Interested Article - Аланы

Ала́ны ( др.-греч. Ἀλανοί , лат. Alani, Halani , арм. Ալանք ) — ираноязычные кочевые племена скифо - сарматского происхождения, в письменных источниках упоминаются с I века н. э. — времени их появления в Приазовье и Предкавказье .

Часть аланов с конца IV века приняла участие в Великом переселении народов , в то время как другие осели на территориях, прилегающих к предгорьям Кавказа . Племенной союз аланов стал основой Алании , раннефеодального государства в центральном Предкавказье, просуществовавшего до похода монголов .

Монголы, разгромившие Аланию и захватившие к концу 1230-х годов плодородные равнинные районы Предкавказья, вынудили уцелевших аланов укрыться в горах Центрального Кавказа и в Закавказье. Там одна из групп аланов, при участии местных племён, дала начало современным осетинам . Определённую роль аланы сыграли в этногенезе и складывании культуры и других народов Северного Кавказа .

Этноним

Этноним «аланы» впервые встречается в 25 году н. э. в китайских источниках как название сарматского племени, сменившего аорсов ( Яньцай ): «владение Яньцай переименовалось Аланьляо; состоит в зависимости от Кангюя… Обыкновения и одеяние народа сходны с кангюйскими» .

К более позднему времени относится ещё одно интересное свидетельство китайских анналов: «Правление в городе Аланьми. Эта страна прежде принадлежала кангюйскому удельному владетелю. Больших городов считается сорок, малых окопов до тысячи. Мужественные и крепкие берутся в чжегэ, что в переводе на язык Срединного государства значит: строевой ратник» .

Позднее, в I веке н. э., свидетельства об аланах встречаются у римских авторов. Наиболее раннее их упоминание мы встречаем у Луция Аннея Сенеки , в пьесе «Фиест», написанной в середине I века н. э.

Название «аланы» использовалось римлянами, и, за ними, византийцами, вплоть до XVI века (последние упоминания об Аланской епархии в византийских хрониках) .

Арабы также называли аланов именем Al-lan , образованным от византийского «аланы». Ибн Руста (ум. 903) сообщал, что аланы делятся на четыре племени. Известно, что самое западное из них называлось «асы». Абу Хамид аль-Гарнати , посетивший Кавказ в начале 1130-х годов, отличал аланский язык от асского. Александр Монгайт писал: « Вероятно, даже в XII в. асы еще не были полностью поглощены аланами, и, возможно, диалектные различия иранского и других диалектов осетинского языка отражают эти древние факты » . В XIII веке западные учёные ( Гийом де Рубрук ) свидетельствовали, что «Аланы и Асы » — один и тот же народ .

Этимология

В настоящее время в науке признана версия, обоснованная В. И. Абаевым — термин «алан» является производным от общего наименования древних ариев и иранцев — arya . По Т. В. Гамкрелидзе и Вяч. Вс. Иванову , первоначальное значение этого слова «хозяин», «гость», «товарищ» развивается в отдельных исторических традициях в «товарищ по племени», далее в самоназвание племени ( arya ) и страны.

В прошлом происхождении слова «аланы» высказывались различные мнения. Так, Г. Ф. Миллер считал, что «имя аланов родилось у греков, и оно происходит от греческого глагола, значащего странствовать или бродить» . К. В. Мюлленгоф имя аланов производил от названия горного хребта на Алтае , Г. В. Вернадский — от древнеиранского «елен» — олень , Л. А. Мацулевич считал, что вопрос о термине «алан» вообще не решён .

Названия аланов

В русских летописях аланы назвались словом «ясы». В Никоновской летописи под 1029 годом сообщается о победном походе на ясов князя Ярослава .

Аланы в низовьях Дона (карта, отображающая современные представления о расселении народов в III—IV веках)

В армянских летописях аланы чаще называются собственным же названием. В армянском средневековом географическом атласе Ашхарацуйц описываются несколько аланских племен, «двалы» современные туальцы, включая «народ аланов аш-тигор» или просто «народ дигор», в котором усматривается самоназвание современных дигорцев . Описываемые им же аланы из восточной области Алании — «аланы в стране Ардоз» — предки иронцев . В древности армяне употребляли название — алан, и множественная форма аланк (как народ и страна), но в наше время принято говорить ос (ед.ч.), осер (мн.ч.), Осиа (Осетия).

В китайских хрониках аланы известны под именем народа алань или хэлань, что в переводе с прототюркского языка означает «пегая лошадь» . В средневековой Молдавии аланы назывлись оланами .

