Музей невинности (музей)
- 1 year ago
- 0
- 0
Музей Джона Соуна ( англ. Sir John Soane's Museum ) — дом-музей английского архитектора- неоклассициста сэра Джона Соуна , расположенный в Холборне ( Лондон ) , по адресу Линкольнс-Инн-Филдс , 13. В музее хранится множество чертежей и архитектурных моделей, связанных с проектами Соуна, а также собранная им за много лет обширная коллекция древнеегипетских, греческих и римских древностей и произведений живописи, графики и скульптуры (в общей сложности около 45 000 экспонатов) .
Музей был официально учрежден еще при жизни Соуна, частным парламентским биллем , принятым в 1833 году и вступившим в силу в 1837-м , после смерти архитектора. В коллекцию музея входят живописные произведения Каналетто , Уильяма Хогарта , Томаса Лоуренса , Антуана Ватто , Джошуа Рейнольдса , И. Г. Фюсли , Уильяма Гамильтона и , а также 3 картины Дж. М. У. Тёрнера (который был дружен с Соуном) и 15 рисунков Пиранези (многие из этих работ обрамлены и выставлены в открытых для публики залах музея).
В 1792—1824 годах Соун последовательно снес и заново отстроил три дома, расположенных по северную сторону Линкольнс-Инн-Филдс . Работы начались с дома № 12, перестроенного в 1792—1794 годах и внешне представляющего собой простое кирпичное здание. В 1806 году, получив должность профессора архитектуры в Королевской академии художеств , Соун купил соседний дом № 13 (ныне здание музея) и перестроил его в два этапа.
В 1808—1809 годах, на месте бывших конюшен с тыльной стороны здания, Соун оборудовал свое чертежное бюро и первые музейные помещения, для которых использовал в основном естественное освещение при помощи световых колодцев . В 1812 году он реконструировал часть здания, выходящую на Линкольнс-Инн-Филдс. Соун добавил к полуподвальному этажу выступающий фасад из и перестроил первый и второй этажи и центральный пролет второго этажа, застеклив три открытых лоджии, из которых тот состоял первоначально. Переехав в дом № 13, Соун стал сдавать дом № 12 внаем; после смерти архитектора оба эти здания перешли в национальную собственность (согласно замыслу Соуна, доход от аренды дома № 12 должен был поступать в фонд попечителей музея). Завершив строительные работы, Соун стал использовать дом № 13 как своеобразную архитектурную лабораторию, постоянно переоборудуя интерьеры.
В 1823 году, когда ему было уже за семьдесят, архитектор приобрел третье здание, дом № 14, и перестроил его в 1823—1824 годах. На месте бывших конюшен дома № 14 он разместил картинную галерею, соединенную с домом № 13. Основная часть здания использовалась как отдельное жилое пространство, не соединенное с другими помещениями. После смерти Соуна дом № 14 перешел по наследству к его родственникам, не имевшим отношения к администрации музея.
Музей был официально учрежден еще при жизни Соуна, частным парламентским биллем , принятым в апреле 1833 года и вступившим в силу в 1837-м , после смерти архитектора. Потребовавшуюся для этого затяжную парламентскую кампанию Соун предпринял, чтобы лишить наследства своего сына, к которому питал сильную неприязнь. Сын Соуна, Джордж, враждовал с отцом всю жизнь; причинами тому были его пьянство и огромные долги, нежелание продолжить отцовское дело и неподобающий, с точки зрения Соуна-старшего, выбор супруги. Вдобавок, Джордж «написал для воскресных газет анонимный пасквиль на сэра Джона, в котором назвал его мошенником, шарлатаном и подражателем» . Согласно действовавшим на тот момент законам о наследовании, Джордж имел право претендовать на все имущество отца после смерти последнего. Чтобы предотвратить такой поворот событий, Джон Соун добился парламентского билля, «попиравшего, — по мнению одного из его противников в парламенте, — основополагающие законы наследственной преемственности» .
Согласно биллю, дом и коллекция Соуна перешли после его смерти под управление попечительского совета, действовавшего от имени нации. Совету вменялось в задачу хранить дом № 13 по Линкольнс-Инн-Филдс «по возможности в неизменном виде», и это поручение было в целом исполнено .
Благодаря целевому капиталу , предоставленному самим Соуном, До 1947 года совет попечителей оставался полностью независимым, после чего стал получать ежегодную субсидию британского правительства от министерского Департамента культуры, СМИ и спорта .
В 1889—1890 годах музей временно закрывался на реконструкцию, в ходе которой с основным зданием музея (дом № 13) были соединены тыльные помещения дома № 12 (к северу от внутреннего дворика).
С 1969 года дом № 12 находится под управлением совета попечителей как часть музея, содержащая служебные помещения. До 2009 года в том же доме располагалась исследовательская библиотека, а в 1995—2011 годах — Галерея Соуна, созданная по проекту Эвы Иржичны и предназначавшаяся для временных выставок.
