется. Только вот вопрос: зачем опускать свои планки до минимума, к чему эта сухость и искусственность. Ведь гораздо интересней завоёвывать любовь слушателя каждый раз, как в первый, снова и снова, с каждой новой песней, с каждым альбомом. Чтобы Земфира становилась Земфирой, скажем так, перерождалась и забирала сердца в плен своего таланта» .
На портале «Лабрис» песню описали положительно, при этом отметив, что в «„Без шансов“ обнаруживают кого угодно, от Цоя до Йорка и обратно. Редакция „Лабриса“, не претендуя на археологичность, считает, что по хлёсткой простоте „Без шансов“ даже и Цоя оставляет далеко позади, приближаясь к таким шедеврам, как „Обниму жену, напою коня“» . Дмитрий Веснин из Bigecho.ru писал, что песня вышла «резкая, предельно сжатая в повествовании» и что она «просто не могла быть написана тем же человеком, который подписывается „Ваша Певица“ и ставит на плакатах размашистое „спасибо“». Автор пишет, что «Без шансов» является примером «личной» песни на русском языке и сравнивает песню с новой работой PJ Harvey , конкретно — с треком «The Words That Maketh Murder». «Как народная певица России, Земфира могла пойти со своими проблемами в ООН , но предпочла пойти к микрофону. На выходе — эмоциональная скороговорка настоящей актрисы, которая подаёт „дождь и пустота, пустая пустота“ так, что это не вызывает скептической улыбки. Вот она — личная и абстрактная песня на русском языке», — уточняет рецензент .
В блоге радиопередачи «Мифологии» писали:
Бешеная энергичность, абсолютное попадание во время плюс «безудержный голос и западный звук» — именно такое определение Земфира получила на страницах книги Парфёнова «Намедни. Наша эра». Почему-то в этот раз, в этой сырой, роковой песне слушатели этого не уловили […] Земфира часто уходит в так называемый «творческий отпуск». За это время публика успевает изрядно соскучиться […] Сейчас, долгое затишье, разбавленное неоднозначной песней, может дать весьма оригинальный результат. «Без шансов» — первая новая работа после феерического альбома «Спасибо», то есть спустя четыре года. Нарастающее напряженное внимание, обусловленное долгим отсутствием, ждёт пронзительных песен, отражающих лирические переживания представителя поколения. И если публика их не получит, то в гипотетической новой книге гипотетического Парфёнова может и на найтись места для новых работ музыканта Земфиры. Обсуждение «Без шансов» — наглядный пример того, как тяжело бывает оценить художественное произведение как таковое, не оглядываясь на символический статус артиста .
— Блог радиопередачи «Мифологии»
После выступления Земфиры на «Максидроме», Денис Ступников из «KM.ru» писал: «Единственная обнародованная новая песня „Без шансов“ поражает сочетанием вокала на разрыв аорты с нарочито скупой аранжировкой. Уже становится понятно, что джазовых и оркестровых „фишек“ а-ля „Спасибо“ от новой Земфиры ждать уже не приходится — это единственная пластинка Земфиры, с которой не было сыграно ни одной песни на сете „Максидрома“. Скорее всего, в новом альбоме певица продолжит экспериментировать с вокалом, а инструментовку песен сведёт к жизненно необходимому минимуму» .
В декабре 2011 журнал « Афиша » включил композицию в свой редакционный список главных песен года . Сайт Apelzin.ru внёс «Без шансов» в свой редакционный список «100 лучших песен 2011 года», поместив её на 56 место . Песня была номинирована в трёх категориях, — «Музыка», «Песня» и «Поэзия», — на пятой церемонии « Чартова дюжина. Топ 13 » . В итоге песня получила награду в категории «Музыка» .
16 апреля в городе Казани прошёл трибьют, посвящённый Земфире, на котором выступали группы « Мураками » и «Yak Vorodis», исполняя песни певицы. Также на трибьюте уже звучала новая песня «Без шансов», хотя была выпущена за день до концерта. Как писали в « АиФ. Казань »: «Помимо живой музыки на вечеринке играли миксы на песни Земфиры, а также концертные записи певицы. Но самой большой популярностью на танцполе пользовалась новая песня Земфиры — „Без шансов“, которую по просьбе поклонников ставили несколько раз подряд. Премьера нового сингла Земфиры состоялась всего за сутки до трибьюта. Однако практически все присутствующие знали текст нового хита наизусть» .
