Родился в Санкт-Петербурге
25 июня
(
6 июля
)
1793
года. Служил в экспедиции о государственных доходах
Министерства финансов
. С 1811 года посещал рисовальные классы
Академии художеств
в качестве вольнослушателя; в 1813 году поступил в Академию студентом, овладевал художественным мастерством под руководством профессора
В. К. Шебуева
. В 1818 году за программную картину «Христос изгоняет из храма торгующих» Басин получил
большую золотую медаль
и право на
пенсионерское
пребывание за границей на средства Академии.
Одиннадцать лет П. В. Басин провёл в
Риме
, копировал произведения
Рафаэля
(«
Изведение апостола Петра из темницы
», «
Больсенское чудо
», «
Аполлон и музы
» из папского дворца, а также «
» из церкви
Санта-Мария-делла-Паче
) и
Доменикино
(«Приобщение святого Иеронима», фрески с житием св. Нила из
Гроттаферрата
). В этот же ранний период творчества художник создаёт ряд оригинальных произведений — как на академические мифологические сюжеты («Фавн Марсий учит юношу Олимпия игре на свирели», «Фавн и Нимфа»), так и на более реалистическую, жанровую тематику («Итальянский разбойник», «Землетрясение в Рокка ди Папа, близ Рима», «Прачки, вешающие бельё»), а также портреты
С. Ф. Щедрина
и членов семьи полковника Лорера.
Российский период творчества
В 1826—1828 годах Басин пишет картину «
Сократ
в
битве при Потидее
защищает
Алкивиада
». После успешного показа этой картины в Риме картина была отправлена морем в Санкт-Петербург, но корабль, перевозивший её, потерпел крушение, и холст оказался сильно испорчен. При возвращении на родину (куда был вызван императором
Николаем I
для работы на строительстве
Исаакиевского собора
) Басин картину отреставрировал и подарил Академии художеств. В 1830 году за эту работу Басин получил звание академика, вскоре начал преподавательскую работу, получив в 1836 году звание профессора второй степени, в 1846 году — профессора первой степени, а в 1856 году — заслуженного профессора по портретной и исторической живописи. С 1859 года преподавал в натурном классе. Был произведён в чин
действительного статского советника
23 апреля 1861 года. В 1869 году оставил кафедру по причине прогрессирующей болезни глаз.
Хотя Басин много работал как портретист, он получил известность благодаря монументальным работам в церквях и светских общественных зданиях, в том числе в Исаакиевском соборе, для которого он создал до сорока образов и картин религиозного содержания, из всех художников, работавших в соборе, выполнив наибольший объём росписей. Басин дописывал эскизы
Брюллова
на
плафоне
главного купола собора, создал композицию «Нагорная проповедь» над южными дверями, «Лобзание Иуды» и «Несение креста» на центральном
аттике
(там же дописывал за Брюлловым «Се человек» и «Бичевание»), полностью расписал
приделы
св. Александра Невского и св. Екатерины. В
Казанском соборе
Басин написал «Введение во храм». В церкви Академии художеств он создал запрестольный образ «Сошествие Святого Духа на апостолов» (который Русский биографический словарь определяет как «лучшее произведение художника») и несколько образов для иконостасов, в библиотеке Академии — плафон. Для церкви
Зимнего дворца
Басин написал «Воскресение Христово», для
Фельдмаршальского зала
создал портреты
Кутузова
и
Дибича
, для Помпейского зала — мифологические фигуры. Работы Басина украшали соборы в Петергофе и Тифлисе. Картины Басина были включены в собрания Академии художеств (прежде всего работы римского периода),
Музея императора Александра III
,
Московского публичного музея
. В конце жизни, в 1860-е годы, Басин создал
картоны
росписей для московского
храма Христа Спасителя
, но сам не смог их воплотить в церкви из-за ухудшающегося зрения, и росписи по его эскизам выполнил
Н. А. Кошелев
.
Деятельность Басина не исчерпывалась творческой работой и преподаванием. Он неоднократно выступал в качестве эксперта, в частности, при покупке коллекции княгини Трубецкой и произведений из коллекции нидерландского короля
Виллема II
для Зимнего дворца и покупке частной скульптурной коллекции ректора
В. И. Демута-Малиновского
для Академии художеств. Басин предпринимал усилия по сохранению памятников русского зодчества, добившись в том числе сохранения двенадцати отдельных крыш на
здании Двенадцати коллегий
, которые планировалось заменить одной общей. Им также переведен с итальянского на русский краткий курс анатомии для живописцев Ж. Дель-Медико.
