Сигизму́нд Домини́кович Кржижано́вский
(
польск.
Zygmunt Krzyżanowski ;
11 февраля
1887
,
Киев
—
28 декабря
1950
,
Москва
,
СССР
) — советский писатель и драматург, философ, историк и теоретик театра. Писал на
русском языке
, главным образом «в стол». Бо́льшая часть его творческого наследия была опубликована лишь в 1990-е годы.
Биография и творчество
Сигизмунд Кржижановский — «четвёртый, младший ребёнок — единственный сын» — происходил из польской семьи Доминика Александровича и Фабианы Станиславовны Кржижановских, которая после выхода главы семейства на пенсию поселилась на окраине Киева.
Получив вначале домашнее образование, в 1899 году стал гимназистом
Киевской 4-й гимназии
и после окончания её в 1907 продолжил обучение в Киевском университете — студентом юридического факультета, параллельно посещая лекции историко-филологического. Его литературная деятельность началась уже в годы учёбы — первая публикация стихов — в 1912, а после заграничной поездки по Италии, Австрии, Франции, Германии — в 1913, путевые очерки об этом были напечатаны в «
Киевской мысли
»
.
После окончания университета в 1913 году Кржижановский служил помощником присяжного поверенного при Киевском окружном суде, однако в 1918 бросил юридическую практику — «Волной революции смыло весь старый государственный строй, а с ним и законы»
.
…в 1918 году он, советский солдат, стоял на часах и невозмутимо читал Вергилия, на чём его и поймал комиссар Красной армии
С. Д. Мстиславский
. Позднее Мстиславский пригласит его на работу в редакцию Большой Советской энциклопедии, для которой он сперва будет писать статьи, а затем станет контрольным редактором отдела литературы, искусства и языков.
—
Евгения Воробьёва, «Жужжания Кржижановского», 2019
В течение трёх последующих лет все силы и внимание он теперь отдавал литературе и писательскому опыту, в первом номере журнала «Зори» за 1919 год был напечатан рассказ «Якоби и „Якобы“». Он читал лекции по психологии творчества, истории и теории театра, литературы, музыки в Киевской консерватории,
Музыкально-драматическом институте имени Н. Лысенко
и Еврейской студии Киева. В 1920 году на одном из литературных вечеров познакомился с читавшей там актрисой А. Бовшек, своей будущей женой
. Вместе они устраивали концертные выступления, хорошо принимавшиеся рабочей, красноармейской и интеллигентской аудиторией. Иногда к ним примыкали
Г. Нейгауз
и оперные певцы
.
Переехав в 1922 году в Москву, преподавал в студии
Камерного театра
. В декабре 1923 года в Камерном театре состоялась премьера единственной дошедшей до сцены пьесы Кржижановского — «Человек, который был Четвергом (по схеме Честертона)», — драматическая переработка одноимённого романа английского мыслителя и писателя
Честертона
.
В середине 20-х годов писатель активно участвовал в деятельности
Государственной академии художественных наук
. В 1925 году в журнале «Неделя искусства, литературы и театра» была напечатана его повесть в очерках «Штемпель: Москва».
Став известным и в московских театральных кругах, Кржижановский регулярно проводил публичные чтения своих новелл, очерков по драматургии и психологии сцены. Однако ему редко удавалось напечатать свои произведения, что вынуждало его зарабатывать на жизнь различной внелитературной работой: в 1925—1931 он служил контрольным редактором в издательстве «
Советская энциклопедия
», писал сценарии рекламных роликов, выступал как
киносценарист
и автор
либретто
опер. В частности, ему принадлежит сценарий фильмов «
Праздник святого Иоргена
»
(1929, режиссёр
Яков Протазанов
, в титрах не указан) и
Новый Гулливер
(1933, в титрах также не указан). Он создал инсценировку «
Евгения Онегина
» на музыку
Сергея Прокофьева
(1936). Надо отметить, что в 1938 году Кржижановским также написано либретто оперы
Кабалевского
«
Кола Брюньон
», а во время
Великой Отечественной войны
— либретто оперы «
Суворов
» на музыку
Сергея Василенко
(премьера в 1942).