10 мая певица сообщила через свой сайт, что собирается выступить на фестивале « Максидром 2011 », 28 мая 2011, и на « премии Муз-ТВ » в СК « Олимпийский », 3 июня 2011 . На сайте Zvuki.ru писали относительно будущих выступлений: «Для обоих фестивалей заполучить ушедшую в глухое подполье рок-звезду — редкая удача: известно, что в настоящий момент Земфира записывает новый альбом, и публика будет валом валить, чтобы своими глазами увидеть исполнение песни „Без шансов“… А самой Земфире, похоже, просто не хочется заморачиваться со сложной сценографией, большой программой и масштабным шоу. Все это здорово отвлекает от работы над записью, которая в этот раз идёт куда более медленно и вдумчиво. И пусть нелюбовь Земфиры к фестивалям общеизвестна — свою публику она ценит по-прежнему» .
28 мая Земфира выступила на «Максидроме», где впервые исполнила композицию. Сет исполнительницы состоял из 10 песен, в который так же вошли «Ромашки», «ПММЛ», «Небомореоблака», «Ощущения», «Антананариву», «Австралия», «Прогулка» и цоевская «Попробуй спеть вместе со мной» . Владимир Басков из Zvuki.ru писал, что певица «почти шаманила во время исполнения „Без шансов“, „Небомореоблака“ и „Попробуй спеть вместе со мной“» . По мнению Гуру Кена , Земфира переделала все песни «под электроклэш ». При этом он отмечал, что певица «снова поставила над своими поклонниками опыт. Соскучились по задорным „Ромашкам“? Получайте „Ромашки“ — но суровые, мрачные, подозрительные. Ждёте нежной лиричности „ПММЛ“? Получайте „ПММЛ“ — но отчаянно-жесткую, хлёсткую, мизантропическую». Но тем не менее, журналист посчитал, что Земфира «оказалась самой живой и нервной» .
Сет начался с исполнения «Без шансов» . Ярослав Забалуев в «ГазетеРу» писал, что Земфира сначала поприветствовала слушателей: «„Добрый вечер… То есть добрый день!“ — осеклась певица и запела недавно презентованную на радио новинку» . Алла Жидкова из « Московского комсомольца » отметила, что певица «звучала… …по-боевому, но с романтическим акустическим настроем, даже с флейтой, напоминающей игру Дяди Миши из группы „ ДДТ “ в лучшие её времена» . Денис Ступников из KM.ru описывая выступление писал, что «такого стилистического и эмоционального разброса трудно припомнить у кого-либо из наших музыкантов. Беззаботные „Ромашки“ теперь играются в недружелюбном параноидальном варианте. „Антананариву“ — настоящий грандж-отвяз с „нирваноподобными“ гитарными рифами, надрывным саксофоном Олега Остапчука и бешеными скачками Земфиры по сцене… „Небомореоблака“ решена в минималистичной аранжировке с преобладанием клавиш. „Прогулка“ все такая же заводная — только стала ещё злее» .
В целом, Земфира выступила в «минималистическом» духе, с присутствием баса, гитары, клавишных, драм-машины и редких «живых» ударных. Ярослав Забалуев также посчитал, что «если в прошлой инкарнации источником её [Земфиры] вдохновения служила ранняя Пугачёва , то теперь, судя по набору инструментов, дизайнерской майке и большим чёрным очкам, артистка строит имидж по Элисон Моссхарт — вокалистке The Kills и The Dead Weather , которую за взрывной нрав и мощный голос временами прочат в новые Дженис Джоплин » .
