Как
монахи
, члены духовно-рыцарских орденов давали
обеты
воздержания, послушания, бедности. Как
рыцари
-
феодалы
носили оружие, участвовали в завоевательных походах. Молодых приверженцев называли неофитами. Неофит должен был пройти обязательный обряд посвящения.
Структура
Структура духовно-рыцарских орденов была иерархической. Каждый орден возглавлял пожизненно избранный и утвержденный Папой Великий магистр (гроссмейстер). Ему подчинялись начальники «провинций» (местных подразделений ордена) ― приоры, а также маршалы (ведали финансами ордена), командоры (коменданты замков, крепостей) и др. Они составляли генеральный капитул, который периодически созывался и имел законодательную власть. В ордене рыцарей-монахов была иерархическая структура. Главными были братья-рыцари. Далее шли братья-оруженосцы и капелланы. Во главе таких орденов стояли Великие магистры, которых избирали на пожизненный срок. Власть великих магистров была поистине велика. При магистрах находился совет из других высших должностных лиц, которые существовали в орденах. Практиковались периодические сборы генеральных капитулов братьев-рыцарей. Ордены могли быть разделены по территориям, на которых находились монастыри. Подчинялись ордены только Папе Римскому.
История
Благодаря пожалованиям, захватам,
ростовщичеству
и торговым сделкам духовно-рыцарские ордены добились больших богатств, стали крупными земельными собственниками, жестоко эксплуатировавшими зависимое
крестьянство
, и приобрели значительную экономическую и политическую силу. С укреплением в европейских государствах централизованной власти духовно-рыцарские ордены постепенно утратили значение, хотя некоторые из них (например, Тевтонский) продолжали существовать.
Также известен как
Орден Тау
или Орден защитников христианских святынь. Орден появился для защиты христианских паломников на пути из Рима к Святой земле
Один из старейших военно-рыцарских орденов. В результате обвинений братьев ордена в ереси после казни Великого магистра орден был упразднён. Большая часть братьев и рыцарей ордена перешли в другие военно-монашеские ордены. Тамплиеры Португалии в 1319 году основали собственный
Орден Христа
со схожими функциями и целями, что и у тамплиеров.
Орден основан для английских рыцарей королём
Ричардом
. Современное положение Ордена Святого Иоанна Акрского и Святого Фомы определяется Уставом
1936 года
.
Генрих Латвийский
.
Хроника Ливонии. — Рязань: Александрия, 2009. — 384 с. — (Источники истории).
Гусев И. Е.
История религиозных и рыцарских орденов и обществ. — Минск: Харвест, 2007. — 240 с.
Гусев И. Е.
История орденов Средневековья. — Минск: Харвест, 2007. — 432 с.
Дьячук И. А., Богатырев В. Н., Пензиев М. В.
Военно-духовные ордена. — СПб.: Реноме, 2010. — 304 с. —
ISBN 978-5-904045-91-3
Жарков С. В.
История создания рыцарских орденов и каталог холодного оружия, снаряжения рыцарей средневековой Европы. — Брест: Академия, 2005. — 142 с. —
ISBN 985-6750-82-2
Жарков С. В.
Рыцарские ордена в бою. — М.: Яуза, Эксмо, 2008. — 448 с. — (Война. Огнём и мечом).
Гусев И. Е.
История рыцарства и крестовых походов. — Минск: Харвест, 2010. — 240 с. —
ISBN 978-985-16-8754-7
Матузова В. И., Назарова Е. Л.
Крестоносцы и Русь. Конец XII в. — 1270 г.: Тексты, перевод, комментарий. — М.: Индрик, 2002. — 488 с. — (Древнейшие источники по истории Восточной Европы).
Машке Э.
Немецкий орден. Государство Немецкого Ордена. Портреты великих магистров. — СПб.: Евразия, 2003. — 256 с. — (Clio).
Николь Д.
Крестоносцы. История ордена Госпитальеров. 1100—1565 гг. / Пер. А. З. Колина. — М.: Эксмо, 2010. — 216 с. — (Военная история человечества). —
ISBN 978-5-699-38487-7
Перну Р.
Крестоносцы. — СПб.: Евразия, 2001. — 320 с. — (Clio).