Interested Article - Анафема

Ана́фема ( греч. ἀνάθεμα — «отлучение» от ἀνατίθημι — «возлагать, накладывать» ) — изгнание, отлучение от церковного общения.

В русском языке имеет несколько значений:

  1. Отлучение христианина от общения с верными и от таинств , применяемое в качестве высшего церковного наказания за тяжкие прегрешения (прежде всего за измену православию и уклонение в ересь или раскол) и соборно провозглашаемое .
  2. Торжественное публичное отречение от своих прежних религиозных заблуждений в Чинопоследовании соединяемых из иноверных к Православной церкви .
  3. Проклятие (в бытовом языке) .
  4. В русском просторечии употреблялось как бранное слово ; имеет производное прилагательное анафемский , в современной речи практически не употребимое.

Согласно « Православной энциклопедии » (2000), «церковную анафему (или великое отлучение) не следует смешивать с „отлучением“ (ἀφορισμός), которое представляет собой временное исключение христианина из церковной общины с запретом участвовать в таинствах и (для духовных лиц) занимать церковные должности. Называемое иногда также „малым отлучением“, оно в отличие от анафемы служит наказанием за меньшие проступки, например: воровство, блуд, участие в получении церковной должности с помощью взятки и т. п., не требует соборного решения и не нуждается в соборном провозглашении для вступления в силу» .

8 Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. 9 Как прежде мы сказали, [так] и теперь ещё говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема.

Гал. ,

Церковное право рассматривает анафему как форму наказания в виде лишения «прав и благ, находящихся в исключительном распоряжении Церкви», применимого лишь к членам церкви .

Происхождение термина

У античных авторов ( Гомер , Софокл , Геродот ) означал «нечто, посвящённое Богу; дар, приношение в храм», то есть чуждое обыденному употреблению.

В Септуагинте был использован для передачи древнееврейского термина ивр. חֵרֶם ‎ ( херем ) — нечто проклятое, отверженное людьми и обречённое уничтожению ( Чис. , Лев. , Втор. , Втор. , Нав. , Нав. , Зах. ). В синодальном переводе Ветхого Завета переведён термином заклятое .

В Новом Завете слово «анафема» употребляется несколько раз апостолом Павлом :

Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маранафа

В греческом оригинале это слово также встречается в книге Деяний, хотя и в другом переводе:

Они, придя к первосвященникам и старейшинам, сказали: мы клятвою заклялись не есть ничего, пока не убьём Павла.

Слово «анафема» в данном случае переведено как «клятвою».

При этом Павел считается с установившейся синагогальным значением анафемы и не употребляет его, когда речь идёт об осуждении коринфского кровосмешения ( 1Кор. ), показывая, что христианское отлучение есть нечто отличное от ветхозаветного термина херем . В Новом Завете слово анафема встречается шесть раз: дважды в указанном выше послании апостола Павла к Коринфянам, дважды в его послании к Галатам ( Гал. ), один раз в книге Деяний и один раз в послании Павла Римлянам.

Иоанн Златоуст в 16-й Беседе на Послание апостола Павла к Римлянам на вопрос « Что такое анафема? » отвечает — « анафема, то есть да будет отлучён от всех и будет чужим для всех ». Сократ Схоластик в своей «Церковной истории» даёт следующее определение анафемы: « так мы, христиане, обыкновенно называем приговор против богохульника, когда своё мнение объявляем всем, выставляя его как бы на столбе » .

Апостольские правила не употребляют слово анафема , заменяя его указанием « да будет отлучён от общения церковного ». Епископ Смоленский Иоанн (Соколов) в своём толковании на 10-е апостольское правило пишет:

Церковное отлучение в правилах и древних обычаях Церкви имело три степени:

  1. отлучение от святых Таин, без лишения церковных молитв и духовного общения верных;
  2. не только лишение святых Таин, но и молитв и духовного общения верных;
  3. совершенное отлучение, или изгнание из самого общества Христиан с лишением всякого, не только духовного, но и внешнего с ними общения: анафема .

