Шестидесятники
- 1 year ago
- 0
- 0
Шестидеся́тники («дети XX съезда» ) — поколение советской интеллигенции (примерно соответствует « молчаливому поколению » на Западе). По мнению Мариэтты Чудаковой , диапазон рождения шестидесятников — 1918—1935. Однако если строго следовать этому определению, то в поколение шестидесятников не попадут ни Бродский , ни Высоцкий , ни Венедикт Ерофеев . Дмитрий Быков продлевает его до 1940 года . Историческим контекстом, сформировавшим взгляды «шестидесятников», были годы сталинизма , Великая Отечественная война , итоги XX съезда КПСС и эпоха « оттепели » .
Большинство из нас не было революционерами, не собиралось коммунистический режим уничтожать. Я, например, даже подумать не мог, что это возможно. Задача была очеловечить его .
Большинство «шестидесятников» были выходцами из интеллигентской или партийной среды, сформировавшейся в 1920-е годы. Их родители, как правило, были убеждёнными большевиками , часто участниками Гражданской войны . Вера в коммунистические идеалы была для большинства «шестидесятников» самоочевидной, борьбе за эти идеалы их родители посвятили жизнь. По свидетельству М. Ф. Ненашева шестидесятники «были идеалистами-коммунистами, ибо как эстафету приняли от старшего поколения веру в досталинский социализм, утверждающий равенство, свободу, справедливость» . По мнению Б. Межуева шестидесятники были «единственным послевоенным поколением, для которого слова „мировая история“, „прогресс“ ещё не утратили смысл» .
Однако ещё в детстве им пришлось пережить мировоззренческий кризис, так как эта среда сильно пострадала от так называемых сталинских « чисток ». У некоторых «шестидесятников» родители были посажены или расстреляны. Обычно это не вызывало радикального пересмотра взглядов — однако заставляло больше рефлексировать и приводило к скрытой оппозиции режиму.
По свидетельству М. Ф. Ненашева «истоки убеждений поколения шестидесятников — в войне, а гражданское формирование коммунистов-идеалистов выпало на годы хрущевской „оттепели“» . Огромное влияние на мировоззрение шестидесятников оказала Великая Отечественная война . В 1941 году старшей части поколения было 16 лет — и очень многие пошли добровольцами на фронт. Большая часть добровольцев, в частности, почти всё , погибла в том же году. Но для тех, кто выжил, война стала главным в жизни опытом. Столкновение с жизнью и смертью, с массой реальных людей и настоящей жизнью страны, не закамуфлированное пропагандой, требовало формировать собственное мнение. Кроме того, атмосфера на передовой, в ситуации реальной опасности, была несравнимо более свободной, чем в мирной жизни. Наконец, экзистенциальный фронтовой опыт заставлял вообще по-иному относиться к социальным условностям. Бывшие десятиклассники и первокурсники возвращались с фронта совсем другими, критичными и уверенными в себе людьми.
Вопреки массовым ожиданиям интеллигенции, что после Великой Отечественной войны наступит демократизация и очеловечивание строя , сталинский режим стал ещё жёстче и бескомпромисснее. Началась борьба с « формализмом », кибернетикой , генетикой, « врачами-убийцами », космополитизмом и т. д. Усилилась антизападная пропаганда. Тем временем, огромное количество фронтовиков-шестидесятников вернулись на студенческие скамьи, сильно влияя на младших товарищей.
Определяющими событиями в жизни поколения стали смерть Сталина и доклад Н. С. Хрущёва на XX съезде КПСС ( 1956 год ), критиковавший деятельность Сталина. Для большинства «шестидесятников» XX съезд был катарсисом , разрешившим многолетний мировоззренческий кризис, примирявшим их с жизнью страны. Последовавшая за XX съездом демократизация общественной жизни, известная как эпоха « оттепели », стала контекстом активной деятельности «шестидесятников». Как отмечал сын Хрущёва Сергей : «У каждого поколения есть своя главная тема, а нас, шестидесятников, влекут годы первой „оттепели“» .
Шестидесятники активно поддержали «возвращение к ленинским нормам», отсюда апологетика Ленина (стихи Андрея Вознесенского и Евгения Евтушенко , пьесы Михаила Шатрова , проза Егора Яковлева ) как противника Сталина и романтизация Гражданской войны ( Булат Окуджава , Юрий Трифонов , Александр Митта ).
