Interested Article - Одежда в иконописи

Каноническая икона Иисуса Христа в красном хитоне , синем гиматии и сандалиях

Одежда в иконописи была предметом особых дискуссий среди религиозных философов и богословов. Икона трактовалась как окно в инобытие, в особый потусторонний духовный мир. Отсюда изображения следовали строгому канону, образы приобретали символическое значение, прямая перспектива отсутствовала. Отсюда возникал вопрос: сохраняется ли в духовном мире одежда? Василий Розанов полагал, что поскольку одежда подразумевает сокрытие, то в грядущем духовном мире люди будут обитать в свете Божества нагими, поскольку до Грехопадения Адам и Ева одежд не носили ( Быт. ). Павел Флоренский в своём труде «Иконостас» возражает, что на иконах святые всегда облачены в одежды. Даже распятый Иисус Христос имеет набедренную повязку . В библейских пророчествах также говорится, что праведники будут носить белые одежды ( Отк. ).

Хитон и гиматий

Несмотря на существование канона одеяния святых имеют вариации. Сам Бог Саваоф обыкновенно изображается в виде седовласого старца с нимбом. Его одеянием служит белый хитон c розовым отливом, поверх которого наброшена зелёная накидка- гиматий . Хитон на иконах представлял длинную, подпоясываемую и одеваемую через голову рубаху с рукавами . Вплоть до времени Боговоплощения святые неизменно носят рубахи-хитоны и накидки-гиматии. Цвета могут быть различны. Красный хитон носит Иисус Христос . В синий облачены Богородица , апостолы Пётр , Павел и Андрей . Схожую (голубую) расцветку имеет хитон Моисея . А вот у праотца Ноя хитон может быть либо зелёным , либо розовым .

Соответственно, накидка- гиматий может иметь разные цвета. Христос носит синий гиматий . У Андрея накидка зелёная (как у Саваофа ) . Киноварный (алый) гиматий поверх рубахи носит Ной и Георгий Победоносец . Моисей облачён в розовый гиматий . Апостол Пётр изображается в жёлтом (охристом) плаще поверх синего хитона, а плащ Павла вишнёвый . В гиматий на голое тело облачена Мария Египетская .

Римским названием хитона является туника . В разных переводах Библии русское слово риза ( Быт. ) имеет соответствие как хитон ( Септуагинта ), туника ( Вульгата ) и coat ( Библия короля Якова ). Так синий хитон Богородицы часто называется туникой . В тунику облачён и праотец Авраам . Специфической одеждой взлохмаченного и темноволосого Иоанна Крестителя является власяница — грубый короткий шерстяной хитон без рукавов .

Богородица поверх хитона (туники) носит не гиматий, а коричневый мафорий , который покрывает ей голову .

Икона святого воителя Георгия Победоносца ( XV век )

Военные одеяния

Икона адмирала Фёдора Ушакова

Нередко на иконах можно видеть святых, предстающих в виде воителей. Таковы архангел Михаил , Дмитрий Солунский , Феодор Стратилат , Меркурий Смоленский , Георгий Победоносец и Святой Христофор . Они изображаются с оружием в руках, носят доспехи , короткие хитоны-тельники , сапоги-кампаги и красный гиматий .

Русский адмирал Фёдор Ушаков на иконах изображается в двубортном морском кителе, орденом святого Георгия на шее, с красной лентой через плечо и адмиральскими погонами .

Национальные особенности

Подобно тому, как на иконах сохраняется разница между мужским и женским одеянием ( мафорий носит только Богородица ), также можно обнаружить и национальный колорит в одежде. Русские святые Борис и Глеб облачены в кафтаны , меховые плащи и шапки . В наряде Ксении Петербургской присутствует косынка и юбка .

Подданный Арабского халифа святой Иоанн Дамаскин изображается в восточном тюрбане . Православные греки (святой Георгий Янинский) на иконах могут на турецкий манер носить фески и фустанеллы .

