Interested Article - Облаты
- 2021-08-25
- 2
Облаты — в христианском монашестве (особенно в католичестве , православии и англиканстве ) это частные лица или сообщества людей, которые посвящают свою жизнь служению Богу, следуя определенной монашеской традиции, но не становясь при этом монахами . На данный момент термин облаты имеет два общепринятых значения:
- Частные лица, миряне или духовенство , ведущие свой обычный образ жизни в обществе, но предпочитающие строить свою жизнь в соответствии с определенными монашескими правилами, хотя и не принося никаких монашеских обетов , то есть не являясь в строгом смысле монахами . Они приносят обещание соблюдать правила монастыря или монашеского ордена , с которым они себя связывают, в своей частной жизни, в той степени, насколько обстоятельства жизни это позволяют. Облаты так же могут приносить тождественные монашеским обетам обещания (возобновляя их раз в год или сразу на всю жизнь, или вовсе не давая никаких обещаний — в зависимости от традиций монастыря с которым Облаты себя связывают), но в отличие от обетов , они не столь строги и их нарушение не ведет к каноническим прещениям . Облаты не представляют собой отдельный религиозный орден как таковой, но считаются расширенной частью монашеской общины. Они сопоставимы с терциариями , связанными с различными монашескими орденами в католичестве, но в более мягкой степени.
- Термин облаты также используется в официальном названии некоторых религиозных и монашеских институтов как указание на их чувство преданности Богу.
Среди наиболее известных облатов были 12-й король Германии Генрих II Святой , святая Франциска Римская , поэтесса Кэтлин Норрис и американская анархистка Дороти Дей.
Происхождение и история
Термин облаты имел разные значения в различные периоды истории Церкви. В ранний период так называли детей, которые по обету их родителей посвящались для служения Богу и жили при бенедиктинских монастырях с самого раннего возраста, причём Церковь относилась к ним как к монахам. Десятый Толедский собор в 656 году запретил принимать в монастыри детей младше 10 лет и разрешил им покинуть монастырь после достижения ими половой зрелости, если на то будет их желание. После Десятого Толедского собора вошёл в обиход термин puer oblatus , которым обозначали облатов, не достигших половой зрелости и имеющих возможность в будущем покинуть монастырь . Позднее термин Облаты стал обозначать людей пожилого возраста, которые ушли на пенсию с королевской службы и жили при монастырях или бенефициях в богадельнях .
В XI веке аббат Вильям из Хиршау ввел в монастыре конверзов , которые делились на две категории: fratres barbati, принимающих на себя монашеские обеты, но не монашеский постриг , и oblati, которые были рабочими и слугами в монастыре, добровольно исполняли монастырские правила, но не принимали монашеских обетов.
В дальнейшем, вследствие многочисленных реформ церковного и монастырского устройства, разница между fratres barbati и oblati исчезла, и они стали называться просто конверзами . Кассинские бенедиктинцы , например, проводили принципиальное различие между conversi, commissi и oblati. Conversi, конверзы в собственном смысле, приносили торжественные обеты и носили скапулярий , commissus приносили простые обеты, одевались как монахи, но не носили скапулярий, oblati давали обет послушания аббату, посвящали свою жизнь монастырю, но носили светское платье.
К середине XVII века статусы conversus и commissus нивелируются, поскольку таковые приносили свои обеты лишь на год (с возможностью продления) и были на самом деле неотличимы, за исключением одежд, от oblatus прошлых веков. Таким образом, в позднее средневековье статусы oblatus, conversus и commissus (а также confrater и donatus) становятся взаимозаменяемыми и обозначают любого, кто, за его щедрость или труды в монастыре, получил привилегию членства в братии, оставаясь мирянином, с долей в молитвах и трудах монашеского братства.
Каноническая Церковь знала только два различия в статусах монашествующих: первое между собственно монахами и облатами, второе же — между облатами «mortuus mundo», то есть «умершими для мира», кто отдал себя монашескому служению без остатка, и «plene oblatus», которые сохраняли личную свободу и право на собственность и имущество.
Современное состояние
Секулярные облаты
В современной практике многие бенедиктинские общины имеют большее или меньшее число светских облатов. Это священнослужители или миряне, аффилированные с каким-либо конкретным монастырем по их выбору, принесшие обещания (пожизненные, или ежегодно возобновляемые) соблюдать правила святого Бенедикта в их частной жизни дома и на работе, но лишь в той степени, насколько обстоятельства их жизни могут это позволить.
Облаты находятся в личных отношениях с монашеской общиной и не являются объектами приложения канонического права, то есть никакие церковные законы не регламентируют их появление, образ жизни и поведение.
Конвентуальные облаты
Существует небольшое количество облатов, которые проживают в монашеской общине. Они несут молитвенные и хозяйственные труды наравне с братией монастыря, не получая никакого материального вознаграждения за это, могут иметь одеяния схожие с монашескими, но они не приносят обетов и не становятся монахами, а потому могут покинуть монастырь в любое время.
Монашеские конгрегации
Существует несколько католических монашеских конгрегаций , которые используют слово «облаты» в своем имени или в расширенной версии своего названия. Это не облаты как таковые, и не следует их путать. Среди конгрегаций облатов наиболее крупными и известными являются:
- Миссионеры-облаты Непорочной Девы Марии (OMI)
- Облаты св. Франциска Сальского (OSFS)
- Облаты св. Иосифа (OSI)
- Облаты Девы Марии (OMV)
Примечания
- (недоступная ссылка)
См. также
- Бенедиктинцы
- Список католических орденов и конгрегаций
- Бенедиктинцы (православие)
- Западный обряд в православии
Ссылки
- — в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей.
- — Североамериканский архидиоцез латинского обряда Антиохийской Православной Церкви.
- 2021-08-25
- 2