Interested Article - Санджиев, Никита Амолданович

Никита Амолданович Санджиев ( 10 января 1924 , Бор-Нур , Манычский улус , Калмыцкая АО 1994 , Москва , Россия ) — скульптор , народный художник РСФСР , заслуженный деятель искусств Калмыцкой АССР , лауреат Государственной премии Калмыцкой АССР имени О. И. Городовикова .

Основоположник современного профессионального калмыцкого пластического искусства. Считается первым калмыцким профессиональным скульптором . Создатель многочисленных скульптурных и архитектурных композиций, получивших статус объектов культурного наследия Калмыкии , в том числе мемориала героев Гражданской и Великой Отечественной войн , памятника воинам 28-й армии , памятника Оке Городовикову (все — Элиста ), скульптуры « Чабан с собакой » ( Приютненский район ), мемориала «Скорбящая мать» ( Яшкуль ).

Биография

Ранние годы

Никита Санджиев родился 10 января 1924 года в семье чабана в посёлке Бор-Нур . Родители назвали сына Никитой — в честь русского односельчанина, первым переступившим порог дома после недельной метели. Первые годы Никита провёл в степях, рядом с отарой и отцом. Он рано лишился родителей, в 1937 году был определён в детский дом в Вознесеновке . После семи классов из детдома его перевели в школу-десятилетку, расположенную в граничащий с Астраханской областью Приволжский район Калмыкии. Там он впервые увидел Волгу , а затем в августе 1938 вместе с группой отличников в качестве награды посетил Москву .

В 1941 году семнадцатилетний Санджиев подал заявление об отправке на фронт, однако его направили в Астраханское авиационное училище, где готовили военных авиамехаников. В 1942, попав в число лучших выпускников, он был зачислен в спецшколу пилотов Гражданского Воздушного Флота, а затем в Высшую школу военных лётчиков им. Героя Советского союза В. С. Хользунова в Кировабаде . После депортации калмыков 1944 года Санджиев оказался в Новосибирской области .

Сибирский период

После войны Санджиев работал электромонтёром в одном из совхозов рядом с Новосибирском . Однажды он сорвался с электрического столба и сильно повредил ногу. После выздоровления руководство совхоза предложило ему место кассира в местном клубе. Там помимо основной работы он оформлял афиши и совхозную стенгазету и всё свободное время занимался рисованием. Со временем на его работы обратили внимание в областном Доме народного творчества. На выставке работ самодеятельных художников, где были представлены несколько акварелей и рисунков, Санджиеву довелось познакомиться с эвакуированным из Москвы скульптором Д. С. Соколовским. В дальнейшем тот принял деятельное участие в судьбе начинающего художника. Благодаря его протекции Санджиеву удалось в 1946 году устроиться в бутафорский цех Новосибирского театра оперы и балета .

Работа под руководством А. Г. Гомулина, ученика знаменитого скульптора-анималиста Артемия Обера , и постоянное общение с художниками и артистами постепенно втянули Санджиева в творческий мир Новосибирска. Параллельно с работой Санджиев продолжал трёхгодичные занятия в студии при Доме народного творчества. На «постоянное стремление к поиску внутренней структуры вещей» молодого художника обратила внимание новый руководитель студии — скульптор Вера Штейн . Она подтолкнула Санджиева к ваянию и стала его первым педагогом. У Гомулина Санджиев научился технологии ваяния: лепному моделированию, формовке, отливке и окончательной отделке. C 1949 года Санджиев работал скульптором в архитектурно-скульптурных мастерских при Новосибирском товариществе художников. Там он изготавливал лепные карнизы, фризы и декоративные рельефы для многих зданий Новосибирска, исполненных в стиле сталинского ампира , и очень быстро стал признанным лепщиком .

В 1950 году Санджиева пригласили в Рубцовск в Алтайском крае . Там он занял должность главного специалиста по лепным работам в местном строительном тресте и вёл крупные оформительские работы на Алтайском тракторном заводе . Переехав в 1952 году в Кемерово , Санджиев работал в местном художественном фонде и впервые обратился к станковой скульптуре — фактически именно тогда началась творческая биография Санджиева как скульптора. Он впервые принял участие в областной художественной выставке наравне с известными мастерами и был тепло принят критикой .

Белорусский период

По совету товарищей Санджиев решил получить художественное образование. В поисках места он побывал в Москве, Ленинграде , Прибалтике , в 1956 году приехал в Минск , но опоздал к приёму в училище. В местном художественном фонде ему также отказали в работе, сославшись на отсутствие образования, но посоветовали обратиться к известному скульптору и одному из руководителей Союза художников Белоруссии Заиру Азгуру . Тот предложил в качестве единственного выхода представить на суд художественного совета хотя бы одну работу Санджиева, после чего может быть принято решение о внеочередном зачислении. Санджиеву выделили место в мастерской скульптора В. Полийчука. Вскоре его портрет пожилой женщины увидели Азгур и народные художники Белорусской ССР Алексей Глебов и Андрей Бембель , которые рекомендовали принять Санджиева в художественный фонд в качестве исключения как художника, подающего большие надежды .

