Второй Константинопольский собор
- 1 year ago
- 0
- 0
Второй Константинопольский собор , Пятый Вселенский Собор — Вселенский Собор христианской церкви , был созван в 553 году, в городе Константинополе , по инициативе императора Юстиниана I . Осуждены персонально Платон , Ориген , Евагрий Понтийский , Дидим Слепой , Аполлинарий Лаодикийский , Феодор Мопсуестийский , Несторий , их сочинения, платонизм и идеализм в целом, арианство , позднее арианство ( Аномейство , Македоний I , Фотин Сирмийский ), аполлинаризм , а также некоторые сочинения усопших в мире и согласии с Православием блаженного Феодорита Кирского и Ивы Эдесского, близкие к учению Нестория . Богородица признана Приснодевой .
Одним из важнейших вопросов внутренней политики Византийской империи V—VI веков было отношение к монофизитам (так миафизиты названы Иоанном Дамаскином). Во-первых, эта конфессия преобладала среди священнослужителей важнейших для государства восточных провинций — в Египте , где копты преобладали и среди верующих, Сирии и Палестине — и союзных государств Кавказа; во-вторых, на стороне миафизитов была супруга Юстиниана Феодора , имевшая сильное влияние на императора.
По совету Феодоры Юстиниан в отношении к миафизитам уже в начале своего правления ступил на путь примирения. Изгнанные при Юстине и в первые годы Юстиниана миафизитские епископы получили право вернуться из ссылки. Многие миафизиты были приглашены в столицу на религиозное примирительное совещание, в котором император принял участие. В одном из столичных дворцов были поселены пятьсот миафизитских монахов. В 535 году Севир , тогда глава всех миафизитов, прибыл в Константинополь и оставался там год. Таким образом, к этому времени столица империи приобрела черты, характерные для эпохи императора Анастасия . Константинопольским патриархом стал епископ Трапезундский Анфим , известный своей примирительной политикой в отношении к миафизитам. «Инквизитором» Юстиниана всегда был миафизит Иоанн Эфесский .
Ситуация вызвала недовольство в Риме , и в Константинополь прибыл папа Агапит I , который совместно с ортодоксальной партией акимитов выразил такое резкое неприятие политики Анфима, что Юстиниан вынужден был уступить. Анфим был смещён, и на его место назначен убеждённый православный пресвитер Мина . Возможно, эта уступка императора папе была вызвана отчасти тем, что в это время началась остготская война в Италии , и Юстиниану было необходимо сочувствие католиков Запада.
Сделав уступку в вопросе о патриархе, Юстиниан не отказался от дальнейших попыток примирения с миафизитами. Для этого император поднял известный вопрос о «трёх главах», то есть о трёх церковных писателях V века, Феодоре Мопсуестийском , Феодорите Кирском и Иве Эдесском , относительно которых монофизиты ставили в упрёк Халкидонскому собору то, что вышеназванные писатели, несмотря на свой несторианский образ мыслей, не были на нём осуждены. Юстиниан признал, что в данном случае миафизиты правы и что православные должны им сделать уступку. Поэтому в начале сороковых годов он издал указ, в котором подвергал анафеме сочинения этих трёх писателей и грозил анафемой всем тем лицам, которые станут защищать или одобрять данные сочинения. Именно этот указ, содержащий три параграфа, и дал название всему вопросу, однако в дальнейшем под «тремя главами» понимали указанных писателей.
Это желание императора вызвало возмущение западных иерархов, так как они видели в этом посягательство на авторитет Халкидонского собора, после которого по инициативе арианских правителей Западной Европы мог последовать аналогичный пересмотр решений Никейского собора . Также возник вопрос, можно ли анафематствовать умерших, ведь все три писателя умерли ещё в предыдущем столетии. Наконец, некоторые представители Запада держались того мнения, что император своим указом совершает насилие над совестью членов церкви. Последнее сомнение почти не существовало в восточной церкви, где вмешательство императорской власти в решение догматических споров закреплено было долговременной практикой. Вопрос же об осуждении умерших был обоснован ссылкой на эпизод, когда ветхозаветный царь Иосия не только заклал живых жрецов идольских, но и раскопал гробы тех, которые задолго до того времени умерли. Таким образом, в то время как восточная часть церкви соглашалась признать указ и осудить три главы, западная часть высказалась против этого. Указ Юстиниана общецерковного значения не получил.
С целью повлиять на положительное решение вопроса, Юстиниан вызвал тогдашнего папу Вигилия в Константинополь, где тот и прожил более семи лет. Первоначальная позиция папы, который по прибытии открыто восстал против указа Юстиниана и за признание этого указа отлучил от церкви константинопольского патриарха Мину, изменилась, и в 548 году он издал осуждение трёх глав, так называемый ludicatum , и, таким образом, присоединил свой голос к голосу четырёх восточных патриархов. Однако западная церковь не одобрила уступки Вигилия. Африканские епископы, собрав собор, даже отлучили его от церковного общения, и вызванный этим раскол существовал 100 лет. Под влиянием западной части церкви папа начал колебаться в своём решении и взял обратно ludicatum . В таких обстоятельствах Юстиниан решил прибегнуть к созыву Вселенского собора, который и собрался в Константинополе в 553 году.
Собор был созван по поводу споров между халкидонитами, которых противники называли последователями Нестория , и миафизитами, которым противники приписывали ересь Евтихия . Главным предметом споров были сочинения трёх учителей сирийской церкви, пользовавшихся в своё время известностью, а именно Феодора Мопсуестийского , Феодорита Кирского и Ивы Эдесского, в которых ясно выражались несторианские заблуждения , а на Четвёртом Вселенском Соборе ничего не было упомянуто об этих трёх писателях.
Противники миафизитов в споре с миафизитами ссылались на эти сочинения, а миафизиты находили в этом предлог отвергать самый Четвёртый Вселенский Собор и утверждать, что Православная церковь будто бы уклонилась в несторианство .
На Соборе, открывшемся в зале, связывающей собор Святой Софии с патриаршими палатами, присутствовало 165 епископов, председательствовал константинопольский патриарх Евтихий .