В грузинских источниках аланы упоминаются как овси или оси. Данный экзоним по настоящее время употребляется грузинами в отношении современных осетин .

Современная форма

Закономерным развитием древнеиранского * ārуаnа в осетинском, по мнению В. И. Абаева, является allon (из * āryana ) и ællon (из * ăryana ) Этноним в форме æллон сохранился в фольклоре осетин, но не используется как самоназвание .

Спрятала она молодых нартов в потайной комнате. А тут как раз вернулся уаиг и сразу спросил у жены:
— Чую я, пахнет аллон-биллоном.
— О муж мой! — ответила ему жена. — Наше селение посетили двое юношей, один играл на свирели, а другой выплясывал на кончиках пальцев. Люди диву давались, такого чуда никогда мы не видели. Вот их запах и остался в этой комнате .

История

П. Гайге. «Гунны сражаются с аланами».

Первые упоминания об аланах встречаются в трудах античных авторов с середины I века н. э. Появление аланов в Восточной Европе — в низовьях Дуная, Северном Причерноморье, Предкавказье — считают следствием их усиления внутри северокаспийского объединения сарматских племён, возглавлявшихся аорсами .

В I—III вв. н. э. аланы занимали главенствующее положение среди сарматов Приазовья и Предкавказья , откуда совершали набеги на Крым , Закавказье , Малую Азию , Мидию .

«Почти все аланы, — пишет римский историк IV века Аммиан Марцеллин, — высоки ростом и красивы… Они страшны сдержанно-грозным взглядом своих глаз, очень подвижны вследствие легкости вооружения… У них считается счастливым тот, кто испускает дух в сражении» .

В IV веке аланы этнически были уже неоднородны. Крупные племенные объединения аланов в IV веке были разгромлены гуннами , в VI веке — аварами . Часть аланов участвовала в Великом переселении народов и оказалась в Западной Европе (в Галлии) и даже в Северной Африке, где вместе с вандалами образовала государство, просуществовавшее до середины VI века. Все эти события сопровождались повсюду частичной этнокультурной ассимиляцией аланов. Культуру аланов IV—V вв. представляют городища и могильники предгорной зоны Северного и Западного Кавказа и богатейшие Керченские склепы Крыма. С VII по X вв. значительная часть средневековой Алании, простирающейся от Дагестана до Прикубанья, входила в состав Хазарского каганата . В течение длительного времени северокавказские аланы вели упорную борьбу с Арабским халифатом , Византией и Хазарским каганатом. Представление о богатой аланской культуре VIII—XI вв. дают знаменитые катакомбные могильники и городища на Северском Донце ( Салтово-Маяцкая культура ) и особенно городища и могильники на Северном Кавказе (городища: Алхан-Калинское , Архызское , Верхний Джулат , Нижний Джулат и др., могильники: Архон, Балта, Чми, Рутха, Галиат, Змейский, Гижгид, Былым и др.). Они свидетельствуют о широких международных связях аланов с народами Закавказья, Византией, Киевской Русью и даже Сирией .

Материалы свидетельствуют о высоком уровне развития культуры северо-кавказских аланов в XI—XII вв. и о наличии торговых связей местного населения с Ираном, Закавказьем, Русью и странами арабского Востока, а также генетических связей между сарматами и аланами, аланами и современными осетинами. Находки предметов вооружения подтверждают сведения письменных источников о том, что главной силой аланского войска была конница. Упадок поздней аланской культуры был вызван татаро-монгольским нашествием XIII века . В результате кампании 1238—1239 гг. значительная часть равнинной Алании оказалась захваченной татаро-монголами, сама Алания как политическое образование перестала существовать. Ещё одним фактором, способствовавшим падению государства аланов, стала активизация лавинной деятельности в XIII—XIV вв. Г. К. Тушинский, основатель отечественного лавиноведения как науки, полагал, что в результате участившихся суровых и многоснежных зим на Кавказе лавинами были уничтожены многие высокогорные селения аланов и дороги. С тех пор селения располагаются намного ниже по склонам .

В XIV веке аланы в составе войска Тохтамыша участвуют в битвах с Тамерланом . Генеральное сражение началось 15 апреля 1395 г. Армия Тохтамыша потерпела полное поражение. Это было одно из крупнейших сражений того времени, решившее судьбу не только Тохтамыша, но и Золотой Орды, во всяком случае её великодержавного положения.