В 1956—1959 годах Санджиев работал скульптором в Белорусском отделении Художественного фонда СССР и учился в Минском художественном институте . Уже в 1957 году его скульптурная двухфигурная композиция «Cталевары», также известная как «Дружба», экспонировалась на Всесоюзной художественной выставке в Москве. Работа неоднократно репродуцировалась, а её изображения печатались на открытках, благодаря чему она приобрела широкую известность. В том же году Санджиев приняли в Союз художников СССР , не дожидаясь истечения обязательного трёхлетнего кандидатского стажа .

В 1958 году Санджиев создал скульптурную группу красноармейцев-будённовцев, названную «Письмо в родные края» и позже многократно копировавшуюся для музеев СССР. К завершению белорусского периода в 1959 году, когда скульптор вернулся в Элисту, он сложился как убеждённый соцреалист и определил для себя любимый жанр — композиционная скульптура и психологический портрет. Вся дальнейшая творческая деятельность Санджиева была связана с Калмыкией .

Калмыцкий период

В калмыцкий период Никита Санджиев достиг вершин профессионального признания. В год возвращения в Элисту ему было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств Калмыцкой АССР». В 1960 году он стал председателем оргбюро Союза художников Калмыцкой АССР и возглавлял его на протяжении 11 лет. С 1964 по 1974 годы был членом выставочного комитета зоны «Большая Волга» РСФСР. В 1968—1972 годы входил в члены правления Союза художников РСФСР . В 1970—1976 годы награждался творческими командировками в Монголию .

За десятилетия творчества Санджиев создал галерею скульптурных портретов деятелей культуры Калмыкии, её учёных, трудящихся, ветеранов Октябрьской революции и Отечественной войны . На смену психологически разработанным произведениям 1960-х годов («Домбристка», «Старик из Бор-Нура», «Портрет пожилой женщины») в 1970-е приходят строгие образы военных героев («Участник гражданской и Великой Отечественной войн М. Т. Бимбаев», «Портрет ветерана Н. В. Бадьминова», «Портрет Героя Советского Союза М. А. Сельгикова»). На протяжении всего периода 1960—1980-х годов Санджиев продолжает фиксировать в скульптурных образах представителей калмыцкой интеллигенции (поэт Давид Кугультинов , писатели Санджи Каляев и Хасыр Сян-Белгин , драматург Баатр Басангов , врачи П. Жемчуев и Ю. Эренценов, филолог Ц.-Д. Номинханов). Одновременно на его счету несколько монументальных произведений, среди которых наиболее известны элистинские военные мемориалы и памятники Оке Городовикову и Александру Пушкину .

В творчестве Санджиева заметно постоянное желание отбросить всё лишнее, добиться максимальной выразительности минимальными средствами. Часто — как в серии портретов ветеранов революционного движения — его «скупые и сдержанные пластические приёмы» дополнительно помогали показать стойкость и целеустремлённость характеров. Скульптор часто чередовал работу с натуры с работой по памяти, иногда по многу раз переделывая произведение в поисках верного решения. В то же время он стремился максимально полно сохранить первое впечатление от натуры и часто завершал работу за один подход — так, за три часа на чабанской стоянке он вылепил портрет героя Социалистического труда С. Д. Дорджиева и после отправил на выставку без дополнительной студийной доработки. В своих произведениях скульптор демонстрировал высокое техническое владение приёмами художественной обработки различных материалов, работая в равной степени с деревом и гипсом, с терракотой и металлом .

Военные монументы

Мемориальный комплекс героев Гражданской и Великой Отечественной войн в Элисте

В 1965 году в парке « Дружба » был открыт мемориальный комплекс в честь 20-летия победы в Великой Отечественной войне . Санджиев совместно с архитекторами И. Н. Андреенко и братьями Мингияном и Джангаром Пюрвеевыми участвовал в его создании. Позади трёх титановых пилонов -«штыков» на входе в мемориал и лестницы, ведущей к захоронениям и Вечному огню, находится центральная композиция ансамбля — скульптурная группа из пяти трёхметровых обобщённых портретов людей Калмыкии: бойцов революции, Гражданской и Великой Отечественной войны и двух портретов юноши и девушки как символов погибших в войну гражданских людей .

