В
XVII веке
окрестности улицы Большой Молчановки занимали дворы
опричников
и
псарни
Ивана Грозного
. Позднее территорию поблизости заселили
слободы
стрельцов
приказа Степана Каковина (по другим данным — Каковинского), а также печников царского двора. К первому поселению относилась
церковь Николы на Песках
, располагавшаяся на пересечении Большого и
Среднего Николопесковских переулков
. Жители второй слободы были прихожанами храма Николы, что на «Курьей Ношке». По одной из версий, это название он получил, поскольку находился на с куриным двором
. Однако достоверных свидетельств этому нет и некоторые историки полагают, что наименование могло быть связано с изначальным устройством деревянного храма на высоких пнях — ножках
.
Возникновение площади
Краевед
Константин Михайлов
указывает, что Собачья площадка появилась между 1739 и 1759 годами. При этом впервые на плане Москвы
трапециевидная
площадь была зафиксирована в 1818-м, тем не менее на чертежах 1827 года дома ещё приписывали соседним переулкам. Предположительно, своё название участок получил благодаря царским собачьим дворам. Однако некоторые исследователи полагают, что оно связано с охотничьим рынком, располагавшимся на этом месте в XIX веке
. К тому моменту ансамбль площади сформировали дворянские усадьбы в стиле
ампир
и
неоготики
, большинство из них возвели после
пожара 1812 года
.
Площадь была вымощена булыжником, в широкой части участка в 1910 году возвели фонтан, украшенный урной и головами львов, иногда принимаемыми за собачьи. По одной из версий, сооружение поставили на средства родственников философа
Алексея Хомякова
, проживавшего на этой площади, по другой — за счёт городских властей для организации водозабора и поилки лошадей
. Фонтан представлял собой восьмигранный постамент, окружённый небольшим бассейном, края которого украшали
горельефы
с
амурами
. Позднее фонтан засадили клумбами и окружили сквером
. Предположительно, описание именно Собачьей площадки даёт
Андрей Белый
в своей новелле 1926 года «Московский чудак»:
Вот скверик: за сквериком — домик. Сиреневый, белоколонный (ампир); крыша — легким овалом, скорей — полукуполом; наискось — серый просерый забор; строя угол, оливковый семиэтажный домина пространство обламывал кубами выступов в пять этажей, угрожающий пасть на затылок прохожего; дом вырвался в соседний проулок, давимый ватагой таких же кофейных, песочных и серых домов с шестигранниками полубашен и кубами выступов; издали, в нише, воздвигнутый рыцарь копья лезвием в пламень каменный змея разил над
карнизами
восьмиэтажного куба
.
Перестройка района площади
Для транспортной разгрузки
Арбата
генеральный план реконструкции
Москвы 1935 года предусматривал создание магистрали, проходящей через Собачью площадку и соединяющей
Кремль
с
Кутузовским проспектом
. Однако из-за
Великой Отечественной войны
работы отложили. В 1952-м Дурновский переулок, пролегавший через южную часть участка, переименовали в
Композиторскую улицу
. Это название она получила благодаря
Союзу композиторов
, занимавшему один из домов в узкой части площади. Топоним «Собачья площадка» официально упразднили, приписав здания к новой улице. Через десять лет началось строительство задуманного ранее
Калининского проспекта
и площадь полностью перестроили. Строительные работы продлились до 1968 года, при этом предусматривалась не только реорганизация проезжей части, но и снос старых особняков
. Для прокладки магистрали почти хватало ширины Кречетниковского переулка, а ликвидация застройки была необходима для создания
небоскрёбов
по типу
(исп.)
(
. За год до окончания работ в
альманахе
«День поэзии» появилось стихотворение
Юрия Панкратова
:
Сметая замшелую пошлость
Домов, прикорнувших горбато,
Ведутся на полную мощность
Работы в районе Арбата...
№ 1 — с 1914 года участок занимал трёхэтажный комплекс Долгоруковской лечебницы. Он был возведён на месте особняка статского советника Ф. М. Тургенева. На базе больницы действовали
туберкулёзный
диспансер и пункт неотложной помощи
.
№ 5 — дом, в котором с 1900 года проживали
сёстры Гнесины
, а также действовало
их музыкальное училище
. После революции благодаря поддержке искусствоведа
Анатолия Луначарского
строение и имущество семьи не было
национализировано
. В 1920-м произошла реорганизация училища, оно разделилось на два подразделения: Третий показательный государственный музыкальный техникум и детскую школу, расположившуюся в соседнем доме. В 1937 году для возросшего количества студентов началось строительство нового здания института на
Поварской улице
, однако из-за войны оно завершилось только в 1946-м
.
В кинофильме
Григория Александрова
«Весна»
(
1947
) мужчина спрашивает у случайной прохожей, как пройти на Собачью площадку, но получает отрицательный ответ:
— Не знаю, я не москвичка.
В романе
А.Н. Рыбакова
«Страх» из трилогии
«Дети Арбата»
Собачья площадка упоминается как место, где располагалась районная поликлиника, куда ходила Софья Александровна, мать одного из главных героев романа — Саши Панкратова.
В стихотворении Владимира Маяковского «Сказка о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий» Собачья площадка упоминается как место проживания одного из героев:
Петя стал белей, чем гусь: — Пётр Буржуйчиков зовусь. — Где живёшь, мальчишка гадкий? — На Собачьевой площадке
.
В романе польского писателя
Збигнева Ненацкого
«Лицензия на импорт льва» (
1961
), главный герой пребывая в Москве во время поездки в
Албазино
заходит несколько раз на Собачью площадку.
Примечания
↑ .
↑ .
, с. 747—748.
↑
(неопр.)
. moscowwalks.ru (7 октября 2009).
Дата обращения: 24 июля 2018.
3 августа 2018 года.
↑ .
, с. 396.
↑ , с. 316—317.
(неопр.)
. Официальный портал Мэра и Правительства Москвы (2017).
Дата обращения: 8 июля 2018.
7 августа 2018 года.
.
Валентина Оберемко.
(неопр.)
. Аргументы и факты (16 февраля 2011).
Дата обращения: 8 июля 2018.
11 июля 2018 года.
.
, с. 587.
(неопр.)
. Официальный портал Мэра и Правительства Москвы (20 апреля 2016).
Дата обращения: 24 июля 2018.
19 января 2018 года.
, с. 316—317, 319.
↑ , с. 219.
Олег Фочкин.
(неопр.)
. Вечерняя Москва (27 мая 2015).
Дата обращения: 8 июля 2018.
Архивировано из 3 июля 2018 года.
, с. 139.
, с. 28.
, с. 97, 101.
(неопр.)
. Культура.РФ (2018).
Дата обращения: 23 июля 2018.
7 августа 2018 года.
(неопр.)
. Россия сегодня (6 октября 2011).
Дата обращения: 8 июля 2018.
16 февраля 2018 года.
Раиса Ханукаева.
(неопр.)
. Городской информационный канал m24.ru (26 августа 2013).
Дата обращения: 8 июля 2018.
16 февраля 2018 года.
Литература
Белый А.
. — Москва: артель писателей «Круг», 1926. — 256 с.
/ Издание киевского РК ВКП(б) и Райсовета РК и КД. — Москва: Центральная типография имени К. Ворошилова, 1936.
/ Гейнике Н. А. — Москва: Новая Москва, 1923. — 418 с.
Маркус Б.
Московские картинки 1920-х — 1930-х г.г. — Москва: СамИздат, 1999. — 60 с.