Если к концу XIV в. на предкавказской равнине ещё сохранились реликтовые группы аланского населения, то нашествием Тамерлана им был нанесен последний удар. Отныне вся предгорная равнина до долины р. Аргун переходит в руки кабардинских феодалов, в течение XV в. продвинувшихся далеко на восток и освоивших почти опустевшие плодородные земли.

Некогда обширная Алания обезлюдела. Картину гибели Алании обрисовал польский автор начала XVI в. Матвей Меховский , пользовавшийся более ранними сведениями Якопо да Бергамо:

Аланы — это народ, живший в Алании, области Сарматии Европейской, у реки Танаиса ( Дон ) и по соседству с ней. Страна их равнина без гор, с небольшими возвышенностями и холмами. В ней нет поселенцев и жителей, так как они были выгнаны и рассеяны по чужим областям при нашествии врагов, а там погибли или были истреблены. Поля Алании лежат широким простором. Это пустыня, в которой нет владельцев — ни аланов, ни пришлых.

Меховский говорит об Алании в нижнем течении Дона — той Алании, которая сформировалась в Подонье ещё в первых веках н. э. с центром на Кобяковом городище .

Если в предгорье остатки аланов прекратили своё существование, то в горных ущельях они, несмотря на резню, устояли и продолжили этническую традицию осетинского народа. Именно Горная Осетия после нашествий 1239 и 1395 гг. стала исторической колыбелью осетин, где окончательно в течение XIV—XV вв. сформировались и этнос, и традиционная народная культура. В это же время, вероятно, оформилось деление осетинского народа на ущельные общества: , Куртатинское , , Туалгом , Дигорское [ источник не указан 1494 дня ] .

Палеогенетика

Анализ антропологического материала катакомбного обряда погребения лесостепной зоны бассейна Среднего Дона II—IX веков, установил наличие Y-хромсомных гаплогрупп: G2a (P15+), R1a1a1b2a (Z94+, Z95+, Z2124), J1 (M267+) и J2a (M410+). Женскую линию характеризуют митохондриальные гаплогруппы: I4a , D4m2 , H1c21 , K1a3 , W1c и X2i . В свою очередь, исследование аутосомных маркёров показало, что, несмотря на наличие примесей разных направлений, в целом можно говорить о том, что в данных результатах обнаружены типичные европейские генотипы . Рядом исследователей население салтово-маяцкой археологической культуры сопоставляется с аланами, булгарами и хазарами .

У представителей салтово-маяцкой культуры из катакомбных некрополей Дмитриевский и Верхнесалтовский-IV во всех 6 образцах была обнаружена Y-хромосомная гаплогруппа G2 и митохондриальная гаплогруппа I , субклад — неизвестен. При этом для современного ираноязычного населения Северного Кавказа (осетин) характерна Y-хромосомная гаплогруппа G2a1. С точки зрения авторов данного исследования, катакомбный характер погребения, ряд краниологических показателей и иные данные, совпадающие с раннее исследованными образцами на Кавказе, позволяют идентифицировать захороненных как алан. Так, например, по антропологическим показателям индивиды из ямных погребений были определены как носители примеси восточного одонтологического типа, в то время как исследованные по гаплогруппе образцы имели европеоидное происхождение . Венгерскими учёными при изучении образцов из Верхесалтовского могильника выявлены митохондриальные гаплогруппы U*, U2, U5 , H , K , D .

У женского образца R-Kich-Malka (TU10, конец VII — первая половина VIII века) из аланского катакомбного могильника в Кичмалке (Кабардино-Балкария) определили митохондриальную гаплогруппу A12 .

Культура

Свадебная обрядность

Иоганн Шильтбергер подробно описывает свадебные обычаи кавказских алан, которых называет ясами. Он сообщает, что