Свою роль в создании позитивного образа коммунистического будущего сыграли произведения в жанре научно-социальной фантастики, первым и одним из наиболее повлиявших на настроения в обществе на рубеже 1950-х — 1960-х годов стал напечатанный в 1957 году роман « Туманность Андромеды » Ивана Ефремова . Словно в подтверждение смелым мечтам фантастов, это время было ознаменовано успехами в освоении космоса , что способствовало повышению уровня общественного оптимизма .
Многие шестидесятники стали убеждёнными интернационалистами и сторонниками «мира без границ». Не случайно культовыми фигурами для шестидесятников были революционеры в политике и в искусстве — Владимир Маяковский , Всеволод Мейерхольд , Бертольт Брехт , а также писатели Эрнест Хемингуэй и Эрих Мария Ремарк .
Историк А. В. Шубин отмечает, что понятие «шестидесятники» впервые возникло в XIX веке , когда так преимущественно обозначали народников и нигилистов . А уже в XX веке шестидесятниками стали именовать сложившееся во время хрущёвской «оттепели» поколение советских людей, которые в основном принадлежали к интеллигенции. Их также называли «детьми XX съезда» по тому историческому событию, которое породило советское шестидесятничество — XX съезду КПСС , где «впервые партийная практика была подвергнута проверке не с точки зрения интересов „ пролетариата “, то есть партийного руководства, а с точки зрения „общечеловеческой“ морали, что сразу же было подхвачено молодыми общественными деятелями, деятелями науки и культуры» . Также он указывает, что основой мировоззрения «шестидесятничества» стала антиномия между произволом власти и индивидуальной автономией личности. По мнению Шубина, в 1960—1970 годы большая часть этого поколения выступала «за умеренные демократические реформы в рамках существующего строя, их идеалом был демократический социализм „с человеческим лицом“» . Он замечает, что из их числа вышли многие крупные общественные и культурные деятели — советники высших советских руководителей, крупные журналисты, кинорежиссёры, писатели. А также, что пришедший на смену оттепели брежневский « застой » привёл к росту увлечение со стороны молодёжи этого времени «достижениями стран Запада», что раскололо её на три части: где одна «часть влиятельных шестидесятников стала переходить на позиции западничества и либерализма ( А. Д. Сахаров , Г. Померанц ), либо почвенничества ( А. И. Солженицын , И. Р. Шафаревич , писатели-„деревенщики“ )», другая — «приняла участие в диссидентском движении », а третья — « эмигрировала из СССР » .
Термин «шестидесятники» прижился после того, как в декабрьском номере журнала « Юность » за 1960 год была напечатана статья «Шестидесятники. Книги о молодом современнике» критика Станислава Рассадина . Автор позже критически отзывался о распространившемся слове :
…само понятие «шестидесятник» заболтано, обессмыслено, да и с самого начала не имело поколенческого смысла, являясь приблизительным псевдонимом времени. (Признаю вполне самокритически — как автор статьи «Шестидесятники», напечатанной буквально за несколько дней до наступления самих 1960-х, в декабре 1960 года.)
В других советских республиках и странах социалистического лагеря «шестидесятниками» называют свои поколенческие субкультуры, отчасти близкие русской (см., например,). Вместе с тем, «шестидесятниками» часто называют ряд зарубежных представителей «поколения 1960-х», эпохи хиппи , The Beatles , рок-н-ролла , психоделиков , сексуальной революции , « новых левых », « движения за гражданские права » и студенческих волнений 1968 года (см.). Это совершенно другое историческое явление: так, советские шестидесятники чувствовали гораздо большее родство с битниками , предшествовавшими поколению хиппи. Однако в совершенно разных контекстах возникли эмоционально перекликающиеся феномены с общим названием.
