Поляне (западнославянское племя)
- 1 year ago
- 0
- 0
Поля́не ( др.-рус . полѧнѣ [ источник не указан 106 дней ] /полѧне ) — восточнославянское племенное объединение , в эпоху расселения восточных славян поселившееся по среднему течению Днепра , на его правом берегу. На земле полян появился Киев — столица Киевской Руси (с 882 года) и, возможно, предшествовавшего ей княжества . Поляне, территория которых стала ядром Киевской Руси, перестали упоминаться летописью по племенному имени (в 944 году).
Согласно летописным известиям и археологическим исследованиям [ источник не указан 3134 дня ] , территория земли полян дохристианской эпохи ограничивалась течением Днепра , Роси и Ирпеня ; на западе она прилегала к древлянской земле, на северо-западе — к южным поселениям дреговичей , на юго-западе — к тиверцам , на юге — к уличам , на востоке граничила с северянами .
Центром полянской земли был Киев ; другие её населённые пункты — Вышгород , Витичев (ныне Витачов ), Белгород на реке Ирпень (ныне село Белогородка ), Звенигород , Треполь (ныне село Триполье), Василев (ныне Васильков) и прочие.
Русские летописи , начиная с « Повести временных лет » начала XII века, говорят о происхождении племени полян, наряду с дреговичами, древлянами и кривичами, осевшими на территории современной Белоруссии , белыми хорватами , сербами и хорутанами , упоминая полян уже в тексте о IX веке, называя их « русью » «Поляне яже нъıнѣ зовомая русь» . Слово «нъıнѣ» в летописи означает слово «сейчас» и относится к периоду не ранее XII века (по времени создания летописи) .
Называя поселившихся здесь славян полянами, «Повесть временных лет» прибавляет: «занеже в поле седяху» . Поляне, согласно летописи, резко отличались от соседних славянских племён и по нравственным свойствам, и по формам общественного быта: « Поляне бо своих отец обычаи имяху тих и кроток, и стыденье к снохам своим и к сестрам и к матерем своим… брачные обычаи имеяху », тогда как древляне , радимичи и вятичи жили в лесах, « подобно зверям », и браков у них не было.
Летописная история застаёт полян уже на довольно поздней ступени политического развития: общественный строй слагается из двух элементов — общинного и княжеско-дружинного, причём первый в сильной степени подавлен последним . При обычных и древнейших занятиях славян — охоте, рыболовстве и бортничестве — у полян более, чем у других славян, были распространены скотоводство, земледелие , «древоделие» и торговля .
В последний раз в летописи имя полян упоминается под 944 годом, в связи с походом князя Игоря на Византию . Западные поляне на Висле в последний раз упоминаются в Ипатьевской летописи под 1208 годом.
Об обширности торговых связей полян и их контактах с другими народами существуют различные теории. Академик Пётр Толочко по монетным кладам делает вывод, что торговля с Востоком началась ещё в VIII веке — прекратилась же во время усобиц удельных князей . Однако историк Э. Мюле возражает, что эти монеты попали в землю не ранее X века — то есть уже после установления в Киеве варяжской власти — и в качестве дополнительного доказательства указывает на нумизматические исследования В. Л. Янина .
В. В. Седов объединял волынян, древлян, полян и дреговичей в так называемую «дулебскую группу», которая представляла юго-западную ветвь восточных славян . Аналогичной точки зрения придерживалась И. П. Русанова , Г. Н. Матюшин , а также и . Аналогичным названием у других специалистов было «дулебский племенной союз».
Само происхождение полян остаётся неясным, так как территория их расселения находилась на стыке нескольких археологических культур. В VI—VII веках корчакская и пеньковская культура , ассоциируемые соответственно с дулебами и антами , граничили здесь с колочинской культурой , распространённой на левом берегу Днепра . В VII веке племенные союзы дулебов и антов распались под ударами аваров .
Зоне расселения летописных полян соответствует район распространения волынцевской культуры VIII—IX веков на Правобережье Днепра .
Антрополог Т. И. Алексеева относит полян к мезодолихокранному среднелицему типу .
Поляне, наряду с древлянами , тиверцами , уличами и северянами преимущественно относились к кругу южных европеоидов , характеризуясь тёмной или смешанной пигментацией волос и глаз.
Поляне рассматриваются Т. А. Трофимовой как локальная форма понтийской расы , Т. И. Алексеева также относит большинство полян к этой расе .
