Interested Article - Дегенеративное искусство
- 2021-08-06
- 2
«Дегенерати́вное иску́сство» ( нем. Entartete Kunst) — термин нацистской пропаганды и идеологическое клише для обозначения авангардного искусства , которое представлялось не только модернистским , антиклассическим, но и « еврейско-большевистским », антигерманским, а потому опасным для нации и для всей « арийской расы » .
Понятие дегенеративных (вырожденческих) произведений искусства ввёл Макс Нордау в трактате « Вырождение » (1892). Позднее появился ещё один, оскорбительный термин, придуманный в 1937 году идеологом нацистской партии Альфредом Розенбергом : афтеркунст ( нем. Afterkunst — «заднепроходное искусство») . Идеологическая дискредитация, запрет и уничтожение образцов «дегенеративного искусства», прямые репрессии против его создателей составляли значимую часть более широкой культурной политики гитлеровского режима. Своё отношение к авангардному искусству Гитлер выразил в своей книге « Mein Kampf ».
В целом за борьбу против данного вида искусства отвечал министр народного просвещения и пропаганды Йозеф Геббельс , а по данному конкретному направлению — президент (нем.) ( Адольф Циглер .
Выставка образцов
Выставка под названием «Дегенеративное искусство», на которой было представлено около 650 произведений, конфискованных в 32 музеях Германии, открылась 19 июля 1937 в здании галереи в парке Хофгартен в Мюнхене через день после открытия « Большой германской художественной выставки » в мюнхенском «Доме немецкого искусства» . Выставка вызвала огромный интерес, до апреля 1941 года она объехала ещё 12 городов, её посетили 3 миллиона зрителей (такой рекорд был побит лишь в 2000-х годах).
В своей речи по поводу открытия первой «Большой германской художественной выставки» 18 июля 1937 года А. Гитлер заявил, среди прочего, следующее отношение национал-социалистов к загнивающей модернистской культуре:
Кубизм, дадаизм, футуризм, импрессионизм и т. п. не имеют ничего общего с немецким народом. Потому что все эти термины ни стары, ни современны, но они являются лишь искусственным производным людей, которым Господь отказал в таланте истинно художественной одарённости и вместо неё одарил их даром болтовни и обмана… Говорят, что эти художники не так видят, как другие. Я здесь посмотрел некоторые из присланных картин, и должен признать — некоторые из них действительно написаны людьми, видящими «наизнанку». У них нынешние представители нашего народа представлены как дегенерирующие кретины, луга для них синие, небо — зелёное, облака — серо-жёлтые и т. д.; так они чувствуют или, как они выражаются, это переживают. Я не желаю вмешиваться в спор, действительно ли указанные лица так чувствуют и видят или нет, но я хочу во имя немецкого народа запретить то, чтобы вызывающие жалость несчастные, которые страдают острым расстройством зрения, плоды своего болезненного видения пробовали навязать окружающему миру или даже пытались возвести это в ранг «искусства». Нет, у нас имеется лишь две возможности: или так называемые «художники» видят окружающее действительно так странно и верят в то, что они изображают мир правильно — тогда требуется только определить, являются ли их дефекты зрения повреждениями механического характера или они наследственны. В первом случае мы им глубоко сочувствуем, во втором — это важно для Имперского министерства внутренних дел — заняться этим вопросом и избежать по крайней мере дальнейшее наследование таких ужасных дефектов зрения. Однако возможно также, что эти лица сами не верят в действительности в эти свои «чувствования» и «видения», но стараются, исходя из других побуждений — чтобы оскорбить нашу нацию этим безобразием, насмешкой. Тогда такие поступки относятся к области уголовного наказания… Отныне мы будем вести беспощадную очистительную войну против последних у нас элементов культурного разложения.