Некоторые представители поколения со временем стали относиться к термину иронически. Так, А. Г. Битов пишет: «…я шестидесятник лишь потому, что мне за шестьдесят; мои первые дети родились в шестидесятые, и Ленинград находится на шестидесятой параллели» . А В. П. Аксёнов в рассказе «Три шинели и нос» вообще называет себя «пятидесятником» . Со временем термин приобрёл и негативную коннотацию. Например, Д. Л. Быков , говоря о новом газетном проекте на страницах издания « Новый взгляд », отмечал :
Можно было ожидать, что на месте скучной «Общей газеты», выражавшей позицию вконец запутавшихся (а то и изолгавшихся) шестидесятников-прогрессистов, возникнет лощёно-аналитическое издание… но кто же мог предположить, что издание получится ещё скучней?
На 1960-е годы приходится возрождение социологии в СССР .
Бурную дискуссию вызывал в то время вопрос, что первостепенно для общества — наука или искусство . «Шестидесятники» состояли из двух взаимосвязанных, но разных субкультур , шутливо называвшихся «физиками» и «лириками» — представителей научно-технической и гуманитарной интеллигенции.
Как вспоминала Зинаида Эскина
Наше поколение жило стихами, стихами вырабатывалось мировоззрение, растились души, стихами мы находили друг друга, стихами объяснялись в любви .
Если «лирики» в основном увлекались поэзией и живописью, «физики» держали руку на пульсе научно-технического прогресса, занимаясь изобретательством. В их среде Альберт Эйнштейн и Лев Ландау были культовыми фигурами, фото этих светил науки украшали квартиры советских людей, даже далёких от физики. Естественно, «физики» меньше проявляли себя в изящных искусствах, однако мировоззренческая система, возникшая в их среде, была не менее заметна в советской культуре 1960-х и 1970-х годов. Присущая «физикам» романтизация научного познания и научно-технического прогресса оказала огромное влияние на развитие науки и весь советский быт. В художественной литературе взгляды «физиков» проявлялись не часто, в основном в жанре научной и научно-социальной фантастики, ярчайшим примером которой является проза братьев Стругацких , хотя иногда находила отражение и в произведениях реалистического жанра (роман Даниила Гранина « », фильм Михаила Ромма « Девять дней одного года » и т. д.).
«Физики» (хотя их личные взгляды и кругозор могли быть вполне широкими) считались гораздо более любимыми государством, чем «лирики», — отчасти из-за того, что в них нуждалась огромная оборонная промышленность СССР. Такие отношения отражены и в стихотворении поэта Бориса Слуцкого « Физики и лирики »: « Что-то физики в почёте, что-то лирики в загоне. Дело не в сухом расчёте, дело в мировом законе » . К началу 1970-х эстетика «физиков» была воспринята советским официозом — «научно-фантастический» стиль стал архитектурно-дизайнерской нормой для многих стран развитого социализма. В соответствии с плановой экономикой и концепцией марксизма-ленинизма , на один творческий вуз приходился десяток инженерно-технических.
Заметнее всего «шестидесятники» выразили себя в литературе.
Журнал « Юность », основанный в 1955 году, и руководимый Валентином Катаевым , сыграл большую роль в ранние годы «шестидесятничества». Он достиг огромных тиражей, и был очень популярен среди молодёжи. Журнал делал ставку на молодых и неизвестных прозаиков и поэтов. Он открыл таких авторов как Анатолий Гладилин , Василий Аксёнов и многих других. В журнале описывались поиски молодым поколением своего пути на «стройках века» и в личной жизни. Герои привлекали искренностью и неприятием фальши . Термин «шестидесятники» утвердился после выхода в журнале «Юность» в декабре 1960-го года статьи критика С. Б. Рассадина, в которой автор провел аналогию поколения писателей конца 1950-х годов с демократической интеллигенцией 1860-х годов, активно боровшейся с самодержавным строем, инертностью, духовным спадом. Это определение С. Б. Рассадина стало впоследствии названием целой эпохи и генерации людей, которая противостояла тоталитарной политической системе, жёсткой цензуре, критическому восприятию демократических начал .
Огромную роль в «шестидесятничестве» играл журнал « Новый Мир », с 1958 по 1970 год редактировавшийся Александром Твардовским . Журнал, стойко исповедовавший либеральные взгляды, стал главным рупором «шестидесятников» и был невероятно популярен в их среде. Трудно назвать печатное издание, имевшее сравнимое влияние на умы какого-нибудь поколения. Твардовский, пользуясь своим авторитетом, последовательно публиковал литературу и критику, свободные от соцреалистических установок .