К 25-летию освобождения Элисты от немецких войск в 1968 году на северо-восточной окраине города у автотрассы Элиста — Волгоград был открыт памятник воинам 28-й армии , созданный Н. А. Санджиевым и архитектором М. Б. Пюрвеевем. Центральным элементом монумента является танк Т-34 . Рядом с ним сооружена стела с рельефным изображением танкиста, лётчика и пехотинца и текстом, в котором перечислены освобождавшие город воинские части .

Памятник Городовикову

Памятник Оке Городовикову в Элисте

На протяжении многих лет Санджиев хотел создать памятник герою Калмыкии и Советского Союза Оке Городовикову . С пожилым генералом скульптору удалось увидеться единожды и ненадолго — в его последний приезд в Элисту. В 1956 году Санджиев создал бюст Городовикова для краеведческого музея, и в этой работе ему помогал хорошо помнивший генерала командир 1-й Конной армии маршал С. М. Будённый . В дальнейшем Санджиев посетил хутор Мокрая Эльмута , откуда происходил Городовиков, а также станицу Будённовскую (прежде — станица Платовская), где работал музей 1-й Конной армии. По заказу местного Дома культуры он создал групповой портрет в натуральную величину двух соратников по революционной борьбе — Городовикова и Будённого. Дальнейшие творческие поиски привели к созданию яркого портрета Городовикова с головой лошади, исполненного в дереве .

В 1976 году состоялось открытие конного памятника Оке Городовикову в центре Элисты на площади, названной в честь полководца. Создавая динамичную конную скульптуру, Санджиев долгое время работал на конезаводе, изучая анатомию лошадей. Он также был одним из тех, кто поддержал идею отказаться от традиционного постамента в пользу степного кургана. Скульптор отказался от идеи вложить саблю в воздетую руку всадника, мотивируя это тем, что Ока был не только военным, но и общественным деятелем, а сам памятник находится в центре мирного города .

Основные работы

Мемориалы

Памятники

Памятник « Чабан с собакой » на границе Калмыкии и Ставропольского края

Станковая скульптура

Скульптурные портреты

  • «Портрет Б. Басангова» (тонированный гипс, 1959 год) — в собственности Калмыцкого драматического театра ;
  • «Дедушка Сайко» (тонированный гипс, 1961 год) — в собрании КГКГ ;
  • «Портрет молодого человека» (тонированный гипс, 1962 год) — в собрании КГКГ ;
  • «Домбристка» (1964 год) ;
  • «Старик из Бор-Нура» (литье, металл, 1965 год) — в собрании КГКГ ;
  • «Портрет С. Д. Харечко» (1962 год) ;
  • «Портрет Героя Советского Союза Э. Т. Деликова » (тонированный гипс, 1964 год) в собрании Республиканского краеведческого музея им. Н. Н. Пальмова ;
  • «Портрет О. И. Городовикова» (1956 год) ;
  • «Портрет Б. Манджиевой» (1962 год) ;
  • «Портрет Д. В. Сычева» (1963 год) ;
  • « Джангарчи » (1964 год) ;
  • «Домбристка» (тонированный гипс, 1968 год) — в коллекции художника ;
  • «Портрет Нармы Шапшуковой » (дерево, 1977 год) ;
  • «Портрет Заслуженного врача РСФСР и Калмыцкой АССР П. П. Жемчуева» (литье, алюминий, 1964 год) — в собрании КГКГ ;
  • «Портрет С. М. Буденного» (дерево, 1967 год) — в собрании КГКГ ;
  • «Участник Гражданской войны Э. А. Кулешов» (дерево, 1965 год) — в собрании КГКГ ;
  • «Портрет Д. Н. Кугультинова » (дерево, 1974 год) — в собственности Министерства культуры РСФСР ;
  • «Портрет участника Гражданской войны С. Селигеева» (бетон, тонированный гипс, 1962 год) — в коллекции художника ;
  • «Портрет О. И. Городовикова с головой лошади» (1970 год)
  • «Портрет народного поэта Калмыцкой АССР С. К. Каляева » (мрамор, 1970 год) — в собрании КГКГ ;
  • «Портрет доктора филологических наук Ц.-Д. Номинханова» (мрамор, 1971 год) — в собрании КГКГ ;
  • «Портрет Героя Социалистического Труда гуртоправа Б. Д. Очирова» (тонированный гипс, 1973 год) — в собрании КГКГ ;
  • «Портрет поэта Х. Б. Сян-Белгина » (гипс, 1974 год) — в коллекции художника
  • «Портрет участника Гражданской и Великой Отечественной войн М. Т. Бимбаева» ( терракота , 1975 год) — в собрании КГКГ ;
  • «Участник Великой Отечественной войны Н. В. Бадьминов» (дерево, 1976 год) — в собрании КГКГ ;
  • «Портрет Заслуженного врача РСФСР и Калмыцкой АССР Ю. С. Эренценова» (литье, металл, 1977 год) — в собрании КГКГ ;
  • «Портрет Героя Социалистического Труда Ф. М. Дедова» (литье, металл, 1978 год) — в собрании КГКГ ;
  • «Портрет Героя Советского Союза М. А. Сельгикова » (тонированный гипс, 1979 год) — в коллекции художника ;
  • «Портрет участника Гражданской и Великой Отечественной войн О. Эльзятинова» (тонированный гипс, 1980 год) — в собрании КГКГ ;
  • «Портрет Героя Социалистического Труда С. Д. Дорджиева» (литье, металл, 1980 год) — в собрании КГКГ ;
  • «Ээж (бабушка)» (литье, алюминий, 1980 год) — в собрании КГКГ ;