Среди 112 художников и скульпторов, чьи изъятые произведения были представлены в экспозиции, были Янкель Адлер , Александр Архипенко , Ганс Балушек , Эрнст Барлах , Вилли Баумейстер , Макс Бекман , Ханс Беллмер , Рудольф Беллинг , Вернер Берг , Жорж Грос , Альма дель Банко , Отто Дикс , Иоханнес Иттен , Генрих Кампендонк , Василий Кандинский , Эрнст Людвиг Кирхнер , Пауль Клее , Оскар Кокошка , Ловис Коринт , Вильгельм Лембрук , Эль Лисицкий , Франц Марк , Герхард Маркс , Эвальд Матаре , Людвиг Майднер , Жан Метценже , Паула Модерзон-Беккер , Оскар Молл , Пит Мондриан , Ласло Мохой-Надь , Отто Мюллер , Эрнст Вильгельм Най , Хайнрих Науэн , Эмиль Нольде , Отто Панкок , Макс Пехштейн , Франц Радзивилл , Ханс Рихтер , Кристиан Рольфс , Лионель Фейнингер , Конрад Феликсмюллер , Рауль Хаусман , Карл Хофер , Бернгард Хётгер , Марк Шагал , Эдвин Шарф , Курт Швиттерс , Карл Фёлькер , Фриц Шефлер , Оскар Шлеммер , Карл Шмидт-Ротлуф , Курт Штёрмер , Отто Фрейндлих , Генрих Эмзен , Макс Эрнст , Алексей фон Явленский .
К дегенеративным причислялись целые художественные сообщества и направления: импрессионизм , дадаизм , кубизм , фовизм , сюрреализм , экспрессионизм , Баухаус .
Помимо собственно живописцев, в дегенеративные художники записали композиторов Арнольда Шёнберга , Пауля Хиндемита , Белу Бартока , Эрнста Кшенека , Виктора Ульманна , Эрвина Шульхофа , Павла Хааса , Ханса Краса , писателей Курта Хиллера , Георга Гейма , Ульриха Бехера и др.
-
Ловис Коринт , Ecce homo (1925)
-
Эрнст Людвиг Кирхнер , Групповой портрет участников группы « Мост » (1926—1927)
-
Паула Модерзон-Беккер , Портрет Райнера Мария Рильке (1906).
-
Франц Марк , Синий конь (1911)
-
Пауль Клее , Огонь при полной Луне (1933)
См. также
- Музей плохого искусства в Бостоне.
- Большие германские художественные выставки
- Борьба с формализмом
- Посещение Хрущёвым выставки авангардистов
- Бульдозерная выставка
Примечания
- Emily D. Bilski, Sigrid Bauschinger. от 3 февраля 2014 на Wayback Machine , 1890—1918., N.Y.: University of California Press , 2000.
- Власов В. Г. . Афтеркунст // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика . — Т. I, 2004. — С. 567
Литература
- на русском языке
- Козлов Г. // «Артхроника» № 7-8 за 2007. (рус.)
- / Кулаков В. А. // Григорьев — Динамика [Электронный ресурс]. — 2007. — С. 416. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 8). — ISBN 978-5-85270-338-5 .
- на других языках
- Angriff auf die Avantgarde. Kunst und Kunstpolitik im Nationalsozialismus/ Uwe Fleckner (Hrsg.). Berlin: (нем.) (, 2006.
- Brenner H. Die Kunstpolitik des Nationalsozialismus. Reinbek: Rowohlt, 1963.
- Childs E.C. Suspended license: censorship and the visual arts. Seattle: (англ.) (, 1997.
- Davidson M.G. Kunst in Deutschland 1933—1945: eine wissenschaftliche Enzyklopädie der Kunst im Dritten Reich. Tübingen: Grabert, 1995.
- Kaiser F., Bunce W.C. Degenerate art: guide through the exhibition Degenerate art. Redding: Silver Fox Press, 1972.
- Kashapova D. Kunst, Diskurs und Nationalsozialismus. Semantische und pragmatische Studien. Tübingen: Niemeyer, 2006.
- Lühr H.-P. Die Ausstellung «Entartete Kunst» und der Beginn der NS-Barbarei in Dresden. Dresden: Geschichtsverein, 2004.
- Petropoulos J. Art as Politics in the Third Reich. Chapel Hill; London: (англ.) (, 1996.
- Richard L. Le nazisme et la culture. Paris: Editions Complexe, 1988.
- Roh F. Entartete Kunst. Kunstbarbarei im Dritten Reich. Hannover: Fackelträger-Verlag, 1962.
- «Degenerate Art»: The Fate of the Avant-Garde in Nazi Germany/ Stephanie Barron, ed. New York: Harry N. Abrams, Inc., 1991.
- Zuschlag C. Entartete Kunst. Austellungsstrategien im Nazi-Deutschland. Worms: Werner Verlag, 1995.
Ссылки
- (рус.)
- (неопр.) . Видеорепортаж . Русская служба Би-би-си (31 января 2014). Дата обращения: 31 января 2014.
- 2021-08-06
- 2