Interested Article - Хатха-йога

Хатха-йога ( санскр. हठयोग , IAST : haṭhayoga , hʌʈʰʌjo:gʌ , « усиленное / настойчивое слияние ») — направление йоги , сформированное согласно легенде в X—XI веке Матсьендранатхом (и зафиксированное в тексте, приписываемом ему) и, в большей степени, его учеником Горакшанатхом . Основанная им йогическая традиция натхов сыграла значительную роль в развитии классической хатха-йоги в средневековой Индии.

Во многих источниках хатха-йога рассматривается как набор психофизических техник, позволяющих успокоить колебания ума и подготовиться к практике раджа-йоги . В других указывается на то, что хатха-йога представляет собой целостную систему, которая ведет к самадхи и мукти ( мокше ) .

Практики хатха-йоги включают в себя , асаны , бандхи , мудры и пранаямы , а также элементы пратьяхары , дхараны и дхьяны . Во всех практиках есть элементы работы с сознанием (концентрация внимания, осознанное восприятие). Также для практикующего предписывается соблюдение ям и ниям .

Этимология

«Ха» «Тха»
Шива Шакти
Дух Душа
Мужское начало Женское начало
Солнце Луна
Пингала Ида
Пуруша Пракрити
Манас шакти Прана шакти

Слово «хатха» (हठ, haţha) переводится с санскрита как «усилие», «натуга», «интенсивность». Слово «йога» (योग, yoga) переводится с санскрита как «союз», «единение», «слияние» . Таким образом, словосочетание «хатха-йога» (हठयोग, haţhayoga) можно перевести на русский язык как «усиленное единение», «интенсивное единение» и т. д.

Некоторые исследователи переводят словосочетание «хатха-йога» как «йога силы» или «силовая йога». Буквально это указывает на то, что практики хатха-йоги требуют значительных усилий и дисциплины, но в эзотерическом смысле под «силой» можно понимать энергию кундалини .

Также термин «хатха» часто рассматривают как составленный из двух частей «ха» и «тха». По отдельности это не слова, а слоги, формально не имеющие собственных значений. Но в паре они наделяются мистическим смыслом: «ха» — ум, ментальная энергия и «тха» — прана, сила жизни; «ха» символизирует Солнце, «тха» — Луну; «ха» отождествляется с каналом Пингала, «тха» — с каналом Ида; «ха» — мужской вариант мантры, «тха» — женский . Таким образом, термин «хатха-йога» означает единение «ха» и «тха», Солнца и Луны, мужского и женского, Шивы и Шакти.

История

Существует несколько легенд, согласно которым учение хатха-йоги передал людям индийский бог Шива . Авторы классических текстов по хатха-йоге упоминают Шиву как первого гуру в парампаре .

Современные исследователи связывают возникновение хатха-йоги с Матсьендранатхом и его учеником Горакшанатхом, основавшим в X—XI веках йогическую традицию натхов . Горакшанатх систематизировал существующие в его время практики работы с телом и сознанием, а также дополнил их тантрическими элементами. Он считается автором многих текстов по хатха-йоге ("Горакша-паддхати", "Горакша-штака", "Джняна-амрита" ("Нектар Знания"), "Аманская йога", "Йога-мартанда", "Сиддха-сиддханта паддхати" и др.) .

Классическим текстом, в котором систематизированы многие практики хатха-йоги, стал труд Свами Сватмарамы « Хатха-йога-прадипика » (по разным источникам относится к XIV—XV в. ). Свами Сватмарама принадлежал к шиваистской традиции йоги из Андхры .

Хатха-йога активно развивалась в XVII—XVIII веках. К этому времени относят такие тексты, как: « Гхеранда-самхита », написанная вайшнавским мудрецом Гхерандой из Бенгалии; «Йога-карника» Агхорананды; «Хатха-санкета-чандрика», приписываемый Сундарадэве и др. . Также к XVIII веку Фершнтайн относит « Шива-самхита » — текст, в котором наряду с практиками излагается философия хатха-йоги .

Важно уточнить: никаких упоминаний о хатха-йоге в "Йога Сутрах" Патанджали нет (за исключением понятия "асана" - в данном контексте (в "Йога-сутрах") это удобная поза для медитации).

Практики

Занятие по хатха-йоге.

Все в Хатха-йоге существует для Раджа-йоги .