«у ясов есть обычай, по которому перед выдачей девицы замуж родители жениха условливаются с матерью невесты о том, что последняя должна быть чистая дева, чтобы в противном случае брак считался несостоявшимся. Итак, в назначенный для свадьбы день невесту приводят с песнями к постели и кладут её на неё. Затем приближается жених с молодыми людьми, держа в руках обнажённый меч, которым он ударяет по постели. Затем он вместе с товарищами садится перед постелью и пирует, поет и пляшет. По окончании пира они раздевают жениха до рубахи и удаляются, оставляя новобрачных в комнате наедине, а за дверями появляется брат или кто-нибудь из ближайших родственников жениха, чтобы сторожить с обнаженным мечом. Если окажется, что невеста уже не была девицей, то жених извещает об этом свою мать, которая приближается к постели с несколькими подругами для осмотра простыни. Если на простыни они не встречают искомых ими знаков, то печалятся. А когда утром являются родственники невесты для праздника, мать жениха уже держит в руке сосуд, полный вина, но с отверстием на дне, который она заткнула пальцем. Она подносит сосуд матери невесты и убирает палец, когда последняя захочет выпить и вино выливается. „Такой точно была твоя дочь!“ — говорит она. Для родителей невесты это большой срам и они должны взять свою дочь обратно, так как условливались выдать чистую деву, но дочь их таковой не оказалась. Тогда священники и другие почётные лица заступаются и убеждают родителей жениха спросить своего сына — хочет ли он, чтобы она осталась его женой. Если он соглашается, то уже священники и другие лица приводят её к нему снова. В противном случае их разводят, и он возвращает жене приданое, подобно тому, как и она должна возвратить платья и другие подаренные ей вещи, после чего стороны могут вступить в новый брак» .

Язык

Аланы говорили на поздней исторической разновидности скифо-сарматского языка .

В свою очередь, осетинский язык является прямым потомком аланского . Некоторые топонимы этимологизируются как восточно-иранские на основе современной осетинской лексики ( Дон , Днестр , Днепр , Дунай ), на осетинском материале расшифровываются немногочисленные сохранившиеся письменные фрагменты на аланском. Наиболее известный — Зеленчукская надпись . Другое известное свидетельство аланского языка — аланские фразы в «Теогонии» византийского автора Иоанна Цеца (XII век).


С другой стороны осетинский язык также сильно воспринял элементы кавказских языков. Об этом писал доктор филологических наук осетинский профессор В. И. Абаев : «среди всех не-индо-европейских элементов, которые мы находили в осетинском языке, кавказский элемент занимает особое место, не столько по количеству… сколько по интимности и глубине вскрывающихся связей», поэтому в осетинском языке кавказский элемент — «самостоятельный структурный фактор, как своего рода вторая его природа», потому что «общие элементы осетинского с окружающими кавказскими языками ни в коем случае не покрываются термином „заимствование“. Они затрагивают самые глубинные и интимные стороны языка и свидетельствуют о том, что осетинский во многих существенных отношениях продолжает традицию местных кавказских языков, совершенно так же, как в других отношениях он продолжает традицию иранскую… Причудливое сочетание и переплетение этих двух языковых традиций и создало то своеобразное целое, которое мы зовём осетинским языком» .

Религия

До христианизации у алан практиковалась традиция культа «Семи богов», который в свою очередь фиксировался у скифов. Анонимный автор Перипла Понта Эвксинского (V в. н. э.) сообщает, что город Феодосия в Крыму «называется на аланском или таврском языке Ардавда, что значит Семибожий, ( осет. «Авд-арди») — в переводе «семибожная». Традиция культа продолжилась и позднее, у осетин .

Христианство и аланы

Ещё в V в. н. э. аланы не воспринимались как народ христианский, что усматривается из высказывания Марсельского пресвитера Сальвиана :

«Но подлежат ли тому же суду их пороки, как наши? Преступно ли распутство гуннов в той же степени, что и наше? Неужели коварство франков столь же предосудительно, как наше? Разве пьянство аламанна достойно такого же порицания, как пьянство христианина, или заслуживает такого же осуждения хищность алана, что и хищность христианина?».

«На вандалов пошли войною аламанны и, так как обе стороны согласились решить дело посредством единоборства, они выставили двух воинов. Однако выставленный вандалами был побеждён аламанном. И поскольку Трасамунд и его вандалы были побеждены, то они, оставив Галлию, вместе со свевами и аланами, как было уговорено, напали на Испанию, где истребили много христиан за их католическую веру».

Первые признаки христианства среди прикавказских алан относятся к VII—VIII векам. Первое письменное подтверждение связано с именем преподобного Максима Исповедника , который при императоре Константе II был сослан в «страну лазов». Один из спутников преподобного Максима сообщает о приходе к власти в 662 году «богобоязненного и христолюбивого» властителя Алан Григория, сместившего правителя язычника. К этому же времени относится упоминание о монастыре Иоанна Крестителя на территории Алании .

Целенаправленная просветительская деятельность среди алан началась в начале X века, при патриархе Николае Мистике. Официальное принятие христианства аланами относится к периоду 912—916 годам. В это же время возникает Аланская архиепископия , которая уже в конце X века в нотициях упоминается уже как митрополия. Однако христианство алан носило синкретический, смешанный с язычеством характер.

