Дом Пелагеи Кетчер
- 1 year ago
- 0
- 0
До́м Пелаге́и Васи́льевны Ке́тчер ( Музе́й Васи́лия Пу́шкина ) — деревянный особняк, возведённый в 1819 году в стиле классицизм по инициативе Пелагеи Кетчер — жены владельца завода хирургических инструментов Христофора Кетчера. Здание предназначалось для сдачи в частный наём и с 1824 по 1830 год его снимал Василий Пушкин — дядя поэта Александра Пушкина . В 1988 году правительство Москвы выпустило постановление о создании в доме филиала Государственного музея Александра Пушкина , посвящённого жизни Василия Пушкина. Музей открылся для посещения после длительной реставрации в 2013 году .
В середине XVIII века участок принадлежал дочери генерал-майора Алексея Сухотина Елене. При ней была возведена каменная усадьба, данных о которой практически не сохранилось. Впоследствии дом приобрёл капитан первого ранга Пётр Хомутов, он владел участком вплоть до пожара 1812 года . Во время отхода французских войск из Москвы все находившиеся на территории здания сгорели. Позднее землю приобрела Пелагея Кетчер — жена владельца завода хирургических инструментов Христофора Кетчера и мать переводчика Николая Кетчера . По её инициативе на основе сохранившегося после пожара каменного фундамента был построен одноэтажный деревянный особняк в стиле классицизм, предназначенный для сдачи внаём. Деревянный сруб обшили досками и покрасили масляной краской, что делало дом внешне похожим на каменный. Центральная часть фасада была с ризалитом , украшенным фронтоном и портиком с пилястрами дорического ордера . Во дворе обустроили сад, в котором также располагались хозяйственные постройки .
Парадным входом служил деревянный тамбур на юго-западном углу особняка, задняя половина которого отделялась перегородкой и использовалась как чулан . Из тамбура можно было попасть в прихожую с двумя окнами, а оттуда в залу, занимавшую северо-западную часть дома. В торцевой части комнаты располагались две одинаковые двери, одна из которых вела в буфет. Вторая дверь вела в гостиную с тремя окнами и двумя угловыми печами, из которой также можно было попасть в малую гостиную с камином. Рядом с кухней находилась лакейская, выходившая во двор .
С 1824 по 1827 год дом снимал писатель Василий Пушкин. При его жизни дом на Cтарой Басманной был одним из центров сбора московской интеллигенции: в особняке бывали князья Вяземские , Пётр Шаликов , барон Антон Дельвиг , Адам Мицкевич , Николай Карамзин , Константин Батюшков и другие . Считается, что Александр Пушкин посещал дядю в 1826-м, сразу после окончания вынужденной ссылки в Михайловском .
… я нижеподписавшийся коллежский асессор — Василий Львов Пушкин дал сие условие госпоже титулярной советнице Пелагее Васильевне Кетчеровой в том что нанял я у нея госпоже Кетчеровой … для жительства Пушкина деревянной на каменном фундаменте дом со всеми принадлежностями как то — большой с антресолями корпус, Людской флигель с конюшнею, каретным сараем и погребом, Состоящей в Москве Басманной части 3мъ квартале по № 238мъ … Из договора о найме Василием Пушкиным дома Кетчер
В 1828 году семья Кетчеров продала дом купчихе Елизавете Ценкер, при которой здание неоднократно перестраивалось. После революции 1917-го в нём и в близлежащих хозяйственных постройках были образованы коммунальные квартиры . С началом НЭПа часть усадьбы передали в ведение загса Бауманского района . В 1970-е годы правительством Москвы была инициирована программа по расселению коммунальных квартир, в результате которой дом передали под управление одному из трестов Министерства жилищного-гражданского строительства РСФСР . Начиная с 1980-х годов по инициативе Главного управления культуры Моссовета в особняке воссоздали анфиладу парадных комнат, а также реконструировали главный фасад . После обновления особняка в нём разместили Российский конструкторско-технологический институт .