Практически во всех эзотерических учениях существовали специальные системы, направленные на работу с физическим телом, что является их дополнительным отличием от религий .

Хатха-йога — это учение о психофизической гармонии, достигаемой с помощью физических средств воздействия на организм (диета, дыхание, , асаны , бандхи , мудры ), и психических средств (медитация и концентрация внимания во время выполнения асан, пранаямы ).

Цели, которых желают достичь практикующие, весьма разнообразны. Это может быть как здоровье, так и пробуждение кундалини , осознание тождества атмана с Абсолютом , и даже просветление и освобождение ( самадхи ) .

Особо пристальное внимание уделяется обучению практике правильного дыхания, как во время занятий, так и в жизни.

Хатха-йога учит сознательно и внимательно относиться к своему здоровью, практикам внешнего и внутреннего очищения тела и ума, способам поведения в мире и системе правильного питания.

Яма и Нияма

Этические принципы хатха-йоги — яма и нияма . Они описываются в первых двух ступенях восьмиступенчатой аштанга-йоги , изложенной в Йога-сутрах Патанджали . Ахимса — это главный этический принцип, лежащий в основе хатха-йоги.

В некоторых других источниках ((глава 6, строфа 18), , а также в текстах написанных Горашанатхом, таких как ) говорится о шестиступенчатой йоге, подразумевая, что ямы и ниямы уже освоены учеником до того, как он приступает к изучению хатха-йоги.

Шаткармы

Шаткарма ( санскр. षटकर्मन : шат — шесть, карма — действие) — общее название очистительных практик для тела, применяемых в хатха-йоге. Эти практики классифицированы и описаны в йогических текстах «Хатха-йога-прадипика» и «Гхеранда-самхита»:

  1. Дхоути — набор техник очищения пищеварительного тракта ;
  2. Басти — метод промывания и тонизирования толстой кишки ;
  3. Нети — набор методов промывания и очищения носовых проходов;
  4. Наули (Лаулики) — способ укрепления органов брюшной полости путём массирования их особым образом;
  5. Капалабхати — методика очищения передней доли головного мозга , состоящая из трёх простых техник;
  6. Тратака — практика пристального созерцания объекта, развивающая силу сосредоточения, укрепляющая глаза и оптические нервы.

Асана

Йоги, выполняющие Врикшасану (поза дерева)

Асана — устойчивое положение тела, специальная поза, принимаемая для выполнения какого-либо упражнения, либо сама им являющаяся. Классические тексты по йоге говорят о том, что асана должна быть «стхирам» — устойчивой, «сукха» — лёгкой. Сиддха Горакшанатх определяет асану как "пребывание в своей истинной форме".

Изначально, в традиционных текстах описывается небольшое количество асан. В «Хатха Йога Прадипика» их 16, в «Гхеранда-самхита» — 32. . Самой важной из асан Свами Сватмарама называет Сиддхасану .

По мнению сторонников данного учения [ неавторитетный источник ] механизмы воздействия асан таковы:

  • механическое влияние (задействует мышцы, не задействованные при других нагрузках);
  • гуморальный механизм (изменения давления полостей тела);
  • психосоматический механизм (воздействие на те зоны тела, на которые проецируются чакры, с целью изменения состояния на чакре);
  • рефлекторный (воздействие на внутренние органы);
  • стрессовый (микростресс при сверхусилии стимулирует лимбическую и гормональную системы);
  • гормональный (при влиянии на кровоток в районе эндокринных желез);
  • энергетический (влияние на эфирное тело человека — перераспределение энергии).

В хатха-йоге асаны используются в качестве инструмента интенсификации потоков праны в теле .

Как утверждают последователи, на более глубоком уровне в асанах происходит работа с вниманием. Принимая асану и оставаясь в ней, практикующий воспринимает ощущения на разных уровнях своего существа: на уровне тела, эмоций, ума. Асана создает определённое внутреннее энергетическое состояние, в котором и тело и сознание становятся едины и воспринимаются таковыми в каждый данный момент.

По утверждению последователей йоги, каждая асана дает мистический эффект, действующий за пределами обыденного человеческого восприятия.

