Эпигра́мма
(
др.-греч.
ἐπίγραμμα «надпись») — небольшое
сатирическое
стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление.
В античной поэзии
В античную эпоху эпиграммой называлась посвятительная надпись на изваяниях, алтарях и других предметах, посвящаемых богам, и на надгробиях (см.
эпитафия
). Постепенно формировались тематические разновидности эпиграмм: сентенциозно-дидактических, описательных, любовных, застольных, сатирических, торжественных. От эпических форм поэзии эпиграмму отличала краткость и ярко выраженное субъективное отношение к событию или факту. Писалась эпиграмма
элегическим дистихом
, позднее
ямбом
и другими размерами. В форме эпиграмм выражались размышления
Платона
,
Сафо
писала эпиграммы о горечи ранней утраты,
Анакреонт
— о веселье на пиру. К мастерам эпиграмм относят
Симонида Кеосского
,
Асклепиада
,
Мелеагра
. Расцветом эпиграммы в
греческой литературе
было творчество
эллинистических
поэтов
III века до н. э.
—
I века н. э.
(составившее ядро так называемой «
Палатинской антологии
» в 15 книгах), в
римской
—
сатирическое творчество
Марциала
(
I век н. э.
). Традиции античной эпиграммы продолжались в
византийской
и
латинской литературе
Средних веков
и
Ренессанса
, позднее возрождались изредка («Венецианские эпиграммы»
Иоганн Гёте
).
В античной поэзии эпиграммы делятся исследователями на следующие типы:
-
anathematika — посвятительные
-
epitymbia — надгробные
-
epideiktika — описательные
-
protreptika — поощрительные
-
erotika — любовные
-
sympotika — застольные
-
skoptika — насмешливые
В новой европейской поэзии
Эпиграммы
Марциала
были тематически близки сатирам
Ювенала
. К наследию Марциала восходит современное понимание эпиграммы как короткого насмешливого стихотворения, обычно построенного на контрасте постепенной экспозиции и неожиданного завершения, заключительной «остроты» (пуант). Такого рода эпиграмма сложилась во французской поэзии
XVI
—
XVII веков
. Тогда же появились маротические эпиграммы, введенные
Клеманом Маро
— эпиграммы в виде сжатого живого рассказа, о которых позднее упоминал
А. С. Пушкин
. Временем расцвета эпиграммы в европейской литературе считается
XVIII век
(
Вольтер
и
Жан Батист Руссо
во Франции,
Готхольд Лессинг
в Германии,
Джон Оуэн
в Великобритании,
Александр Сумароков
в
России
). Параллельно развивалась эпиграмма, представляющая собой непосредственный отклик на злободневные события, часто политические. Помимо названных, к мастерам острых сатирических эпиграмм относят
Жан де Лафонтена
и
Понс-Дени Лебрена
во
Франции
,
Роберт Бёрнса
в
Англии
,
Генрих Гейне
в
Германии
.
Так известна эпиграмма Бёрнса на некоего плохого поэта. Вот она в переводе
Маршака
:
О ты, кого поэзия изгнала,
Кто в нашей прозе места не нашёл.
Ты слышишь крик поэта Марциала:
«Разбой! Грабеж! Меня он перевёл!»
В русской поэзии
Эпиграммы писали уже
Симеон Полоцкий
и
Феофан Прокопович
; сатирические эпиграммы, оригинальные и переложения, принадлежат
Антиоху Кантемиру
, во второй половине
XVIII века
—
Василий Тредиаковский
,
Михаил Ломоносов
,
Александр Сумароков
и другие поэты. У
Николая Карамзина
и его последователей (
Василия Жуковского
,
Василия Пушкина
) эпиграмма приобрела салонный характер и сблизилась с разновидностями альбомных стихов.
-
Когда любовь без ног? Как надобно идти
-
От друга милого, сказав ему: «Прости!»
-
-
-
-
-
Н. М. Карамзин.
Ноги
.