Обувь

Сочетание хитона и гиматия обыкновенно дополняет такая обувь как сандалии . Чёрные сандалии являются обувью Моисея . Святые воители, как уже отмечалось обуты в сапоги. Святые последних времён ( Ксения Петербургская ) могут изображаться в туфлях .

Церковные одеяния

Святители Кирилл и Афанасий Александрийские , Леонтий Ростовский . "Все епископы изображены в подризниках с «источниками», епитрахилях , палицах, омофорах и различающихся по типу верхних одеждах: Кирилл и Афанасий представлены в белых полиставриях с крестами, а Леонтий — в темно-розовой фелони . На голове Кирилла — шапка с крестами, в напоминание о том, что, по преданию, на III Вселенском соборе в Эфесе в 431 году предстоятелям Александрийской церкви была дарована привилегия служить литургию с покрытой головой. (…) Афанасий — с непокрытой головой (…) Леонтий представлен в белом клобуке, служащем символом духовной власти»

После Боговоплощения на Земле учреждается Церковь, служители которой на иконах изображаются в специфическом одеянии. В целом сохраняется традиция сочетания хитона и гиматия, которые трансформируются и обретают богатую отделку. Эти одеяния используются в церковных одеяниях православной церкви по сей день. Основной одёжной священнослужителей становится стихарь (аналог хитона с рукавами) . Уже святой Стефан изображается облачённым в белый стихарь . Сходное одеяние имеет и Роман Сладкопевец . Стихарь Антипы Пергамского имеет красный цвет . Повседневной, нелитургической формой стихаря был подрясник . В золотисто-охряномом подряснике изображается Варлаам Хутынский . Этот тип одежды приписывается и Нилу Сорскому .

Поверх стихаря иногда может надеваться накидка- фелонь , имеющая отверстие для головы на манер пончо . Этот вид одежды упоминает апостол Павел ( 2Тим. ). В зелёную фелонь одет Антипа Пергамский . Облачённым в фелонь поверх рясы изображается Иоанн Кронштадтский . У высших иерархов Церкви, например, у Иоанна Златоуста , фелонь может приобретать вид полиставриона (кресчатой ризы) — накидки с многочисленными чередующимися белыми и чёрными крестами .

Другим видом накидки является мантия. В отличие от фелони, она не одевалась через голову, но застёгивалась на вороте. В коричневую мантию облачён Антоний Великий . В фиолетово-коричневой мантии изображается Варлаам Хутынский . В тёмную мантию облачён Нил Сорский . Фиолетовую мантию носит Феофан Затворник .

Также священнослужители на иконах носят различные символические ленты с изображением крестов. Широкий омофор был знаком высокого положения в Церкви. Он на манер шарфа обёртывался вокруг шеи и концами ниспадал на спину и грудь. Подобный омофор составляет элемент одеяния Иоанна Златоуста . Внешне схожий с омофором орарь носили диаконы на правом плече. Этот элемент облачения встречается уже на иконах священномученика Стефана . Сшитые и как бы образующие передник ленты получили название епитрахиль . Его можно увидеть на иконах Севастиана Карагандинского .

Если святые древней Церкви изображались практически без головных уборов, то архиереи последних времён носят на голове митру . Она как головной убор составляет образ Иосафа Белгородского .

Аскеты и монахи составляли особую категорию духовного звания и они имели свои отличительные черты в одежде. Монашеский передник с изображением голгофского креста получил название аналав . Его можно увидеть на иконах Зосимы Палестинского . Ряд монахов на иконах изображён с капюшоном- куколем на голове. Голубой куколь носит Антоний Великий . В куколе изображается Варлаам Хутынский и Нил Сорский . Другие монахи, как правило, высокого звания имеют на голове цилиндрический головной убор клобук . В нём изображают Силуана Афонского , Нектария Эгинского и Севастиана Карагандинского .

Ещё одним знаком высокого достоинства, берущем своё начало ещё в ветхозаветной церкви являются поручи . В золотых поручах изображён Моисей .

