Добро пожаловать в Гармонию
- 1 year ago
- 0
- 0
«Добро пожаловать в Чечню» ( англ. Welcome to Chechnya) — документальный фильм режиссёра о преследованиях гомосексуальных людей в Чечне , вышедший в 2020 году на телеканале HBO . Картина рассказывает истории нескольких ЛГБТ -людей, пытающихся тайно уехать из России, и активистов, которые помогают им . Одним из центральных героев фильма является Максим Лапунов — первый человек, открыто заявивший, что стал жертвой пыток в Чечне из-за гомосексуальности .
В фильме впервые в документальном кино использована технология замены лиц героев на лица актёров из соображений безопасности . Фильм получил положительные отзывы как западных, так и российских критиков . Мировая премьера картины прошла на кинофестивале « Сандэнс » в 2020 году, где она получила специальный приз жюри за монтаж . Кроме этого, фильм получил несколько наград, включая приз зрительских симпатий на Берлинском кинофестивале .
Фильм рассказывает о систематических пытках и убийствах ЛГБТ-людей в Чечне и показывает фрагменты тайной эвакуации ЛГБТ-людей, организованной российскими активистами . Активисты Давид Истеев, координатор программы «Экстренная помощь» Российской ЛГБТ-сети , и Ольга Баранова, сотрудница Московского комьюнити-центра, вывозят людей во временные в Москве или в других странах . Сначала показываются общие механизмы эвакуации, а затем — истории конкретных людей . В начале фильма Истеев рассказывает о том, как в 2017 году начались массовые пытки: после изъятия телефона у мужчины, задержанного в ходе антинаркотического рейда, полицейские выяснили, что он гей, и потребовали от него сообщить о других знакомых гомосексуалах .
Нарратив фильма фокусируется в основном на двух историях: лесбиянки «Ани», дочери чеченского чиновника, которую собственный дядя пытался заставить заниматься с ним сексом в обмен на неразглашение секрета о её гомосексуальности, и гея «Гриши» (Максима Лапунова), которого пытали в «тюрьме для геев» . «Аню» вывозят из Чечни, после чего ей приходится несколько недель ждать визу на конспиративной квартире . В конце концов она не выдерживает изоляции и сбегает; с тех пор активисты ничего не знают о её судьбе . «Гриша» вместе с партнёром и семьёй уезжает из России , а затем становится первым человеком, который открыто и официально заявляет о том, что стал жертвой пыток в Чечне из-за своей гомосексуальности . В фильме кратко описывается история чеченского певца Зелимхана Бакаева , который исчез в 2017 году при невыясненных обстоятельствах .
Значительная часть картины посвящена повседневной жизни в убежищах, где люди ждут возможности окончательно выехать из России . Помимо съёмок собственно операций по вывозу людей, в фильме есть интервью традиционного формата с жертвами пыток . В фильм включено несколько любительских видео, запечатлевших эпизоды пыток и убийств ЛГБТ-людей в Чечне, в которых в том числе видны убийство девушки родственником, избиение двух мужчин, которые, предположительно, целовались в машине, и изнасилование мужчины . Эти видеоролики были переданы Франсу ЛГБТ-активистами . В фильм включён фрагмент интервью с главой Чеченской Республики Рамзаном Кадыровым , в котором тот заявляет журналистам, что в Чечне «нет таких [гомосексуальных] людей» . Картина заканчивается сообщением, что активистам «Российской ЛГБТ-сети» удалось вывести из Чечни 151 беженца; 44 из них были приняты в Канаде , администрация Дональда Трампа не приняла ни одного человека . На титрах звучит песня «Rolling Stone» музыканта Thomas Mraz . По словам съёмочной команды, эту песню они услышали от одного из героев фильма, переехавшего в Торонто — для него она символизировала надежду на будущее .
