Interested Article - Романов, Олег Константинович

Князь императорской крови Оле́г Константи́нович ( 15 [27] ноября 1892 , Санкт-Петербург 29 сентября [ 12 октября ] 1914 , Вильно ) — правнук Николая I , корнет лейб-гвардии Гусарского полка . Умер от раны, полученной в одном из сражений Первой мировой войны .

Семья и детство

Родился 15 ( 27 ) ноября 1892 года в Санкт-Петербурге в Мраморном дворце . Отец — великий князь Константин Константинович , известный также как поэт «К.Р». Мать — Елизавета Августа Мария Агнесса, вторая дочь Морица Саксен-Альтенбургского (в России — великая княгиня Елизавета Маврикиевна ). В семье было девять детей, князь Олег был пятым ребёнком (четвёртым сыном).

В детстве воспитывался дома, в возрасте девяти лет завёл записную книжку, первая запись в которой выглядела так:

Я большой и потому имею мужество. Я тут отмечаю, сколько грехов я сделал за весь день… Отмечаю тут неправду точками, а когда нет неправды, отмечаю крестиками.

Записи в книжке велись в течение примерно двух лет. В книге «Князь Олег», выпущенной вскоре после его гибели, говорится, что

кроме указанных символических значков, никаких записей, однако, в этой книжке нет, но, судя по количеству точек, можно думать, что Князь Олег внимательно следил за собой и, вероятно, сурово оценивал свои маленькие детские провинности.

Уже во время учёбы, в 1908 совершил вместе с родственниками поездку по Волге , во время которой посетил Владимир , а в нём Успенский собор , в котором во время взятия города монгольскими войсками в 1238 погибла семья великого князя Юрия Всеволодовича . Сопровождавший путешественников В. Т. Георгиевский вспоминал о том, как князь Олег в одиночестве (остальные члены семьи в это время осматривали ризницу) молился перед гробницей погибших княгинь:

Среди полумрака древнего собора одинокая коленопреклоненная фигура Князя надолго врезалась мне в память… Я не хотел мешать его молитве… Отступив в глубь храма, я видел затем, как Олег Константинович подошёл к гробнице великого князя Юрия Всеволодовича и ещё раз склонился перед его мощами и надолго припал своей головой к рукам святого страдальца за землю русскую, как бы прося его благословения.

Учёба

Олег Константинович. Около 1907 г.

В 1903 году князь Олег выдержал вступительный экзамен в Полоцкий кадетский корпус и был зачислен в списки его кадет, однако реально получал образование вместе с братьями в домашней обстановке. Преподаватели считали его «крайне чутким, восприимчивым, любознательным и работоспособным учеником», любимыми предметами князя были русская литература, история, отечествоведение, рисование и музыка. В 1910 году выдержал экзамены за курс кадетского корпуса. По воспоминаниям его преподавателя истории П. Г. Васенко, ещё зимой 1908—1909 у князя «окончательно определился глубокий интерес к гуманитарным наукам» и «созрело желание поступить в высшее учебное заведение».

10 мая 1910 года он был зачислен в Александровский лицей , став первым членом императорской фамилии, получавшим в нём образование (впрочем, по состоянию здоровья он учился дома, а в лицее лишь сдавал экзамены) и поступившим до военной службы в высшее гражданское учебное заведение. Профессор Б. В. Никольский так вспоминал о нём:

Он готовился к экзамену с таким настроением, точно говел, а на экзамен шёл как на исповедь. Но чем труднее была работа, тем более радовал его успех, и после каждого удачного экзамена, счастливый побеждённою трудностью, он загорался решением преодолеть ещё большую.

В 1913 году окончил лицей с серебряной медалью (его выпускное сочинение на тему: « Феофан Прокопович как юрист» было удостоено Пушкинской медали).Также Олег Константинович подготовил к печати издание автографов А. С. Пушкина из коллекции лицея, над которыми тщательно работал долгое время. Первый выпуск «Рукописей Пушкина» увидел свет в 1912 году (см. далее).

Зарубежные поездки

Летом 1910 посетил Константинополь , Болгарию , Сербию , Черногорию , Германию , в 1911 — Францию , Испанию , Португалию . Летом 1914 был направлен Императорским Православным Палестинским обществом в командировку в Бари ( Италия ) для решения вопросов, связанных со строительством в городе православного храма и странноприимного дома — в результате строительные работы были существенно ускорены.