Термин анафема впервые был употреблён в канонах Эльвирского собора (начало IV века ), а сама каноническая формула « если кто-либо… да будет анафема » окончательно утвердилась в канонах после Гангрского собора (ок. 340 года ) .

Наиболее известные случаи анафематствования

Анафема до разделения церкви в 1054 году

Слово анафема вошло в употребление с IV века (соборы Лаодикийский и Эльвирский) и стало господствующим в церковной практике начиная со времён Халкидонского собора ( 451 год ). Традиционной формой анафематствования становится: «Имярек да будет анафема».

В Русской церкви

В православной (греческой) богослужебной традиции с 843 года существует особый чин Торжества православия (последования в Неделю православия, иначе - сино́дик), совершаемый в первую Неделю (воскресенье) Великого поста — ежегодное провозглашение догматов веры , анафемы ересям и еретикам, вечной памяти усопшим и многолетия здравствующим верным. В России чин Торжества православия был введён в XIV веке на основе греческого синодика с прибавлением сначала имён «новых еретиков», как то, , архимандрита Юрьева монастыря, и других.

В 1766 году Святейший синод одобрил новую редакцию «Последования в неделю Православия» (была напечатана в 1767 году), обязательную для всех епархий . Чин стал совершаться только епархиальным епископами в кафедральных соборах . Одновременно в число анафематизмов была включена анафема тем, кто помышляет, «яко православнии государи возводятся на престол не по особливому о них Божию благоволению и при помазании дарования Святаго Духа к прохождению великаго сего звания в них не изливаются».

В 1801 году чин анафематствования был сокращён: в нём перечислялись теперь только сами ереси, без упоминания имён еретиков, а из имён государственных преступников оставлены только Григорий Отрепьев , Иван Мазепа и царевич Алексей [ источник не указан 308 дней ] . Позднейшая синодальная редакция 1869 года содержала 12 общих анафематизмов: были опущены все имена, и в 11-й анафематизм вставлена общая фраза о «дерзающих на бунт и измену» против «православных государей».

Согласно определению Синода от 2—4 апреля 1902 года № 1495, во всех храмах сельских и городских (не кафедральных соборах) стали совершать «Последование молебнаго пения об обращении заблудших, певаемаго в Неделю православия и во иных случаях» — без анафематизмов.

В практике современного Московского патриархата, видимо, начиная с 1919 года , анафематствования опускаются; совершаются полностью с определёнными добавлениями в Русской православной церкви заграницей .

В Русском царстве XVI—XVII веков, а также в Российской империи XVIII века анафеме предавали не только преступников против веры и Церкви, но и государственных преступников. Предание анафеме часто влекло гражданскую казнь .

Некоторые случаи анафематствования в Русской церкви:

Снятие анафемы в православии

По мнению авторов Православной энциклопедии (2000 год; непосредственный автор статьи — К. А. Максимович), анафема может быть снята — при условии принесения покаяния анафематствованным лицом — органом, её наложившим; может быть снята и посмертно, в этом случае допускаются все виды поминовения усопшего . Однако единственное известное из практики Русской церкви снятие соборно наложенной анафемы — решение о снятии клятв Московского собора 1667 года на придерживающихся « старых обрядов », зафиксированное в Синодальном определении 1929 года («разрушаем и уничтожаем и яко не бывшие вменяем») и утверждённое Поместным собором Русской православной церкви 1971 года — произошло по инициативе священноначалия РПЦ и безо всякого покаяния со стороны анафематствованных или даже каких-либо просьб со стороны последних.

Московский же князь Дмитрий Донской , анафематствованный законным и прославленным РПЦ в лике святых митрополитом Киевским Киприаном за антицерковную деятельность, был безо всякой процедуры снятия анафемы прославлен в лике святых Поместным собором РПЦ 1988 года .

Широко известное обоюдное снятие анафем патриархом Константинопольским Афинагором и папой римским Павлом VI в 1964 году в Иерусалиме произошло на основе взаимной политической договорённости.