В настоящее время Музей Соуна действует как национальный центр архитектурных исследований.
С 1988 по 2005 годы в музее проходила масштабная реставрация под руководством Питера Торнтона ( Peter Thornton ) и, позднее, Маргарет Ричардсон ( Margaret Richardson ). В ходе этой программы были восстановлены колористические схемы и изначальное расположение предметов во многих помещениях дома-музея (в гостиной, картинном зале, кабинете, гардеробной и др.). Кроме того, были воссозданы в первоначальном виде три внутренних дворика, включая расположенный в самом сердце музея Двор памятника ( Monument Court ) с колонной- пастишем , составленной из архитектурных фрагментов . Основные средства для реставрационных работ предоставил Нью-йоркский фонд Музея Джона Соуна ( The Soane Foundation in New York ) .
В 1997 году совет попечителей с помощью приобрел соседний с музеем дом № 14 по Линкольнс-Инн-Филдс . В 2006—2009 годах это здание было реставрировано и оборудовано дополнительными помещениями для просветительской и исследовательской работы. В дом № 14 была перемещена библиотека (ранее располагавшаяся в доме № 12). Здесь же был организован Исследовательский центр Роберта Адама с коллекцией его чертежей и рисунков (более 9000 экспонатов), собранной Соуном.
Приобретение дома № 14 позволило завершить реставрацию исторических помещений музея. Проект получил название «Открытие Музея Соуна» ( Opening up the Soane , OUTS) и был проведен компанией «Джулиан Харрап Аркитектс» ( Julian Harrap Architects ) . Общая стоимость работ составила около 7 миллионов фунтов стерлингов; средства были предоставлены благотворительным фондом «Моньюмент» ( The Monument Trust ), Лотерейным фондом «Хэритедж», Нью-йоркским фондом Музея Джона Соуна и другими частными фондами .
Первая фаза проекта началась в марте 2011 года и завершилась в 2013 году . На этом этапе был реконструирован и оборудован лифтами дом № 12. Галерею для временных выставок перенесли с первого этажа на второй, а на первом этаже разместили зал для приема посетителей и магазин. Кроме того, в доме были организован Реставрационный центр имени Джона и Синтии Фрай Ганн ( John and Cynthia Fry Gunn Conservation Centre ) .
Вторая фаза была посвящена реставрации личных покоев Джона Соуна на третьем этаже дома № 13 (супружеской спальни, библиотечной комнаты, кабинета архитектурных моделей, молельни и утренней гостиной миссис Соун) . Также были воссозданы отдельная спальня и ванная комната Соуна, которые он еще при жизни демонстрировал публике наряду с другими помещениями дома . Реставрированные помещения открылись для посетителей летом 2015 года .
Третья фаза проекта завершилась летом 2016 года. Основные работы прошли в доме № 13, где были реставрирована прихожая на первом этаже, содержащая около 200 экспонатов, и расположенные под ней катакомбы. Кроме того, с тыльной стороны дома № 12 была оборудована новая студия с информационными материалами о Джоне Соуне . Кроме того, в рамках проекта OUTS был создан новый сайт музея с онлайн-каталогом коллекций .
Из-за своеобразной планировки здания, узких коридоров и изобилия экспонатов в тесном пространстве вместимость музея ограничена: допускается не более 90 посетителей одновременно. В прошлом перед входом в музей нередко собиралась очередь, но с июля 2021 года была введена система заказа билетов на фиксированное время .
В 2010 году музей посетили около 110 000 человек ; за год с апреля 2018 по март 2019 года — 131 459 человек .
Освещение в музее неяркое, таблички с пояснительным текстом на большинстве экспонатов отсутствуют; музей не оборудован ни справочной службой, ни кафе.
Самые известные помещения музея Соуна — Купольный зал ( Dome Area ), Колоннада и Музейный коридор ( Museum Corridor ). Эти пространства освещаются, главным образом, через световые колодцы и воспроизводят в миниатюре тот тип освещения, который Соун разработал для здания Банка Англии . Благодаря стенам, состоящим из больших раздвижных панелей, Картинная галерея ( Picture Gallery ) вмещает в три раза больше экспонатов, чем обычная комната таких же размеров (изначальная экспозиция в этом зале была восстановлена в январе 2011 года). Для посетителей музея панели отодвигают, демонстрируя скрытые экспонаты; с этой целью обычно ждут, пока соберется группа.