Святые реликвии

Литература

Примечания

  1. Флоренский П. от 26 декабря 2019 на Wayback Machine . Ч.19.
  2. (неопр.) . Дата обращения: 23 декабря 2019. 5 декабря 2019 года.
  3. (неопр.) . Дата обращения: 23 декабря 2019. 23 декабря 2019 года.
  4. (неопр.) . Дата обращения: 24 февраля 2015. 17 августа 2013 года.
  5. (неопр.) . Дата обращения: 26 декабря 2019. 26 декабря 2019 года.
  6. (неопр.) . Дата обращения: 22 декабря 2019. 22 декабря 2019 года.
  7. (неопр.) . Дата обращения: 23 декабря 2019. 23 декабря 2019 года.
  8. (неопр.) . Дата обращения: 23 декабря 2019. 23 декабря 2019 года.
  9. (неопр.) . Дата обращения: 23 декабря 2019. 23 декабря 2019 года.
  10. (неопр.) . Дата обращения: 23 декабря 2019. 23 декабря 2019 года.
  11. (неопр.) . Дата обращения: 23 декабря 2019. 22 апреля 2016 года.
  12. (неопр.) . Дата обращения: 23 декабря 2019. 23 декабря 2019 года.
  13. (неопр.) . Дата обращения: 23 декабря 2019. 23 декабря 2019 года.
  14. (неопр.) . Дата обращения: 25 февраля 2015. 25 февраля 2015 года.
  15. (неопр.) Дата обращения: 23 декабря 2019. 23 декабря 2019 года.
  16. (неопр.) . Дата обращения: 23 декабря 2019. 23 декабря 2019 года.
  17. (неопр.) . Дата обращения: 25 декабря 2019. 25 декабря 2019 года.
  18. (неопр.) . Дата обращения: 23 декабря 2019. 23 декабря 2019 года.
  19. (неопр.) . Дата обращения: 25 декабря 2019. 25 декабря 2019 года.
  20. (неопр.) . Дата обращения: 26 декабря 2019. 26 декабря 2019 года.
  21. (неопр.) . Дата обращения: 23 декабря 2019. 23 декабря 2019 года.
  22. (неопр.) . Дата обращения: 25 декабря 2019. 25 декабря 2019 года.
  23. (неопр.) . Дата обращения: 21 декабря 2019. 21 декабря 2019 года.
  24. (неопр.) Дата обращения: 25 декабря 2019. 25 декабря 2019 года.
  25. Святители Кирилл и Афанасий Александрийские, Леонтий Ростовский // Иконы Новгорода XI - начала XVI века. Т.1. М., 2008. Северный Паломник
  26. (неопр.) . Дата обращения: 23 декабря 2019. 23 декабря 2019 года.
  27. (неопр.) . Дата обращения: 25 декабря 2019. 25 декабря 2019 года.
  28. (неопр.) . Дата обращения: 23 декабря 2019. 23 декабря 2019 года.
  29. (неопр.) . Дата обращения: 23 декабря 2019. 23 декабря 2019 года.
  30. (неопр.) . Дата обращения: 21 декабря 2019. 21 декабря 2019 года.
  31. (неопр.) . Дата обращения: 23 декабря 2019. 23 декабря 2019 года.
  32. (неопр.) . Дата обращения: 23 декабря 2019. 23 декабря 2019 года.
  33. (неопр.) . Дата обращения: 25 декабря 2019. 25 декабря 2019 года.
  34. (неопр.) . Дата обращения: 25 декабря 2019. 25 декабря 2019 года.
  35. (неопр.) . Дата обращения: 25 декабря 2019. 25 декабря 2019 года.
  36. (неопр.) Дата обращения: 25 декабря 2019. 25 декабря 2019 года.
  37. (неопр.) . Дата обращения: 25 декабря 2019. 25 декабря 2019 года.
  38. (неопр.) . Дата обращения: 25 декабря 2019. 25 декабря 2019 года.

Same as Одежда в иконописи