Interested Article - История антисемитизма

Натан Рапопорт , Последний марш , бронза. Яд ва-Шем , Иерусалим

История антисемитизма — историческая последовательность событий, связанных с антисемитизмом — враждебным отношением к евреям как этнической или религиозной группе. Антисемитизм зародился ещё в античный период и был основан на целом ряде предрассудков . В последующем религиозная мотивация была основой антисемитизма в христианском мире. В XX веке , с учётом эмансипации евреев , появился расовый антисемитизм , ставший основанием для массового уничтожения евреев в годы Холокоста . В конце XX — начале XXI веков получил распространение так называемый « новый антисемитизм », тесно связанный с антисионизмом .

Антисемитизм в античном мире

По мнению ряда исследователей, антисемитизм возник и развился в мире античного язычества. Большая часть современной антисемитской аргументации происходит от античных предрассудков , одним из центров которых являлась Александрия , примерно около III—II веков до н. э. Первоначальными его распространителями были египетские литераторы этого периода, обвинявшие евреев в различных злонамеренных делах. Мотивы обвинений были и религиозные, и экономические, и политические. Одним из первых теоретиков антисемитизма можно считать египетского жреца Манефона , жившего при Птолемее II Филадельфе (285—246 гг. до н. э.). В его повествовании об исходе евреев из Египта евреи представлены потомками «прокаженных и нечистых» египтян, объединившихся с «солимитами», потомками гиксосов; по Манефону, «прокаженные и нечистые» люди были высланы в каменоломни к востоку от Нила для умилостивления богов, но позже, объединившись с пастухами — гиксосами , они завоёвывают Египет, грабят его, оскверняют храмы. После этого царь «Аменофис» изгоняет их из Египта. Последователь Манефона Мнасей Патрский, ученик Эратосфена , впервые пустил в ход столь распространённую впоследствии легенду о том, что иудеи поклоняются в своём храме золотой ослиной голове.

Тем не менее, эти выступления были единичными и не привели ни к каким практическим результатам. Напротив, известно, что в царствование Птолемея II Филадельфа и Птолемея III Эвергета число евреев в Александрии значительно выросло.

Этот процесс был прерван в царствование Антиоха IV Епифана (175—164 гг. до н. э.). В 169 г. до н.э. Антиох вторгся в Иерусалим , разорив и осквернив Храм , который по его приказу был превращён в святилище Зевса Олимпийского . Это вызвало восстание евреев под предводительством Иуды Маккавея .

В 38 г. н. э. в Александрии произошёл еврейский погром . Выступления против евреев в I в. до н. э. — I в. н. э. вспыхивали также на острове Родос , в Риме , Сирии и Палестине — местах, связанных с зарождением христианства , с начальным этапом его истории. Для образованного язычника тех времён не было никакой разницы между евреями и христианами. Даже когда их начали различать, против христиан стали выдвигать точно такие же обвинения, как и против евреев. Христианскую церковь и христиан вообще обвиняли в ненависти ко всему роду человеческому, в совершении отвратительных ритуалов. Христиане, утверждали их противники, предаются всяческому разврату и кровосмесительству, почитают голову осла, практикуют ритуальные убийства. Именно в этом язычники ранее обвиняли евреев.

В связи с распространением христианства, некоторые античные авторы начали проявлять симпатию к евреям. После того, как власти Римской империи начали преследования христиан, они оставили иудеев в покое.

Антииудаизм раннего христианства

В I и II века (а иногда даже до конца III — начала IV века) иудеев и христиан часто рассматривали как представителей одной религии. Христианство с самого начала признавало в качестве Священного Писания еврейскую Библию ( Танах ), как правило в её греческом переводе ( Септуагинта ).

Евреи часто укрывали спасающихся от преследований христиан в синагогах , хоронили тела христианских мучеников на своих кладбищах. Наряду с этим, однако, возникает и враждебное отношение иудеев к иудео-христианам ( Деян. ). Аресты иудео-христиан, угрозы смертью, доносы на них римским властям служат свидетельством этой вражды. В Иудее в преследованиях участвовали храмовое саддукейское священство и царь Ирод Агриппа I . Так, христианские источники сообщают о преследованиях ранней иерусалимской общины и заключении в тюрьму апостолов Петра и Иоанна , о казнях первомученика Стефана , Иакова — брата Господня , Иакова Зеведеева и Варнавы ; а также о бичевании и тюремных заключениях Павла ( Деян. ).

Впоследствии факты участия евреев в гонениях христиан использовались последними для разжигания антисемитских настроений в христианской среде.

С другой стороны, молодая христианская церковь, ведущая своё происхождение от иудейского учения и постоянно нуждающаяся в нём для своей легитимации, начинает инкриминировать ветхозаветным иудеям те самые «преступления», на основании которых некогда языческие власти преследовали самих христиан. Конфликт этот существовал уже в I веке, о чём есть свидетельства в Новом Завете .

Этапными в разделении христиан и евреев являются две даты. Прежде всего это 66—70 годы н. э., годы I Иудейской войны , закончившейся разрушением Иерусалима римлянами. Для еврейских зелотов христиане, покинувшие город перед его осадой римскими войсками, стали не только религиозными отступниками, но и изменниками своего народа. Христиане же увидели в разрушении Иерусалимского храма исполнение пророчества Иисуса и указание на то, что отныне именно они являются истинными «сынами Завета».

Следующим важным этапом (около 80 года) стало внесение Синедрионом в Ямнии (Явне) в текст центральной еврейской молитвы « Восемнадцать благословений » проклятия доносчикам и отступникам (« малшиним »). Тем самым, иудео-христиане были подвергнуты отлучению от иудейской общины ( херему ).

Так или иначе, но начиная со II века , антииудаизм со стороны христиан растёт. Особенно в этом отношении характерны Послание Варнавы , Слово о Пасхе Мелитона Сардийского , а позднее некоторые места из творений Иоанна Златоуста , Амвросия Медиоланского и др.

Император Константин I Великий привёл на Первом Никейском соборе (325 год) следующий аргумент против практики празднования христианской Пасхи одновременно с иудейским Песахом : «Да не будет у нас ничего общего с ненавистным (τοΰ έχθίστου) иудейским народом: мы приняли от Спасителя другой путь» .

Христианский антииудаизм стал прямым наследием языческого антисемитизма. Распятие Христа рассматривается некоторыми христианскими богословами и другими авторами как совершëнное евреями « богоубийство » ( Мф. ). Назывались и другие их «преступления» — упорное и злонамеренное отвержение ими Иисуса как Христа и его учения, образ и стиль жизни, профанация святого причастия , отравление колодцев, ритуальные убийства, создание прямой угрозы для духовной и физической жизни христиан. Утверждалось, что евреи, как народ проклятый и наказанный Богом, должны быть обречены на « унижающий их образ жизни » ( Блаженный Августин ) с тем, чтобы стать свидетелями истины христианства.

Антисемитизм в Средние века

Император Константин Великий и папа Сильвестр беседуют с иудеями, миниатюра из Тверского списка Хроники Георгия Амартола , первая половина XIV века
Английский манускрипт, на котором евреи изображены со специальными знаками
Изгнания евреев в 1100-1600 годы

В Средние века антисемитизм существовал в двух смежных формах — религиозный антииудаизм и специфический «химерический» (Г. Лэнгмюир) или «оккультный» ( Джон Клир ) антисемитизм. Эта специфическая форма выражается в мифических представлениях о практиках еврейских общин (ритуальные убийства, осквернение причастия, похищение христианских детей, отравление колодцев, распространение заразы), а также специфических связях с дьяволом и физиологических отличиях евреев от христиан .

Начиная с враждебного по отношению к евреям эдикта императора Константина ( 313 г.), влияние Церкви в мире всё более возрастало. Вместе с чем возрастало и «обучение презрению» к иудеям. В свою очередь, это приводило к их социальной дискриминации, кровавым наветам , погромам , совершавшимся христианами с благословения Церкви, а также погромам, инспирировавшимся непосредственно самой Церковью.

Святой Ефрем (306—373 гг.) называл евреев негодяями и рабьими натурами, безумными, слугами дьявола, преступниками с ненасытной жаждой крови, 99-кратно худшими, чем неевреи .

Иоанн Златоуст (354—407 гг.) в восьми проповедях Против иудеев бичует евреев за кровожадность, они ничего не понимают кроме жратвы, выпивки и проламывания черепов, они не лучше, чем свинья и козёл, хуже, чем все волки вместе .

В эпоху Каролингов , когда товарно-денежные отношения у германских народов Европы только ещё развивались, еврейские общины пользовались защитой и покровительством со стороны королей, занимавших у иудеев деньги и пользовавшихся их познаниями, в частности, в медицине и иностранных языках. Направленный против евреев картулярий Карла Великого признан был подделкой ещё в конце XIX века . Поскольку лишь христианам разрешалось приобретать землю в собственность, иудеям оставалось заниматься торговлей и денежными операциями. В Нарбоне , Арле и Марселе в IX веке проживало немало успешных евреев-судовладельцев. Отдавая деньги под проценты, иудеи преуспевали, а их общины множились, но продажа ими рабов вызывала гнев со стороны католического духовенства, и постановления церковного собора в Мо 845 года существенно ограничили их имущественные права .

В 1096 г. был организован Первый крестовый поход , целью которого было освобождение Святой земли и «Гроба Господня» от «неверных». Начался же он с уничтожения крестоносцами ряда еврейских общин Европы. Немалую роль в предыстории этой резни сыграла антиеврейская пропаганда погромщиков-крестоносцев, основанная на том, что христианская церковь, в отличие от иудаизма, запрещала давать в долг под проценты.

IV Латеранский собор ( 1215 г.) потребовал от евреев носить на одежде специальные опознавательные знаки или ходить в особых головных уборах. Собор не был в своём решении оригинальным — в странах ислама власти предписывали и христианам и евреям исполнять точно такие же установления.

