Ломаццо, Джованни Паоло
- 1 year ago
- 0
- 0
Джованни ди Паоло ( итал. Giovanni di Paolo di Grazia ; ок. 1403 — 1482 , Сиена ) — итальянский живописец периода кватроченто , один из самых значительных последователей сиенской школы живописи. Его произведениям присущи повышенная экспрессия, вплоть до экзальтации , и причудливая фантазия .
Сведений о жизни художника сохранилось крайне немного. Джованни ди Паоло родился в Сиене около 1403 года. Точная дата рождения неизвестна; первый существующий документ, в котором фигурирует его имя, датирован 1417 годом .
По всей видимости, учителем Джованни ди Паоло был Таддео ди Бартоло . Свою творческую карьеру ди Паоло начал как художник- миниатюрист . Расцвет его деятельности пришёлся на 1440—1450-е годы: в это время художник создаёт самые известные свои произведения .
На протяжении всей своей жизни Джованни ди Паоло не покидал свой родной город и умер в Сиене в 1482 году .
В истории искусства было довольно много художников, чьи имена на протяжении нескольких веков оставались забытыми. Причины тому были разные, но одна из главных — непререкаемость мнения Джорджо Вазари , который сам, будучи художником- маньеристом , в качестве художественного идеала выставлял творчество Рафаэля , Микеланджело и последующих маньеристов. К таким забытым художникам принадлежал, например, Сандро Боттичелли , о котором «вспомнили» только в конце XIX века. К таким мастерам относится и Джованни ди Паоло, который получил заслуженную посмертную славу только в XX веке.
Произведения, которые Джованни ди Паоло создал до 1426 года, не сохранились. Самое раннее из известных произведений Джованни — так называемый «Полиптих Печчи» (1426 г.) В его центре находилась картина «Мадонна с ангелами» (ныне в Кастельнуово Берарденга, Препозитура), по бокам створки с изображением «Св. Доминика» и « Иоанна Крестителя » (ныне Сиена, Пинакотека ), а в нижнем ряду евангельские сцены пределлы — « Воскрешение Лазаря », «Несение креста», «Снятие с креста» ( Балтимор , Галерея Уолтерса) и «Распятие» ( Альтенбург , Музей Линденау ). Несмотря на то, что разные искусствоведы видят в произведениях Джованни ди Паоло разные реминесценции из творчества художников-современников Джованни или сиенских мастеров первой половины XIV века (в качестве «доноров», у которых Джованни ди Паоло заимствовал те или иные элементы, приёмы или некий творческий дух, приводятся имена Таддео ди Бартоло , Грегорио ди Чекко , Джентиле да Фабриано , Сассетта , Симоне Мартини , и Амброджо Лоренцетти ), этот мастер создал свой, исключительно индивидуальный стиль, который легко узнаваем даже для непрофессионального взгляда.
Причудливая фантазия и поразительная экспрессия произведений Джованни отражают необычный взгляд на мир, который был присущ этому мастеру. Не случайно в начале XX века особый интерес к нему проявляли художники — экспрессионисты и сюрреалисты . Мир сказочного сна, или готической грёзы, созданный Джованни, был равнодушен к суете флорентийских художественных новаций. Новшества, привнесённые в XV веке в сиенскую живопись, в частности, Сассеттой, оказали на произведения Джованни ди Паоло лишь формальное воздействие. Например, в сценах пределлы «Полиптиха Фонди» (1436 г. «Распятие», «Введение во храм», «Бегство в Египет» — Сиена, Пинакотека; «Поклонение волхвов» — Оттерло, музей Крёллер-Мюллер ) мотивы, будто бы заимствованные у Сассетты, трансформированы в ирреальные, готические мотивы, с пейзажами , напоминающими фрески Амброджо Лоренцетти . Паоло ди Джованни был современником Веккьетты и Пьетро ди Джованни д'Амброджио , видел их живопись, что-то у них заимствовал, но переводил все заимствования на какой-то архаический язык. Он написал несколько вариантов «Распятия»(1440 г. Сиена, Пинакотека; 1440 г. ц. Сан Пьетро Овиле; Дублин , Нац.галерея) и несколько сцен из жизни Иоанна Крестителя ( Чикаго , Художественный институт; Нью-Йорк , музей Метрополитен ; Мюнстер , музей; Авиньон , Пти Пале; Пасадина , Музей Нортона Саймона ), в которых ощущается дух древнего аскетизма.
Джованни ди Паоло создал множество разных станковых произведений, в основном это были полиптихи . Он также занимался книжной миниатюрой, известны и написанные им для сиенской Биккерны таволетта . Особо следует отметить такие его работы, как «Христос в Гефсиманском саду» (до 1440 г. Ватикан , Пинакотека ), «Мадонна умиление» (Сиена, Пинакотека; Бостон, Музей изящных искусств); «Рай» и «Изгнание из рая» (Нью-Йорк, музей Метрополитен), «Полиптих» ( 1445 г., Флоренция , Уффици), алтарный образ « Св. Николай » ( 1453 г. Сиена, Пинакотека), « Св. Иероним » (Сиена, Музей собора). Поздние работы художника, например «Полиптих Сан Сильвестро» ( 1475 г., Сиена, Пинакотека) гораздо менее интересны, чем произведения периода его расцвета — 1440-50х годов.
Джованни ди Паоло был уникальным мастером, у которого практически не было последователей. В какой-то мере на эту роль может претендовать Пеллегрино ди Марьяно .
Джованни ди Паоло принадлежит ряд миниатюр к « Божественной комедии » Данте. Известный манускрипт из Британской библиотеки с текстом «Божественной комедии» Данте Алигьери был заказан в 1440-х гг. Альфонсо , королём Арагона, Неаполя и Сицилии. На 190 его страницах Приамо делла Кверча и Джованни ди Паоло нарисовали 112 миниатюр, причём делла Кверча иллюстрировал чистилище , а Джованни рай . Фантастический мир, созданный гением Данте, нашёл в этих миниатюрах прекрасное визуальное воплощение. Художники сумели создать поразительную, ирреальную вселенную, по которой Данте путешествует в компании Вергилия, или со своей возлюбленной, Беатриче. Манускрипт не имеет точной датировки. Примерная дата его создания была определена по миниатюре Джованни ди Паоло, на которой он изобразил Флоренцию , с недостроенным куполом собора. Поскольку Филиппо Брунеллески завершил его в 1444 году, создание этих миниатюр относят к началу 1440-х годов.