Восстановление в церковном общении анафематствованного Московским патриархатом бывшего митрополита РПЦ Филарета Денисенко , совершенное в порядке рассмотрения апелляции Синодом Константинопольского патриархата в октябре 2018 года, не было признано Московским патриархатом.

В католической церкви

С 1983 года в Римско-католической церкви после принятия нового Кодекса канонического права термин анафема больше не используется.

Примечания

  1. И. Х. Дворецкий . Древнегреческо-русский словарь (рус.) / Под редакцией члена-корреспондента Академии наук СССР проф. С. И. Соболевского. — М. : Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1958. — Т. I. — С. 134. — 1904 с.
  2. ↑ .
  3. Чинопоследование соединяемых из иноверных к Православной Кафолической Церкви. — К., 1865.
  4. Анафема // Толковый словарь русского языка Ушакова
  5. от 23 июня 2007 на Wayback Machine Словарь русского языка: В 4 т. / РАН, Институт лингвистич. исследований. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. — Т. 1. А — Й. — С. 37.
  6. Павлов А. С. Курс церковного права. — Св. Троице-Сергиева лавра, 1902. — С. 419.
  7. Цыпин В. 23 февраля 2009 года. / Церковное право
  8. Сократ Схоластик. Церковная история. VII. 34
  9. Цит. по: Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима (Милаша) , епископа далматинско-истрийского. / пер. с серб. — М., 1993.
  10. Halduini Acta conciliorum, Правило 75
  11. Васильев А. А. от 20 февраля 2008 на Wayback Machine
  12. Достоверно известно, что, по крайней мере, в некоторых епархиях, в том числе в Москве, собором епископов во главе с патриархом Тихоном , анафематствование совершалось в Неделю Православия 11(24) марта 1918 года с 11-м анафематизмом в новой редакции, принятой Всероссийским Поместным собором 27 февраля (12 марта) 1918 года: вместо прежних слов («Помышляющим, яко православнии государи…») следующий текст: «Глаголящим хульная и ложная на Святую веру нашу и Церковь, восстающим на святыя храмы и обители, посягающим на Церковное достояние, поношающим же и убивающим священники Господни и ревнители веры отеческия, анафема.» — См. Московские церковные ведомости. — 1918. — № 6. — С. 4—5.
  13. от 17 июня 2008 на Wayback Machine на сайте Храма Христа Спасителя .
  14. от 2 июля 2007 на Wayback Machine в редакции РПЦЗ.
  15. от 4 июля 2007 на Wayback Machine .
  16. «Предел Освященного Собора» 1667 гласил:

    «…Аще ли же кто и не покорится Святой Восточной Церкви и сему Освященному Собору, или начнёт прекословити, и противлятися нам и мы таковаго противника, данною нам властию от Всесвятаго и Животворящаго Духа, аще ли будет от освященнаго чина, извергаем, и обнажаем его всякаго священнодействия, и проклятию предаём. Аще же от мирскаго чина будет, отлучаем, и чужда сотворяем, от Отца и Сына и Святаго Духа: и проклятию и анафеме предаём, яко еретика и непокорника; и от православнаго всесочленения, и стада, и от церкве Божия отсекаем, яко гнил и непотребен уд, дондеже уразумится и возвратится в правду покаянием. А кто не уразумится, и не возвратится в правду покаянием, и пребудет во упрямстве своём: да будет и по смерти отлучену и часть его и душа со Иудою предателем, и с распеншими Христа жидовия: и со Арием, и с прочими проклятыми еретиками. Железо, камение и древеса, да разрушатся, и да растлятся: а той, да будет не разрешён, и не растлен, И яко тимпан, во веки веков, аминь»