В передней части дома № 13 располагаются помещения, больше похожие на жилые комнаты. Многие из них тоже весьма необычны, хотя это не сразу бросается в глаза. Купол со вставками из выпуклых зеркал, перекрывающий Салон для завтрака ( Breakfast Room ), оказал влияние на многих архитекторов по всему миру. В планировке Библиотеки-Столовой ( Library-Dining Room ) элементы, типичные для этрусских гробниц , сочетаются с некоторыми приемами поздней английской готики (так, прообразом для конструкции потолка здесь послужил нервюрный свод с ). Основной цвет убранства комнаты — насыщенный красный, традиционно ассоциирующийся с фоном многих помпейских фресок . В Кабинете ( Study ) представлено собрание римских архитектурных фрагментов, во внутреннем Дворе памятника ( Monument Court ) установлена колонна- пастиш , а во Дворе монаха ( Monk's Yard ) хранятся образцы средневековой архитектурной готики из Вестминстерского дворца . В центре этого дворика располагается могила Фанни, любимой собачки Соуна, с надгробием в виде высокой колонны и мемориальной табличкой с надписью: «Увы! Бедная Фанни!» . Двор монаха с прилегающими к нему помещениями был спроектирован в 1824 году; Соун задумал эту часть дома как местообитание вымышленного монаха-отшельника, «падре Джованни» .
Джон Соун высоко ценил и на протяжении всей жизни коллекционировал искусство Древнего Егитпа, Греции и Рима. Его собрание древностей насчитывает более 700 экспонатов, в числе которых — многочисленные архитектурные фрагменты ( фризы , пилястры , колонны, карнизы, рельефы, орнаменты), предметы декоративно-прикладного искусства ( фонтаны , канделябры , алтари , предметы мебели, погребальные урны , образцы римского стекла и греческие вазы, многие из которых выставлены в библиотеке, на книжных шкафах), греческие и римские бюсты, статуэтки, фрагменты статуй и римских мозаик .
Самый дорогой и знаменитый экспонат в музейной коллекции древностей — алебастровый саркофаг египетского фараона Сети I , покрытый египетскими иероглифами . Эту находку итальянского путешественника Джованни Бельцони Соун купил 12 мая 1824 года за 2000 фунтов стерлингов . Саркофаг был доставлен в Лондон в марте 1825 года и размещен в полуподвальной «Погребальной камере» ( Sepulchral Chamber ) дома № 13. В честь этого приобретения Соун устроил трехдневный праздник, ставший ярким событием в светской жизни Лондона. В дни празднования «камера» с саркофагом была ярко освещена (использовалось более сотни светильников); светильниками украсили и фасад дома . На торжества было приглашено 890 человек, в числе которых дом Соуна посетили премьер-министр Великобритании Роберт Дженкинсон с супругой, будущий премьер Роберт Пиль , принц Август-Фредерик , поэт Сэмюэл Тейлор Кольридж , художники Дж. М. У. Тёрнер , Томас Лоуренс и Бенджамин Хейдон , а также многие именитые гости из других стран .
В коллекцию средневековых предметов входят архитектурные фрагменты (главным образом из старого здания Вестминстерского дворца , приобретенные после пожара 1834 года ), изразцы и витражи .
Кроме того, в музее хранятся «экзотические» приобретения Соуна (предметы искусства из стран Азии и Латинской Америки). Среди них — 44 образца XVIII века, 12 образцов и комплект индийской мебели XVIII века (4 стула и стол из слоновой кости, изготовленные в Муршидабаде для дворца Типу Султана в Серингапатаме ) .
Один из важнейших предметов в музейной коллекции античных скульптур — уменьшенная копия статуи Артемиды Эфесской , выставленная в нише на верхней площадке главной лестницы. Впрочем, некоторые исследователи сомневаются в древнем происхождении этой копии и предполагают, что она была создана в начале XIX века . Также в собрание Соуна входят гипсовые слепки других знаменитых античных статуй ( Афродиты Книдской , Геркулеса Фарнезского и Аполлона Бельведерского ) и головы Дианы или , найденной при раскопках в Бате.
После смерти своего учителя Генри Холланда Соун приобрел часть его собрания античных мраморов (фрагментов архитектурного декора); для самого Холланда эту коллекцию собрал в Риме, в 1794—1796 годах, архитектор .
В числе приобретенных Соуном современных скульптурных работ — оригинальные гипсовые модели статуи Ричарда Уэстмакотта «Нимфа, расстегивающая пояс» (установлена в Картинном зале [ Picture Room ]) , памятника Уильяму Питту Младшему работы Джона Флаксмана и памятника Пенелопе Бутби работы Томаса Бэнкса .
В Купольном зале ( Dome Area ), над саркофагом Сети I , выставлен белый мраморный бюст самого Джона Соуна, изваянный Френсисом Чантри в 1827—1829 годах. Приглашая Соуна позировать, Чантри попросил «захватить с собой голову», а по завершении работы заявил, что это лучшее из всех его произведений и что Соун у него получился очень похожим на Юлия Цезаря .