В 1998 году правительство Москвы выпустило постановление «О неотложных мерах по сохранению памятника истории и культуры „Дом Василия Львовича Пушкина“» и созданию в здании филиала Государственного музея Александра Пушкина. В этом же году здание закрыли на масштабную реконструкцию, которая из-за отсутствия финансирования стартовала только в 2012-м. По результатам работ были восстановлены интерьеры начала XIX века , отреставрированы анфиладные двери, благоустроен цокольный этаж — в нём разместили вестибюль, гардероб, инженерно-хозяйственные службы. На первом этаже воссоздали паркет и деревянные перекрытия .
В 2013 году здание стало лауреатом конкурса правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия «Московская реставрация 2013» в номинации «За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ» .
Открытие музея состоялось 6 июня 2013 года и было приурочено ко дню рождения Александра Пушкина . Из-за отсутствия архивных документов сотрудники музея не смогли восстановить интерьеры комнат такими, какими они были при Василии Пушкине — поэтому воссоздали типичную обстановку дворянского дома начала XIX века . По состоянию на 2018-й в музейное собрание входят более 1600 экспонатов, собранных сотрудниками с 1988 по 2012 год .
Выставочное пространство начинается с подвала, где хранятся предметы и изразцы , сохранившиеся после пожара 1812 года . В передней на первом этаже стоят диван из красного дерева и зеркало, у которого для создания эффекта присутствия разложены визитные карточки гостей Василия Пушкина . Из комнаты можно попасть в залу, восстановленную по документам начала XIX века: в оконных проёмах расположены зеркала, а на стенах висят изображения друзей и родственников хозяина дома и полотна с видами Москвы. Особую ценность представляет портрет Василия Пушкина, выполненный неизвестным художником, картины Фёдора Алексеева , рукописный альбом Елизаветы Бибиковой , а также графическое изображение брата писателя Сергея Пушкина работы Карла Гампельна .
К зале примыкает людская, в ней проживал камердинер Игнатий Хитров. В комнате стоят платяной шкаф, рукомой, а также ретирадное кресло — неотъемлемые составляющие комнат для прислуги того времени. Из людской можно попасть в гостиную, где висят полотна с изображениями мест, где бывал Василий Пушкин. В начале XIX века комната использовалась для званых вечеров: на встречах бывали министр юстиции и поэт Иван Дмитриев , издатель « Московских ведомостей » Пётр Шаликов , библиофил Сергей Соболевский , а также племянник Александр Пушкин. В столовой находится сервант с серебряными чайными приборами , сестры В. Л. Пушкина. Арзамасский гусь в яблоках на консольном столике — символ литературного общества «Арзамас» , старостой которого был Василий Пушкин .
Отдельная экспозиция посвящена произведению « Опасный сосед », написанному Василием Пушкиным в 1811 году и впервые опубликованному в России только в 1901-м. Выставочное пространство изображает противостояние двух литературных течений — карамзинистов и шишковистов . Рядом расположен кабинет Пушкина, в котором сохранены книжные шкафы с книгами из семейной библиотеки. Экспозиция завершается комнатами на антресолях, где хранятся вещи, которые характеризуют личность Александра Пушкина: саквояж, бумаги, цилиндр, а также предметы со времён его обучения в Царскосельском лицее .
Тем не менее, экспозиция дома включает в себя ряд экспонатов, являющихся историческими фальсификатами . В качестве двух наиболее почётных экспонатов в музее хранятся подделки, созданные печально известным фальсификатором истории Раменским , проведшим во второй половине XX-го века масштабную мистификацию истории своей семьи, якобы стоявшей у истоков российского образования. К этим фальсификатам, «преподнесённым в дар» ещё Пушкинскому музею, относятся распашонка (или, как её стали называть в современных публикациях, «крестильная рубашка») Пушкина и «полотенце Арины Родионовны». Руководитель департамента культуры города Москвы Александр Кибовский назвал рубашку «святыней отечественной культуры» . В рассказах журналистов о музее не обходится без упоминания этих псевдо-артефактов, хотя, как правило, и говорится об их, по меньшей мере, сомнительном происхождении .