Прежде всего это были честные, «окопные» произведения о Великой Отечественной войне, в основном молодых авторов — так называемая « лейтенантская проза »: « В окопах Сталинграда » Виктора Некрасова , «Пядь земли» Григория Бакланова , « Батальоны просят огня » Юрия Бондарева , « Мёртвым не больно » Василя Быкова и другие .
Но, очевидно, главным событием была публикация в 1962 году повести Александра Солженицына « Один день Ивана Денисовича » — первого произведения о сталинских лагерях , публикация которого стала почти столь же переломным и катарсическим событием, как и сам XX съезд КПСС .
Организаторами чтений « на Маяке » были будущие диссиденты Владимир Буковский , Юрий Галансков и Эдуард Кузнецов .
Но традиции устной поэзии на этом не закончились. Её продолжали вечера в Политехническом музее . Там тоже выступали в основном молодые поэты: Евгений Евтушенко , Андрей Вознесенский , Белла Ахмадулина , Роберт Рождественский , Булат Окуджава . Позднее Евтушенко напишет стихотворение :
Кто были мы, шестидесятники?
На гребне вала пенного
в двадцатом веке как десантники
из двадцать первого.
И мы без лестниц, и без робости
на штурм отчаянно полезли,
вернув отобранный при обыске
хрустальный башмачок поэзии.
В 1986 году вместе с А. Вознесенским и Е. Евтушенко Роберт Рождественский выступил на Съезде писателей в Кремле с призывом отмены цензуры и требованием демократизации .
В фантастике прокладывал себе путь жанр коммунистической утопии, видными представителями которой стали Иван Ефремов и братья Стругацкие . Литератор Яна Завацкая отмечает, что советская фантастика по преимуществу была «чисто шестидесятнической» .
В 1992 году в журнале « Столица » вышло интервью Александра Николаева с Булатом Окуджавой . На вопрос о том, каким ему видится поколение «шестидесятников», Окуджава ответил так: «Мы — дети своего времени, и судить нас надо по его законам и меркам. Большинство из нас не было революционерами, не собиралось коммунистический режим уничтожать. Я, например, даже подумать не мог, что это возможно. Задача была очеловечить его <…> И всё было — и равнодушие, и страх, и слепая вера, и цинизм» .
Съёмки со знаменитых чтений в « Политехе » вошли в один из главных «шестидесятнических» фильмов — « Застава Ильича » Марлена Хуциева , а перечисленные поэты на несколько лет стали невероятно популярны.
Позже любовь публики перешла на поэтов нового жанра, порождённого культурой «шестидесятников»: авторской песней . Его отцом стал Булат Окуджава , начавший в конце 1950-х исполнять под гитару песни собственного сочинения. Вскоре появились другие авторы — Александр Галич , Юлий Ким , Михаил Щербаков , Новелла Матвеева , Юрий Визбор , ставшие классиками жанра. Появился аудио- самиздат , разнёсший голоса бардов по всей стране, — радио , телевидение и грамзапись были тогда для них закрыты.
В конце 1960-х, когда общественная жизнь в стране была придушена, в среде «физиков» возникла новая субкультура — туристов-походников. В её основе лежала романтизация таёжного (северного, высокогорного) быта геологов и прочих полевиков. Простота, грубость и свобода их жизни были антитезой скучной бессмыслице «правильного» существования городского интеллигента . Выражением этих настроений стал фильм Киры Муратовой « Короткие встречи » (1967) с Владимиром Высоцким в главной роли. В том же году вышел фильм « Вертикаль » также с Высоцким и его песнями под гитару. Миллионы интеллигентов стали проводить свои отпуска в дальних турпоходах, штормовка стала обыденной интеллигентской одеждой.
Центральной практикой этой субкультуры было коллективное пение у костра под гитару — в результате чего авторская песня превратилась в массовый жанр. По всей стране возникали клубы самодеятельной песни (КСП). Олицетворением и любимейшим автором этой субкультуры был бард Юрий Визбор . Впрочем, расцвет её пришёлся не на «шестидесятников», а на следующее поколение.