Дэвид Франс впервые заинтересовался темой преследования ЛГБТ-людей в Чечне и историями активистов, помогающих им уехать, в 2017 году, прочитав статью Марии Гессен в The New York Times . До этого он уже снял две документальные картины, посвящённые проблемам ЛГБТ-людей: « » и « » . Франс связался с Ольгой Барановой, которая пригласила его в Москву . После долгих переговоров Франс сумел договориться с активистами о съёмках в убежище для вывезенных людей в Москве . Многие люди, бывшие в убежище, отказались сниматься из соображений безопасности, некоторые сначала согласились, но уже после съёмок попросили не включать материал с ними в фильм . Участвовать в съёмках согласилось двадцать три человека . Франс пригласил к работе над проектом оператора Аскольда Курова, который до этого снимал документальный фильм « » о российских ЛГБТ-подростках . Работа над фильмом началась в июле 2017 года; съёмки продолжались до февраля 2019 года . По словам Франса, он провёл на съёмках с активистами около 18 месяцев . Практически все сцены фильма снимались тайно, на скрытые камеры типа GoPro или встроенные камеры смартфонов; с них же записывался звук . Съёмочная группа состояла только из Франса и Курова; «снимали в основном на простенькую камеру для туристов, которая через bluetooth была подключена к мобильнику Аскольда, и он мог настраивать фокус и кадрировать, в то время как со стороны казалось, что он с кем-то переписывается» . Бо́льшая часть сцен в Чечне была отснята без непосредственного участия Франса; он приехал в Чечню только один раз, для съёмки истории «Ани» , которая снималась не Куровым, а другим оператором . Съёмочная группа соблюдала определённые правила безопасности, чтобы не привлекать внимания и не раскрывать своего статуса . Группа провела в России около восемнадцати месяцев, отсняв более ста часов материалов . При последующей работе с отснятым материалом команда также следила за тем, чтобы никто не мог получить доступ к необработанным файлам, на которых видны настоящие лица героев. Материал переносился на зашифрованных дисках; компьютеры, на которых шёл монтаж, не были подключены к Интернету. Вместо делегации части работы на аутсорс весь процесс обработки контролировался централизованно .
Во время съёмок в убежище в Москве Франс заинтересовался историей Максима Лапунова (в первой части фильма «Гриша»), который планировал впервые открыто обратиться в российскую полицию о пытках в Чечне . Лапунов долгое время отказывался показывать своё лицо и был недоволен постоянными съёмками. Позже он рассказал следующее: «Никто не понимал вообще даже, что из этого всего выйдет. Я, честно говоря, даже не знал, кто такой Дэвид Франс, пока уже не съездил на премьеру в Америку. И тогда, конечно, я понял: „Вау! А я тут на него, значит, ещё ругался очень сильно“» . В итоге Лапунов написал заявление в полицию, и в фильм вошёл фрагмент пресс-конференции, на которой он впервые рассказал свою историю общественности . Во время показа съёмки пресс-конференции с лица Лапунова исчезает маска актёра, и зрителю впервые показывают его настоящие лицо и имя . В фильм не вошёл материал, показывающий жизнь беженцев на новом месте; при монтаже Франс решил сосредоточиться на «преступлениях в Чечне и работе активистов» .
Франс рассказал, что бюджет фильма оказался сравнительно большим из-за затрат на обеспечение безопасности. Съёмочную группу консультировали специалисты по безопасности, знакомые с принципами работы спецслужб . По словам Франса, производство фильма спонсировали НКО , поддерживающие независимое кино, а также частные лица, семейные и публичные фонды, в числе которых Фонд Форда , Sundance Documentary Fund и Bertha Foundation . Члены команды, работавшей над фильмом, из-за эмоциональной нагрузки после окончания монтажа проходили реабилитацию с психологом .
Для обеспечения анонимности героев фильма, находившихся в убежище в Москве, Франс пообещал скрыть их лица с помощью компьютерных эффектов . Ему пришлось искать способы органично скрыть их лица и одновременно сохранить оригинальные эмоции, чтобы эффекты не отвлекали зрителя и не вызывали у него эффект «зловещей долины» . Изначальной идеей была анимация в технике « ротоскопия », но от неё отказались, посчитав, что она не прячет лица, а напротив, карикатурно подчёркивает черты героев . Затем Франс обратился к специалистам по «зловещей долине» из Дартмутского колледжа и одного из нью-йоркских университетов . В итоге лица героев были заменены лицами реальных актёров с помощью специальной технологии, схожей с приёмом « дипфейк », которая до этого никогда не применялась в кинематографе . В интервью изданию Time Франс назвал эту технологию «подменой лиц» ( англ. face doubling) . «Донорами» лиц стали 22 человека, большинство из них — ЛГБТ-активисты Нью-Йорка . Лица некоторых активистов были использованы сразу для нескольких героев , так что в итоге «замаскированы» оказались 23 героя фильма . На студии в Бруклине активистов снимали с помощью девяти камер, чтобы запечатлеть их выражения лиц . Работу осложняли маленькое разрешение и визуальные артефакты сжатия видеоматериала, отснятого на непрофессиональные камеры . Для наложения лиц актёров было разработано специальное программное обеспечение . Процессом руководил специалист по спецэффектам Райан Лейни . Монтаж и добавление компьютерных эффектов осуществляли в США , работа заняла десять месяцев . Среди тех персонажей, чьи лица не были изменены эффектами, — активисты Ольга Баранова и Давид Истеев, а также один из родственников «Гриши» .