«…Что же нам, христианам, делать с этим отверженным и проклятым народом, евреями? Поскольку они живут среди нас, мы не смеем терпеть их поведение теперь, когда мы осознаем их ложь, и ругань, и богохульство…
Прежде всего, их синагоги или школы следует сжечь, а то, что не сгорит, нужно закопать и покрыть грязью, чтобы никто и никогда не смог увидеть ни камня, ни оставшейся от них золы. И это следует делать в честь нашего Господа и христианства для того, чтобы Бог мог увидеть, что мы христиане, и что мы не миримся и сознательно не терпим подобную публичную ложь, поношение и богохульные слова на его Сына и на его христиан…
Во-вторых, я советую сровнять с землёй и разрушить их дома. Ибо в них они преследуют те же цели, что и в синагогах. Вместо (домов) их можно расселить под крышей или в сарае, как цыган…
В-третьих, я советую отбирать у них все молитвенники и Талмуды, в которых они учат идолопоклонству, лжи, проклятию и богохульству.
В-четвёртых, я советую отныне запретить их раввинам учить под страхом смерти.
В-пятых, я советую, чтобы евреи были лишены права на охранное свидетельство при передвижении… Пусть они остаются дома…

В-шестых, я советую запретить им ростовщичество, и забрать у них все наличные деньги, а также серебро и золото…»

«О евреях и их лжи», Мартин Лютер (1483—1546)

в 1290 году английским королём Эдуардом I был издан закон, который под страхом смертной казни предписывал всем евреям покинуть пределы Англии. В 14 и 15 веке евреи изгонялись из Франции, Испании и Португалии .

В XIV веке появляется эпическая поэма на среднеанглийском языке « Осада Иерусалима », где с оттенком злорадства описывается, как евреи наказаны руками язычников-римлян за то, что в своё время не приняли христианство.

В XVI веке , сперва в Италии (папа Павел IV ), затем и во всех странах Европы, евреям было предписано жить в особых кварталах — гетто , которые отделяли бы их от остального населения. В эту эпоху особенно свирепствовал клерикальный антииудаизм, который отражался, прежде всего, в церковных проповедях. Основными распространителями подобной пропаганды были доминиканский и францисканский монашеские ордена.

Ещё более мрачной страницей в истории католической церкви была инквизиция . Она преследовала не только «еретиков» христиан. Репрессиям подвергались и обращённые (часто насильно) в христианство евреи ( марраны ), и христиане, нелегально обращающиеся к иудаизму, и еврейские миссионеры. Широко практиковались в то время так называемые христианско-еврейские «диспуты», участие в которых для евреев было принудительным. Заканчивались же они или принудительным крещением , или кровавыми расправами (в результате были убиты тысячи евреев), конфискацией имущества, изгнанием, сожжением религиозной литературы, полным уничтожением целых еврейских общин .

В Испании и Португалии были введены чисто расистские законы об « исконных христианах ». Были, однако, и христиане, со всей решительностью выступавшие против этих законов. Среди них были святой Игнатий Лойола (ок. 1491 1556 ) — основатель ордена иезуитов — и святая Тереза Авильская .

Церковь и светские власти в эпоху Средневековья, постоянно и активно преследуя евреев, действовали как союзники. Правда, некоторые папы и епископы защищали, чаще безрезультатно, евреев. Религиозные преследования евреев имели и свои трагические социальные и экономические последствия. Даже обыкновенное («бытовое») презрение, религиозно мотивированное, приводило к их дискриминации в общественной и хозяйственной сферах. Евреям запрещалось вступать в гильдии, заниматься рядом профессий, занимать ряд должностей, сельское хозяйство для них было запретной зоной. Они облагались специальными высокими налогами и сборами. При этом евреи неустанно обвинялись во враждебности к тому или другому народу и подрыве общественного порядка.

Иван Грозный запретил всякое пребывание евреев на Руси и следил за тщательным соблюдением запрета [ источник не указан 3465 дней ] . В 1545 году были сожжены товары еврейских купцов из Литвы, приехавших в Москву [ источник не указан 3465 дней ] . Когда польский король Сигизмунд II Август в 1550 году напомнил русскому царю, что раньше московские великие князья свободно впускали всех купцов из Польши, христиан и евреев, Иван Грозный ответил: «жиды… людей от крестьянства [то есть христианства] отводили и отравныя зелья в наше государство привозили… И ты бы, брат наш, вперед о жидах нам не писал!». После взятия города Полоцка войсками Ивана Грозного в феврале 1563 года около 300 местных евреев, отказавшихся перейти в христианство, согласно легенде, были утоплены в Двине.

Царь Алексей Михайлович изгонял евреев даже из временно занятых русскими войсками литовских и белорусских городов. В присоединённой к России части Украины евреи права постоянно жить также не получили.

Антисемитизм в эпоху Просвещения

В эпоху Просвещения даже реформаторы, боровшиеся за равноправие этнических меньшинств и ликвидацию гетто, не были свободны от антисемитизма. Их антисемитизм секуляризировал основные положения христианского антисемитизма. Вместо обращения в христианство они требовали от евреев ассимиляции , освобождения от предрассудков и вхождения в господствовавшую тогда «просвещенческую культуру». Впрочем, некоторые просветители, подобно Вольтеру , видели в евреях очень опасную угрозу для прогресса европейской культуры и прямо утверждали, что природная глупость и лживость евреев делает для них невозможной интеграцию в нормальное общество.

«Евреи поступают с историей и древними сказаниями так, как их старьевщики с поношенной одеждой; они выворачивают её наизнанку и продают как новую за максимально высокую цену.»

«Авраам», Вольтер (1694-1778)

Ссылаясь на античных авторов, Вольтер обвиняет евреев среди прочего и в людоедстве . Если бы евреи и не были людоедами, говорит он, то «только этого и не хватало бы богоизбранному народу, чтобы быть самым отвратительным народом на земле». Вольтер с уверенностью говорит, что евреи практикуют ритуальные убийства, и ссылается на книгу Левит(27:29).

«Евреи внушают нам ужас, и в то же время мы хотим думать, что всё написанное ими носит печать божественности. Никогда не было столь вопиющей несуразности.»

«Соломон», Вольтер (1694-1778)

«О нации надо судить только по её письменным памятникам и по тому, что она сама говорит о себе.»

«Философский Словарь», Вольтер (1694-1778)

Другие, как Дидро , приходили к антисемитизму через своё антихристианство. Борясь с христианством, они указывали на его иудейские корни, благодаря которым, по их мнению, оно и стало вредоносным.

Эмансипация евреев во Франции

27 сентября 1791 года приняло постановление о полной эмансипации евреев , через почти два года после того, как гражданские права были даны протестантам , комедиантам и даже палачам .

Во времена Первой империи , Франции было необходимо найти средство, чтобы связать между собой всё еврейское население Европы, дабы иметь возможность их контролировать. Для этого было принято решение о восстановлении Великого Синедриона ( фр. le Grand Sanhedrin). Проект был разработан в течение последних месяцев 1806 года , и 9 февраля 1807 года состоялось его открытие. Но эта мера вызвала недовольство у религиозной (христианской) части населения Франции, а также дала ещё один повод для нападок на Наполеона со стороны его противников. В результате через месяц, 9 марта 1807 года Синедрион был распущен.

Реакция пошла и дальше — 17 марта 1808 года Наполеон издал указ (также известен как «позорный указ») о частичном ограничении евреев, варьировавшийся в разных департаментах.

«Деятельность еврейской нации со времен Моисея, в силу всей её предрасположенности, заключалась в ростовщичестве и вымогательстве… Французское правительство не может равнодушно смотреть на то, как низкая, опустившаяся, способная на всякие преступления нация захватывает в своё исключительное владение обе прекрасные провинции старого Эльзаса. Евреев приходится рассматривать, как нацию, а не как секту. Это нация в нации… Целые села обобраны евреями, они снова ввели рабство; это настоящие стаи воронов… Вред, причиняемый евреями, не происходит от отдельных лиц, но от всего этого народа в целом. Это чирей и саранча, опустошающие Францию.»

«Евреи являются нацией, способной к самым ужасным преступлениям. Я хотел сделать из них нацию граждан, но они негодны ни к чему кроме торговли подержанным добром. Я был вынужден провозгласить закон против них за их ростовщичество и крестьяне Эльзаса передали мне свои благодарности.»

Из апрельской сессии Сената. 1806 года Наполеон Бонапарт (1769-1821)

Режим ограничений сохранялся до самого конца империи и лишь Людовик XVIII в 1818 году закончил дело эмансипации, отказавшись от продления указа.

В Российской империи

Между 1772 и 1795 годами , в результате трех разделов Речи Посполитой , к России были присоединены территории, на которых проживало значительное количество евреев, ставших таким образом подданными Российской империи .

Однако евреям не позволялось свободно перемещаться по территории империи — указом Екатерины II от 28 декабря 1791 г. была учреждена черта оседлости . Она охватывала Литву , Белоруссию , а также части территории современной Украины . Бессарабия после её вхождения в Российскую империю в 1812 г. и Царство Польское (собственно польские земли, отошедшие к Российской империи в 1815 г.) также были затем отнесены к черте оседлости. Евреям полагалось оставаться в черте оседлости, а чтобы выехать за черту, требовалось специальное разрешение. Евреи в черте оседлости жили в городах (составляя значительную часть городского населения), в местечках , а также в сёлах и деревнях. На практике, однако, закон о черте оседлости постоянно нарушался и к концу XIX века во многих великорусских городах — Москве , Санкт-Петербурге , Нижнем Новгороде и других существовали крупные еврейские общины.

В 1794 г. подушная подать с евреев, записавшихся в мещанство и купечество, была установлена в двойном размере по сравнению с податью с мещан и купцов христианских исповеданий. В двух белорусских губерниях некоторые евреи были избраны в магистраты . Однако губернаторы украинских губерний самовольно установили ограничительную норму для евреев в магистратах: в местах с преобладающим еврейским населением они разрешали евреям выбирать только одну треть членов магистрата.