Описан в изд.: Живопись. Первая половина XIX века : К — Я : каталог / Гос. Рус. музей; [Авт.-сост.: Л. Вихорева и др.; науч. ред. изд. Е. Петрова; науч. ред. тома Г. Голдовский]. —
СПб.
: Palace Editions, 2007. — С. 28. — 271 с. : цв. ил., портр. — (Государственный Русский музей. Живопись XVIII–XX века : каталог : в 15 т. ; т. 3). — № 36. —
ISBN 978-5-93332-263-4
. —
OCLC
.
от 8 октября 2021 на
Wayback Machine
// Список гражданским чинам IV класса. Исправлен по 4-е февраля 1869 г. — С. 255.
Описан в изд.: Живопись. Вторая половина XIX века : Н — Я : каталог / авт.-сост.: Лада Вихорева и др; авт. вступ. ст. Григорий Голдовский; авт.-сост. биогр. и кат. сведений: Сергей Алексеев и др.. —
СПб.
: Palace Editions, 2017. — С. 163. — 247, [1] с. : ил., цв. ил., портр. — (Государственный Русский музей. Живопись XVIII–XX века : каталог ; т. 7). — № 869. —
ISBN 978-5-93332-604-5
. —
OCLC
.
// Отдел IV // Весь Петербург на 1914 год, адресная и справочная книга г. С.-Петербурга / Ред. А. П. Шашковский. —
СПб.
: Товарищество
А. С. Суворина
– «Новое время», 1914. —
ISBN 5-94030-052-9
.
Список кавалерам Российских Императорских и Царских орденов всех наименований за 1849 год., Ч. II., СПб., В типографии II-го Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии., 1850, С. 557.
Список кавалерам Российских Императорских и Царских орденов всех наименований за 1849 год., Ч. III., СПб., В типографии II-го Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии., 1850, С. 231.
Литература
Публикации текстов. Документы
Петров П. Н.
/ изданный под редакциею П. Н. Петрова и с его примечаниями. —
СПб.
: Тип. Гогенфельдена и Ко., 1865. — Ч. II : 1811–1843. — [9], 464 с. —
OCLC
.
Петров П. Н.
/ Сост. почетный вольный общник ея П. Н. Петров ко дню столетия Академии. —
СПб.
: Тип. В. Спиридонова, 1866. — Ч. III : 1843–1864. — [6], 450 с. —
OCLC
.
Степанова С. С.
Романтичный классицист Петр Васильевич Басин : Письма из Италии, 1819–1830 / Светлана Степанова. —
М.
: БУКСМАРТ, 2022. — 318, [1] с. : ил., цв. ил., портр., факс. — 300 экз. —
ISBN 978-5-907267-90-9
. —
OCLC
.
Очерк жизни и творчества
Петинова Е. Ф.
Петр Васильевич Басин, 1793–1877 / Е. Ф. Петинова. —
Л.
: Художник РСФСР, 1984. — 271 с. : ил., цв. ил. — Указ. в: , с. 272, № 1214. — 15 000 экз. —
OCLC
.
Власов В. Г.
Басин Петр Васильевич // Стили в искусстве : Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптура : словарь : в 3 т. / В. Г. Власов. —
СПб.
: Кольна, 1996. — Т. 2 : Словарь имён : А—Л. — С. 63. — 543 с., [8] л. ил. —
ISBN 5-88737-005-X
. —
OCLC
.
Гордон Е. С.
Басин, Петр Васильевич / Е. Г. // Иллюстрированный словарь русского искусства : энциклопедия / Ред.-сост. Н. А. Борисовская. —
М.
: Белый город, 2001. — С. 42–43. — 551 с. : цв. ил. — (Энциклопедия мирового искусства). —
ББК
85.143(2)я6
. —
УДК
. —
ISBN 5-7793-0372-X
. —
OCLC
.
Кондаков C. Н.
: в 2 т. / составил С. Н. Кондаков. —
СПб.
: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. — Т. 2 : Часть биографическая. — С. 12–13. — [4], VI, 454, [5] с. : ил., портр. —
OCLC
.
Коновалов Э. Г.
Словарь русских художников : новый полный биографический : [дополненный и переработнанный] / Э. Г. Коновалов. —
М.
: Эксмо, 2012. — С. 50. — 618, [1] с. — 2000 экз. —
ISBN 978-5-699-53614-6
. —
OCLC
.
Острой О. С.
, Саксонова И. Х.
: указатель библиографических пособий, 1789–2007 гг. / О. С. Острой, И. Х. Саксонова; Российская национальная библиотека. —
СПб.
: Издательство РНБ, 2012. — С. . — 790 с. — № 1214. — 500 экз. —
ISBN 978-5-8192-0427-6
. —
OCLC
.