Interested Article - Богомилы
- 2020-07-29
- 1
Богоми́лы ( серб. богумили) — название антиклерикального движения X — XV веков , которое появилось на Балканах ( Македония ) и оказало влияние на французских катаров . Богомилы представляли собой многочисленную и весьма влиятельную партию в Болгарском царстве . Проповедник X века Богомил стал главным распространителем в Болгарии дуалистического ( добро и зло существуют от вечности ) учения гностического происхождения . Самые ранние сведения о богомилах находятся в книге «Беседа против богомилов» Козьмы Пресвитера (X век).
В Средние века богомильство распространилось на всю Европу, превратившись в общеевропейское христианское движение , получив другие названия :
- в славянских и греческих сочинениях: манихеи , мессалиане , евхиты , «армяне» (учение армян) и павликиане , а также «фунданты» (фундагиагиты), «бабуны» (по горному хребту Бабуна и одноимённой реке), в Боснии — патарены ;
- на Западе: в Италии — манихеи, публикане (павликиане), патарены; в Германии — катары ; в Южной Франции — альбигойцы (или «текстаранты»; от , ткачи).
Учение
Согласно православным и римокатолическим источникам, богомилы учили, что на протяжении всего периода Ветхого Завета людьми управляли силы старшего сына Отца Небесного Сатанаила , и посылали на них Всемирный потоп , Вавилонское столпотворение и т. д. Иисус Христос , погибнув на кресте как смертный человек, благодаря Своей Божественной сущности сумел «разбожествить» Сатанаила, который оказался низвергнут в ад . О «Сатанаиле» как начальнике 10-го ангельского чина повествует некий «философ от греков», объяснявший князю Владимиру основы христианской веры. Сатанаил был свергнут с небес и замещён Михаилом , но потом оборотился змеем в Эдеме и вселился в Каина .
Основополагающая идея учения есть представление о том, что материальный мир не может быть творением Божиим, а является делом рук сатаны.
Отрешаясь от погрязшего в грехах мира, они пытались обрести близость к Богу и, таким образом, спасение. Они считали, что люди могут войти в Царствие Небесное только при условии крайнего аскетизма .
Поэтому они, согласно римско-католическим источникам, отрицали атрибуты веры, кажущиеся им обременительными, например:
- Ветхий Завет (см. антиномизм );
- церковная иерархия ;
- литургия ;
- мощи ;
- крест ;
- иконы (см. иконоборчество );
- святость Богородицы , культ святых ;
- строительство церквей ( храмов у богомилов не было вообще);
- святость воскресенья.
С 1018 года (падение Первого Болгарского царства под натиском Византии) позиция дуализма обретала всё большую значимость в представлении приверженцев движения, эманация зла смещалась всё больше от падшего ангела к самостоятельному божеству.
История
Богомильство возникло в южной и юго-западной Болгарии в X веке в годы правления царя Петра I (927—969). Антибогомильский Собор имел место в Тырнове в 1211 и в 1359 гг. На соборе «треклятая и богомерзкая ересь» богомильство характеризовалась как манихейство и возводилось к попу Богомилу.
Определённое влияние на богомилов имели павликиане , которых неоднократно переселяли во Фракию византийские императоры. Подтверждает сходство учений павликан и богомилов и Анна Комнина , однако отмечает новизну богомильства и влияние на них также движения мессалиан .
Из Болгарии богомильство проникло в другие страны Балканского полуострова: в Сербию, Боснию и Византию.
Ставший в 1081 году византийским императором Алексей I Комнин начал борьбу с еретиками. Под пытками члены секты указали на Василия Врача как на ересиарха , имевшего при себе 12 ближайших сподвижников-«апостолов». Император вызвал Василия к себе и хитростью заставил его выдать себя. Ересиарха, отказавшегося отречься от своих убеждений, приговорили к сожжению на костре в 1110 году, но казнь была отложена на 8 лет, в течение которых император безуспешно пытался добиться от Василия покаяния. В Византии приверженцы богомильства были известны под именем «фундагиагитов». В XIV веке она распространилась на Афоне.
Учение богомилов с Балканского полуострова распространилось на Запад, вероятно, через византийскую Южную Италию . На Западе последователей этого учения именовали манихеями, публиканами, патаренами — в Италии, катарами — в Германии (отсюда Ketzer — еретик), альбигойцами — в Южной Франции (от города Альби ), а также текстарантами (от tissarands — «ткачи»). Болгарское происхождение этой секты забыто не было, и потому она именовалась у западных писателей также Bulgarorum haeresis, bulgari, bugri (отсюда бранное французское слово bougre).
Вследствие близких контактов Русской церкви с Болгарской из Болгарии богомильские идеи проникли и на Русь , где значительное богомильское влияние сказалось в области апокрифической литературы.
Последние свидетельства о богомилах относятся к XVII веку.
Влияние
Учение богомилов не только ощутимо повлияло на французских катаров ( альбигойцев ), но также и на вальденсов и, тем самым, на движение Реформации .