На сайте Муз-ТВ было объявлено, что Земфира исполнит песню во время выступения на премии . Арман Давлетяров, директор премии и музыкальный директор Муз-ТВ, рассказал в интервью Toppop.ru, что Земфира будет хедлайнером церемонии и почему именно её решили пригласить на премию. «Впервые в истории Премии закрывать её будет российский исполнитель. Уже стало традицией, что в конце шоу на сцену выходит западный артист и красиво завершает церемонию. Но мы всё-таки национальный канал о популярной культуре, вот почему мы решили доверить эту роль отечественной звезде. Земфира — одна из немногих, кто достоин это сделать. Кроме того, именно её несколько лет подряд ждали и просили наши зрители, более взрослая часть аудитории. Земфира — нечастый гость на концертных площадках, но, к счастью, нам удалось с ней договориться», — рассказал Давлетяров .
Выступление получило позитивные отзывы от критиков. Гуру Кен писал, что «шершавый сет на „Максидроме“ пошёл ей [Земфире] явно на пользу — она учла все ошибки, ощутила стадионный нерв и … стала гораздо спокойнее. Тут-то все и получилось. Когда Земфира сжимает свою энергию внутри (а не суетится), получается мощнейший посыл. Особенно заметно это по заключительной песне Цоя „Спой вместе со мной“ — больше никакого мальчишеского вызова соперникам и соперницам, только сила, уверенность и дребезжание чайных ложек перед всесокрушающим смерчем. Это было спето так, как поют исключительно большие артисты» . Борис Барабанов в газете «Коммерсантъ» писал, что певица улыбалась, наслаждалась музыкой и новыми аранжировками песен. «На „Максидроме“ была вроде бы её публика, но не повезло со звуком, на премии „Муз-ТВ“ техника была в порядке, но подкачали зрители. Осталось теперь дождаться, чтобы все просто совпало», — отмечал автор .
Земфира выступила в качестве хэд-лайнера на «Пикнике Афиши» 23 июля 2011 года. Выступление состоялось на главной сцене, начавшись в 20:50 по московскому времени . Сет-лист, как и во время предыдущих выступлений открыла песня «Без шансов». Всего было исполнено пятнадцать композиций . Также на концерте была исполнена новая композиция «Деньги» . Полный сет-лист выступления составили следующие композиции (в порядке исполнения): «Без шансов», «Скандал», «Ощущенья», «Небомореоблака», «Прогулка», «Сигареты», «Главное», «Мачо», «Я полюбила вас», «Австралия», «Деньги», «Кто?», «Ромашки», «Блюз» и «Хочешь?».
Информационное агентство РИА Новости сообщало, что «публика приняла певицу с восторгом, оккупировав, в лучших зарубежных традициях, не только все пространство перед сценой, но и прилегающие склоны» . Сергей Мудрик в журнале Fuzz также отмечал, что выступление певицы собрало наибольшее количество публики. У журналиста остались смешанные впечатления от выступления, причины которых он видел в том, что Земфира исполнила слишком разнообразный «букет» песен, собранный из разных программ . Никита Новиков из радиостанции « Голос России » писал, что исполнение вышло невыразительным и Земфире «даже не всегда удавалось петь в полную силу». Объяснением этого послужило признание певицы, что она давно не выступала вживую и существовали проблемы со звуком . Михаил Марголис в « Известиях » посчитал, что «старые вещи Земфира продолжает упорно упаковывать в скупую холодную электронику с индустриальным, а порой и трип-хоповым отблеском». Тем не менее он отмечал, что в выступлении были видны зачатки новой концертной программы, которая начала обретать свой эмоциональный фон .
В работе над песней принимали участие:
|
|
Страна/территория (Чарт) | Высшая позиция |
---|---|
Красная звезда . Народный чарт | 2 |
Красная звезда . Экспертный чарт | 1 |
Красная звезда . Чарт продаж | 12 |
Красная звезда . Сводный чарт | 39 |
Красная звезда . Радиочарт | 78 |
Год | Награда | Номинированная работа | Категория | Результат |
---|---|---|---|---|
2012 | Чартова дюжина | «Без шансов» | Музыка | Победа |
Поэзия | Номинация | |||
Песня | Номинация |
Издание | Страна | Рейтинг/список | Год | Источник |
---|---|---|---|---|
« Афиша » | Россия | «Итоги 2011: Песни года» | 2011 | |
Apelzin.ru | Россия | «100 лучших песен 2011 года» (56 место) | 2011 |
{{
cite AV media notes
}}
: Википедия:Обслуживание CS1 (другое в cite AV media (notes)) (
ссылка
)