В Российской империи до начала XX века правовые ограничения применялись только к лицам иудейского вероисповедания и крещение евреев было способом от них избавиться.

Антисемитизм в XIX веке

В начале 19 века в Европе развиваются идеологические течения, в частности национализм , которые ухудшают отношения между евреями и народами, среди которых они жили. Также из социал-дарвинизма вырождается расизм , который часто включает псевдонаучные представления о высших и низших расах и относит евреев к последним в рамках расового антисемитизма . Законодательство допускало ограничение в правах только в Российской империи и Румынии, однако неофициальная дискриминация имела место в большинстве европейских стран. В Великобритании до 1890 года действовали религиозные ограничения при получении должностей и титулов . С конца 70-х гг. 19 веке в Германии и Венгрии появились антисемитские партии, выдвигавшие требования юридической и общественной изоляции евреев. .

В Германии

Адольф Штеккер в 1879 г. превращает свою христианско-социальную партию в явно антисемитскую. Распространению антисемитской идеологии в Германии способствовали сочинения композитора В. Р. Вагнера (в 1869 г. вышла его брошюра «Евреи в музыке») и ряда других деятелей культуры. Немецкий журналист Вильгельм Марр , ввел в массовое употребление термин антисемитизм и назвал группу своих приверженцев «антисемитской лигой». В 1881 году так называемое «берлинское движение» смогло собрать 250 тысяч подписей под представленной в германский рейхстаг петицией, которая требовала ограничить в правах немецких евреев и запретить иммиграцию евреев в Германию. В 1893 года в рейхстаг попали 17 депутатов, представителей антисемитского движения. К началу Первой мировой войны большинство немецких партий включало в свои программы антисемитские требования .

Во Франции

Французским ультраконсерваторам (среди них было много представителей духовенства) в XIX веке эмансипация евреев представлялась символом всего зла, принесённого либерализмом нового времени.

Широко идеи антисемитизма расистского толка распространились после выхода книги Эдуарда Дрюмона «Еврейская Франция» (1886). Была организована «Антисемитская лига». Тенденции усилились в связи с делом Дрейфуса . Однако поражение противников Дрейфуса и отделение церкви от государства привели к маргинализации антисемитизма во Франции, за исключением территории Алжира .

В России

Указом от 11 апреля 1823 г. Александр I потребовал, чтобы евреи Белоруссии прекратили к 1 января 1824 г. все винные промыслы, а к 1 января 1825 г. переселились в города и местечки. К январю 1824 г. было выселено около 20 тыс. человек, многие из которых остались без крыши над головой и кочевали по дорогам. В 1824 г. евреям — подданным иностранных государств было запрещено селиться в России; правительство мотивировало это необходимостью положить предел «чрезвычайному размножению еврейского племени». В 1825 г. под предлогом борьбы с контрабандной торговлей евреям (за исключением владельцев недвижимости) было запрещено жить в сельской местности в 50-вёрстной полосе вдоль границы. Ухудшение отношения Александра I к евреям выразилось и в принятом им осенью 1825 г. решении возобновить Велижское дело , несмотря на циркуляр 1817 г., запрещавший возбуждать дела о ритуальных убийствах без достаточных оснований.

При Николае I в политике стали проявляться ассимиляционистские тенденции. Согласно указу императора Николая I о введении воинской повинности для евреев (26 августа 1827), евреи брались в рекруты с 12 лет (в то время, как русские брались в рекруты лишь с 18 лет). Еврейские дети-рекруты до 18 лет направлялись в батальоны кантонистов , откуда большинство их попадало в школы кантонистов (от общего числа всех кантонистов туда брали только 10-13 % ), а немногих определяли в села на постой, либо в ученики к ремесленникам. Годы пребывания в кантонистах евреям не засчитывались в срок военной службы (25 лет). Квота призыва для еврейских общин составляла десять рекрутов с одной тысячи мужчин ежегодно (для христиан — семь с одной тысячи через год). От общин, кроме того, требовали расплачиваться «штрафным» числом рекрутов за податные недоимки, за членовредительство и побег призывника (по два за каждого), причем разрешено было пополнять требуемое число призывников малолетними.

Также издавались законы, ограничивавшие права евреев на избрание местожительства и рода занятий. 2 декабря 1827 г. были опубликованы указы о выселении евреев из сельской местности в Гродненской губернии и из Киева в течение двух лет (по различным причинам исполнение второго указа было отложено до февраля 1835 г.). В 1829 г. Николай I распорядился выслать из Курляндии всех евреев, приехавших туда из других мест. В 1830 г. евреи были высланы из сел Киевской губернии. В 1835 г. императором было утверждено новое «Положение о евреях». Согласно ему, в Белоруссии евреям разрешалось проживать только в городах, в Малороссии — везде, кроме Киева и сёл, принадлежащих государственной казне, в Новороссии — во всех населенных пунктах, за исключением Николаева и Севастополя; в прибалтийских губерниях могли жить только их уроженцы. Евреям было запрещено вновь селиться в 50-вёрстной пограничной полосе. Во внутренние губернии евреям разрешалось приезжать не более чем на шесть недель по паспортам, выдаваемым губернаторами, и при условии ношения русской одежды. В 1844 году кагалы были лишены административных полномочий. В том же году Николай I запретил принимать евреев на государственную службу, «доколе они остаются в еврейском законе».

1 мая 1850 г. последовал запрет на ношение традиционной еврейской одежды: после 1 января 1851 г. только старым евреям было разрешено донашивать её при условии уплаты соответствующего налога. В апреле 1851 г. еврейским женщинам запретили брить голову, с 1852 г. не разрешалось ношение пейсов , а талесы и кипы можно было надевать только в синагогах. Однако большинство евреев продолжало носить традиционную одежду и пейсы ; власти боролись с этим, применяя жестокие меры, но успеха так и не добились.

В ноябре 1851 г. все еврейское население было разделено на пять разрядов: купцы, земледельцы, ремесленники, оседлые и неоседлые мещане (оседлыми мещанами считались евреи, имевшие недвижимую собственность или занимавшиеся «мещанским торгом»). Большинство еврейского населения попало в разряд неоседлых мещан, для которых вводился усиленный рекрутский набор. Им запрещалось отлучаться из городов, к которым они были приписаны. В правилах говорилось и об отправке неоседлых мещан на казенные работы. Попытка осуществления «разбора» на практике вызвала множество затруднений; местные власти не могли понять, к какому разряду отнести тех или иных евреев. Эти трудности привели к тому, что «разбор» производился очень медленно, а с началом Крымской войны он был прекращён.

Тем не менее, Николай I не был последовательным сторонником ассимиляции. Специальным законом, изданным в 1850 г., евреям запрещалось менять фамилию даже при переходе в христианство . Впрочем, эта мера была всего лишь проекцией на евреев общих особенностей устройства тогдашней России: фамилия была индикатором сословной принадлежности человека, и её смена была очень затруднена . Закон действовал до Февральской революции .

Впоследствии, при Александре II множество правовых ограничений было отменено: например, было предоставлено право повсеместного жительства в России лицам с высшим образованием, купцам 1-й гильдии, ремесленникам; кроме того, евреям было предоставлено право получать высшее образование не только в области медицины — как было до этого.

После убийства Александра II народовольцами в 1881 году в 166 населенных пунктах Российской империи произошли еврейские погромы , тысячи еврейских домов были разрушены, много еврейских семей лишилось имущества, большое число мужчин, женщин и детей было ранено, а некоторые были убиты. Это привлекло внимание правительства к еврейскому вопросу. Были введены так называемые « Майские правила » («временные правила» 3 мая 1882 г.) о запрещении евреям вновь селиться в селах и деревнях. В царствование Александра III (1881—1894 гг.) также были изданы распоряжения о процентной норме для поступления евреев в гимназии и университеты (1887 г.) и о выселении евреев-ремесленников и мелких купцов из Москвы (1891 г.).

Земская реформа 1890 г. лишила евреев права участвовать в органах земского самоуправления. Новое Городовое положение от 11 июня 1892 г. совершенно устранило евреев от участия в выборах в органы городского самоуправления (в городах черты оседлости местные власти могли назначать из списка предложенных им еврейских кандидатов в гласные городской думы не более 10 % от общего числа гласных).

После почти полного вытеснения евреев-юристов с государственной службы одной из немногих сфер деятельности, где могли работать евреи-юристы, осталась адвокатура, но в 1889 г. министр юстиции Н. Манасеин провел в качестве временной меры постановление, приостанавливавшее принятие в число присяжных поверенных «лиц нехристианских вероисповеданий… до издания особого закона». Хотя в этом документе говорилось обо всех «нехристианах», ограничения были направлены исключительно против евреев.

Антисемитизм в XX веке до начала Второй мировой войны

В России до 1917 года

Плакат 1904 г. «Русский царь — прекрати жестоко подавлять евреев!»

В апреле 1903 г. произошёл погром в Кишиневе , во время которого было убито 49 человек. Он вызвал волну негодования против правительства России как среди российской интеллигенции, так и за рубежом.

После опубликования манифеста от 17 октября начались антиеврейские погромы, охватившие 660 населенных пунктов и продолжавшиеся до 29 октября, было убито более 800 евреев.

27 августа 1905 г. правительство предоставило университетам автономию. В результате высшие учебные заведения стали принимать евреев, не считаясь с процентной нормой, и министерство народного просвещения не настаивало на её жестком соблюдении. Но в 1908 г. Совет министров принял постановление о введении во всех государственных высших учебных заведениях, «за исключением консерватории », процентной нормы для евреев и был запрещен полностью прием евреев в ряд высших учебных заведений ( Электротехнический институт и Институт инженеров путей сообщения в Петербурге, Сельскохозяйственный институт в Москве, (в Царстве Польском), театральные училища в Москве и Петербурге ).