    Мельников Ф. Е.
  17. (неопр.) . Дата обращения: 30 марта 2007. 11 июня 2009 года.
  18. (неопр.) . Дата обращения: 24 февраля 2023. 24 февраля 2023 года.
  19. от 24 декабря 2009 на Wayback Machine .
  20. (неопр.) Дата обращения: 22 августа 2009. 31 марта 2012 года.
  21. Журнал Московской патриархии. — 1960. — № 2. — С. 27.
  22. Православная Русь. — 1970. — № 1. — С. 4. Цит. по: Кострюков А. от 20 декабря 2011 на Wayback Machine . Русская линия, 29.01.2009.
  23. Нападающим на Церковь Христову и учащим, яко Она разделилась на ветви, яже разнятся своим учением и жизнию, и утверждающим Церковь не сущу видимо быти, но от ветвей, расколов и иноверий соединитися имать во едино тело; и тем, иже не различают истинного священства и таинств Церкви от еретических, но учат, яко крещение и евхаристия еретиков довлет для спасения, и тем, иже имут общение с сими еретиками или способствуют им или защищают их новую ересь экуменизма, мняще ю братскую любовь и единение разрозненных христиан быти: анафема".

    Православная Русь. — № 10 (1271). — 15/28 мая 1984. — С. 3. — Кол. 2. Цит. по: . — Джорданвилль, 1992.
  24. от 10 августа 2016 на Wayback Machine — М.: Даръ.
  25. Возродилось язычество , астрология , теософские и спиритические общества, основанные некогда Еленой Блаватской , претендовавшей на обладание некоей «древней мудростью», сокрытой от непосвящённых. Усиленно пропагандируется « Учение живой этики », введённое в оборот семьёй Рерихов и называемое также Агни Йогой .
    <…>
    Освященный Архиерейский Собор, следуя апостольской традиции, свидетельствует: все вышеперечисленные секты и «новые религиозные движения» с христианством несовместимы. Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви.

    Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 29 ноября — 2 декабря 1994 года, Москва. — М.: Изд-во Моск. патриархии, 1995. — С. 178.
  26. от 12 августа 2020 на Wayback Machine // Патриархия.ру
  27. от 29 октября 2018 на Wayback Machine // Патриархия.ру
  28. от 4 октября 2009 на Wayback Machine Официальный сайт Псковской епархии, 17 августа 2009.
  29. от 11 января 2012 на Wayback Machine . Интерфакс , 18 августа 2009.
  30. (недоступная ссылка) . // Новые известия. — 19.8.2009.
  31. . // Эксперт. — 19.8.2009.
  32. Устав Русской Православной Церкви. от 31 июля 2014 на Wayback Machine .
  33. Положение о церковном суде Русской Православной Церкви (Московского Патриархата). от 11 апреля 2015 на Wayback Machine .
  34. от 21 февраля 2009 на Wayback Machine на официальном сайте УПЦ (МП)
  35. (неопр.) . Дата обращения: 2 марта 2008. 18 марта 2008 года.
  36. от 24 марта 2014 на Wayback Machine // Журнал Московской патриархии. — № 6. — 1971.
  37. 23 февраля 2009 года.
  38. Беленький М. С. (недоступная ссылка) // Таксиль Лео. Забавная Библия. / Пер. с франц. — 3-е изд. — М., 1976. — С. 7.
  39. (неопр.) . Дата обращения: 24 мая 2014. 3 марта 2012 года.
  40. (рус.) . Дата обращения: 24 мая 2014. 12 сентября 2014 года.

См. также

Литература

Ссылки

  • Herbermann, Charles, ed. (1913). . Catholic Encyclopedia (англ.) . New York: Robert Appleton Company. {{ cite encyclopedia }} : Шаблон цитирования имеет пустые неизвестные параметры: |HIDE_PARAMETER4= , |HIDE_PARAMETER2= , |HIDE_PARAMETER20= , |HIDE_PARAMETER5= , |HIDE_PARAMETER8= , |HIDE_PARAMETER7= , |HIDE_PARAMETER6= , |HIDE_PARAMETER9= , |HIDE_PARAMETER3= , and |HIDE_PARAMETER1= ( справка )
  • Куприн А. И . [www.lib.ru/LITRA/KUPRIN/anathema.txt Анафема (рассказ)]
  • in Everything2
  • Eastern Orthodox view by St. John Maximovitc
  • by Theophan the Recluse

Same as Анафема