Впечатления францисканцев после путешествия по Комании в XIII в. н. э.:

«братья, которые шли через Команию, имели справа от себя землю саксинов, которых мы считаем готами, и которые являются христианами; далее, аланов, которые христиане; затем газаров, которые христиане; в этой стране находится Орнам, богатый город, который татары захватили, затопив его водой; затем циркассов, которые христиане; далее, георгианов, которые христиане». Benedictus Polonus (изд. Wyngaert 1929: 137—38)

Гильом де Рубрук — середина XIII в.:

«спросил у нас, хотим ли мы пить кумыс (cosmos), то есть кобылье молоко . Ибо находящиеся среди них христиане — русские, греки и аланы, которые хотят крепко хранить свой закон, не пьют его и даже не считают себя христианами, когда выпьют, и их священники примиряют их тогда [со Христом], как если бы они от неё отказались, от христианской веры».

«Накануне Пятидесятницы [7 июня 1253 г.] пришли к нам некие аланы, которые именуются там аас, христиане по греческому обряду, имеющие греческие письмена и греческих священников. Однако они не схизматики, подобно грекам, но чтут всякого христианина без различия лиц».

Наследие аланов

Кавказские аланы

Аланское происхождение осетинского языка было доказано ещё в XIX веке Вс. Ф. Миллером и подтверждено многочисленными более поздними работами.

Язык, на котором написаны известные письменные свидетельства аланского языка ( Зеленчукская надпись , аланские фразы в «Теогонии» Иоанна Цеца ) представляет собой архаичный вариант осетинского языка.

Существуют и косвенные подтверждения алано-осетинской языковой преемственности.

В Венгрии в районе города Ясберень проживает народ ясов , родственных осетинам . К середине XIX века [ источник не указан 1034 дня ] ясы полностью перешли на венгерский язык , поэтому устный ясский язык не сохранился до наших дней. Сохранившийся список ясских слов первоисточника "Ясский словник " позволяет заключить, что лексика ясского языка практически полностью совпадала с осетинской . Так в англоязычной научной литературе ясский язык принято называть ясским диалектом осетинского [ источник не указан 1494 дня ] .

Центральноазиатские аланы

Потомки аланов проживают в Туркменистане и сопредельных территориях. Среди туркмен сохранилось племя олам, проживающее в Ахалском велаяте , племя улам - в Лебапском велаяте , а также род алам в составе этнографических групп салыр и йомут , имеющие древнее аланское происхождение и говорящие на туркменском языке .

Предки туркмен-аланов из Лебапского велаята переселились туда с полуострова Мангышлак , где у них имелось укрепление Алан-гала , а южнее реки Атрек сохранился вал под названием Гызыл-Алан, на месте которого в древности была крепость , построенная аланами. Также, на территории Туркменистана имеются аулы и другие топонимы с названием алан (олам) на территории Марыйского , Лебапского и Дашогузского велаятов .

О том, что часть аланов вошла в состав туркмен сообщают такие известные ученые как российский историк-востоковед и этнограф Н. А. Аристов , советские ученые академик С. П. Толстов , академик А. А. Росляков , российский и советский академик В. В. Бартольд со ссылкой на немецко-американского историка и синолога Ф. Хирта , археолог и востоковед А.Н.Бернштам . Также, В. В. Бартольд отмечает, что согласно древней китайской энциклопедии Тундянь , словом «туркмен» называлась древняя страна Сук-так ( Согд ), которая была страной аланов .

Культурное и этнографическое влияние аланов на Западе

Аланы жили на территории нынешних Испании , Португалии , Швейцарии , Венгрии , Румынии и других стран. Через сармато-аланское влияние в культуру многих народов вошло наследие скифской цивилизации.

Ни большое культурное и политическое влияние, ни участие в важнейших событиях Великого переселения народов не спасли западноевропейских аланов от быстрого исчезновения. Их незаурядные военные достижения были поставлены на службу чужим императорам и королям. Раздробив свои силы и не сумев построить долговечного государства, большая часть аланов на Западе потеряла родной язык и вошла в состав других народов.