В
XIX веке
эпиграммы выступали не только средством обличения пороков и человеческих слабостей, но и орудием литературной и общественно-политической борьбы. Среди выдающихся эпиграмматистов первых трёх десятилетий
XIX века
—
Александр Пушкин
,
Сергей Соболевский
,
Евгений Баратынский
,
Пётр Вяземский
. Александру Пушкину, например, принадлежат как сатирические эпиграммы (на
Алексея Аракчеева
,
Фаддея Булгарина
,
Александра Голицына
), так и эпиграммы, продолжающие древнегреческую традицию («Движение», «Любопытный»).
-
Полу-милорд, полу-купец,
-
Полу-мудрец, полу-невежда,
-
Полу-подлец, но есть надежда,
-
Что будет полным наконец.
-
-
-
-
-
А. С. Пушкин.
На
М. С. Воронцова
.
-
В Академии наук
-
Заседает князь Дундук.
-
Говорят, не подобает
-
Дундуку такая честь;
-
Почему ж он заседает?
-
Потому что ж… есть.
-
(Или: Потому что есть чем сесть.)
-
-
-
-
-
А. С. Пушкин.
На
Дондукова-Корсакова
.
К середине
XIX века
эпиграмма традиционного типа отступает на второй план, сатирическая злободневная эпиграмма переживает подъём (
В. С. Курочкин
,
Д. Д. Минаев
,
М. Л. Михайлов
,
Н. А. Некрасов
). Эпиграммы писались многими другими выдающимися (
Ф. И. Тютчев
,
А. А. Фет
,
А. Н. Апухтин
) и второстепенными поэтами, единичные эпиграммы написаны некоторыми прозаиками (
Ф. М. Достоевский
,
Н. С. Лесков
).
В советской поэзии к эпиграмме обращались
В. В. Маяковский
,
Демьян Бедный
,
А. Г. Архангельский
,
С. Я. Маршак
и многие другие поэты.
См. также
Примечания
Библиография
-
Английская классическая эпиграмма / Сост. О. Лозовецкий; пер. С. Маршака, И. Васильева; вступ. ст. и примеч. А. Аникста. —
М.
: Художественная литература, 1987. — 326 с.
-
Всемирная эпиграмма: Антология : в 4 т. / Сост. В. Васильев. —
СПб.
: Политехника, 1998. — Т. 1: Греция. Древний Рим. Неолатинские поэты. Китай, Вьетнам и страны Дальнего Востока. Южная и Западная Азия. Средний Восток. Закавказье. — 861 с. —
ISBN 5-7325-0380-3
.
-
Всемирная эпиграмма: Антология : в 4 т. / Сост. В. Васильев. —
СПб.
: Политехника, 1998. — Т. 2: Италия. Испания. Колумбрия. Мексика. Франция и другие романоязычные страны. — 861 с. —
ISBN 5-7325-0380-3
.
-
Всемирная эпиграмма: Антология : в 4 т. / Сост. В. Васильев. —
СПб.
: Политехника, 1998. — Т. 3: Германоязычные, славянские и другие страны Европы. Северная Америка. Австралия. Африка. — 812 с. —
ISBN 5-7325-0380-3
.
-
Всемирная эпиграмма: Антология : в 4 т. / Сост. В. Васильев. —
СПб.
: Политехника, 1998. — Т. 4: Россия. — 889 с. —
ISBN 5-7325-0380-3
.
-
Греческая и латинская эпиграмма о медицине и здоровье / Сост. и примеч. Ю. Шульца; вступ. ст. Ю. Шульца и А. Лушникова. —
М.
: Медгиз, 1960. — 112 с.
-
Греческая эпиграмма / Под ред. и со вступ. статьёй Ф. Петровского; сост., примеч. и указатель Ф. Петровского и Ю. Шульца. —
М.
:
ГИХЛ , 1960. — 487 с.
-
Греческая эпиграмма / Изд. подг. Н. А. Чистякова; отв. ред. М. Гаспаров. —
СПб.
: Наука, 1993. — 448 с. — (
Литературные памятники
). —
ISBN 5-02-027950-1
.
-
Древнегреческая застольная, шутливая и эротическая эпиграмма в переводах Е. Свиясова. —
СПб.
: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1997. — 171 с. —
ISBN 5-7331-0089-3
.
