И. И. Соколов
«
Возле шинка»
(1864). Закарпатский художественный музей.
Согласно болгарскому
языковеду
Найдену Герову (1823—1900), слово «кръчма» в значении «лавка для продажи вина и
ракии
» присутствует в
староболгарском языке
уже в XI веке
. В разных славянских языках используются схожие названия: «кръчма» в
болгарском
, «крчма» — в
сербохорватском
, «krčma» — в
чешском
и
словацком
, «karczma» — в
польском
. В
этимологическом
словаре болгарского языка слово «кръчма» называется местом продажи алкоголя, которое происходит от староболгарского глагола «кρъκижтн» — «издавать звук». В новоболгарском языке глагол «къркам» используется в значении «пить». В современном болгарском языке «кръчма» означает место продажи алкоголя и холодных закусок
.
Исторически названия
корчма
и
шинок
употреблялись на
Руси
. В
Русском государстве
аналогом был
кабак
. Содержание шинков называли
шинкарством
, занимались продажей напитков
шинкарь
и
шинкарка
.
По мнению
И. С. Свенцицкой
, называть шинками будет вернее те питейные заведения, которые уже были в
Древней Месопотамии
со второго тысячелетия до нашей эры. В нескольких статьях «
Законов Хаммурапи
» имеется упоминание о шинкарках и шинках
.
У западных и южных славян корчмы были известны с XI столетия
. Древнейшие напитки, продававшиеся в корчме —
квас
,
пиво
и
мёд
. Почти в каждом городе была одна корчма, а в иных — по две и более
. Также корчма могла размещаться в крупных сёлах, на торговых путях, переправах и в других людных местах. Продажа спиртного облагалась налогом, так, в
Великом княжестве Литовском
это была
капщина
.
В корчмах же у западных славян
приставы
передавали народу постановления правительства, судьи творили суд, разбирались дела между приезжими; корчмы долго заменяли
ратуши
и
гостиные дворы
.
Сначала западно-славянские корчмы были вольными учреждениями, и только позже сделались княжескими, казёнными; тогда стали появляться и тайные. Следы корчмы у восточных славян, особенно на юге, сохранились долее всего
.
В России после учреждения кабака
Иваном Грозным
происходит постепенное вытеснение корчмы.
В 1654 году
Богдан Хмельницкий
с
запорожскими казаками
при вступлении в союз с
Московским царством
выговорил для Украины свободную продажу хлебного вина, то есть водки. В 1743 году
Елизавета Петровна
в грамотах всем слободским полкам подтвердила право «
шинки
держать,
вино курить
и
шинковать
беспошлинно
», отсюда произошло
корчемство
из слободских губерний России в другие. В 1805 году свобода винокурения в слободских губерниях России была запрещена, но манифестом 1810 года подтверждены все
помещичьи привилегии
на свободное винокурение в губерниях южных и западных
, которые поэтому получили название привилегированных. Долгое время в России (на западе и юге) существовали подпольные корчмы (шинки), с которыми боролось правительство.
Корчма в искусстве
Балетная постановка 1936 года «Сцена в корчме» венгерского хореографа Дьюла Харангозо
.
Л. В. Беловинский
.
Корчма // Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа. XVIII — начало XIX в. / под ред. Н. Ерёминой . —
М.
: Эксмо, 2007. — С. 312. — 784 с.: — ил. с. — 5000 экз. —
ISBN 978-5-699-24458-4
.