22 августа Совет министров установил повышенную процентную норму для евреев в гимназиях и реальных училищах : число евреев в них не должно было превышать в черте оседлости 15 %, во внутренних губерниях — 10 %, в Москве и Петербурге — 5 %. Но эта норма была распространена и на частные гимназии. В 1911 г. процентная норма была впервые введена для тех, кто сдавал экзамены за гимназический курс экстерном (как делали многие евреи). В 1912 г. Сенат запретил назначать евреев помощниками присяжных поверенных .

В 1910 году Пётр Столыпин издал циркуляр, запрещавший национальные культурно-просветительские общества, которые, по его мнению, способствовали росту «узкого национально-политического самосознания». На основании этого циркуляра в 1911 году было закрыто Еврейское литературное общество , насчитывавшее 120 отделений.

В начале XX века в российском законодательстве произошло важное изменение: если до этого дискриминационные нормы касались лишь лиц иудейского вероисповедания, то с этого времени и крещёные евреи подвергались ограничениям. В частности закон, принятый в 1912 году, установил запрет на производство в офицерское звание крещеных евреев, их детей и внуков. Таким образом еврейство стало определяться по этническому признаку. Крещеных евреев и их детей перестали принимать в Военно-медицинскую академию . В изданных в 1912 г. дополнениях к «Правилам о приеме в кадетские корпуса », запрещалось зачислять в них детей еврейского происхождения, даже если крестились их отцы или деды.

В 1911 г. в ритуальном убийстве 12-летнего Андрея Ющинского в Киеве был обвинен служащий кирпичного завода Мендель Бейлис. Дело Бейлиса вызвало возмущение во всем мире. В 1913 г. присяжные оправдали Бейлиса.

Во время Первой мировой войны в оккупированной российскими войсками Галиции командование в приказах, расклеенных на улицах галицийских городов, сообщало о «явно враждебном отношении евреев» к русской армии. Издевательства над евреями, избиения, и даже погромы, которые чаще всего устраивали казачьи части, стали в Галиции обычным явлением. Во Львове и в других местах оккупационные власти брали евреев в качестве заложников . После того, как в мае 1915 г. австро-венгерские и немецкие войска начали наступление в Галиции , российское военное командование выслало оттуда всех евреев — их вывозили в товарных вагонах под конвоем.

Российские военные власти стали брать евреев в заложники и на территории самой Российской империи. Безосновательно заявив, что в местечке Кужи около Шавлей российские войска подверглись внезапному нападению немцев и понесли большие потери из-за того, что «в подвалах евреями были спрятаны немецкие солдаты», верховный главнокомандующий великий князь Николай Николаевич и его начальник штаба Н. Янушкевич приказали выслать все еврейское население из большей части Курляндской (28 апреля 1915 г.) и Ковенской (5 мая 1915 г.) губерний. В приказе также говорилось, что «… в отношении евреев, проживающих в ныне занятых германскими властями местностях, надлежит проводить указанную меру [выселение] немедленно вслед за занятием их нашими войсками». В Ковенской губернии выселение было поголовным, включая больных, раненых солдат, семьи фронтовиков. На сборы давалось 48 часов, иногда не разрешали брать самые необходимые вещи, высланные часто подвергались издевательствам, их иногда перевозили в товарных вагонах с надписью «шпионы». Все это вызвало волну возмущения в России и за границей. Военное командование было вынуждено отдать приказ о приостановке выселений (10-11 мая 1915 г.).

В России во время Гражданской войны

«В жертву Интернационалу» — образец антисемитской пропаганды белогвардейцев

Годы Первой мировой войны, Февральская и Октябрьские революции, Гражданская война стали плодородной почвой для антисемитизма. Большое число евреев в партии большевиков способствовало тому, что Советская власть воспринималась многими её противниками как «жидовская власть» (смотри статью жидобольшевизм ). Уже в декабре 1918 г. Добровольческая армия стала выпускать в больших количествах антисемитские листовки, брошюры и газеты. Большую роль в антисемитской пропаганде сыграло Официальное информационное осведомительное агентство ( ОСВАГ ), Осваг всячески завышал численность евреев в Красной армии, придумывались несуществующие еврейские части в её составе. Материалами Освага и его финансовой поддержкой пользовался погромный листок «В Москву», который издавался с подзаголовком «Возьми хворостину, гони жида в Палестину». Агитотдел армии А. Колчака в прокламации «Красноармейцам» призывал русский народ «гнать… вон из России жидовскую комиссарскую сволочь, которая разорила Россию». В другой прокламации говорилось, что нужна «организация крестового похода против всех евреев».

В ряде городов ( Кременчуге , Черкассах , Нежине , Киеве и др.), занятых белыми, евреев исключили из органов городского самоуправления. В Новочеркасском политехникуме для евреев была установлена процентная норма , в гимназию в Ессентуках евреев принимали после христиан

Во время гражданской войны в России еврейские погромы осуществлялись всеми её участниками. Вопреки распространённому мнению, наиболее активными на этом поприще были не белые, а украинские националисты: по подсчётам историка Геннадия Костырченко , на их счёт пришлось 40 % погромов. Далее идут различные «батьки», вроде Булак-Балаховича (25 %), белые (17 %) и красные (8,5 %) .

«Кучка горлохватов стали просить один за другим слово… Все речи их сводились к тому: немедленный отдых, выгнать всех евреев из советских учреждений, а некоторые говорили вообще из России, а также выгнать всех офицеров из Советских учреждений, <…> Пока остаются лозунги „Бей жидов и коммунистов“, а некоторые прославляют Махно…» (доклад в политотдел 6-й Кавдивизии, октябрь 1920 г.,).

Антисемитизм был распространён именно в низах; верхи (не считая «батек») старались его сдерживать. С 1918 по 1920 год было убито около 100 тысяч евреев, количество раненых и искалеченных не поддаётся исчислению .

Советская власть во время гражданской войны принимала решительные меры против антисемитизма. Постановление СНК РСФСР от 25 июля 1918 года предписывало ставить вне закона (то есть физически уничтожать) «погромщиков и ведущих погромную агитацию».

Были введены законы, карающие любое проявления антисемитизма расстрелом (законы был применимы для всех граждан, начиная с 12-летнего возраста). Однако писатель Семён Резник, ссылаясь на научный труд, изданный Институтом славяноведения АН РАН «Книга погромов. 1918—1922» утверждает, что суды над погромщиками были редкостью, а наказания — чрезвычайно мягкими.

В США

Американский промышленник Генри Форд с 1920 года в своей газете «Дирборн индепендент» публиковал антисемитские статьи, а также тексты « Протоколов сионских мудрецов », которые затем издал в виде книги « Международное еврейство ». Эти публикации вызвали в США массовые протесты, в частности Федерального совета христианских церквей. Письмо с осуждением Форда подписали 119 наиболее влиятельных американских лидеров, включая 3 бывших президентов. Под воздействием организованной еврейской общиной США кампании по бойкоту его автомобилей, а также отчасти потому, что он вскоре планировал выставлять свою кандидатуру на пост Президента США, и в этом плане голоса членов еврейской общины США были ему очень важны, в 1927 году Форд, руководствуясь вполне прагматичными мотивами, прекратил эти антисемитские публикации и принёс извинения в подписанном им открытом письме .

Антисемитские издания Форда оказали огромное влияние на национал-социалистов в Германии В частности, глава гитлерюгенда Бальдур фон Ширах утверждал, что Форд был кумиром молодых нацистов .

В Германии

Расистский антисемитизм германского нацизма имел своих идеологических предшественников в XVIII и XIX вв.

Во Втором рейхе выделялись три антисемитских течения: национал-государственный , социал-христианский и расистский .

Национал-государственное течение представлено было в основном консерваторами и некоторыми национал-либералами (например, Генрих фон Трейчке ). Они рассматривали еврейскую проблему с позиций построения нового немецкого государства. От евреев с их точки зрения требовалось «беспрекословное желание стать немцами», не требовалось крещения, не было призывов к власти к каким-то особенным правовым ущемлениям евреев.

Социал-христианское течение было адаптацией консерватизма под популистскую фразеологию защиты рабочих и христианства. Лидер этого течения А. Штекер требовал от евреев отойти от их традиционных занятий к другим отраслям экономики «включая тяжелую физическую работу», а также перестать влиять на общественное мнение через журналистику. Он предлагал отменить право залога земли, пересмотреть систему ссуд в пользу дебиторов, уменьшить количество евреев-судей, удалить евреев-учителей из немецких школ.

Наиболее радикальным течением было расистское, которое выступило не только против идей коммунизма и социализма , но и против утвердившейся в Германии формы либерализма . Это течение отличалось как кругом идей, которыми питалось, позициями, так и требованиями к властям по еврейскому вопросу. Течение обрело организованные формы в 1880-х годах, основными его глашатаями выступили Евгений Дюринг и Георг фон Шёнерер ; расистами-антисемитами были также видные представители культурпессимизма Лагард и Лангабен. Суть антисемитского расизма состояла в том, что идеологическая и общественная борьба между силами консервативными, националистическими и силами «социального разложения» (к которым расисты относили либералов и левых всех направлений) представлялась как аспект, продолжение более глубокого, биологического процесса борьбы германской и еврейской рас. Согласно положениям данного течения, поскольку в природе существует неравенство, расы также не могут быть равны; поэтому евреи, используя идеи равенства, просто хотят перехитрить немцев в расовой борьбе, разлагают германский народ. Для расистов был также естественен пангерманизм (стремление объединить в одном государстве все немецкоязычное население Европы), так как идея немецкой консервативной монархии, по их взглядам, могла воплотиться только в материале всей германской расы. Требования к властям по еврейскому вопросу, например, у австрийца Г. фон Шёнерера были такими: запретить иммиграцию евреев в Австрию, установить особые законы для евреев, уже проживающих в стране, ввести «особый закон против евреев, обирающих народ». Таким образом, была вновь выдвинута упразднённая эмансипацией идея низшего правового статуса для евреев, граждан страны. Расизм отличался антидемократической направленностью, склонностью к девальвации личности и даже дегуманизации представителей еврейского и других негерманских народов.