Воодушевленные, как им казалось, близкой перспективой построения коммунистического общества, многие педагоги поставили перед собой задачу воспитания человека, готового жить по высоким коммунистическим моральным нормам . Основываясь на успешном опыте С. Т. Шацкого и А. С. Макаренко , сочетая их методики с идеями, почерпнутыми у скаутов и пионерского движения 20-х годов, педагоги коммунарского движения, виднейшим из которых был Игорь Иванов , создали методику на принципах добровольности участия, коллективного планирования, коллективного исполнения и коллективной оценки, чередования творческих поручений, ротации выборных руководителей и т. д.
Коммунарская методика была положена в основу работы во Всероссийском лагере ЦК ВЛКСМ « Орлёнок ». Летом 1962 года « Комсомольская правда » и ЦК ВЛКСМ собрали в «Орлёнке» 50 старшеклассников из различных городов; в отряд были приглашены несколько подростков из , а также трое «старших друзей» КЮФа. Ребята разъехались по своим городам и там многим из них удалось создать подростковые сообщества, которые стали называть себя «секциями» клуба юных коммунаров. Секции проводили «коллективные творческие дела» и воспроизводили стиль и образ жизни КЮФ (в той мере, в какой они могли их освоить за проведенные в «Орленке» 40 дней) . После изучения сотрудником «Комсомольской правды» С. Л. Соловейчиком жизни КЮФ и опубликования статьи «Фрунзенская Коммуна», 24 января 1962 году газета объявила о создании заочного «Клуба юных коммунаров» («КЮК») и призвала комсомольцев-старшеклассников, учеников ремесленных и технических училищ создавать секции этого клуба из первичных комсомольских организаций — групп, классов.
В 1963 году в «Орлёнке» прошёл первый Всесоюзный Сбор юных коммунаров. С этого времени и появился в прессе термин « коммунарское движение », иногда также называемое «орлятским». КЮК в «Комсомольской правде» и «коммунарские» смены в «Орлёнке» породили первую волну коммунарского движения. Оно распространилось почти на всю страну, воспитало несколько поколений педагогов-энтузиастов и охватывало во времена расцвета (середина 60-х годов) десятки тысяч школьников и подростков .
Однако в силу нарастания неблагоприятных тенденций в политической обстановке после смещения Н. С. Хрущёва административное давление на коммунарские клубы и отряды стало усиливаться, что привело к постепенному уменьшению числа их участников и закрытию части клубов. С декабря 1965 года была прекращена поддержка коммунарского движения со стороны ЦК ВЛКСМ; было объявлено, что в таком случае дальнейшая судьба коммунарских объединений будет зависеть от их взаимоотношений с комсомольскими органами «на местах». Движение официально не запрещалось, но с тех пор во многих городах отношение к секциям клуба ЮК стало крайне неблагоприятным. В то же время ряд клубов и отрядов коммунарского и близких к нему направлений существуют и поныне.
По свидетельству Евгения Евтушенко все русские «шестидесятники» выросли отнюдь не на марксизме , а на итальянском неореализме : «нет маленьких страданий, нет маленьких людей — вот чему научил нас заново итальянский неореализм » .
В кино «шестидесятники» проявили себя исключительно ярко, несмотря на то, что этот вид искусства жёстко контролировался властью. Самыми известными фильмами, выражавшими настроения после XX Съезда, были « Летят журавли » Михаила Калатозова , « Застава Ильича » и « Июльский дождь » Марлена Хуциева , « Я шагаю по Москве » Георгия Данелии , « Девять дней одного года » Михаила Ромма , « Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён » Элема Климова .
Вместе с тем большинство актёров «золотой обоймы» советского кино — Евгений Леонов , Иннокентий Смоктуновский , Олег Табаков , Евгений Евстигнеев , Юрий Никулин , Василий Ливанов , Евгений Лебедев , Михаил Ульянов , Станислав Любшин , Инна Гулая , Жанна Болотова , Марианна Вертинская , Андрей Смирнов , Николай Губенко , Ирина Мирошниченко , Олег Даль и многие другие, — были «шестидесятниками» и по возрасту, и по образу мышления. Но гораздо больше кинематографисты-«шестидесятники» проявили себя в 1970-х — 1980-х годах — в основном в жанре кинокомедии, поскольку только в ней разрешалось критиковать отрицательные стороны жизни, как правило, на бытовом уровне. Именно тогда сняли свои лучшие фильмы такие типичные «шестидесятники», как Эльдар Рязанов , Георгий Данелия , Марк Захаров . Наиболее характерным примером «шестидесятничества» в театре были « Современник » Олега Ефремова и « Таганка » Юрия Любимова .