Франс заявил следующее: «Это позволяет моим героям самим рассказывать свои истории. И это возвращает им человечность таким способом, который было бы невозможно использовать в других обстоятельствах» . Вокруг наложенных лиц создан небольшой ореол, который, по задумке авторов, позволяет зрителю интуитивно понять, что это не настоящее лицо . По словам Лейни, авторы хотели избежать ассоциаций с темой «дипфейков» и « фальшивых новостей », суть которых заключается в том, чтобы обмануть зрителя . В начале фильма есть сообщение о присутствии эффекта наложения лиц . Такая же технология использовалась несколько раз в фрагментах чужих видеороликов, вставленных в фильм; для одного из героев такого видео использовали лицо самого Франса . Реплики некоторых героев были переозвучены, а вместо реальных имён в фильме использовались кодовые имена . Использование подобной технологии стало новаторским приёмом в документальном кино .
Премьера картины прошла в январе 2020 года на кинофестивале «Сандэнс» , где она получила восторженные отзывы . Второй раз фильм показали на Берлинском кинофестивале ; некоторые фестивальные показы сорвались из-за пандемии COVID-19 . 30 июня 2020 года фильм показали на телеканале HBO ; он также стал доступен для просмотра в онлайн-сервисах и HBO Max . Франс рассказал, что хотел, чтобы фильм вышел в июне — в месяце ЛГБТ-прайда .
По словам Франса, фильм показывали мировым политикам, в том числе в парламентах европейских стран, в Европарламенте , в Капитолии США и в ООН . С начала 2020 года велись переговоры о возможном показе картины в России, в том числе на кинофестивалях « Артдокфест » и « Бок о бок » . В сентябре—октябре фильм можно было посмотреть онлайн в рамках Одесского международного кинофестиваля . Вскоре после выхода на HBO в течение некоторого времени в Рунете были доступны пиратские копии фильма .
16 ноября 2020 года Русская служба Би-би-си провела онлайн-премьеру фильма в России, опубликовав его на своём канале в YouTube . Фильм стал доступен для просмотра в странах, на показ в которых Русская служба Би-би-си получила права: помимо России, это Армения , Азербайджан , Беларусь , Грузия , Казахстан , Кыргызстан , Молдова , Таджикистан , Туркменистан , Узбекистан и Украина .
«Добро пожаловать в Чечню» получил положительные отзывы прессы. На сайте-агрегаторе рецензий Rotten Tomatoes фильм имеет рейтинг одобрения 100 %, основанный на 69 отзывах . На агрегаторе Metacritic фильм имеет рейтинг 86 из 100, основанный на рецензиях 17 критиков .
Журналисты отмечали, что фильм может привлечь внимание мировой общественности к проблеме преследования ЛГБТ-людей в Чечне . Франс заявил, что надеется, что фильм «вбросит эту историю обратно в заголовки СМИ» .
Многие англоязычные критики назвали фильм «документальным триллером» из-за тайных съёмок и постоянной опасности, в которой находятся герои фильма ; Алонсо Дюральде в рецензии для Rolling Stone назвал его «фильмом ужасов, но вместе с тем коллективным проявлением мужества» . Лея Гринблатт из Entertainment Weekly посчитала, что фильм «шокирует — как и должен. Но <…> в нём также обнаруживаются моменты нежности и юмора, и в конце даже немного надежды» . Гай Лодж в рецензии для издания Variety назвал фильм «душераздирающим, но согревающим сердце» и «тревожным документальным триллером» . Дэвид Руни в статье для The Hollywood Reporter назвал фильм «правдивым, эмоционально заряженным и зачастую пугающим» . Жанетт Кэтсулис в рецензии для The New York Times назвала фильм «волнующим и жизненно важным обвинением в массовых преследованиях» . Ноэл Мюррей из The A.V. Club посчитал, что «самое выдающееся <…> — это трезвый взгляд многих жертв на то, что с ними происходит. Некоторые из них даже не слишком винят своих мучителей, а осознают себя частью долгой традиции авторитарных режимов, которые укрепляют свою власть, находя „других“ людей и унижая их» . Некоторые критики особо выделили монтаж Тайлера Уока .
Некоторые русскоязычные издания называли «Добро пожаловать в Чечню» одним из лучших документальных фильмов года . Портал Film.Ru включил его в число лучших картин первой половины 2020-го года, назвав его «не только одним из лучших документальных фильмов года, но и вообще одним из важнейших фильмов последних лет» .
