Interested Article - Родительская суббота

Роди́тельская суббо́та ( греч. Παράσταση — «ходатайство», греч. Ψυχοσάββατο — «суббота душ», рус. поминащая суббота , серб. мртва субота, задушнице , укр. поминальна субота, батьківська субота, діди , белор. дзяды , болг. задушница) — в православной традиции день особого поминовения усопших православных христиан и прежде всего своих почивших родителей (предков) . Канонический день посещения могил предков и других родственников, где совершается панихида .

В Православной церкви

Днями особого поминовения усопших в Православной церкви являются пять родительских суббот:

  1. Мясопустная вселенская родительская суббота (суббота за 2 недели до Великого Поста);
  2. Троицкая вселенская родительская суббота (суббота перед днём Святой Троицы, на 49-й день после Пасхи);
  3. родительская 2-я суббота Великого Поста;
  4. родительская 3-я суббота Великого Поста;
  5. родительская 4-я суббота Великого Поста.

В богослужебном уставе Православных церквей каждый из дней недели посвящён воспоминанию Креста Господня , ангелов и архангелов , Иоанна Предтечи и т. д. В субботу совершается память всех святых и всех усопших православных христиан. Богослужебный устав предписывает совершать поминовение всех «от века преставльшихся православных христиан». Церковь установила частные и общие дни поминовения усопших. Дни особого общего поминовения усопших называются «родительскими субботами». В эти дни совершается особое поминовение усопших православных христиан.

В Православной церкви существуют две версии, которые объясняют, почему эти субботы называются родительскими:

  • потому что каждый человек поминает, прежде всего, своих самых близких людей — родителей;
  • название этого дня происходит от наименования всех покойников «родителями», то есть принадлежащими уже к отцам, к которым они отошли [ неавторитетный источник ] .

Вселенские родительские субботы

Во всех православных церквях две субботы посвящены поминовению всех без исключения усопших православных христиан — вселенская панихида :

Родительские субботы Великого поста

Родительские субботы, 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста . Эти субботы установлены, чтобы не лишить усопших своего «предстательства» на протяжении Великого поста, так как в это время невозможны обыкновенные ежедневные поминовения усопших ( сорокоусты и другие частные поминовения), соединённые с совершением полной литургии , которая в Великий пост совершается не каждый день.

Субботы малых постов

К ним относятся последние субботы перед Рождественским , Апостольским и Успенским постами .

Частный родительский день

Частный родительский день — это день, когда совершается поминовение усопших, несмотря на то что в богослужебном уставе этот день не отмечается как заупокойный . В этот день принято поминать усопших родителей в Русской, Сербской и Болгарской православных церквях.

Дмитриевская суббота — в субботу, перед 26 октября ( 8 ноября ), днём памяти святого Димитрия Солунского . В XIX веке Дмитриевская родительская суббота связывается с поминовением воинов, павших в Куликовской битве. 22 августа 1903 года был издан императорский указ, предписывающий в войсковых частях совершать в Дмитриевскую субботу панихиды по усопшим воинам, «за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим». В современной традиции РПЦ в Дмитриевскую родительскую субботу совершается заупокойная служба. В богослужебной практике старообрядцев - беспоповцев совершается служба по уставу вселенской родительской субботы. Особенное значение придаётся и всей седмице перед субботой, которая носит название «(Димитриевская) родительская седмица», в эти дни не совершаются бракосочетания .

В середине XIX века святитель Филарет (Дроздов) писал: «О Дмитриевой субботе постановления не знаю, кроме предания нашего, русского» . В XIX веке мнение о связи Дмитриевской субботы и памяти воинов, погибших в Куликовской битве, становится общепринятым, и в 1903 году был издан императорский указ о совершении в этот день в войсковых частях панихиды по воинам «за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим» . Достоверность этой легенды о церковном начале «Дмитриевской родительской» вызывала возражение у некоторых исследователей : октябрьский поминальный день, истолковываемый церковью как день молитв о павших за Русь в 1380 году в боях с татарами, приходится вовсе не на тот месяц, в котором Дмитрий Донской разгромил полчища Мамая. Мамаево побоище было 8 сентября, поминальный же день по русским воинам приурочивается к 26 октября, то есть ко времени, когда в средней и особенно в северной России твёрдо осознаётся наступающая зима .

Стоит отметить, что в богослужебном уставе Дмитриевская суббота не упоминается, нет её и в церковных установлениях Элладской (Греческой) Церкви . В богослужебном уставе этот день не отмечается как заупокойный. С этим днём связаны некоторые народные традиции, имеющие дохристианское прошлое . Так архиепископ Димитрий считал, что Димитриевская родительская суббота заменила собой языческие тризны, существовавшие ранее у славян .