В Боснийском королевстве богомильская вера являлась официальной с XIII по XV века. Болгарские же богомилы области Пловдива и Свиштова в XVII веке стали католиками.
Г. В. Флоровский в « Путях русского богословия » считал, что «богомилы» повлияли на формирование русского православия, привнеся болгарскую «мрачную доктрину» . Многие принципы богомилов имеются также у русских стригольников и толстовцев , а также хлыстов . Также, по мнению Александра Меня (основанному на « Повести временных лет »), богомилы под именем волхвов были зачинщиками Ростовского восстания 1071 года .
Источники знаний о богомилах
Данных о богомилах не очень много, они извлекаются из источников, составленных их противниками и гонителями ( Козьма Пресвитер , Евфимий Зигабен ). Важные сведения имеются в архивах каркассонской инквизиции. В 2000 году был найден Новгородский кодекс , который, если верна расшифровка так называемых «скрытых» текстов, свидетельствует о деятельности в Суздале и Новгороде на рубеже X и XI веков некой богомильской или околобогомильской секты, использовавшей целый ряд переводных и оригинальных славянских сочинений. К непосредственно богомильским текстам относится «Иваново Евангелие».
Богомилы в современной культуре
Балканские средневековые еретики вдохновили многих художников:
- Одна из составляющих сюжета романа итальянского писателя и философа Умберто Эко « Маятник Фуко », описывающего широкое распространение мистики, секретности и конспирации, основана на исчезновении учения богомилов после завоевания Болгарии Османской империей .
- Тема богомильства занимает важное место в романе болгарского писателя Эмильяна Станева «Антихрист».
- Болгарский философ и поэт посвятил сборник стихов «Из проповеди попа Богомила».
- Боснийский поэт Мак Диздар был вдохновлён стечаками и написал сборник стихов «Каменный сон» (1966).
- Хорватский писатель Мирослав Крлежа неоднократно писал о богомилах и стечаках .
- Сербская поэтесса Десанка Максимович упоминала богомилов в посвящении своей книги стихов «Требую помилования: Спор поэта с Законником царя Душана » (1964).
- В Македонии был снят фильм , сочетающий в себе жанры детектива, триллера, который основан на вымышленной истории о поиске «Секретной книги» (реальной книги, которая была написана богомилами в Болгарии, а затем вывезена в Западную Европу ).
- У словенской группы Laibach есть композиция с названием .
Примечания
- ↑ // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- от 14 сентября 2009 на Wayback Machine
- (неопр.) . Дата обращения: 18 июля 2015. 25 марта 2015 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 23 июля 2015. Архивировано из 23 июля 2015 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 13 апреля 2013. 9 июня 2013 года.
Библиография
- Гечева Кръстина. Богомилството и неговото отражение в средновековна християнска Европа: библиография. София: Гутенберг, 2007.
Литература
- на русском языке
- Ангелов Димитр. Богомильство в Болгарии. — М.: Издательство иностранной литературы , 1954.
- Васильев П. П. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1891. — Т. IV. — С. 174—176.
- Жаворонков П. И., Турилов А. А. // Православная энциклопедия . — М. , 2002. — Т. V : « Бессонов — Бонвеч ». — С. 471-473. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2 .
- / // «Банкетная кампания» 1904 — Большой Иргиз. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 648—649. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 3). — ISBN 5-85270-331-1 .
- на других языках
- Obolensky D. D. The Bogomils: A Study in Balkan Neo-Manichaeism. Cambridge: Cambridge University Press , 1948.
- Ангелов Димитър. Примов Б. Батаклиев Г. Богомилството в България, Византия и Западна Европа в извори. София: Наука и изкуство, 1967.
- Иванов Йордан. Богомилски книги и легенды. Под ред. на проф. Димитър Ангеловъ (Репринт). София: Наука и Изкуство, 1970.
- Папазова Екатерина. Богомилски надгробни паметници в Босна и Херцеговина. София: Български художник, 1971.
- Loos Milan. Dualist heresy in the Middle Ages. Praha : Academia , 1974.
- Kutzli Rudolph. Die Bogumilen: Geschichte, Kunst, Kultur. Stuttgart: Urachhuose, 1977.
- Lambert Malcolm D. Medieval heresy. Popular movements from Bogomil to Hus. London: Arnold, 1977.
- Драгоjловик Драгольуб. Богомилството во средневековната изворна грага. Скопjе: 1978.
- Ангелов Димитр. Богомильство: Перевод с болгарского. София: София-пресс, 1987.
- Стойнев Анани. Св. Иван Рилски, официалното христианство и богомилството. София: 1991.
- Ангелов Димитър. Богомилството. София: Булвест-2000, 1993.
- Лейст О. Э. Общественно-политические взгляды богомилов как выражение революционной оппозиции против феодализма в средневековой Болгарии. М.: Зерцало-М, 2009.
- Bozoky E. Bogomilism // Dictionary of Gnosis & Western Esotericism. — Koninklijke Brill NV,, 2006. — С. 192—194. — ISBN 978 90 04 15231 1 .
Ссылки
- 2020-07-29
- 1