Аланы и восточные славяне

В. И. Абаев считал, что, например, изменение взрывного g , свойственного праславянскому языку , в задненёбный фрикативный g (h) , что фиксируется в ряде славянских языков , обусловлено скифо-сарматским воздействием. Поскольку фонетика, как правило, не заимствуется у соседей, исследователь утверждал, что в формировании юго-восточного славянства (в частности, будущих украинских и южнорусских говоров) должен был участвовать скифо-сарматский субстрат . Сопоставление ареала фрикативного g в славянских языках с регионами, заселёнными антами и их прямыми потомками, определённо говорит в пользу этого положения. В. Абаев также допускал, что результатом скифо-сарматского воздействия были появление в восточнославянском языке генитива-аккузатива и близость восточнославянского с осетинским языком в перфектирующей функции превербов .

Споры об аланском наследии

Аланское наследие является предметом споров и многочисленных публикаций в жанре фолк-хистори (не признаваемых академическим научным сообществом). Эти споры этнических интеллигенций настолько определяют современный контекст северо-кавказского региона, что получили внимание исследователей уже сами по себе .

См. также

Примечания

  1. В. А. Кузнецов . от 17 мая 2017 на Wayback Machine
  2. Ашхарацуйц (от 4 августа 2017 на Wayback Machine )
  3. — статья из Encyclopædia Iranica . V. I. Abaev, H. W. Bailey
  4. ↑ // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  5. Перевалов С. М. от 20 февраля 2016 на Wayback Machine
  6. Герасимова М. М. 1994. от 27 мая 2016 на Wayback Machine . Этнографическое обозрение (3), 51—62.
  7. ↑ Аланы // А — Ангоб. — М. : Советская энциклопедия, 1969. — С. 381. — ( Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 1).
  8. Осетины // Олонхо — Панино. — М. : Советская энциклопедия, 1955. — С. 279—280. — ( Большая советская энциклопедия : [в 51 т.] / гл. ред. Б. А. Введенский ; 1949—1958, т. 31). </
  9. Agustí Alemany , Sources on the Alans: A Critical Compilation. Brill Academic Publishers , 2000. ISBN 90-04-11442-4
  10. Бичурин 1950, с. 229.
  11. Бичурин 1950, с. 311.
  12. Senecae, Thyestes, 627—631.
  13. (неопр.) . Дата обращения: 19 октября 2009. Архивировано из 16 июля 2009 года.
  14. А. Л. Монгайт Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати. М. 1971.
  15. (неопр.) . Дата обращения: 22 марта 2021. 13 августа 2021 года.
  16. Абаев В. И. Осетинский язык и фольклор. М. Л. , 1949. С. 156.
  17. Абаев В. И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. Т. 1. М.—Л., 1958. С. 47-48.
  18. Zgusta L. Die Personennamen griechischer Stadte der nordlichen Schwarzmeerkuste. Praha, 1955.
  19. Грантовский Э. А. , Раевский Д. С. Об ираноязычном и «индоарийском» населении Северного Причерноморья в античную эпоху // Этногенез народов Балкан и Северного Причерноморья. Лингвистика, история, археология. М.: Наука, 1984.
  20. Гамкрелидзе Т. В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Т. II. Тбилиси, 1984. С. 755.
  21. Оранский И. М. . — Москва: Наука, 1988. — С. 154, 167. — 388 с.
  22. Дзиццойты Ю. А. от 16 февраля 2020 на Wayback Machine // Вопросы ономастики . 2019. Т. 16. № 2. С. 222–258.
  23. Миллер Г. Ф. О народах, издревле в России обитавших. ЦГАДА . Ф. 199. № 47. Д. 3.
  24. Mullenhoff К. Deutsche AJtertumskunde. T. III. Berlin, 1892.
  25. Vernadsky G. Sur l’Origine des Alains. Byzantion. T. XVI. I. Boston, 1944.
  26. Мацулевич Л. А. Аланская проблема и этногенез Средней Азии // Советская этнография . 1947. № VI—VII.
  27. Вэй Чжэн. Хроника государства Суй. Пекин, Бона, 1958, Гл. 84, С 18б, 3.
  28. Ю.А. Зуев. [ Древнетюркская социальная терминология в китайском тексте VIII в.] (неопр.) Вопросы археологии Казахстана. Вып. 2. 153-161. Алматы (1998). Дата обращения: 31 мая 2020. 20 февраля 2020 года.
