Interested Article - Албазинская икона Божией Матери

Икона Божией Матери Албазинской «Слово плоть бысть» в Успенском соборе Хабаровска

Албазинская икона Божией Матери «Слово плоть бысть» — почитаемая в Русской церкви икона Богородицы , святыня русского Приамурья . Время и место её явления неизвестны. Своё название она получила от крепости Албазин (ныне — село Албазино ) на Амуре , основанной в 1650 году Ерофеем Хабаровым . Второй частью названия служат слова из Евангелия от Иоанна «И слово плоть бысть» («И слово стало плотью») ( Ин. ). Указом Святейшего синода от 24 августа 1895 года № 4142 разрешено совершать ежегодно 9 марта празднование в честь находящейся в Благовещенском кафедральном соборе древней иконы Божией Матери, именуемой «Слово плоть бысть», с присвоением ей наименования «Албазинской» .

Иконография

По иконографическому типу этот образ ближе всего к иконам « Оранта » (в русской традиции «Знамение»). Он отмечается особым написанием фигуры Младенца, подчёркивающим его пребывание во чреве Матери, где Слово-Логос и стало плотью, вочеловечившись в благодатном чреве Приснодевы. Именно изображение на иконе «чревоношения» привело к тому, что среди православных христиан укоренился обычай молиться перед нею за будущих матерей.

История

была основана на Амуре в 1651 году русским землепроходцем атаманом Ерофеем Хабаровым на месте «городка» даурского князя Албазы. В дальнейшем эта крепость неоднократно подвергалась нападениям войск китайского богдыхана . В 1658 году китайцы захватили Албазин и сожгли его. Однако, в 1665 году русские вернулись и восстановили крепость. Священноинок Ермоген, пришедший вместе с другими духовными лицами из Усть-Киренского Свято-Троицкого монастыря , принёс с собой благословение возрождённому краю — чудотворную икону «Слово плоть бысть», именуемую с тех пор Албазинской. В 1671 году священноинок Ермоген основал невдалеке от Албазина мужской монастырь во имя Всемилостивого Спаса, где и пребывала икона.

Русская православная церковь активно действовала на Дальнем Востоке , обращая в православие местных жителей. Однако, непрекращающиеся набеги китайцев вынудили русских оставить Албазин. В 1690 году казаки ушли из поселения, срыв и уничтожив укрепления и перенеся чудотворную икону в Сретенск . Икона оставалась там до 1860 года, когда епископ Камчатский Вениамин (Благонравов) , преемник святителя Иннокентия, перенёс её в Благовещенск , в кафедральный собор Успения Божией Матери . Для образа изготовили серебряный оклад с памятной надписью: «Сия Албазинская икона Божией Матери принесена из Сретенска в Благовещенск преосвященнейшим Вениамином, епископом Камчатским, Курильским и Алеутским в июне 1860 года при первом вступлении его в свой епархиальный город» . По другим данным икона была перенесена в Благовещенск в 1868 году: « Преподобный Ермоген по сдаче Албазина китайцам возвратился в Забайкалье, захватив с собою иконы… и оставил в Сретенске две иконы, как бы в благословение будущему Амурскому краю. Одна из этих икон именуемая „Слово плоть бысть“ или Албазинская икона Богоматери, была доставлена в 1868 г. Высокопреосвященнейшим Вениамином в г. Благовещенск. Другая икона Всемилостивейшего Спаса находится в Албазине в новом храме за левым клиросом » .

В 1885 году епископ Камчатский Гурий установил ей ежегодное празднование 9 (22) марта и еженедельное чтение акафиста с молебным пением, после того как икона явила новые чудеса во время эпидемии моровой язвы .

С 1902 года ежегодно, после второго дня Святой Троицы, Албазинская икона совершала длительный путь по Дальнему Востоку . От кафедрального собора до Зейской переправы её торжественно провожали соединённые крестные ходы от всех церквей во главе с епископом, затем на специальном пароходе вниз по Амуру икона двигалась до Николаевска-на-Амуре , вверх по притокам Амура и на остров Сахалин ; примерно через 2 месяца Албазинская икона возвращалась в Благовещенск .

Летом 1900 года во время Боксёрского восстания китайцы вновь осадили Благовещенск. Все время девятнадцатидневной осады в Благовещенском храме непрерывно шла служба и читались акафисты. По преданию, заступничество Богородицы помогло отогнать неприятеля от города, китайские солдаты часто видели женщину в белом с ребёнком на руках, шедшую по берегам Амура и внушающую им страх и жалость .

В 1916 году этой иконой был освящён Амурский железнодорожный мост имени наследника-цесаревича Алексея Николаевича , завершая строительство Транссибирской железнодорожной магистрали .

В 1924 году кафедральный собор Благовещенска сгорел. Православные перенесли спасённую от огня икону в Пророко-Ильинскую церковь. В 1938 году святыня была передана в городской музей . В 1991 году икона была возвращена в церковь. В 2002 году в мастерских художественно-производственного предприятия «Софрино» города Москвы была произведена полная реставрация иконы .

По инициативе епископа Гавриила (Стеблюченко) была возобновлена традиция крестных ходов с иконой по Дальнему Востоку из Благовещенска до Николаевска-на-Амуре на теплоходе « Миклухо-Маклай ». В конце апреля 2000 года чудотворный образ на военном самолёте совершил путешествие на Сахалин; 1 мая икона была отправлена в специальном вагоне поезда из Благовещенска в Москву , где с 7 по 13 мая находилась в мужском Сретенском монастыре ; на обратном пути посетила Иркутск и Читу . В октябре 2003 года икона была перенесена в новый Благовещенский кафедральный собор .

Хабаровский список

В 1895 году был сделан список с иконы по заказу купца Василия Плюснина, который был пожертвован хабаровскому собору Успения Божией Матери . В 1930-е годы собор был закрыт и затем разрушен. Икона, в связи с её высокой историко-художественной ценностью, была помещена в запасник краеведческого музея. В сентябре 1999 года Хабаровский краевой музей передал икону Хабаровской епархии . 18 сентября того же года крестным ходом её перенесли в кафедральный Христорождественский собор, а в 2002 году список иконы перенесли на её историческое место в воссозданный Успенский собор .

Примечания

  1. Указ Святейшего Правительствующего Синода // Камчатские епархиальные ведомости. — 1895. — 30 ноябрь (№ 22 (Отдел оффициальный)). — С. 157 .
  2. Буренкова Е. В. // Православная энциклопедия . — М. , 2000. — Т. I : « А Алексий Студит ». — С. 447—448. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4 .
  3. Тихвинский, С. От Благовещенска до Покровки (802 в.) и обратно (из поездки Его Преосвященства, Преосвященнейшего Макария, по епархии в июне месяце 1894 г.) (рус.) // Камчатские епархиальные ведомости. Благовещенск. — 1895. — 31 августа (№ 16, отдел неофициальный). — С. 346—348 .
  4. (неопр.) . Дата обращения: 17 июня 2009. 31 августа 2009 года.
  5. ↑ , с. 251.
  6. (неопр.) . (2011). Дата обращения: 29 октября 2018. Архивировано из 28 октября 2018 года.

Ссылки

Литература

  • Беляков А. О., Воронина А. С., Завадская Е. А. и др. Народы и религии Приамурья. Коллективная монография / под ред. А. П. Забияко. — Благовещенск, 2017. — 424 с. — ISBN 978-5-93493-272-6 .

Same as Албазинская икона Божией Матери