В современной российской историографии вслед за советской историографией продолжает преобладать точка зрения, что упоминания русского каганата в IX веке связаны с южной, киевской Русью , южнорусским княжеством в Среднем Поднепровье . Хотя признаётся, что руководящую роль и на юге играли выходцы из Скандинавии , отсутствие скандинавских древностей на среднем Днепре вплоть до X века объясняется быстрой ассимиляцией пришельцев местным славянским населением. Княжество включало в себя территорию племенного княжения полян, водораздел бассейнов Припяти и Днестра на правобережье Днепра и часть днепровского левобережья с будущими городами Черниговом и Переяславлем . Титул «каган», в рамках данной гипотезы принятый южнорусскими князьями, выражал претензии на равенство с хазарским каганом, а строительство хазарами крепостей на Дону с помощью византийских инженеров ( Саркел , около 10 крепостей на Северском Донце и Тихой Сосне ) было направлено на оборону, в частности даннической территории северян, от нового государственного образования .
Аскольд и Дир традиционно считаются дружинниками Рюрика , которые отбыли от него на юг и возглавили южное княжество после смерти Кия . По Новгородской первой летописи Аскольд и Дир не связаны с Рюриком и княжили в Киеве до приглашения того в Новгород , но после похода руси на Царьград . Помимо древнерусских летописей, Аскольд и Дир упоминаются в сочинении польского историка XV века Яна Длугоша . В его трактовке Аскольд и Дир были полянскими князьями, потомками Кия , легендарного основателя Киева . Не исключается, что такая версия была придумана для обоснования претензий Польши на киевское наследство, в противовес московским Рюриковичам . Версия Длугоша была поддержана Матвеем Стрыйковским , неоднократно писавшем о родстве Аскольда и Дира с Кием . Генеалогическое построение Длугоша имело популярность и в дальнейшем, его придерживались А. А. Шахматов , М. Н. Тихомиров , Б. А. Рыбаков и другие историки.
Первое нападение руси на Константинополь было совершено на 200 судах. Описание похода в древнерусских летописях заимствовано из славянского перевода византийской хроники продолжателя Георгия Амартола и противоречит сведениям очевидца событий константинопольского патриарха Фотия , представляя поход неудачным. В первых русских летописях не сохранилось и сведений о крещении Руси при Фотии, поскольку это событие не упомянул продолжатель Георгия Амартола.
В Никоновской и Иоакимовской летописях содержатся неизвестные по другим источникам сведения о событиях 870-х годов: бегстве части новгородской знати от Рюрика к Аскольду в ходе борьбы за власть в Новгороде , гибели в 872 году сына Аскольда в борьбе с болгарами , походах Аскольда на полочан , кривичей (где Рюрик перед этим посадил своих наместников ) и печенегов (875). Поход же на Царьград, отнесённый «Повестью временных лет» к 866 году, был фактически в 860 году.
По летописной датировке в 882 году северный князь Олег поставил под контроль Смоленск , Любеч и Киев , перенеся в последний из Новгорода свою столицу. Это событие часто оценивается как основание Киевской Руси .
Согласно гипотезе академика Б. А. Рыбакова , ещё в VI веке возник союз «русов» — полян и северян, подтверждение чему исследователь находил терминологии русских летописей при обозначении Руси в узком смысле и в археологии, включая ранние находки на территории Киева, интерпретированные им как славяно-русские. Этот союз, предположительно, около середины VIII века платил дань хазарам , а затем, благодаря культурному и экономическому превосходству, из оборонительного положения по отношению к соседям он смог скоро перейти в наступательное: древляне , дреговичи , полочане и, возможно, волыняне уже к IX веку были ему подвластны . В эпоху « борьбы с космополитизмом » (рубеж 1940—1950-х годов) Рыбаков писал о Хазарском каганате как о мелком паразитическом объединении в Дагестане и дельте Волги .
Рыбаков назвал древности антов «древностями русов», использовав сарматскую этимологию названия «русь / рос» , а также предложил происхождение названия « анты » от названия « венеты », в духе народной этимологии введя диалектную форму «вянты», от которого, по его мнению, происходит также название « вятичи » . В 1980—1990-х годы Рыбаков писал, что «чья-то рука изъяла из „Повести временных лет“ самые интересные страницы и заменила их новгородской легендой о призвании князей-варягов», таким образом скрыв сведения об исконных русах-славянах, тогда как изначально в Начальном летописном своде излагалась история славянского происхождении русов-полян .
Гипотеза Рыбакова не получила поддержки большинства учёных . Построение Рыбакова не соотносится с источниками о древнейшей руси и хазарах. Ранние додревнерусские поселения и монетные находки на территории Киева не имеют прямого отношения к истории города и не могут свидетельствовать о существовании Киева за пять веков до возникновения других русских городов . Согласно «Повести временных лет», поляне платили хазарам дань и в IX веке вплоть до прихода варягов Аскольда и Дира (при этом летописцы не разделяют значения слова «дань» на «повинность», «откуп» и «таможенную пошлину»).
III. Локализация русского каганата и обстоятельства его исчезновения …Киевская гипотеза, наиболее распространенная, опирается на давнюю историографическую традицию, предполагающую существование могущественного русского государства на Днепре по крайней мере с середины IX века.