  29. (Рум.) Сержиу Бакалов, Аланы (оланы) или ясы средневековой Молдавии / Sergiu Bacalov, Medieval Alans in Moldova / Consideraţii privind olanii (alanii) sau iaşii din Moldova medievală. Cu accent asupra acelor din regiunea Nistrului de Jos от 11 октября 2016 на Wayback Machine
  30. Agustí Alemany. (англ.) . — BRILL, 2000. — P. 5. — 496 p. — ISBN 9789004114425 . от 9 апреля 2022 на Wayback Machine
  31. Камболов Т. Т. Очерк истории осетинского языка: Учебное пособие для вузов. — Владикавказ: Ир, 2006.
  32. Толковый словарь осетинского языка: в 4 т. / Под общ. ред. Н. Я. Габараева; Владикавказский науч. центр РАН и РСО-А; Юго-Осетинский науч.-исслед. ин-т им. З. Н. Ванеева. — М. : Наука, 2007. — ISBN 978-5-02-036243-7
  33. (неопр.) . Дата обращения: 8 июня 2013. 4 ноября 2006 года.
  34. (неопр.) . Дата обращения: 2 ноября 2010. 15 августа 2010 года.
  35. (неопр.) . Дата обращения: 9 августа 2012. 19 мая 2012 года.
  36. Советская историческая энциклопедия / Под ред. Е. М. Жукова. — М. : Советская энциклопедия. 1973—1982.
  37. Куссаева С. С. Некоторые итоги археологических раскопок катакомбного могильника в ст. Змейской
  38. от 23 апреля 2013 на Wayback Machine // Журнал «Вокруг света». 1987. № 9 (2564).
  39. Афанасьев Г. Е., Ван Л., Вень Ш., Вэй Л., Добровольская М. В., Коробов Д. С., Решетова И. К., Ли Х., Тун С. от 27 марта 2022 на Wayback Machine // Тезисы докладов на Всероссийской научной конференции «Естественнонаучные методы исследования и парадигма современной археологии». М.: ИА РАН, 2015. С. 9.
  40. (неопр.) . www.fstanitsa.ru. Дата обращения: 17 ноября 2019. Архивировано из 10 июля 2017 года.
  41. Афанасьев Г. Е., Добровольская М. В., Коробов Д. С., Решетова И. К. от 27 марта 2022 на Wayback Machine // Е. И. Крупнов и развитие археологии Северного Кавказа. М., 2014. С. 312—315.
  42. от 5 марта 2016 на Wayback Machine // Е. И. Крупнов и развитие археологии Северного Кавказа. М., 2014.
  43. Чёз А., Ланго П., Менде Б. Г. Археогенетическое исследование материалов салтовской и древневенгерской культур (предварительное сообщение) // Старожитностi Лівобережного Подніпров’я. Киïв — Полтава, 2012. — С. 94-101.
  44. Saskia Pfrengle et al. от 9 ноября 2021 на Wayback Machine // BMC Biology volume 19, Article number: 220. Published: 05 October 2021 (Supplementary Information. Supplementary Tables. от 6 октября 2021 на Wayback Machine
  45. Шильтбергер Иоганн . Путешествие по Европе, Азии и Африке. Баку: Элм, 1984. С. 766-67.
  46. Осетинский язык // Большой энциклопедический словарь «Языкознание». М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.
  47. Камболов Т. Т. от 7 ноября 2007 на Wayback Machine
  48. Абаев В. И. Осетинский язык и фольклор. М.-Л., 1949. С. 76, 111, 115.
  49. (неопр.) . annales.info. Дата обращения: 17 ноября 2019. 1 декабря 2019 года.
  50. (рус.) . Государственное информационное агентство "Рес" (15 ноября 2011). Дата обращения: 17 ноября 2019. 17 ноября 2019 года.
  51. Salv. Gub. 4, 68 (изд. Halm MGH A A 1.1, р. 49
  52. Fredegarius. 2, 60 (изд. Krusch MGH SRM II, p. 84)
  53. В. А. Кузнецов . от 17 мая 2017 на Wayback Machine
  54. Guill. de Rubruc 10,5 (изд. Wyngaert 1929:191)
  55. Guill. de Rubruc 11,1—3 (изд. Wyngaert 1929:191—192)
  56. Камболов Т. Т. от 29 октября 2008 на Wayback Machine
  57. Абаев В. И. О венгерских ясах // Осетинская филология. № 1. Орджоникидзе, 1977. С. 3-4.
  58. Nemeth J. Eine Wörterliste der Jassen, der ungarländischen Alanen //Abhandlungen der Deutschen Akademie der Wissenschaften zu Berlin. Klasse für Sprachen, Literatur und Kunst. Jahrg. 1958. № 4. Berlin, 1959.