В музейное собрание живописных и графических работ входят:
В коллекции музея хранится более 30 000 образцов архитектурной графики . Чертежи к собственным проектам Соуна (выполненные по большей части его помощниками и учениками, в первую очередь Джозефом Гэнди ) собраны и переплетены в 37 томов; 97 чертежей обрамлены и выставлены в залах музея. Отдельные подборки составляют 601 чертеж, относящийся к проекту Банка Англии , 6266 других работ Соуна и 1080 чертежей, подготовленных для лекций в Королевской академии художеств .
В 1817 году Кристофера Рена , включающий чертежи для дворца Хэмптон-Корт и Гринвичского морского госпиталя . Венцом коллекции Соуна стали 57 томов архитектурных чертежей Роберта Адама и Джеймса Адама , приобретенные в 1821 году за 200 фунтов стерлингов . Еще один значительный экспонат коллекции — книга по архитектуре, купленная на аукционе « Кристис » 3 апреля 1810 года и обошедшаяся Соуну в 27,5 гиней ; в этой книге собрано около 300 планов и вертикальных проекций, относящихся к различным образцам и (главным образом, большим особнякам).
Джордж Дэнс Младший подарил Соуну сборник архитектурной графикиВ 1836 году Соун приобрел у сына Джорджа Дэнса Младшего внушительную коллекцию, включавшую 293 чертежа Уильяма Чеймберса , 286 чертежей и 1635 работ других архитекторов и художников ( Мэтью Бреттингема , Томаса Сэндби, Хамфри Рептона , Джозефа Ноллекенса , , и др.) .
и 1303 чертежа его отца (эта часть собрания хранилась отдельно, в специально спроектированном стенде) , 789 чертежейВ музее содержится обширное собрание итальянской архитектурной графики: книга рисунков Николетте да Модены (начало XVI века), относящийся к тому же периоду кодекс Конер, по которому учился Микеланджело , 213 работ Джорджо Вазари (середина XVI века), 3 тома рисунков (рубеж XVI—XVI веков), рисунки Джованни Баттисты Джизлени (XVII век), два тома рисунков Карло Фонтаны (XVIII век), выполненные зарисовки руин Пестума (1768), сборник архитектурных орнаментов эпохи Возрождения («альбом Маргарет Чиннери») и еще шесть томов архитектурных рисунков различных художников .
Коллекция архитектурных моделей насчитывает 252 экспоната, 118 из которых (детали, фасады, отдельные помещения и полные конструкции) относятся к зданиям, построенным по проектам Соуна (в том числе 44 — к Банку Англии), 34 — к древнегреческим и древнеримским постройкам (20 гипсовых и 14 пробковых моделей), а остальные представляют собой модели отдельных архитектурных деталей и орнаментов . Гипсовые модели античных зданий, изготовленные парижским мастером Жаном-Пьером Фуке ( Jean-Pierre Fouquet ), Соун приобрел в 1834 году за 100 фунтов стерлингов ; в их числе — модели Эрехтейона , Башни Ветров в Афинах , Галикарнасского мавзолея , римского Пантеона , храма Весты в Тиволи , храма Антонина и Фаустины и храма Портуна , представленных в реконструкциях, а не в современном руинизированном состоянии.
Помимо главной руководящей должности куратора, завещание Соуна предусматривало для музея должность инспектрисы, введенную специально для миссис Сары Кондуитт — экономки и близкого друга семьи.
В 1945—1984 годах музеем руководили историк архитектуры Музея Виктории и Альберта . В 1995 году Торнтон ушел в отставку, и куратором музея впервые стала женщина — Маргарет Ричардсон ( Margaret Richardson , в 1985 году сменившая Страуд в должности инспектрисы), а должность инспектрисы при ней заняла Хелен Дори ( Helen Dorey ). С 2005 года музей возглавлял , в прошлом главный куратор Национального фонда исторических и природных достопримечательностей . Под его руководством прошли первые две фазы масштабного реставрационного проекта « ».
(куратор) и (инспектриса). В 1984 году куратором был назначен , бывший сотрудникВ 2013 году должность куратора была переименована, и проект был завершен под началом нового директора — Эйбрахама Томаса ( Abraham Thomas ), в прошлом одного из кураторов Музея Виктории и Альберта В 2016 году Томаса сменил на этом посту Брюс Бушер ( Bruce Boucher ), бывший директор ( Виргиния , США ) .
Знаменитые иллюстрации Джона Тенниела к «Алисе в Зазеркалье» созданы под впечатлением от выпуклых зеркал, украшающих купол Салона для завтрака в музее Соуна .
В музее Соуна снималась одна из сцен (встреча Алисы с Синей Гусеницей) .
Музей Соуна послужил прообразом «Музея странных вещей» из цикла романов Ренсома Риггза о «странных детях». Имя самого архитектора упомянуто в связи с одним с экспонатов в шестой книге цикла («Казни Дьявольского акра») .