По утверждению , первым, кто сформулировал идею окончательного решения еврейского вопроса путём физического уничтожения всех евреев, ещё в 1919 году был бывший полковник царской армии черносотенец Фёдор Финберг, которого затем читал и использовал идеолог национал-социализма Альфред Розенберг .

Почтовая марка Великобритании ( Георг VI и Елизавета , 1937 ) ( Sc #234) и германская марка- пародия ( Георг VI и Иосиф Сталин . Над британской королевской короной Звезда Давида , 1944 )

Антисемитские марки

III рейхом в рамках особой операции « Водяной знак » ( нем. Unternehmen Wasserwelle) в целях пропаганды были спародированы три наиболее известных британских почтовых марки того времени — стандартной серии 1937 года ( Sc #235—240) с изображением головы короля Георга VI (7000 листов по 192 марки), юбилейной марки 1935 года номиналом в пол пенни в честь 25-летнего юбилея царствования Георга V ( Sc #226) и почтовой марки 1937 года номиналом 1,5 пенса ( Sc #234) в честь коронации Георга VI (по 12 тыс. листов из 120 марок каждой).

Антисемитские марки, на которых Сталин изображён с семитскими чертами лица, печатались на особой бумаге с водяным знаком в виде волнистых линий (отсюда название операции), остававшейся после печати продуктовых карточек ().
На пародии юбилейной марки ( Sc #226) вместо профиля Георга V появился профиль улыбающегося Иосифа Сталина с горбатым носом, причём текст «Серебряный юбилей / Полпенни» ( англ. Silver Jubilee / Half Penny) был заменён на «Эта война / еврейская война» (This war is a / Jewsh war) — причём с ошибкой («jewsh» вместо правильного «jewish»). Вместо дат 1910 1935 по бокам от портрета короля появились « 1939 1944 », в обрамлении были добавлены серпы и молоты , а британская корона была увенчана шестиконечной звездой Давида . Долгое время считалось, что ошибка в слове «еврейская» — следствие намеренного тайного саботажа узников-изготовителей, однако по их свидетельствам, а также по мнению самого Бернхарда Крюгера (он прожил до 1989 года ) это всего лишь недосмотр.

Антисемитизм в годы Второй мировой войны

Холокост

Антиеврейские стереотипы сыграли большую роль в Третьем рейхе, Гитлер охотно к ним обращался. Официальной политикой был расистский антисемитизм: евреев физически истребляли как народ. В результате миллионы евреев были уничтожены во время Холокоста 1939 1945 гг. не только в Германии, но и в других странах Европы, которые были заняты войсками Третьего рейха. Уничтожение евреев в странах Центральной и Восточной Европы в годы Второй мировой войны часто начиналось с погромов , которые устраивало местное население.

Исследования показали, что нацистское образование и воспитание служили особо эффективным инструментом формирования расовой ненависти. Выросшие при нацистском режиме немцы являются заметно большими антисемитами, чем те, кто родился до или после .

Антисемитизм на территории Польши

В Польше антисемитизм во все времена имел широкое распространение. До и после Второй мировой войны было совершено множество погромов (например, погром в Едвабне ). Существовал запрет для евреев (а также белорусов, русских и украинцев) занимать государственные должности. Евреям был затруднён доступ к кредитам. Практически полностью евреев исключили из образования — так, на всю Польшу насчитывалось лишь 11 профессоров-евреев, работающих в университетах. Для студентов устраивали «Дни без евреев», когда евреев изгоняли из университетов .

В 1945-47 гг. в Польше происходили сначала нападения на евреев, затем погромы ( погром в Кельце ).

Антисемитизм на территории СССР

Антисемитизм в СССР проявлялся в период Великой Отечественной войны в следующем:

  • Еврейские погромы и массовые убийства евреев, совершаемые коллаборационистами на оккупированной территории, выдача скрывающихся евреев.
  • Помощь нацистам в выявлении евреев среди военнопленных .
  • Отказ в приёме в партизанские отряды и отправка бежавших из гетто назад и даже расстрелы как немецких шпионов .
  • Распространение на неоккупированной территории слухов о том, что «евреи не воюют», что на фронте их нет, что все они устроились в тылу, в снабжении и так далее .
  • Отказ в продвижении по службе, непредставление к наградам, задержка наград и т. п.

В ходе войны немецкая пропаганда в газетах на захваченной территории и в листовках, сбрасываемых с самолетов на советские войска, пыталась отождествить евреев и коммунистов (то есть евреев и советскую власть). В частности, именно евреи были обвинены в расстреле заключённых при отступлении в 1941 году. Часто с подчёркнуто «еврейскими» чертами лица изображалось руководство СССР, например Сталин . Не случайно одна из самых знаменитых немецких листовок в ходе войны была « Бей жида-политрука, рожа просит кирпича! ». В СССР на оккупированных территориях доля погибших евреев из числа попавших в зону оккупации была самой большой в Европе: в Прибалтике она была равна 96 %.

Антисемитизм украинских националистических организаций

Антисемитизм стал частью идеологии Организации украинских националистов и сохранялся в обоих крыльях организации после её раскола в 1940—1941 гг. В постановлении съезда ОУН (б) (оккупированный немцами Краков , апрель 1940 ) говорилось:

«Жиды в СССР являются преданнейшей опорой большевистского режима и авангардом Московского империализма на Украине… Организация украинских националистов борется против жидов как опоры московского большевистского режима, осознавая, что Москва — главный враг»

Ещё более резкое заявление сделал руководитель новопровозглашённого «Украинского государства» Ярослав Стецько ( 1941 , сразу же после оккупации Львова нацистами):

«Москва и жидовство — это самые большие враги Украины. Считаю главным и решающим врагом Москву, которая властно держала Украину в неволе. И, тем не менее, оцениваю враждебную и вредительскую волю жидов, которые помогали Москве закрепощать Украину. Поэтому стою на позициях истребления жидов и целесообразности перенести на Украину немецкие методы экстерминации [уничтожения] жидовства, исключая их ассимиляцию» .

Оппоненты бандеровцев — мельниковцы — с не меньшей неприязнью относились к евреям, о чём свидетельствуют действия таких мельниковских подразделений, как Киевский курень , публикации в мельниковской прессе и др.

Государственная политика по отношению к евреям в СССР

В деле национального строительства СССР официально руководствовался доктриной марксистско-ленинского пролетарского интернационализма . Марксистская национальная политика призывала пролетариев всех стран соединяться против «эксплуататорских классов», то есть национальных элит, являющихся причиной общественной несправедливости.

Одним из главных врагов был объявлен так называемый « русский великодержавный шовинизм », в число преступлений которого неизменно включался и антисемитизм. 20 января 1918 года был образован Центральный комиссариат по еврейским национальным делам («Еврейский комиссариат»). В дальнейшем была развёрнута система евсекций внутри ВКП(б) .

Ленин высказался по вопросу об антисемитизме в статье «О погромной травле евреев» ( 1919 ), в которой он разъяснил, что враги трудящихся не евреи, а помещики и капиталисты:

Не евреи враги трудящихся. Враги рабочих — капиталисты всех стран. Среди евреев есть рабочие, труженики, — их большинство. Они наши братья по угнетению капиталом, наши товарищи по борьбе за социализм. Среди евреев есть кулаки, эксплуататоры, капиталисты: как и среди русских, как и среди всех наций. Капиталисты стараются посеять и разжечь вражду между рабочими разной веры, разной нации, разной расы. Народ нерабочий держится силой и властью капитала. Богатые евреи, как и богатые русские, как и богачи всех стран, в союзе друг с другом давят, гнетут, грабят, разъединяют рабочих.

Первое десятилетие Советской власти было отмечено массовой миграцией евреев в крупные города. Это вызывало недовольство вытесняемого русского населения, что приводило к распространению бытового антисемитизма. При этом значительная часть еврейского населения страны, до революции относившаяся к мелкой и средней буржуазии потеряла традиционные источники заработка и была ущемлена в правах по социально-классовому признаку (в качестве « лишенцев »).

При Сталине

В начале 1930-х годов был взят курс на построение «пролетарской еврейской культуры». 29 августа 1924 года был образован Комитет по земельному устройству трудящихся евреев (КОМЗЕТ), целью которого было привлечение еврейских трудящихся к земледельческому труду в Крыму. К концу 1920-х гг. на Украине были созданы три еврейских национальных района ( Калининдорф , Новозлатополь , Сталиндорф ; к 1936 г. еврейские сельскохозяйственные поселения Украины занимали 175 тыс. га).

Интернациональная Советская власть крайне отрицательно относилась к сионизму , как и к любому национализму , и не слишком приветствовала традиционную еврейскую культуру. В 1928 году было запрещено издание книг на иврите , был взят курс на «идишизацию».

В 1928 1930 годах на малоосвоенных пространствах Дальнего Востока была организована Еврейская автономная область , задуманная как «национальный очаг» еврейства, по аналогии с другими национальными образованиями в составе СССР .

К концу 30-х годов большая часть евреев-коммунистов подпала под подозрения в разнообразных «уклонах» (в основном в «троцкизме») и была исключена из партии, многие были репрессированы. В те же годы были ликвидированы все еврейские учебные и многие культурные учреждения.

Тем не менее, общий курс на борьбу с антисемитизмом оставался неизменным. Так, 12 января 1931 года Сталин в ответ на запрос американского Еврейского телеграфного агентства ответил так:

Отвечаю на Ваш запрос. Национальный и расовый шовинизм есть пережиток человеконенавистнических нравов, свойственных периоду каннибализма. Антисемитизм, как крайняя форма расового шовинизма, является наиболее опасным пережитком каннибализма. Антисемитизм выгоден эксплуататорам, как громоотвод, выводящий капитализм из-под удара трудящихся. Антисемитизм опасен для трудящихся, как ложная тропинка, сбивающая их с правильного пути и приводящая их в джунгли.