В 1960-е годы в Советском Союзе обострились отношения между властью и свободомыслящими художниками. В 1962 году художники из студии Элия Белютина « Новая реальность » приняли участие в выставке в Манеже, посвященной 30-летию МОСХа . Эта выставка стала знаковым событием, так как резкая критика в адрес современных художников со стороны Хрущева и других руководителей страны оставила художников «Новой реальности» за рамками официального искусства.
В 1954 году Белютин собрал вокруг себя прогрессивных художников, стремясь создать Новую Академию, где преподавание велось бы в соответствии с его методикой. На протяжении многих лет Белютин изучал систему преподавания Французской академии художеств, методы Павла Чистякова и многих авангардных художников начала века. Поиски Белютина вылились в « », которую он широко применял в своей студии. Таким образом, художники «Новой реальности», среди которых Люциан Грибков , Владислав Зубарев , , Анатолий Сафохин , Вера Преображенская , Тамара Тер-Гевондян продолжили традиции русского авангарда 1920-х годов.
Во многом приход шестидесятников явился реинкарнацией передвижнической реформы, где каждый из авторитетных педагогов следует собственным принципам в обучении. Например, для выпускников мастерской Т. Т. Салахова характерен выбор ограниченной цветовой гаммы и лапидарного решения формы путем четких перепадов света и тени. Проанализировав учебные постановки мастерской А. А. Мыльникова , отметим введение белых ореолов, ставших знаковыми для ленинградской художественной школы, легкость исполнения через тонкое письмо, порой неотличимое от пастели. Если обратиться к прочтению традиции в работах А. А. Мыльникова, то неизбежна аналогия с мастерами искусства русского авангарда — А. Н. Самохвалова , А. А. Лабаса , раннего периода в творчестве А. А. Дейнеки , женскими портретами и графическими циклами В. В. Лебедева . Мастерской Е. Е. Моисеенко присуща конструктивная экспрессивность рисунка и пластическая простота решения портретов и фигур на фоне орнаментальных фонов. Таким образом, в персональных мастерских лидеров-шестидесятников видоизменение натуры происходит по условным правилам, которые задает педагог-руководитель. Эти правила оформляются в определённую стилистическую схему, согласно которой должен проходить процесс интерпретации учебной постановки .
Синтез традиций русской академической живописи, русского авангарда лежат в основе создания нового принципа построения цвета и формы Иззата Клычева , создавшего свой стиль в конце 50-х — начале 60-х годов («Путь к воде», серия «Моя Туркмения»): плоскостность построения он визуализирует с использованием традиционной для туркменского декоративно-прикладного искусства гаммы: красный, жёлтый, синий, зелёный. Наследие « Бубнового валета », особенно И. Машкова и П. Кончаловского , учеником которых был Г. Ф. Бабиков , становится фундаментом цветовых экспериментов Станислава Бабикова . Группа « Семёрка » обращается к западному модернизму и национальному туркменскому искусству, Происходит сложное переосмысление традиционного и нового .
Отстранение Хрущёва от власти поначалу не вызвало большой озабоченности, так как пришедший к власти триумвират — Подгорный , Косыгин и Брежнев — выглядел респектабельно на фоне не всегда уравновешенного Хрущёва. Однако уже вскоре вместо либерализации последовало резкое ужесточение режима внутри страны и обострение холодной войны , что стало для «шестидесятников» большой трагедией.
Знаково-мрачными стали для них следующие события. Во-первых, процесс Синявского и Даниэля (1966) — показательный суд над литераторами, осуждёнными не за антисоветскую деятельность, а за их произведения. Во-вторых, Шестидневная война и последующий рост еврейского национального движения в СССР, борьба за выезд ; в-третьих — ввод советских войск в Чехословакию (1968) — «шестидесятники» очень сочувствовали Пражской весне , видя в ней логичное продолжение « оттепели ». И, наконец, разгром « Нового мира » (1970), ознаменовавший установление глухого « застоя », конец возможности легального самовыражения.