  59. Немет Ю. Список слов на языке ясов, венгерских аланов. Пер. с нем. и примечания В. И. Абаева. Орджоникидзе, 1960. С. 4.
  60. ↑ А.Бахтияров «Осколки «исчезнувших» аланов»; журнал «Туркменоведение» 1930 г. , № 8-9, сс. 39-40
  61. С.Атаныязов. (неопр.) . Ашхабад, Ылым (1988). Дата обращения: 31 мая 2020. 14 июля 2020 года.
  62. S.Atanyýazow (С.Атаниязов). (неопр.) . Ашхабад: Ылым (1980). Дата обращения: 10 января 2022. 9 января 2022 года.
  63. Н. А. Аристов. (неопр.) . Санкт-Петербург: Журнал «Живая старина» (1896 г., Выпуск 3-4). — «При мезатицефаличности и даже брахицефаличности нынешних персов субдолихоцефальность туркменов однако является все-таки загадкой, для решения которой придется, быть может предположить весьма значительную в туркменах примесь кочевых длинноголовых иранских племен, обитавших в древности на нижнем Яксарте, а также западнее и южнее, напр. аланов.» Дата обращения: 1 августа 2020. 1 июля 2020 года.
  64. С. П. Толстов. (неопр.) 176. Журнал «Вестник древней истории» (1938, № 1). — «Вся совокупность данных, которыми располагает на сегодняшний день наука, позволяет с уверенностью утверждать, что основу этнографического массива туркменского народа составляют древние дахо-массагетские и сармато-аланские племена Арало-Каспийских степей.» Дата обращения: 31 июля 2020. 1 июля 2020 года.
  65. А. Росляков « Происхождение туркменского народа», г. Ашхабад, 1962 г.
  66. В. Бартольд. (неопр.) . Издательство восточной литературы (1963). Дата обращения: 31 июля 2020. 9 апреля 2022 года.
  67. А.Н.Бернштам. (неопр.) . Журнал «Советская этнография» (1951, № 4). — «Туркмены — тюркские племена огузского цикла, несомненно, связаны с местным массагето-аланским и, вероятно, дахо-парнскими этническими элементами Туркменистана и сопредельных территорий (северное Среднеазиатское междуречье, Приаралье), а также и с явно восточными элементами огузского происхождения.» Дата обращения: 8 августа 2020. 21 января 2022 года.
  68. Бартольд В.В. (неопр.) . Москва: Наука (1968). — «…Туркмены упоминаются только на западе, впервые (в транскрипции те-го-мен) в китайской энциклопедии VIII в. Тун-дянь, гл. 193 (Hirth, lieber Wolga-Hunnen. S. 263 sq.). По Тун-дянь, слово те-го-мен было другим названием страны Сук-так, т. е. страны аланов, места расселения которых в начале нашей эры доходили на востоке до нижнего течения Сыр-Дарьи, где в ІѴ/Х в. была основная область расселения огузов.» Дата обращения: 4 апреля 2022. 8 мая 2021 года.
  69. Абаев В. И. О происхождении фонемы g (h) в славянском языке // Проблемы индоевропейского языкознания. М., 1964. С. 115—121.
  70. Абаев В. И. Превербы и перфективность: Об одной скифо-славянской изоглоссе // Проблемы индоевропейского языкознания. М., 1964. С. 90-99.
  71. Шнирельман В. А. Быть аланами. Интеллектуалы и политика на Северном Кавказе в XX веке. М., 2006. — 696 с.

Литература

  • Ковалевская В. Б. Кавказ и аланы: Века и народы. — М. : Наука (Главная редакция восточной литературы), 1984. — 194 с. — ( По следам исчезнувших культур Востока ). — 10 000 экз. (обл.)
  • Агусти Алемань. Аланы в древних и средневековых письменных источниках = Sources on the Alans. A Critical Compilation. — Москва: Менеджер, 2003. — 608 с. — 1000 экз. — ISBN 5-8346-0252-5 .
  • Кузнецов В. А. . — Владикавказ: ИР, 1992. — 390 с. — ISBN 5-7534-0316-6 .
  • Габриелян Р. А. Армяно-аланские отношения (I— X вв.). — Ер. : Изд-во АН Армянской ССР, 1989.
  • Федотов В. В. Типология историко-географических характеристик сарматов и аланов в античных источниках. // Материальная культура Востока. Часть 1. М.: Наука, 1988. С. 54-68. То же: Федотов В. В. Историческая география северо-восточной Евразии в эпоху античных цивилизаций. М.: Спутник+, 2014. С. 205-219.

Ссылки

Same as Аланы