Награды и звания

Семья

У Никиты Санджиева было трое детей:

Память

К первому сентября 2015 года в школе № 12 Элисты открыли бюст Никиты Санджиева работы заслуженного художника России Владимира Васькина и литейщика Сергея Коробейникова .

Примечания

Комментарии
  1. В биографиях советского периода факт депортации не упоминается.
  2. В части современных источников утверждается, что Санджиев в Новосибирске работал лётчиком авиагруппы Главсибпрома .
  3. Для произведений станковой скульптуры и скульптурных портретов указано местоположение по данным на 1984 год — дату выхода последней и наиболее полной работы о творчестве Никиты Санджиева за авторством В. А. Дейнеги.
Источники
  1. Борис Шагаев. // «Элистинский курьер» : информационно-рекламная газета. — Элиста, 2014. — № 12 (273) . — С. 9 . 8 февраля 2017 года.
  2. ↑ , с. 62.
  3. , с. 6.
  4. Ольга Эняева, Эрдни Эрендженов. (неопр.) . ГТРК «Калмыкия» (14 марта 2014). Дата обращения: 4 февраля 2017. 7 февраля 2017 года.
  5. ↑ , с. 8.
  6. , с. 6-7.
  7. ↑ , с. 8.
  8. (неопр.) . Национальный музей Республики Калмыкия (9 января 2014). Дата обращения: 4 февраля 2017. 7 февраля 2017 года.
  9. , с. 8-9.
  10. , с. 8-9.
  11. , с. 9.
  12. , с. 9-10.
  13. , с. 10-12.
  14. , с. 10.
  15. ↑ , с. 12.
  16. , с. 12-15.
  17. , с. 11-17.
  18. , с. 15-27.
  19. (неопр.) . Общественно-политическая газета «Хальмг үнн» («Калмыцкая правда») (12 августа 2014). Дата обращения: 4 февраля 2017. 7 февраля 2017 года.
  20. , с. 12-14.
  21. , с. 23-24.
  22. (неопр.) . Центральная городская библиотека им. А. С. Пушкина. Дата обращения: 4 февраля 2017. 7 февраля 2017 года.
  23. , с. 24.
  24. , с. 18-20.
  25. , с. 21-22.
  26. ↑ , с. 63.
  27. , с. 31.
  28. (неопр.) (7 мая 2009). Дата обращения: 4 февраля 2017. 7 февраля 2017 года.
  29. Герел Нурова. (неопр.) . РИА Калмыкии (26 апреля 2016). Дата обращения: 4 февраля 2017. Архивировано из 7 февраля 2017 года.
  30. ↑ , с. 24.
  31. , с. 18.
  32. , с. 19.
  33. , с. 19.
  34. , с. 15.
  35. , с. 15, 18.
  36. , с. 20.
  37. , с. 20.
  38. , с. 30.
  39. (неопр.) . Российская академия художеств (14 октября 2014). Дата обращения: 4 февраля 2017. 8 февраля 2017 года.
  40. (неопр.) . Вологодская областная картинная галерея / Министерство культуры РФ (5 апреля 2013). Дата обращения: 4 февраля 2017. 7 февраля 2017 года.
  41. Герел Нурова. (неопр.) . Буддизм в Калмыкии (10 марта 2015). Дата обращения: 4 февраля 2017. 7 февраля 2017 года.
  42. Вера Манжусова. // «Калмыкия сегодня» : общественно-политическая газета. — Элиста, 2014. — № 30 (108) . — С. 5 . 7 февраля 2017 года.
  43. Герел Нурова. (неопр.) . Информационный портал «В Калмыкии» (25 февраля 2015). Дата обращения: 4 февраля 2017. 7 февраля 2017 года.
  44. Ольга Эняева, Эрдни Эрендженов. (неопр.) . ГТРК «Калмыкия» (1 сентября 2015). Дата обращения: 4 февраля 2017. 7 февраля 2017 года.
  45. (неопр.) . Администрация города Элисты (21 августа 2015). Дата обращения: 4 февраля 2017. Архивировано из 7 февраля 2017 года.

Литература

Same as Санджиев, Никита Амолданович