С 1968 года Болгарская православная церковь перешла на новый стиль , но народная традиция поминовения предков перед 8 ноября осталась (на 8 ноября ранее выпадал Дмитриев день по григорианскому календарю, также как в современной России). И с этого времени осеннее поминовение усопших стало совершаться перед днём архангела Михаила (8 ноября в современной Болгарии). Такой день может называться «Димитровска задушница» или «Архангелова задушница» .

В традиции православных славян

У славян поминальные дни в народном календаре не совпадают с «Родительскими субботам» церковного календаря; в народе отмечаются не все «родительские субботы» церковного календаря . В обычаях было принято поминать « родителей » накануне больших праздников: перед масленой неделей , перед Троицей , перед Покровом и перед Дмитровым днём . В Полесье этот список дополнялся Михайловской субботой и поминальными пятницами .

У восточных славян главными календарными поминальными днями во многих местах считались: Радоница , Троицкая суббота , Дмитриевская суббота .

Православною церковью установлено семь вселенских панихид. Первая из них приходится на вечер пятницы перед Филипповым постом, вторая падает на субботний день перед рождеством Христовым, третья справляется в мясопустную неделю, четвёртая — 15 марта, пятая — в субботу перед духовым днем, шестая в субботу, предшествующую Петрову дню, седьмая — в субботу перед успеньем… Но… главнейшие народные поминки совершаются в другие дни, а именно: на Радоницу, в Троицкую субботу и в Дмитриев день .

По мнению историка Георгия Федотова , ещё в середине XX века в Русской православной церкви литургия сохраняла черты славянской поминальной тризны , в которой по поверью вместе с живыми вкушают и усопшие. На Родительскую субботу ритуальную кутью приносили в храм и ставили на особый стол перед распятием — «канун» .

Мясопустная суббота

В народной традиции Мясопустная суббота — главный зимний поминальный день в Белоруссии и России . В народном календаре восточных славян поминальный день приходящийся на субботу Пёстрой недели за два дня до Масленичной недели .

Этот первый в году Родительский день отмечали в Белоруссии и в некоторых местах России. В Заонежье Мясопустная суббота входила в состав главных поминальных дней, наряду с Троицкой и Дмитровской субботами . В этот день поминали умерших родителей. Для них специально пекли блины — и первый блин клали на божницу, слуховое окно или крышу, оставляли на могилах на кладбище , а также раздавали блины детворе, нищим и монашкам с просьбой помянуть такого-то.

Троицкая суббота

В славянской традиции это весенне-летний поминальный день. В России и на юго-востоке Белоруссии считался самым большим и почитаемым поминальным днём .

В мифологических представлениях славян, на Семицко-Троицкие праздники предки временно покидали загробный мир и приходили в этот мир; местом их пребывания была свежая зелень — . Живые должны были встретить и помянуть их должным образом .

В этот день посещали кладбища, поминали своих усопших родственников, украшали зеленью их могилы, устраивали ритуальные трапезы и общались с душами покойных .

В Белоруссии освящали травы, обкуривали хаты и домашнюю скотину, чтобы не боялась грозы . На Украине существовал следующий обычай. Срубленную осинку вносили в Клечальную субботу на ночь в дом, а утром смотрели: если листья оставались зелёными, даже если завяли за ночь, — все в семье доживут до следующей Клечальной субботы. Если же листья почернеют, то будет в доме покойник .

Дмитровская суббота

Дмитриевская суббота — день всеобщего поминовения усопших в традиции Русской, Сербской и Болгарской православных церквей.

Первоначально осенние поминки по усопшим предкам не были приурочены к определённому дню. На Севере Руси ещё в конце XIX века осеннее поминовение совершалось в Покровскую субботу .

В сербской народной традиции поминки перед Дмитриевым днём местами совершались в пятницу, а не в субботу . Болгары осенний поминальный день ( задушницы ) также отмечают в субботу перед Димитровым днём, реже после него . Осенняя задушница может считаться в тех или иных регионах главной задушницей года .

Покровская суббота

Отмечали в субботу перед днём Покрова , приходящимся на 1 (14) октября . В русской народной традиции Покровскую субботу считали родительской (поминальной) , хотя и не такой важной и обязательной, как Дмитриевская . У белорусов в этот день местами отмечают «Покровские деды ». Празднование обычно начиналось с пятницы, когда подавали постный ужин и начинали приготовления к субботней обильной трапезе; реже эти обряды совершались в субботу вечером и в воскресенье утром .

В Русской православной церкви традиция поминовения усопших и посещения кладбищ в субботу перед праздником Покрова распространена на территориях епархий в Поволжье , Прикамье , Урале и Сибири, вошедших в состав России после 1552 года.

Михайловская суббота

В Полесье с днём святого Михаила связан один из календарных поминальных праздников — Михайловские деды (четверг, пятница, суббота перед Михайловым днём), для которых готовили кутью , канун , борщ , кисель и другие кушанья .