Пушкинистика и литературное творчество

С детских лет его кумиром был Александр Пушкин . В июне 1905 князь Олег писал в дневнике:

Я так люблю книгу « Юношеские годы Пушкина », что мне представляется, что я также в Лицее. Я не понимаю, как можно перестать читать эту книгу. В этой книге моя душа.

Олег Константинович. Около 1914 г.

В 1911 году князь Олег выступил с инициативой факсимильного издания рукописей Пушкина, хранившихся в лицее, приуроченного к столетнему лицейскому юбилею. Однако затем он решил существенно расширить проект — выпустить многотомное факсимильное издание всех рукописей Пушкина — и привлёк к нему ряд специалистов. Однако до Первой мировой войны удалось издать только первый выпуск — стихотворения, собранные в Пушкинском музее Александровского лицея. По словам пушкиниста П. Е. Щеголева ,

для князя издание рукописей Пушкина является молитвенной данью культу Пушкина… На редкость тщательно выполненное издание потребовало от издателя самого напряженного и пристального внимания: с величайшей заботливостью он следил за неуклонной верностью воспроизведений подлинникам. Казалось бы, цинкографическое воспроизведение рукописей не требует особенного присмотра в силу своего автоматизма, но Князь Олег Константинович правил корректуры оттисков с клише и внёс немало поправок: оказалось, фотография не везде принимала точки и чёрточки пожелтевших от времени рукописей, — и Князь с изощрённым вниманием отмечал эти отступления.

Князь Олег занимался литературным творчеством, писал стихи и прозаические произведения, увлекался музыкой и живописью. Рассказ «Ковылин» и некоторые стихотворения были опубликованы в посмертном издании «Князь Олег», но большинство произведений остались в рукописях — в том числе поэма «Царство царя Крота», повесть «Отец Иван», роман «Влияния», очерки «Сценки из собственной жизни», пьесы. Планировал написать биографию своего деда, великого князя Константина Николаевича , который был для него образцом государственного деятеля.

В 1910 году, под впечатлением посещения Константинополя, князь Олег написал следующее стихотворение:

Остатки грозной Византии,
Постройки древних христиан,
Где пали гордые витии,
Где мудрый жил Юстиниан -
Вы здесь, свидетели былого,
Стоите в грозной тишине
И точно хмуритесь сурово
На дряхлой греческой стене…
Воспряньте, греки и славяне!
Святыню вырвем у врагов,
И пусть царьградские христиане,
Разбив языческих богов,
Поднимут Крест Святой Софии,
И слава древней Византии
Да устрашит еретиков.

Фрагмент стихотворения князя Олега (1911 год) :

Гроза прошла … а вместе с ней печаль,
И сладко на душе. Гляжу я смело вдаль,
И вновь зовёт к себе отчизна дорогая,
Отчизна бедная, несчастная, святая.
Готов забыть я всё: страданье, горе, слёзы
И страсти гадкие, любовь и дружбу, грёзы
И самого себя. Себя ли?.. да, себя,
О, Русь, страдалица святая, для Тебя.

Рукописи князя Олега — вместе с перепиской, дневником и другими материалами — хранятся в его фонде (ф. 214) в Институте русской литературы (Пушкинском доме) Российской академии наук .

Военная служба

Князь Олег Константинович Романов

В 1913 году был произведён в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка .

С начала Первой мировой войны в 1914 году в составе своего полка принимал участие в боевых действиях на Северо-Западном фронте. Первоначально ему было предложено поступить ординарцем в Главную квартиру, но он добился разрешения остаться в полку. Олег не без гордости писал в своём дневнике:

Мы все пять братьев идем на войну со своими полками. Мне это страшно нравится, так как это показывает, что в трудную минуту Царская Семья держит себя на высоте положения. Пишу и подчеркиваю это, вовсе не желая хвастаться. Мне приятно, мне радостно, что мы, Константиновичи , все впятером на войне.

Командир поручил ему ведение полкового дневника. По воспоминаниям генерала ,

в то время все желания Князя сосредотачивались на жажде подвига: он днём и ночью мечтал о своём уходе из штаба полка и о возвращении в строй. Желание это осуществилось за несколько дней перед нашим последним свиданием, но оно же его и погубило.