Многие журналисты отметили технологию замены лиц героев : её называли «визионерской» и «гениальной» . Гай Лодж посчитал, что «исчезновение компьютеризированного лица [Максима Лапунова] во время напряжённой пресс-конференции <…> — один из драматичных моментов фильма, заставляющий задержать дыхание» , эту сцену особо выделили и другие рецензенты . Джошуа Роткопф в статье The New York Times , посвящённой использованию технологии «дипфейк» в документальном кино, заметил, что «эффект [в „Добро пожаловать в Чечню“] никогда не работает достаточно плавно. Но, возможно, он и не должен» . Джуд Драй из IndieWire посчитала, что эффект от наложения лиц актёров «зловеще жизнеподобен и позволяет зрителю установить эмоциональную связь со смелыми мужчинами и женщинами, показанными на экране» .
На кинофестивале « Сандэнс » в январе 2020 года Тайлер Уок был удостоен специальным призом жюри за монтаж . Кроме того, «Добро пожаловать в Чечню» был номинирован в категории документальных фильмов, но не получил награды .
В рамках 70-го Берлинского международного кинофестиваля активисты Давид Истеев, Ольга Баранова и Максим Лапунов, изображённые в фильме, были удостоены премии «Тедди» за вклад в освещение проблемы преследования гомосексуальных людей , а сам фильм выиграл приз зрительских симпатий (программа «Панорама») и приз «Amnesty International Film» международной организации Amnesty International . На Международном фестивале документального кино в Салониках в мае 2020 года фильм получил главную награду — «Золотого Александра» , а также награду Международной федерации кинопрессы и награду Mermaid Award как лучший фильм, связанный с ЛГБТ . В апреле 2021 года фильм был номинирован за « » на премию Общества специалистов по визуальным эффектам , номинирован как «Выдающийся документальный фильм» на премию GLAAD Media Awards и как «Выдающееся достижение режиссуры в документальном кино» на премию Гильдии режиссёров Америки . В июне 2021 года фильм стал лауреатом премии BAFTA в номинации International (с англ. — «Международное [кино]») .
В ноябре 2020 года фильм получил награду за продюсирование на кинофестивале . В январе 2021 года Дэвид Франс, съёмочная команда и активисты были удостоены премии «Мужество в бою» ( англ. Courage under Fire) .
Фильм вошёл в шорт-лист кинопремии « Оскар » 2021 года в номинациях « Лучший документальный полнометражный фильм » и « Лучшие визуальные эффекты » . «Добро пожаловать в Чечню» стал первой в истории премии документальной картиной, вошедшей в шорт-лист номинации «Лучшие визуальные эффекты» . В окончательный список номинантов картина не попала .
В июне 2021 года «Добро пожаловать в Чечню» стал одним из фильмов, получивших премию « Пибоди » в номинации «Документальное кино» . В августе фильм был номинирован на прайм-тайм премию «Эмми» в номинации ( англ. Exceptional Merit In Documentary Filmmaking) . Фильм также получил премию HCA TV Awards в номинации «Лучший телевизионный документальный фильм или сериал» ( англ. Best Broadcast Network or Cable Docuseries, Documentary Television Movie, or Non-Fiction Series) . В сентябре было объявлено, что Дэвид Франс и Райан Лейни, специалист по эффектам, получат премию жюри «За творческий подход и новаторство» ( англ. Judges Award for Creativity and Innovation) HPA Awards от .
Максим Лапунов, ставший одним из главных героев фильма, рассказал в интервью телеканалу « Дождь », что фильм его впечатлил, и что, по его мнению, фильм показывает реальные события «достаточно точно» .
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков в июле 2020 года заявил, что политики в Кремле не собираются знакомиться с фильмом. Он прокомментировал его выход так: «Если вы считаете, что Кремлю нужно все бросить и знакомиться на HBO с сериалом про геев в России, сообщите нам. Мы считаем, что у нас много других, более важных дел. Я бы не преувеличивал значение подобных сериалов» .
Власти Чечни не отреагировали на выход фильма, но на государственном телеканале « Грозный » вышел сюжет, в котором журналисты обвинили Франса в клевете и попытке «очернить самый стабильный регион России» . Режиссёр-сценарист Анзор Юшаев в интервью «Чечня сегодня» резко раскритиковал фильм ещё до его выхода, назвав Франса «горе-режиссёром» . Правозащитница Хеда Саратова заявила, что фильм не основан на фактах и снят для «очернения чеченского народа» . Режиссёр Беслан Терекбаев также посчитал, что фильм показывает лживые события, вместе с тем заявив, что технически он сделан профессионально .
В августе 2020 года вышел выпуск YouTube-шоу Straight Talk with Gay People под названием «Чеченская война с ЛГБТ», посвящённый фильму и событиям, которые он описывает . Ведущий, журналист Карен Шаинян , в выпуске разговаривал в том числе с авторами и героями фильма «Добро пожаловать в Чечню» .