Д’Аньоло, Баччо
- 1 year ago
- 0
- 0
А́ньоло Фиренцуо́ла ( итал. Agnolo Firenzuola , 1493—1543) — итальянский писатель XVI века.
Фиренцуола родился во Флоренции . Его род происходил из городка Фиренцуола в Тоскане . Учился юриспруденции в Сиене (где общался с гуманистом ) и Перудже (где подружился с Пьетро Аретино ).
Около 1517 года получил степень доктора права , вступил в орден валломброзов и обосновался в Риме . Активно участвовал в культурной жизни при дворе папы Льва X . Поддерживал дружеские отношения с , Аннибале Каро , Джованни делла Каза .
Переждав краткий период правления Адриана VI , вернулся в Рим при Клименте VII (1523). С 1525 года, после кончины своей возлюбленной и начала болезни ( сифилис ), временно отошел от литературной деятельности. Возможно, наряду с Франческо Берни , Мольца, Каро и Делла Каза принял участие в основании (виноградарей). Некоторое время работал адвокатом. В 1538 году вернулся в орден. Назначен аббатом монастыря Святого Спасителя в Ваяно (близ Прато ), но затем был лишен бенефиция и остался почти без средств к существованию. Скончался в Прато.
Единственное опубликованное при жизни сочинение Фиренцуолы — трактат «Изгнание литер, без пользы добавленных в язык тосканский» (1524). В нём автор полемизирует с концепцией Джан Джорджо Триссино , рекомендовавшего усовершенствовать вольгаре за счет обогащения алфавита рядом греческих букв.
Около 1520 года Фиренцуола приступил к переводу на итальянский язык романа Апулея « Золотой осёл »; эта работа растянулась на много лет. Версия Фиренцуолы приближена к современным ему реалиям: здесь фигурируют итальянские города Болонья , Венеция и Анкона , античный колорит отчасти устранен, роман приближен к новеллистической книге ренессансного типа.
Перу Фиренцуолы принадлежит также несколько поэтических сочинений, включая уникальную в жанрово-стилистическом отношении поэму «Слёзы на жестокую смерть благородного неаполитанского юноши» и написанное белым стихом стихотворение «О своей болезни»; переложение на вольгаре одной из книг « Панчатантры », где действие, как и в случае с «Золотым ослом», перенесено в современную автору Италию. Кроме того, известны две сочинённые Фиренцуолой комедии : «Жена трёх мужей» и «Два Лючидо» (последняя представляет собой переработку популярного в ту пору в Италии сюжета Плавта ).
Наиболее известное из сочинений Фиренцуолы — «Беседы» ( итал. Ragionamenti) ; нередко эту книгу именуют «Беседами о любви». Традиция « Декамерона » Боккаччо и «Азоланских бесед» Пьетро Бембо соединяется здесь с эзотерическими выкладками, включая нумерологию . Действие книги разворачивается на фоне прекрасной природы (близ Флоренции ); трое дам (включая возлюбленную автора Костанцу Амаретту) и трое юношей (включая Чельсо — alter ego Фиренцуолы) по примеру героев Боккаччо рассказывают новеллы и сочиняют стихотворения. Каждый из дней «королева» делит на шесть частей, каждая из которых посвящена определённому занятию.
По словам И. Н. Голенищева-Кутузова ,
В предисловии автора к сборнику отразились идеи трактатов о любви эпохи позднего Возрождения… Типично для времени также рассуждение о двух Венерах , земной и небесной. Хотя в предисловии небесной отдаётся предпочтение, в самих новеллах любовь героев Фиренцуолы преимущественно чувственна .
В обществе, изображённом здесь Фиренцуолой, очень важную роль играют женщины; в другом сочинении писателя, трактате «Чельсо», им отводится вспомогательная роль.
Состоящий из двух диалогов трактат «Чельсо, или О красотах женщин» развивает тематику «Бесед». Время действия — лето 1540 года; по желанию благородных дам (их имена — Лампиада, Аморрориска, Сельваджа и Вердеспина) Чельсо излагает своё понимание женской красоты. В первом диалоге содержатся рассуждения общего характера, во втором они подвергаются конкретизации; Чельсо составляет портрет идеальной красавицы («химеры»). Здесь несомненно влияние эстетики маньеризма .