Многие «шестидесятники» приняли непосредственное участие в диссидентском движении — и подавляющее их большинство сочувствовало ему. В то же время, хотя кумир поколения Александр Солженицын постепенно пришёл к радикально антисоветским взглядам, большинство «шестидесятников» по-прежнему сохраняли веру в социализм . Как пел Окуджава в песне « Сентиментальный марш »:
Я всё равно паду на той, на той единственной Гражданской.
И комиссары в пыльных шлемах склонятся молча надо мной.
При том, что интеллигенция следующего поколения относилась к этим идеалам, в лучшем случае, равнодушно. Это вызывало ощутимый конфликт поколений — подкреплявшийся философскими и эстетическими разногласиями. «Шестидесятники» без энтузиазма относились к « авангардизму », которым жила интеллигенция 1970-х — концептуализму , постмодернизму . В свою очередь, «авангардистов» мало волновала лирика Твардовского и разоблачения сталинизма — всё советское было для них очевидным абсурдом.
В 1970-х годах многие лидеры «шестидесятничества» были вынуждены эмигрировать (писатели Василий Аксёнов, Владимир Войнович , Анатолий Гладилин, Анатолий Кузнецов , Александр Галич , Георгий Владимов , Андрей Синявский , Наум Коржавин ; кинематографисты Эфраим Севела , Михаил Калик , Михаил Богин ; эстрадные певцы Эмиль Горовец , Лариса Мондрус , Аида Ведищева и многие другие). Часть «шестидесятников» была вытеснена во « внутреннюю эмиграцию » — поэты Владимир Корнилов , Борис Чичибабин и др.
В годы застоя кумиром, почти иконой «шестидесятников» стал академик Андрей Сахаров , отказавшийся от комфортной жизни обласканного властью учёного ради борьбы за свободу совести. Сахаров с его сочетанием чистоты, наивности, интеллекта и моральной силы воплощал все идеалы поколения, а кроме того, был одновременно и «физиком», и «лириком».
Во многом благодаря пропагандистским успехам Хрущёвской антирелигиозной кампании , по воспитанию «шестидесятники» по большей части были атеистами или агностиками — и остались таковыми на всю жизнь. Однако с началом « застоя » в условиях отсутствия каких-либо социальных перспектив некоторая их часть обратилась к религиозному поиску — в основном в рамках православия и иудаизма (последнее было распространено среди евреев, которые, впрочем, нередко принимали не иудаизм, а православие ). Самыми заметными фигурами православного возрождения в «шестидесятнической» среде были протоиереи Александр Мень и Глеб Якунин , митрополит Антоний Сурожский , диссидентка Зоя Крахмальникова , филолог Сергей Аверинцев .
В то же время многие в своих духовных поисках (а также, нередко, и в желании вести здоровый образ жизни , достичь гармонии с природой) обращались к восточным религиям и учениям: например, в Ленинграде оформилась группа буддистов, объединённая вокруг фигуры ламы и буддолога Б. Д. Дандарона . В серьёзных журналах, таких, как « Наука и жизнь », велись публикации по хатха-йоге . Углубляющиеся идейные расхождения и военное противостояние с маоистским Китаем способствовали политическому сближению и интеллектуальному обмену с Индией , что облегчило распространение рериховского движения . Свой вклад в распространение близких идей внёс виднейший писатель- фантаст Иван Ефремов своим романом « Лезвие бритвы ». Наблюдалось распространение и других движений эзотерической направленности. Были и оригинальные течения, например, движение сторонников Порфирия Иванова . По мнению протоиерея Владислава Цыпина такое широкое обращение к религии было связано с тем, что несмотря на советское воспитание, людей разочаровывало и оскорбляло, что «столько жертв, столько крови» было затрачено «не ради земного рая, наступление которого было обещано, а ради того, чтобы у всех, и то лишь в перспективе, в конце концов была отдельная двух- или трёхкомнатная квартира и питание достаточной и даже избыточной калорийности». В итоге «реакция разочарованных была разной: одни <…> обрушились с критикой на советский официоз с позиций марксистской ортодоксии, другие „выбирали свободу“ и становились оголтелыми поклонниками культа Запада, вплоть до почитания золотого тельца, хотя при этом могли оставаться людьми лично не корыстными и кадить капиталу вполне платонически, третьи искали выхода на пути квазирелигиозных, парарелигиозных и религиозных исканий. Уже в 1960-е годы появились доморощенные йоги, тогда ещё не кришнаиты, и даже буддисты, не имевшие ни бурятских, ни калмыцких корней <…> В среде отечественных хиппи, в параллель с тягой к наркотикам, обнаружилась тяга ко всякого рода эзотерике и оккультным опытам» .
