Габриелли, Доменико
- 1 year ago
- 0
- 0
Катарина Габриелли ( итал. Caterina Gabrielli ; 1730—1796) — итальянская певица, актриса придворного театра в Санкт-Петербурге .
Катарина Фатта ( итал. Caterina Fatta) родилась в городе Риме 12 октября 1730 года в семье повара князя Габриелли. Девочка с детства обнаруживала страсть к пению и способности к музыке и князь Габриелли, восхитившийся её голосом и красотой, отдал её в школу сначала к Гарчиа, а потом к одному из лучших в то время учителей пения Никола Порпоре . Через несколько месяцев она уже могла выступить в концерте и восхитила публику своим талантом. Её прозвали « la cochetta di Gabrielli » (буквально «кухарочка Габриелли»), и фамилия князя, открывшего знаменитую певицу, осталась навсегда за ней .
В семнадцатилетнем возрасте Катарина Габриелли блестяще дебютировала на сцене в городе Лукка в опере Бальдассаре Галуппи «Софонизба». Дальнейшей обработке её голоса много содействовали занятия с певцом Гваданьи. Он же был её первой любовью, за которой последовали многие другие. Вообще свою жизнь она посвятила искусству и любви. Её слава и красота приклекали множество поклонников, с которыми, согласно отзывам современников, « она позволяла себе разные проделки » .
В 1750 году Габриелли пела в Неаполе в «Дидоне» Никколо Йоммелли , после чего её имя стало известным и в Европе . Приглашенная в Вену , где она получила звание придворной певицы и познакомилась с Пьетро Метастазио , Кристофом Виллибальдом Глюком и Витторией Тези , которые помогали ей советами .
В 1759 пела в опере «Армида» чешского композитора Мысливечека на открытии 2-го сезона Ла Скала.
В 1765—1767 гг. Катарина Габриелли пела в Палермо , затем в Парме .
Вскоре Габриелли решила отправиться в Россию, куда её приглашал Томмазо Траэтта , заведовавший Петербургской итальянской оперой. В 1769 году она дебютировала в Санкт-Петербурге в опере Траэтто «Необитаемый остров» и « очаровала слушателей » .
Императрица Екатерина II предложила ей остаться на весь сезон. Габриелли запросила 10 тысяч рублей в год жалованья (по другой версии — 5000 червонцев за 2 месяца) и в ответ на слова Государыни, что подобное жалованье получают только фельдмаршалы, сказала: « В таком случае Ваше Величество может заставить петь своих фельдмаршалов » . В конце концов она согласилась получать 7 тысяч (по другим сведениям — 6500) рублей. Впрочем, вышеприведенный анекдот рассказывается и о других артистах. В России она с успехом выступала в течение пяти лет почти во всех операх, дававшихся на придворной сцене, и была очень любима публикой .
Иван Перфильевич Елагин — директор Императорских театров до такой степени любил певицу, что она заставляла потакать всем её капризам, но после того, как он повредил себе ногу по её вине (то же самое рассказывается и про балерину, за которой ухаживал Елагин), выведенная из терпения императрица Екатерина II приказала в 1775 году выслать её за границы Российской империи , выдав сполна все жалованье согласно действовавшему контракту .
После отъезда из Российской империи Катарина Габриелли продолжала гастролировать в разных странах . Голос её долго сохранял свежесть, чистоту и силу. Слава певицы начала меркнуть с 1780 года, и убедившись в том, что её карьера клонится к упадку, она оставила сцену и поселилась в столице Италии .
Большие средства, накопленные певицей, позволили ей окружить себя роскошью. Дом её сделался местом собрания римской молодежи. Она щедро помогала бедным и устраивала в их пользу блестящие праздники и концерты, в которых, однако, сама не принимала участия. Жизнь Катарины Габриелли, полная разнообразных приключений, послужила темой для многих повестей и романов. Александр Радищев упоминает её в своём знаменитом Путешествии из Петербурга в Москву .
Катарина Габриелли умерла 16 апреля 1796 года в родном городе.