Ранение и смерть

Князь Олег Константинович в военной форме. Около 1914г.

27 сентября (10 октября) 1914 года князь Олег, командовавший взводом в своём полку, был тяжело ранен близ деревни Пильвишки в районе Владиславова . Телеграмма штаба Верховного Главнокомандующего сообщала, что

при следовании застав нашей передовой кавалерии были атакованы и уничтожены германские разъезды. Частью немцы были изрублены, частью взяты в плен. Первым доскакал до неприятеля и врубился в него корнет Его Высочество Князь Олег Константинович.

Однако в конце стычки один из раненых немецких кавалеристов, уже находясь на земле, выстрелил в князя и ранил его. 28 сентября (11 октября) он был доставлен в госпиталь в Вильну , где был прооперирован. В тот же день был награждён орденом святого Георгия IV степени «за мужество и храбрость, проявленные при атаке и уничтожении германских разъездов, при чем Его Высочество первым доскакал до неприятеля» (Высочайший приказ от 29 сентября 1914 г.). Узнав об этом, князь сказал:

Я так счастлив, так счастлив. Это нужно было. Это поднимет дух. В войсках произведет хорошее впечатление, когда узнают, что пролита кровь Царского Дома.

Вечером следующего дня в Вильну прибыл отец князя Олега, который привёз ему орден святого Георгия, принадлежавший великому князю Константину Николаевичу . Этот орден прикололи к рубашке умиравшего князя, который в тот же вечер скончался.

Н. Н. Ермолинский вспоминал:

Приехали родители. На минуту он узнал их. Великий князь привез умирающему сыну Георгиевский крест его деда.— Крестик Анпапа!— прошептал князь Олег. Он потянулся и поцеловал белую эмаль. Крест прикололи к его рубашке. Вскоре больной стал задыхаться… Началось страшное ожидание смерти: шепот священника, последние резкие вздохи… Великий князь, стоя на коленях у изголовья, закрывал сыну глаза; Великая княгиня грела холодевшие руки. Мы с князем Игорем Константиновичем стояли на коленях в ногах. В 8 часов 20 минут окончилась молодая жизнь… Светлое, детски чистое лицо князя было отлично освещено верхней лампой. Он лежал спокойный, ясный, просветленный, будто спал. Белая эмаль, к которой он прикоснулся холодеющими губами, ярко выделялась на его груди

Олег Константинович Романов стал вторым после Сергея Максимилиановича Романовского членом Российского императорского дома, отдавшим жизнь в результате ранения на поле боя и единственным членом Российского императорского дома, погибшим на фронте Первой мировой войны.

3 (16) октября 1914 года князь Олег Константинович был похоронен в имении Осташёво Московской губернии , где в 1916 году был построен четырёхстолпный одноглавый храм-усыпальница , сооружённый по образцу древних псковско-новгородских церквей (после революции усыпальница была разорена).

В 1915 году скончался его отец. По воспоминаниям сестры князя Олега Константиновича, княжны Веры Константиновны ,

смерть брата Олега была тягчайшим ударом для отца, ибо он из всех нас духовно был к нему ближе других, разделяя полностью его литературные и умственные интересы. Эта смерть и всё пережитое в первые дни войны, — несомненно, очень отрицательно отразились на Его здоровье, вероятно, ускорили Его кончину.

Мать после его кончины пожертвовала Александровскому лицею одну тысячу рублей, с тем, чтобы доход с этого капитала ежегодно шёл на изготовление серебряной медали имени князя Олега Константиновича, которой награждался бы лицеист за лучшее сочинение по отечественной словесности. На медали был начертан лицейский девиз: «Для общей пользы» и слова Олега Константиновича, написанные им незадолго до гибели: «Жизнь не удовольствие, не развлечение, а крест». Весной 1915 года Виленскому реальному училищу, в здании которого, переоборудованном под госпиталь, скончался князь императорской крови, было присвоено его имя.

25 декабря 1914 г. Высочайше повелено: «1-й роте Полоцкого кадетского корпуса присвоить наименование: „роты Его Высочества Князя Олега Константиновича“, дабы сохранить на вечные времена среди кадет названного корпуса память об Августейшем Полочанине, положившем жизнь Свою на поле брани за Царя и Отечество».