По свидетельству М. Ф. Ненашева «истоки идей перестройки М. С. Горбачева — от поколения шестидесятников. <…> Они терпеливо, не теряя надежды, ждали и готовили обновление в обществе.»
Историк А. В. Шубин отмечает, в 1980-е годы в СССР произошло усиление «позиции шестидесятников в аппарате КПСС и средствах массовой информации», а также указывает, что уже «в начале перестройки видные шестидесятники стали излагать в своих выступлениях в СМИ всё более смелые демократические идеи в рамках коммунистической идеологии, тем не менее они опасались выступать ещё более открыто, так как за это могли быть исключены из КПСС и сняты с руководящих постов» .
Историк В. П. Данилов полагает, что объявленную Горбачёвым перестройку «шестидесятники» восприняли с огромным энтузиазмом — как продолжение «оттепели», возобновление их противостояния со сталинизмом . Они — после двух десятилетий бездействия — вдруг вновь оказались очень востребованными. Одна за другой выходили их книги о сталинской эпохе, производя эффект разорвавшейся бомбы: «Дети Арбата» Анатолия Рыбакова , «Чёрные Камни» Анатолия Жигулина , «Белые Одежды» Владимира Дудинцева , «Зубр» Даниила Гранина и т. д.
Публицисты-«шестидесятники» ( Ю. Н. Афанасьев , Ю. Г. Буртин , Ю. Ф. Карякин , В. А. Коротич , Г. Х. Попов , Ю. Д. Черниченко , М. Ф. Шатров , Е. В. Яковлев и др.) оказались на переднем крае борьбы за «обновление» и «демократизацию» социализма (поскольку этот дискурс вполне соответствовал их взглядам) — за что были названы «прорабами перестройки» . Вскоре выяснилось, что они более горячие сторонники перестройки, чем её авторы [ уточнить ] . Спорный вопрос, можно ли назвать «шестидесятниками» самих Михаила Горбачёва и Александра Яковлева (всё-таки больше сформированных номенклатурной культурой). Так или иначе, в целом перестройка стала звёздным часом поколения и вершиной его успеха.
По мнению философа и политолога А. С. Ципко , сама перестройка явилась «продуктом шестидесятничества, продуктом тех идей, иллюзий, ценностей, которые складывались у целого поколения советской интеллигенции под влиянием разоблачения так называемого „ культа личности Сталина “» . В свою очередь историк А. В. Шубин считает что «позиции в партийно-государственных структурах и СМИ помогли шестидесятникам возглавить демократическое движение», однако «результаты реформ 1990-х гг. вызвали у большинства шестидесятников разочарование, так как их итоги существенно разошлись с их идеалами» .
По мнению Захара Прилепина «шестидесятническая культурная элита утянула страну за собой в перестройку.»
В 1993 году многие представители этого поколения подписали « Письмо 42-х », называя оппозиционный Ельцину парламент «фашистами».
Однако вместе с крушением СССР и демонтажем социалистического строя кончилась и общественная востребованность «шестидесятников». Новая социальная реальность принесла совсем другие понятия, проблемы и вопросы, в одночасье сделав неактуальным весь дискурс, на котором строилась шестидесятническая культура. И в 1990-х — 2000-х годах большинство знаменитых «шестидесятников» тихо умерли полузабытыми.
К. С. Беляева, конструируя модель «шестидесятника», предлагает в числе их главных личностных характеристик такие :
Политолог В. Гельман отмечал: "Трагедия поколения "шестидесятников" состояла в том, что лучшие его представители положили много лет на борьбу за право свободно высказывать свои мнения, долгие годы пряча их за эзоповым языком и "неконтролируемым подтекстом". Когда барьеры оказались сняты, выяснилось, что многим из них почти нечего сказать и - что еще хуже - многих из них по большому счету незачем слушать" .
на русском языке
на других языках