Работа над оперой по роману Пушкина привела к продолжительному «пушкинскому» периоду в творчестве Кржижановского, результатом которого стали несколько теоретических работ по теории литературы (например, «Искусство эпиграфа (Пушкин)», наброски «Словаря эпиграфов»). В середине 1930-х годов из заказанного писателю предисловия к первому тому Собрания сочинений
Уильяма Шекспира
вырос «шекспировский» период творчества, во время которого написано множество статей и очерков о творчестве английского драматурга. В период 1920-х — 1940-х годов публиковал многочисленные статьи по истории и теории литературы и театра в газете «
Советское искусство
», журналах «
Литературный критик
», «
Интернациональная литература
» (для которого, в частности, было написано несколько статей о
Бернарде Шоу
) и других.
Основная литературная деятельность протекала в 1920-е — 1930-е годы, когда Кржижановский написал бо́льшую часть своих прозаических произведений. Среди них — 5 повестей и 6 книг-новелл. Кроме того, в 1925 году написаны уже упоминавшаяся повесть в очерках «Штемпель: Москва» и ряд очерков.
Несмотря на известность в издательских и театральных кругах Москвы, Кржижановскому практически не удавалось напечатать сколько-нибудь значительный объём своей прозы. Из теоретических работ отдельной брошюрой была лишь издана «Поэтика заглавий» (1931). Четырежды Кржижановский безуспешно пытался издать сборники новелл и повестей (например, повесть «Возвращение Мюнхгаузена» была принята к печати, однако вскоре была всё же отклонена издательством) и несколько раз, также безуспешно, предпринимал попытки поставить свои пьесы.
Отчаявшись увидеть изданными свои сочинения в хронологическом порядке, Кржижановский составлял свои новеллы в «книги», не оглядываясь на время написания отдельных вещей, что позволяло ему глубже подчеркивать их внутренние связи и переклички. Таким образом, все книги новелл писателя представляют собой логически завершенные произведения, подчиненные определённой внутренней идее.
В 1939 году был принят в члены
Союза писателей
, тем не менее это не изменило общей ситуации с трудностью издания произведений. С 1940 года художественной прозы Кржижановский уже не писал, создав лишь два десятка очерков о Москве
военного времени
и зарабатывая на жизнь переводами стихов и польской прозы. Умер 28 декабря 1950 года в Москве; место погребения неизвестно.
Вдовой Кржижановского был сохранён и систематизирован архив рукописей и наследия писателя. Часть рукописей Кржижановского, публикация которых в советское время была невозможна, А. Г. Бовшек не доверила государственному архиву и увезла с собой в Одессу. После её смерти часть бумаг была передана родственниками в Одесское отделение Литфонда УССР. В 1960-х годах ею написаны воспоминания о Кржижановском, вышедшие в издательстве «
Художественная литература
» в 1990 году
.
Систематическое опубликование текстов Кржижановского началось с 1989 года благодаря усилиям
Вадима Перельмутера
. В 2001—2013 годах в издательстве «Симпозиум» вышло первое собрание сочинений в шести томах на русском языке, охватившее практически всё художественное творчество писателя, большинство его теоретических работ о театре, драматургия и философские работы, а также часть переписки. Ранее издания различных собраний сочинений Кржижановского предпринимались в других странах.
Характеристика творчества и основные произведения
С. Д. Кржижановский — преимущественно автор прозаических произведений малой и средней формы, а также статей и очерков по истории Москвы, истории и теории драматургии и театра, психологии сцены. Кроме того, он написал несколько киносценариев и либретто нескольких опер.
Художественный метод Кржижановского — создание метатекста (коллажа из различных текстов), строящегося на
цитатах
,
аллюзиях
, на реинтерпретации (переосмыслении) в новом контексте образов, идей, устойчивых
мифологем
мировой культуры.
Важнейшие темы и образы: пространство, время, зрение, память, игра, город, книга, слово.
Не входя ни в одну художественную группу, Кржижановский считал, что его метод ближе всего к
имажинизму
(по крайней мере, к имажинистскому лозунгу развития образности и
образа
).
Теоретические работы Кржижановского по истории, теории и философии литературы и театра и психологии творчества органически связаны с его художественным творчеством. И там, и там писатель постоянно рефлексирует на темы мировой культуры и философии.
В теоретических работах и художественных текстах
эссеистического
типа Кржижановский использует образы и идеи мировой культуры для осмысления современной ему действительности, в том числе советской.
Сказки для вундеркиндов / Сост. и комм. В. Перельмутера. —
СПб.
: Гудьял-Пресс, 2000 г. — 560 с. —
ISBN 5-8026-0071-3
.
Книжная душа. Стихи разных лет. / Сост. и послесл. В. Калмыковой. —
М.
: Водолей Publishers, 2007. — 88 с. —
ISBN 5-902312-95-7
.