Поэтому коммунисты, как последовательные интернационалисты, не могут не быть непримиримыми и заклятыми врагами антисемитизма.

В СССР строжайше преследуется законом антисемитизм, как явление, глубоко враждебное Советскому строю. Активные антисемиты караются по законам СССР смертной казнью.

В середине 1930-х годов был введён запрет на любую информацию о проявлениях антисемитизма в СССР, а антисемитизм в дореволюционный период представлялся исключительно как провоцируемый царским правительством. В результате изданный в 1937 году рассказ Александра Куприна « » в собрании сочинений писателя был опубликован с купюрами.

В 1948 году в СССР прошла кампания по борьбе с космополитизмом , имевшая, как считает ряд исследователей, антиеврейскую направленность. В центральной и местной печати появлялись многочисленные статьи, направленные против «низкопоклонства перед Западом». Раскрывались псевдонимы деятелей культуры, имевших еврейские фамилии. В течение 1948-51 гг. были закрыты все еврейские театры, школы, все периодические издания на идише , еврейские научно-исследовательские учреждения и педагогические вузы. В 1952 году были казнены ряд крупных еврейских деятелей (не только члены ЕАК , среди них крупные писатели на идиш : Перец Маркиш , Ицик Фефер , Лейб Квитко , Давид Бергельсон , Давид Гофштейн ). В 1947 1953 гг. МГБ инспирировало т. н. « Дело врачей ». Были арестованы высокопоставленные врачи, лечившие руководителей СССР , большинство из арестованных составляли евреи. Они обвинялись в сионистском заговоре с целью умерщвления И. В. Сталина и др. руководителей партии.

В 1952—53 гг. в Москве и других больших городах циркулировали слухи о готовящихся массовых репрессиях против советского еврейства. В частности, говорили о планах выселения евреев в Сибирь . В последние годы также высказывается предположение, что целью слухов было подготовить советских евреев к массовой эмиграции в Израиль , а у советского правительства были планы создания там «коммунистической народной демократии».

С этого же времени советским руководством проводилась дискриминационная политика, заключавшаяся в неофициальном принципе «евреев не увольнять, не принимать, не продвигать». Для евреев была введена процентная норма при приёме в вузы, а некоторые вузы были для евреев закрыты. Евреи не допускались на высшие государственные посты, на партийные должности сверх определённого уровня, им был практически закрыт доступ в структуры КГБ и ГРУ , командный состав армии и т.д.

После Сталина

Во второй половине 1950 годов власти провели кампанию против экономических преступлений. Некоторые исследователи считают, что она имела антисемитский оттенок.

В начале 1960 в рамках антирелигиозной кампании было закрыто большинство оставшихся в СССР синагог.

В Белоруссии замалчивалась деятельность евреев-партизан и подпольщиков в годы Великой Отечественной войны . В частности, в официальном справочнике «Партизанские формирования Белоруссии в годы Великой Отечественной войны», изданном Институтом истории партии в 1983 году , нет упоминания о крупнейшем еврейском партизанском отряде Тувьи Бельского . Аналогично участие евреев в партизанском движении было скрыто под графой «другие национальности». На памятниках погибшим в ходе Холокоста вместо слова «евреи» писали «мирные жители» или «советские граждане» . «Еврейская тема» цензурировалась не только в Белоруссии — в 1964 году в издательстве « Молодая гвардия » вышла документальная повесть В. Р. Томина и А. Г. Синельникова «Возвращение нежелательно» о нацистском лагере смерти « Собибор », в котором уничтожались почти исключительно евреи — слово «еврей» на страницах книги не упомянуто ни разу .

Известны факты дискриминации евреев при приеме в некоторые высшие учебные заведения, например в МИФИ , МФТИ , многие факультеты МГУ .

Тем не менее, на официальном уровне и в средствах массовой информации антисемитизм в СССР неизменно осуждался на протяжении всей истории страны.

Материалы по теме

  • — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • Речь Владимира Ильича Ленина «О погромной травле евреев» ()
  • Декрет о борьбе с антисемитизмом и еврейскими погромами ().
  • Юрий Слёзкин. Эра Меркурия: евреи в современном мире. М.: Новое Литературное Обозрение, 2005.
  • (недоступная ссылка)
  • Жорес Медведев

Арабский и мусульманский антисемитизм

Палестинцы с нацистской символикой , 1940-е годы

Арабский антисемитизм включает в себя три основные позиции:

  • Антиеврейские мнения и образы из традиционных исламских источников
  • Антисемитские стереотипы, образы и обвинения из европейских и христианских источников
  • Отрицание Холокоста и сравнение сионизма с фашизмом

В традиционной исламской интерпретации Корана , Аллах превратил евреев в свиней и обезьян. Представление о современных евреях как потомках свиней и обезьян имеет широкое распространение среди верующих мусульман.

Ряд обвинений против евреев, (например, кровавый навет ), которые даже среди антисемитов Европы считаются маргинальными, продолжают иметь хождение в арабском и мусульманском мире. Арабские СМИ серьёзно относятся к « Протоколам сионских мудрецов », несмотря на то, что в остальном мире они давно признаны фальшивкой.

Распространённым мнением среди арабов является отрицание Холокоста, утверждения о сотрудничестве сионистов с нацистами, сравнение современного Израиля с нацистской Германией и как вывод, что немцы и другие народы не несут моральной ответственности перед евреями за холокост, а, напротив, несут моральную ответственность перед палестинцами , которые в результате этого не имеют своего государства. Такая позиция, в частности, изложена в кандидатской диссертации руководителя Палестинской автономии Махмуда Аббаса , защищённой в 1982 году в СССР.

Нынешняя волна иррационального антисемитизма, захлестнувшая западный мир, инспирируется арабами, питается арабским комплексом неполноценности и может привести к печальным последствиям для мусульманских народов в целом. Арабский антисемитизм вызван накопившимся за последние сто лет чувством фрустрации от неспособности арабов приспособиться к современному миру.

профессор политологии университета Онтарио Салим Мансур

Несмотря на официальные уверения, что к евреям арабы относятся положительно, а весь негатив направлен против сионизма, существуют многочисленные высказывания, включая религиозных деятелей ислама, лидеров государств и правительственные издания арабских стран, которые подчеркивают, что никакой разницы между евреем и израильтянином с их точки зрения нет и все негативные характеристики вплоть до призывов к массовым убийствам относится к любым евреям, где бы они ни жили и каких бы взглядов ни придерживались.

В частности, в Исламской хартии движения Хамас приводится со ссылкой на пророка Мухаммеда следующая цитата:

Не наступит час (день страшного суда), пока мусульмане не победят евреев, и не убьют их, и будут преследовать их, и даже если спрячется еврей за камень или дерево, то деревья и камни возопят: «Мусульманин, слуга Аллаха, за мной спрятался еврей, приди и убей его».

Согласно одному из опросов общественного мнения, 64 % турок не хотели бы видеть своими соседями евреев. Однако прямые антисемитские акции в Турции преследуются правительством. Так, в 2009 году владелец магазина, вывесивший на дверях плакат с надписью: «Евреям и армянам вход воспрещен!» был приговорён к пяти месяцам тюремного заключения.

Матиас Кюнцель, политолог-иранист исследовал параллели между иранским антисемитизмом и германским национал-социализмом. Он считает, что стремление Ирана стать ядерной державой вызвано желанием осуществить геноцид евреев. Кюнцель выдвинул гипотезу, что массовое распространение антисемитизма среди мусульман является следствием нацистской пропаганды. Он отмечает, что нынешний иранский режим провозгласил антисемитизм и отрицание Холокоста частью государственной идеологии — впервые после окончания Второй мировой войны .

Антисемитизм в Израиле

После распада Советского Союза многие советские евреи репатриировались в Израиль , но вместе с ними приехали также сотни тысяч неевреев (используя статью в Законе о возвращении , позволяющую репатриацию потомкам евреев и их семьям), что, по некоторым мнениям, привело к новому явлению — антисемитизму в Израиле. На протяжении 1990-х годов в стране возникли организации этнических русских (например, «Славянский союз», лидер которого объявил о своей солидарности с одноимённой российской национал-социалистической организацией ). Появились также группировки скинхедов , которые проявляют неприязнь к евреям. В русскоязычных книжных магазинах продаётся антисемитская литература, среди антисемитских сайтов в Интернете есть также и сайты русских израильтян.

В рамках движения «Дмир — содействие абсорбции» был создан проект по исследованию антисемитизма в Израиле. Его руководитель Залман Гиличенский писал, что число случаев антисемитизма в Израиле в 2001 году исчислялось сотнями. При этом израильские СМИ , а также некоторые зарубежные, в частности Русский Ньюсвик использовали данные Гиличенского в известном деле о банде неонацистов из Петах-Тиквы , признанных виновными в осквернении синагог , нападениях на религиозных евреев и других преступлениях. Израильская полиция при расследовании событий в Петах-Тикве опиралась на данные Гиличенского .

Гиличенский утверждает, что израильские власти недооценивают масштабы антисемитизма и игнорируют большую часть его обращений . Однако по его же информации, парламентская комиссия по алие и абсорбции новых репатриантов уже 4 раза обсуждала проблемы антисемитизма и неонацизма. В феврале 2008 года Кнессет принял закон, определяющий проявления нацизма и расизма в стране как уголовные преступления. В полиции Израиля создан специальный отдел, занимающийся неонацистами, во главе с майором Орит Хаими.

Однако некоторые источники, подтверждая многочисленные факты антисемитизма, полагают что сам Залман Гиличенский склонен преувеличивать роль конкретно русского антисемитизма в Израиле . В частности, один из сотрудников пограничной полиции Израиля утверждал, что случаев осквернения синагог со стороны арабов намного больше, чем со стороны русских израильтян.