В субботу накануне Михайлова дня у болгар отмечаются самые большие поминки по усопшим в течение года — т. н. Арха́нгеловата заду́шница, Ра́нгеловска душни́ца, Хра́нгеловото о́душе . В этот день все вспоминают умерших родственников и близких, поливают вином и окуривают ладаном могилы, раздают хлеб и калачи, украшенные просфорой, варёное жито ( коливо ) соседям, а в некоторых сёлах устраивают и общую трапезу с курбаном «за помин душ» ( болг. за Бог да прости) . У болгар существует поверье, что каждую субботу, и особенно от Пасхи до Троицына дня, души умерших прилетают на землю — одни, чтобы вымолить прощения за свои грехи, а другие — праведные, для помощи и наставлений близким .

C 1968 года Болгарская Православная Церковь перешла на новый стиль, но народная традиция поминание предков перед 8 ноября осталась (на 8 ноября ранее выпадал Дмитриев день по григорианскому календарю, также как в современной России). И с этого времени осеннее поминовение усопших стало совершаться перед днём архангела Михаила (8 ноября в современной Болгарии). Такой день может называться «Димитровска задушница» или «Архангелова задушница» . В Дмитриевскую субботу служба ведётся только в нескольких храмах Болгарской православной церкви , тогда как Михайловская суббота считается поминальным днём всей Болгарской церкви .

Деды

Белорусы и украинцы родительские субботы (поминальные дни) называют «Дедами» и отмечают несколько (от трёх до шести) раз в году; их число и значимость различны по регионам. Согласно верованиям, в эти дни умершие ( деды, души, родители, мёртвые ) приходят в свои дома на поминальный ужин (который тоже может называться Деды ). Во многих случаях в число «Дедов» не входит Радуница , когда покойников, как правило, поминают на кладбище .

Главными «Дедами» считаются :

  1. последняя суббота мясоеда перед Масленицей ( мясоедные, зимние, великопостные деды, товстая суббота, масляные, першія дзяды );
  2. суббота перед Троицей ( сёмка, семуха, духовские или троицкие деды, духовская суббота );
  3. осенние Деды, приуроченные к различным субботним дням — перед Дмитровым днем (26.Х), Михайловым днем (8.XI), днём Кузьмы и Демьяна (1.XI) ( белор. асянины, осенние, змітроўские дзяды , змітроўка, Михайловы деды, кузьминыя, пилипоўчаные, роздвяные, остатние).

Там, где Радуница включается в число Дедов, её называют радостные, радушные деды и считают одним из главных поминальных дней. К менее распространённым Дедам относятся покровские, Никольские (перед Николой вешним и зимним ), Ставры (з.- белор. стаўры , 13—14.IX); вторая, третья и четвёртая суббота Великого поста .

Поговорки и приметы

  • Живы родители — почитай, а умерли — поминай .
  • Покойника не поминай лихом, а добром — как хочешь .
  • Поминай живых добром, а покойничков зе́леным вином .
  • Человек рождается на смерть, умирает на жизнь .
  • Тяжела земля, а как обольёшь её пивцом да винцом — всё полегчает .
  • Добром поминай, зло забывай .

См. также

Примечания

  1. , с. 51.
  2. ↑ , с. 584.
  3. ↑ , с. 161.
  4. Киктенко Е. (неопр.) . Фома (21 февраля 2020). Дата обращения: 17 мая 2020. 4 апреля 2020 года.
  5. , с. 565.
  6. ↑ .
  7. .
  8. Епископ Афанасий (Сахаров) . . — С. 32 . 28 марта 2018 года.
  9. ↑ , с. 719.
  10. , с. 720.
  11. , с. 167—169.
  12. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Ч. 1. — 1993. — С. 428.
  13. ↑ , с. 38.
  14. Протоиерей Александр Бутрин от 31 июля 2017 на Wayback Machine
  15. Епископ Афанасий (Сахаров) . . — С. 33 . 28 марта 2018 года.
  16. (неопр.) . Дата обращения: 31 июля 2017. 9 марта 2018 года.
  17. (неопр.) . Дата обращения: 31 июля 2017. 31 июля 2017 года.
  18. , с. 126.
  19. , с. 149, 242, 302.
  20. , с. 302.
  21. , с. 451.
  22. , с. 28.
  23. , с. 163.
  24. , с. 162.
  25. .
  26. ↑ .
  27. , с. 609.
  28. , с. 27.
  29. , с. 120.
  30. .
  31. Гордана Милетић от 15 апреля 2018 на Wayback Machine
  32. (неопр.) . Дата обращения: 31 июля 2017. 8 ноября 2018 года.
  33. , с. 248.
  34. ↑ , с. 43.
  35. ↑ , с. 256.
  36. , с. 193.
  37. (неопр.) . Дата обращения: 31 июля 2017. 8 ноября 2018 года.
  38. (неопр.) . Дата обращения: 30 апреля 2020. 12 августа 2020 года.
  39. ↑ , с. 450.
  40. .
  41. , с. 697.
  42. , с. 452.

Литература

Ссылки

  • (liturgica.ru)

Same as Родительская суббота