-
Испанская классическая эпиграмма / Пер. с исп. и коммент. В. Васильева; предисл. Е. Эткинда. —
М.
: Художественная литература, 1970. — 309 с.
-
Испанская эпиграмма / Вступ. ст., сост. и пер. В. Васильева. —
СПб.
: Политехника, 2008. — 261 с. —
ISBN 978-5-7325-0479-8
.
-
Марк Валерий Марциал
.
Эпиграммы / Пер. с лат., вступ. ст. и коммент. Ф. Петровского. —
М.
: Художественная литература, 1968. — 488 с. — (
Библиотека античной литературы
).
-
Русская классическая эпиграмма / Сост., вступ. ст., и коммент. В. Васильева. —
М.
: Художественная литература, 1986. — 358 с.
-
Русская эпиграмма / Сост. В. Новиков. —
М.
: Книга, 1986. — 258 с.
-
Русская эпиграмма / Сост., вступ. ст. и примеч. В. Васильева. —
М.
: Художественная литература, 1990. — 367 с. — (Классики и современники. Поэтическая библиотека). —
ISBN 5-280-01014-6
.
-
/ Предисл., подготовка текста и примеч.
В. Мануйлова
. —
Л.
:
Советский писатель
. Ленингр. отд-ние, 1958. — 416 с. — (
Библиотека поэта. Малая серия
).
-
/ Сост. и примеч. М. И. Гиллельсона, ; Вступ. ст. М. И. Гиллельсона. —
Л.
: Советский писатель, 1988. — 784 с. — (Библиотека поэта. Большая серия. Издание третье). —
ISBN 5-265-00274-X
.
-
Русская эпиграмма: XIX—начало XX века / Сост. Б. Евсеев. —
М.
: ЭКСМО-Пресс, 1999. — 445 с. —
ISBN 5-04-003805-4
.
-
Французская классическая эпиграмма / Сост. и переводы В. Васильева; предисл. А. Михайлова; коммент. И. Подгаецкой. —
М.
: Художественная литература, 1979. — 431 с.
Литература
-
Эпиграмма // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред.
А. Н. Николюкина
. —
Институт научной информации по общественным наукам РАН
: Интелвак, 2001. — Стб. 1233. — 1596 с. —
ISBN 5-93264-026-X
.
-
Эпиграмма // Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.:
Л. И. Тимофеев
и
С. В. Тураев
. —
М.
: «Просвещение», 1974. — С. 467—468. — 509 с. — 300 000 экз.
-
Горнфельд А. Г
.
//
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). —
СПб.
, 1904. — Т. XLa. — С. 892.
-
Матяш С. А.
Вопросы поэтики русской эпиграммы: Учебное пособие. — Караганда: Издательство КарГУ, 1991. — 112 с. —
ISBN 5-8380-0273-5
.
-
Семёнов А. Ф.
Древнегреческая эпиграмма: Очерк истории греческой эпиграммы. —
К.
: Типография И. И. Горбунова, 1900. — 73 с.
-
Словарь литературоведческих терминов. —
М.
:
Просвещение
,
1974
.
-
Сыроядец О.
Древнегреческая эпиграмма. —
М.
: Изд-во Политехнического ун-та, 2010. — 63 с. —
ISBN 978-5-7422-2627-7
.
-
Темкин Г.
Современная эпиграмма. —
М.
: Ассоциация «Книга. Просвещение. Милосердие», 2000. — 175 с.
-
Чистякова Н. А.
Античная эпиграма: Пособие по спецкурсу для студентов-заочников филологических факультетов государственных университетов. —
М.
: Издательство МГУ, 1979. — 120 с. — (Научно-методический кабинет).
-
Чистякова Н. А.
Греческая эпиграмма VIII—III вв. до н. э.. —
Л.
: Издательство ЛГУ, 1983. — 216 с.
-
Чистякова Н. А.
Греческая эпиграмма // Греческая эпиграмма / Изд. подг. Н. А. Чистякова; отв. ред. М. Л. Гаспаров. —
СПб.
: Наука, 1993. — С. 325—365. — 448 с. — (Литературные памятники). —
ISBN 5-02-027950-1
.