Антисемитизм в странах бывшего СССР

В России

Антисемитское граффити в САО г. Москвы

С падением советского государства и лишением марксизма-ленинизма статуса господствующей идеологии, в этой области образовался вакуум, который сразу же стал заполняться различными философско-религиозными и политическими учениями [ источник не указан 3351 день ] , многие из которых являются откровенно антисемитскими. Издаются такие книги, как « Моя борьба » Гитлера и « Протоколы сионских мудрецов », а также «Спор о Сионе» Дугласа Рида , «Князь мира сего», «Протоколы советских мудрецов» Г. Климова , « Десионизация » В. Н. Емельянова и многие другие.

Одно из обсуждений проблемы антисемитизма в России в 2005 г. было связано с публикацией книги Шулхан арух и ответным « письмом 500 ». Прокуратура не последовала призыву авторов письма об уголовном преследовании еврейских организаций, но отклонила претензии последних к его составителям .

Некоторые лидеры чеченских сепаратистов, такие как М. Удугов , активно пропагандировали антисемитизм. Свидетель этого, грузинский общественный деятель Георгий Заалишвили, который в течение года был в плену в Чечне, рассказывал: «Больше всего фундаменталисты по каким-то причинам ненавидели не русских, а евреев». Чеченские боевики в интервью журналистам утверждали, что «чеченцы стали жертвой мирового сионистского заговора», или что « евреи руками глупых русских убивают мусульман » .

На Украине

Антисемитское граффити в Киеве , на Крещатике , май 2007
«Во Львове жидам не жить». Граффити в еврейском квартале Львова

В 1990-х годы на Украине, как и в других республиках бывшего СССР , наблюдался резкий рост напряженности в межнациональных отношениях. 2000-е годы были отмечены новым ростом антисемитизма . Наибольший рост был отмечен в западном регионе страны Согласно опросам (КМИС), проведенным в 2006 году ? 45 % опрошенных респондентов из Западного региона (-32 % по сравнению с результатами 1991 года), 68 % представителей центрального региона (-5 % по сравнению с 1991 годом), 62 % из южных областей (-8 % к 1991 году), 47 % с востока страны (-23 % к данным 1991 года) считают евреев такими же гражданами Украины, как и представителей других национальностей. Доля населения, которая при опросе соглашается допустить евреев в своё близкое окружение (например, как членов своей семьи и друзей), уменьшилась с 1994 по 2006 гг. с 38 % до 21 %. Доля населения, которая не хотела бы, чтобы евреи были жителями Украины, увеличилась за этот период с 26 % до 36 %. . Согласно опросам, в 2005 году 52 % жителей Украины допускали проживание евреев на Украине, 36 % допускали их пребывание только в качестве туристов, 12 % вообще не допускали их пребывания на Украине .

Интегральный индекс национальной дистанцированности по отношению к евреям на Украине, 1992—2005
Год 1992 1994 1996 1998 1999 2000 2001 2002 2004 2005
Интегральный индекс национальной дистанцированности (ИИНД) (шкала 1-7 баллов) 4,2 3,8 3,8 3,9 3,8 3,9 3,9 5,1 5,1 5

Индекс национальной дистанцированности выше на западе и в центре, а также среди населения малых городов и деревни. Также он выше среди украинцев, чем русских. Из социальных групп он выше у людей молодого возраста, среди более богатых граждан, и ниже — у более образованных. Также он выше среди сторонников Виктора Ющенко . Антисемитизм на Украине активно поддерживается радикальными политическими организациями, например, всеукраинским объединением «Свобода» (в частности, его лидер, Олег Тягнибок позволил себе в Ивано-Франковске ряд антисемитских и ксенофобских высказываний ). Глава Конгресса украинских националистов в Запорожской области В. Тымчина заявил в ноябре 2007: «Пришел наш час , и Днепр покраснеет от крови жидов и москалей Данное выступление произошло в присутствии глав силовых ведомств Запорожской области : Службы безопасности Украины , Министерства внутренних дел , Генеральной прокуратуры В заявлении Министерства иностранных дел Российской Федерации от 14 декабря 2007 года данный выпад приведен как пример «антисемитских высказываний».

В Киеве иногда фиксируются антисемитские инциденты, например — в декабре 2006 г. . Также на Украине регулярно оскверняются памятники жертвам Холокоста .

В XXI веке

Многие исследователи отмечают, что в 2000-е годы антисемитизм в мире достиг максимального уровня со времени окончания Второй мировой войны . Это касается как открытых выступлений антисемитского характера, так и завуалированных заявлений. В частности, критика Израиля, которая не учитывает, что те, кто стремится его уничтожить, делают это лишь потому, что Израиль — еврейское государство. Как пишет в комментарии к Международному конгрессу в Вене, посвящённому проблеме антисемитизма, проходившему в июне 2003 года, обозреватель « Немецкой волны » Гасан Гусейнов:

До тех пор, однако, пока именно антисемитизм будет основополагающей частью антиизраильской политики, в упреждающих оговорках типа «я — не антисемит, но дайте мне покритиковать Израиль» всегда будет слышаться «он неплохой человек, хотя и еврей»

Исследователи отмечают резкий рост числа антисемитских акций в мире в 2009 году. Так, в Канаде количество инцидентов в 2009 году выросло на 11,4 процентов, по сравнению с предыдущим годом, и достигло самого высокого показателя из когда-либо зарегистрированных данной организацией, в течение 28 лет. Почти вдвое выросло количество антисемитских акций во Франции и на 55 % — в Великобритании

Создатель документального фильма «Антисемитизм в XXI веке: Возрождение» Эндрю Голдберг полагает, что «очаг современного антисемитизма — на Ближнем Востоке, в арабском и мусульманском мире…»

Во время войны Израиля и ХАМАС (2023)

Всплеск антисемитских настроений и действий , произошёл в мире во время войны между Израилем и ХАМАС в ноябре 2023 года . Война началась 7 октября 2023 года, когда ХАМАС выпустил ракеты по Израилю в ответ на беспорядки в мечети Аль-Акса в Иерусалиме . Израиль ответил воздушными ударами по сектору Газа. На 7 ноября 2023 погибло больше 9000 человек в Секторе Газа, больше 3000 в Израиле. На фоне этой войны в мире произошел всплеск антисемитских настроений и в некоторых странах были зафиксированы случаи нападений на евреев, а также вандализм и осквернение еврейских объектов . Антидиффамационная лига США сообщила о 400-процентном росте инцидентов в США, начиная с 7 октября 2023 года . В США были вынуждены закрыться многие синагоги и еврейские воскресные школы. Студенты евреи самых престижных университетов США, включая Лигу Плюща, сообщали об опасениях за свою безопасность . Высокопоставленные представители Европейского Союза были вынуждены признать, что вспышка антисемитизма связана отнюдь не только с недавними мигрантами из стран Африки и Ближнего Востока, в рядах демонстрантов с открыто антисемитскими транспарантами студенты престижных университетов и представители многих левых партий и движений. В Австрии отмечен рост антисемитских выступлений на 300 %, в Германии — на 240 %. В Великобритании лондонская полиция сообщила, что с 1 по 18 октября было зарегистрировано 218 преступлений на почве антисемитской ненависти, в 13 раз больше, чем за тот же период прошлого года .

На всплеск антисемитизма во время войны Израиля и ХАМАС отреагировали многие страны мира:

Примечания

  1. Например, Эдвард Фланнери в книге «The Anguish of the Jews»
  2. (неопр.) . Дата обращения: 25 июня 2011. Архивировано из 2 февраля 2012 года.
  3. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  4. А. Ковельман. от 22 мая 2010 на Wayback Machine
  5. Лк. и Мф.
  6. от 18 февраля 2007 на Wayback Machine . Некоторые исследователи полагают однако, что Слово о Пасхе отражает не столько антисемитский настрой христианской общины, сколько внутрихристианские конфликты, в частности, споры с последователями Маркиона ; Израиль же, о котором идёт речь, представляет собой скорее риторический образ, в противопоставлении которому определяется истинное христианство, а не реальную иудейскую общину, на которую возводится обвинение в богоубийстве (Lynn Cohick, 'Melito of Sardis’s «PERI PASCHA» and Its «Israel»', The Harvard Theological Review , 91, No. 4., 1998, pp. 351—372).
  7. В. В. Болотов . Лекции по истории древней церкви. Москва 1994 г. т.2 стр. 436—437.
  8. Greenspoon, Leonard. / Greenspoon, Leonard, Hamm, Dennis, Le Beau, Bryan F.. — A&C Black, 1 November 2000. — P. 78. — ISBN 978-1-56338-322-9 .
  9. Rainer Kampling, 'Deicide,' in Richard S. Levy (ed.), Antisemitism: A Historical Encyclopedia of Prejudice and Persecution, Vol. 1 ABC-CLIO , 2005 ISBN 978-1-851-09439-4 pp. 168—169.
  10. Дмитриев М. В. Антииудаизм и антисемитизм в христианских культурах средневекового Запада
  11. Карлхайнц Дешнер , Криминальная история христианства . М.1996 г. ISBN 5-300-00790-0 Стр.114
  12. (неопр.) . Дата обращения: 25 июня 2011. 26 июня 2008 года.
  13. Лависс Эрнест. История Франции в Раннее Средневековье. — СПб.: Евразия, 2018. — С. 487.
  14. Лависс Эрнест. История Франции в Раннее Средневековье. — С. 488.
  15. (неопр.) . Дата обращения: 3 августа 2020. 15 ноября 2017 года.
  16. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  17. (неопр.) . Дата обращения: 25 июня 2011. 19 декабря 2011 года.
  18. Лев Поялков (недоступная ссылка)
  19. от 15 ноября 2017 на Wayback Machine КЕЭ . Великобритания
  20. (неопр.) . Дата обращения: 3 августа 2020. 15 ноября 2017 года.
  21. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  22. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  23. в 1842 г. — 37,5 тысяч из 293 тысяч, а в 1856 г. — 37,2 тысяч из 372 тысяч
  24. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  25. В частности, крепостным крестьянам было вовсе запрещено иметь фамилии; смена же фамилии (за исключением лиц духовного сословия и женщин, выходящих замуж) могла производится лишь с разрешения департамента герольдии Сената — // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  26. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  27. (неопр.) . Дата обращения: 30 ноября 2011. 2 июня 2013 года.
  28. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  29. (неопр.) . Дата обращения: 1 мая 2020. 3 июня 2020 года.
  30. Г. В. Костырченко . Тайная политика Сталина: Власть и антисемитизм. М.: Международные отношения, 2001, с. 56.
  31. [www.lib.ru/POLITOLOG/nkon.txt Норман Кон. «Благословение на геноцид». Москва. Прогресс. 1990]
  32. [www.belousenko.com/books/Reznik/reznik_kunyaev.htm НАЦИФИКАТОР В ЗАКОНЕ]
  33. (неопр.) . Дата обращения: 25 июня 2011. 5 ноября 2011 года.
  34. (недоступная ссылка)
  35. 1 декабря 2010 года. (недоступная ссылка с 26-05-2013 [3861 день] — ,)
  36. от 6 июня 2020 на Wayback Machine Vol. 14, 137. Thursday, 23 May 1946
  37. (неопр.) . Дата обращения: 25 июня 2011. 19 ноября 2010 года.
  38. Сусана Мартинес-Конде. (неопр.) Scientific American (12 июля 2015). Дата обращения: 21 июля 2015. 18 июля 2015 года.
    См. перевод на русский (неопр.) . ИноСМИ.ру . Дата обращения: 21 июля 2015. 15 июля 2015 года.
  39. (неопр.) . Дата обращения: 1 мая 2020. 16 мая 2021 года.
  40. (неопр.) . Дата обращения: 25 июня 2011. 25 октября 2011 года.
  41. Погромы в Белоруссии от 8 апреля 2023 на Wayback Machine
  42. Польша чтит память жертв келецкого погрома. Немецкая Волна (неопр.) . Дата обращения: 25 июня 2011. 28 сентября 2011 года.
  43. Шнеер А. Часть 2. Глава 4. Селекция на поле боя и в приемных пунктах. Поиски и уничтожение евреев в лагерях // . — Гешарим — Мосты культуры, 2005. — Т. 2. — 620 с. — ISBN 5-93273-195-8 . 29 июля 2014 года.
  44. Смиловицкий Л. Л. // Басин Я. З. Уроки Холокоста: история и современность : Сборник научных работ. — ISBN 978-985-6756-81-1 . (недоступная ссылка)
  45. Альтман И. А . Глава 7. Власть, общество и Холокост. § 2. Советское общество и Холокост // / Под ред. проф. А. Г. Асмолова . — М. : Фонд «Холокост» , 2002. — С. 276-286. — 320 с. — ISBN 5-83636-007-7 .
  46. «Еврейский синдром» советской пропаганды // . — М. , 2007. — 480 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-8125-0862-3 . 15 мая 2012 года.
  47. Шнеер А. И. Часть 3. Глава 2. Антисемитизм в годы войны в тылу и на фронте // . — Гешарим — Мосты культуры, 2005. — Т. 2. — 620 с. — ISBN 5-93273-195-8 . 5 сентября 2010 года.
  48. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  49. Медведев Р. А. от 11 мая 2011 на Wayback Machine . 1984, С. 247—248
  50. Шикман А. П. . — М. : АСТ , 1997. — 448 с. — 11 000 экз. — ISBN 5-15-000089-2 . 16 февраля 2010 года.
  51. Евреи на Украине. Учебно-методические материалы. Составитель И. Б. Кабанчик. — Львов, 2004. — с.186.
  52. Евреи на Украине. Учебно-методические материалы. Составитель И. Б. Кабанчик. — Львов, 2004. — с.187.
  53. Блюм, Арлен Викторович . . — Монография. — СПб. : Академический проект, 2000. — 283 с. — ISBN 5-7331-0190-3 . 27 мая 2009 года. (неопр.) . Дата обращения: 25 июня 2011. Архивировано из 27 мая 2009 года. , [www.pseudology.org/razbory/tsenzura.htm рецензия]
  54. Блюм, Арлен Викторович . // Труды по иудаике. — СПб. : Петербургский еврейский университет , 1995. — Вып. 3 . 10 марта 2012 года.
  55. Слёзкин Ю. Эра Меркурия. Евреи в современном мире = The Jewish Century. — М.: Новое литературное обозрение, 2007. — ISBN 5-86793-355-5
  56. Государственный антисемитизм в СССР. От начала до кульминации. 1938—1953. Серия: Россия. XX век. Документы. — М: Материк, 2005 г. ISBN 5-85646-114-2
  57. от 13 ноября 2013 на Wayback Machine
  58. Давид Мельцер . 9 марта 2012 года.
  59. Смиловицкий Л. Л. Глава 4. Покушение на память // . — Тель-Авив: Библиотека Матвея Черного, 2000. — С. 279. — 432 с. — ISBN 9789657094242 .
  60. Семён Виленский . от 27 апреля 2009 на Wayback Machine
  61. (недоступная ссылка)
  62. (неопр.) . Дата обращения: 25 июня 2011. 2 ноября 2010 года.
  63. от 11 ноября 2011 на Wayback Machine
  64. (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 26-05-2013 [3861 день] — ,)
  65. (неопр.) . Дата обращения: 25 июня 2011. 17 октября 2009 года.
  66. (неопр.) . Дата обращения: 25 июня 2011. Архивировано из 31 мая 2009 года.
  67. (неопр.) Дата обращения: 25 июня 2011. Архивировано из 20 марта 2012 года.
  68. от 26 февраля 2011 на Wayback Machine
  69. от 14 июня 2020 на Wayback Machine Интервью с лидером израильского Славянского Союза
  70. (неопр.) . Дата обращения: 25 июня 2011. Архивировано из 25 февраля 2010 года.
  71. (неопр.) . Дата обращения: 25 июня 2011. 4 мая 2009 года.
  72. Дов Конторер . от 2 ноября 2011 на Wayback Machine
  73. (неопр.) . Дата обращения: 25 июня 2011. Архивировано из 12 июня 2008 года.
  74. (неопр.) . Дата обращения: 25 июня 2011. 8 февраля 2015 года.
  75. Мозговая Н. Гитлерюден // Русский Ньюсвик : журнал. — 19 июля 2007.
  76. (неопр.) . Дата обращения: 25 июня 2011. Архивировано из 12 июня 2008 года.
  77. (неопр.) Дата обращения: 25 июня 2011. Архивировано из 25 февраля 2009 года.
  78. от 23 июня 2013 на Wayback Machine Генрих Гузман Русское еврейство в Израиле
  79. (неопр.) . Дата обращения: 25 июня 2011. Архивировано из 29 июня 2011 года.
  80. (неопр.) . Дата обращения: 18 октября 2014. 3 июня 2012 года.
  81. от 1 сентября 2009 на Wayback Machine . Вторжение исламистов в Дагестан летом 1999 года было провозглашено его инициаторами продолжением борьбы с «мировым сионизмом»
  82. от 30 сентября 2007 на Wayback Machine (, 01.12.2006)
  83. ↑ Н. Панина. от 1 января 2008 на Wayback Machine // «Вестник общественного мнения», 2006, № 1
  84. от 1 июля 2013 на Wayback Machine
  85. наше время
  86. от 20 сентября 2011 на Wayback Machine . Президент Всеукраинского еврейского конгресса Вадим Рабинович прокомментировал это так: « Вы знаете, это страшные вещи… Меня возмущает тот факт, что сотни людей, слышавших заявление лидера запорожского КУН, стыдливо прятали и прячут глаза, в которых читается лишь страх. Чего они боятся?.. Неужели мы боимся подонков, которые, прикрываясь псевдонационалистическими флагами и идеями, ведут нашу страну в пропасть? »
  87. от 30 января 2008 на Wayback Machine . MIGnews.com.ua, 29 ноября 2007
  88. от 1 сентября 2014 на Wayback Machine . Днепровский юридический вестник, 17 декабря 2007
  89. от 26 мая 2008 на Wayback Machine
  90. от 7 ноября 2011 на Wayback Machine
  91. (неопр.) . Дата обращения: 25 июня 2011. 8 августа 2010 года.
  92. от 16 декабря 2010 на Wayback Machine
  93. (недоступная ссылка)
  94. от 24 февраля 2005 на Wayback Machine Антисемитизм в 21-м веке
  95. (недоступная ссылка)
  96. (недоступная ссылка)
  97. (недоступная ссылка)
  98. (неопр.) . Дата обращения: 25 июня 2011. 16 января 2010 года.
  99. (рус.) . РБК (27 октября 2023). Дата обращения: 6 ноября 2023.
  100. (англ.) . VOA (11 октября 2023). Дата обращения: 19 октября 2023. 12 октября 2023 года.
  101. Abboud, Leila; Klasa, Adrienne; Chazan, Guy (2023-10-15). . Financial Times . из оригинала 18 октября 2023 . Дата обращения: 19 октября 2023 .
  102. Chrisafis, Angelique; Kassam, Ashifa; Connolly, Kate; Giuffrida, Angela (2023-10-20). . The Guardian (англ.) . ISSN . из оригинала 21 октября 2023 . Дата обращения: 21 октября 2023 .
  103. (рус.) Постньюс (1 ноября 2023). Дата обращения: 6 ноября 2023.
  104. (рус.) . STMEGI . Дата обращения: 6 ноября 2023.
  105. (англ.) . Reuters (31 октября 2023). Дата обращения: 1 ноября 2023.
  106. [ ] (англ.) . CNN.com (31 октября 2023). Дата обращения: 1 ноября 2023.
  107. Jason Burke. (англ.) . The Guardian (30 октября 2023). Дата обращения: 1 ноября 2023.
  108. (рус.) . « РИА Новости ». (22 октября 2023). Дата обращения: 7 ноября 2023.

Литература


Same as История антисемитизма