Похороны

Церковь Олега Брянского — усыпальница на берегу реки Руза

По пути следования траурного поезда с телом князя жители российских городов и деревень встречали его. 3 октября в 7 часов 30 минут утра он прибыл к станции Волоколамск.

По воспоминаниям одной из современниц, в траурной процессии приняло участие несколько тысяч человек. По дороге гроб почившего князя сопровождала масса крестьян. Люди плакали, стояли на коленях, несли на плечах его гроб 5-6 км от станции до Осташево. Он был похоронен с золотою шашкой. Когда началась революция, стали громить имение, все грабить, разграбили и могилу, вытащили его из гроба, утащили шашку, 5 или 6 дней труп валялся на дороге. Сына и дочь кладбищенского сторожа Санкритова взяли на работу в ОГПУ.

По другой версии, в 1920-х годах местные жители перезахоронили тело "на кладбище храма за рекой", позднее уже и этот храм был разрушен вместе с кладбищем в 1930-е годы, далее на этом месте появились дачи. Еще одна версия говорит о том, что в связи с постоянными нападками на могилу князя Олега местные власти только в 1969 году, ночью, тайно перезахоронили тело "на сельском кладбище". Современники революционных событий, а также современные исследователи истории Императорского дома полагают, что князя Олега нужно было хоронить не в Осташево, а в соответствии с нормами того времени, как многих князей, в Великокняжеской усыпальнице Петропавловского собора Санкт-Петербурга, которую за все время советской власти большевики не тронули. Но кто бы знал, что всего через 3 года будет революция. Даже в самой усыпальнице-храме князя Олега при строительстве планировали 10 захоронений. Еще при жизни князь Олег хотел быть похороненным здесь, в любимом им Осташево.

Личная жизнь

Князь Олег Константинович не был женат и не оставил потомства. Незадолго до начала Первой мировой войны был помолвлен с княжной императорской крови Надеждой Петровной , дочерью великого князя Петра Николаевича . Ранняя гибель князя разрушила эти планы. В 1917 году Надежда Петровна вышла замуж за князя .

Награды

Память

  • В 2010 году в Полоцке было создано Полоцкое кадетское училище , в котором сберегается память о князе Олеге Константиновиче. Так, 23 декабря 2010 года во время торжественной церемонии посвящения в кадеты писатель В. В. Бондаренко передал училищу в дар портрет князя Олега, а стену училищного коридора украшает большая фреска с его изображением.
  • 29 сентября 2015 года в Царском Селе в ограде Софийского собора открыт бронзовый памятник корнету князю Олегу Константиновичу (ск. Ярослав Бородин, по модели 1915 г. скульптора В.В. Лишева) .

Примечания

  1. Орден Святого Апостола Андрея Первозванного (1699-1917). Орден святой Великомученицы Екатерины (1714-1917). Списки кавалеров и кавалерственных дам", С. С. Левин, М. , 2003 г — 102 с.
  2. Кавалеры Императорского ордена Святого Александра Невского (1725—1917). Биобиблиографический словарь в трех томах. Т. 3. — М. , 2009. — С. 784.
  3. * от 2 октября 2015 на Wayback Machine

Литература

  • Князь Олег. — Пг. , 1915 (переиздание: Каз. , 1995).
  • Вел.кн. Гавриил Константинович . В мраморном дворце. — Нью-Йорк, 1955 (переиздание: СПб. , 1993).
  • Григорян В. Г. Биографический справочник. — М. : АСТ, 2007.
  • Пчелов Е. В. Романовы. История династии. — М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2004.
  • Пахалюк К. Боевые действия в Восточной Пруссии в Первую мировую войну. Указатель литературы. — 2-е изд. — Калининград, 2008.
  • Пахалюк К. Романовы в сражениях в Восточной Пруссии в 1914 г. // Рейтар. — 2009. — № 3. — С. 180—191.
  • Бондаренко В. В. Герои Первой мировой. М., Молодая Гвардия, 2013. Серия Жизнь Замечательных Людей.
  • Кульман Н. К. Светлый князь : Жизнь и мученическая кончина князя Олега Константиновича. 1892–1914. — М. : Изд-во ПСТГУ, 2022. — 463 с. — ISBN 978-5-7429-1493-8 .

Ссылки

  • (недоступная ссылка)

Same as Романов, Олег Константинович