Собрание сочинений: В 6 т. / Сост., предисл. и комм. В. Перельмутера. — СПб.:
Симпозиум
; Б. С. Г.-Пресс, 2001—2013.
ISBN 5-89091-131-7
.
Т. 1. Сказки для вундеркиндов. Странствующее «Странно». Чужая тема. Штемпель: Москва. — 2001. — 688 с.
ISBN 5-89091-132-5
.
Т. 2. Клуб убийц букв. Возвращение Мюнхгаузена. Материалы к биографии Горгиса Катафалаки. Воспоминания о будущем. Чем люди мертвы. — 2001. — 704 с.
ISBN 5-89091-133-3
.
Т. 3. Неукушенный локоть. Мал мала меньше. Рассказы 1920—1940-х годов. Салыр-гюль. Хорошее море. Москва в первый год войны. — 2003. — 673 с.
ISBN 5-89091-134-1
.
Т. 4. Поэтика заглавий. Философема о театре. Страны, которых нет. Фрагменты о Шекспире. Искусство эпиграфа [Пушкин]. Драматургические приёмы Бернарда Шоу. — 2006. — 848 с.
ISBN 5-89091-135-X
.
Т. 5. Театр. Не включенное в авторские проекты книг и незавершенное. Ненаписанное. Juvenilia. — 2010. — 638 с.
ISBN 978-5-93381-3019
; 978-5-89091-131-5 .
Т. 6. Невольный переулок. Переписка Сигизмунда Кржижановского и Анны Бовшек. Воспоминания о Сигизмунде Кржижановском. Приложения: переводы, документы, письма. Фотографии. — 2013. — 688 с.
ISBN 978-5-93381-315-6
; 978-5-89091-131-5 .
↑
Бовшек А.
// Возвращение Мюнхгаузена: Повести. Новеллы / Сигизмунд Кржижановский. —
Л.
: Художественная литература, 1990. — 144 с. — 100 000 экз. —
ISBN 5-280-02351-5
.
Воробьёва Евгения.
// Горький Медиа : сетевое издание. — 2019. — 12 март.
8 марта 2020 года.
Бовшек А.
// Сигизмунд Кржижановский
(рус.)
/ сост., подгот. текста, комм. В. Перельмутера. —
М.
: Б. С. Г.-Пресс, 2013. — Т. 6. — С. 204. — 688 с. — 1000 экз. —
ISBN 978-5-93381-315-6
.
↑
Перельмутер В.
После катастрофы // Кржижановский С. Д. Собрание сочинений: В 5-ти томах. — Т. 1. —
СПб.
: Симпозиум, 2001. — С. 59.
Топоров В. Н.
«Минус»-пространство Сигизмунда Кржижановского // Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. М., 1995.
ISBN 5-01-003942-7
Делекторская И. Б.
// Культурология. XX век: Энциклорпедия. СПб.: Университетская книга, 1998
Литвиненко Наталья. Вспомним Сигизмунда Кржижановского — деятеля театра и театрального критика // Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 2 / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: «УРСС», 2000. С. 350—373
Воробьёва Е.
/ Воробьёва Е. // Вопросы литературы. — 2002. — N 6. — С. 274—318.
Rosenflanz, K.
Hunter of Themes: The Interplay of Word and Thing in the Works of Sigizmund Krzhizhanovsky.(Studies on Themes and Motifs in Literature)Peter Lang Publishing 2005
Мемуарные свидетельства
Бовшек А. Г.
Глазами друга (Материалы к биографии Сигизмунда Доминиковича Кржижановского) //
Кржижановский С. Д.
Возвращение Мюнхгаузена : Повести; Новеллы; Воспоминания о Кржижановском / сост., подгот. текста, вступ. ст. и примеч. В. Перельмутера. —
Л.
:
Худож. лит.
, 1990. —
ISBN 5-280-02351-5
.
Семпер Н. Е.
Человек из Небытия: Воспоминания о С. Д. Кржижановском. 1942—1949 //
Кржижановский С. Д.
Возвращение Мюнхгаузена : Повести; Новеллы; Воспоминания о Кржижановском / сост., подгот. текста, вступ. ст. и примеч. В. Перельмутера. —
Л.
: Худож. лит., 1990. —
ISBN 5-280-02351-5
. См. также:
Семпер (Соколова), Н.
// Дружба народов : журнал / публ. и подгот. текста М. А. Давыдова и Е. Д. Шубиной. — 1997. — № 3 . — С. 86—93 .