Пранаяма

Праная́ма ( санскр. प्राणायाम , IAST : Prāṇāyāma , букв.: «контроль или остановка дыхания») — управление праной (жизненной энергией) с помощью дыхательных упражнений. Основной целью пранаямы является установление контроля над потоками сознания, которые тесно связаны с дыханием. Упражнения пранаямы применяются для очистки так называемого «тонкого тела» и нади от загрязнений , а также для накопления и преобразования жизненной энергии.

Упражнения состоят из продолжительного вдоха (пурака), выдоха (речака) и задержки между ними (кумбхака).

Осознанное дыхание помогает сознанию сконцентрироваться.

Мудры и бандхи

"Мудра" переводится с санскрита как «печать», «оттиск». Другое значение этого слова — «дарующая радость». "Бандха" переводится как «замок».

Бандхами практик «перекрывает» (делает затруднённым) перемещения жидкостей внутри организма. Названия основных бандх: джала-надхара-бандха, уддияна-бандха, муладхара бандха.

Свами Сватмарама описывает цель практики мудр и бандх, как пробуждение и поднятие энергии кундалини . По его мнению самой важной мудрой является кхечари-мудра .

Классические тексты по хатха-йоге

Школы Хатха-йоги

Примечания

  1. ↑ , с. 246.
  2. Борислав (Борис Мартынов). Йога. Источники и течения. Хрестоматия.. — М. : Йогин, 2009. — С. 69. — 440 с.
  3. (англ.) . Encyclopædia Britannica .
  4. , с. 637.
  5. Банерджи Акшая Кумар. Философия Горакхнатха / пер. с англ. , В.Л. Зернова, В.В. Кириллиной. — М. : Международный натха-йога центр, 2015. — С. 413. — ISBN 978-5-905006-03-6 .
  6. Вуд Эрнест. Словарь йоги / перевод К.Семенова. — К. : София, 1996. — 224 с.
  7. Свами Вивекананда. Четыре йоги. — М. : Прогресс-академия, 1993. — С. 127.
  8. , с. 7.
  9. ↑ , с. 52.
  10. ↑ , с. 659.
  11. Гхеранда. Гхеранда-самхита .
  12. .
  13. .
  14. , с. 45, 50.
  15. , с. 695.
  16. , с. 32, 75, 282.
  17. Андрей Сидерский. Йога Восьми Кругов. Книга 2. — 2008. — С. 25. — 576 с.
  18. , с. 639.
  19. Свами Сватмарама . Хатха Йога Прадипика . — шлока 1.1.
  20. , с. 661—662.
  21. ↑ , с. 690.
  22. , с. 692—694.
  23. , с. 692.
  24. А.Г. Сафронов. Йога: физиология, психосоматика, биоэнергетика / Хатха-йога в системе йоги. — 3. — Харьков: Ритм Плюс, 2016. — С. 8—9. — ISBN ISBN 978-966-2079-46-3 .
  25. Т. К. В. Дешикачар. Сердце йоги. — К. : София, 2003. — С. 171—173.
  26. Артур Авалон . Глава 7. Теоретические основания этой йоги // Кундалини-йога. Змеиная сила. — Центрполиграф, 2012. — ISBN 978-5-227-03740-4 , ISBN 978-0-486-23058-0 .
  27. B. K. S. Iyengar. Light on the Yoga Sutras of Patanjali.. — ISBN 978-0-00-714516-4 .
  28. M.M.T. Ganap Sastri. Vishnu Samhita. — ISBN 978-8170302230 .
  29. Шри Йоги Матсьендранатх Махарадж. Сиддха-сиддханта паддхати и другие тексты натха-йогинов. — ISBN 978-5-91680-005-30.
  30. , с. 63.
  31. Патанджалир . Садхана пада // Йога сутры. — сутра 46.
  32. , с. 173.
  33. Свами Сватмарама . Хатха Йога Прадипика . — шлока 1.45.
  34. Safronov, Andrej Grigorʹevič (1971-). . — Izd. 3-e, ispr. — Harʹkov: Ritm-Plûs, 2016. — 247, [1] strona с. — ISBN 9789662079463 , 9662079467.
  35. ↑ , с. 39.
  36. , с. 248.
  37. Виталий Оснач. . — Новосибирск: "ИД Манускрипт", 2010. — С. 11, 16, 37, 46, 61, 76, 94, 113, 128. — 268 с.
  38. , с. 336.
  39. , с. 40.
  40. Свами Сватмарама . Хатха Йога Прадипика . — шлока 3.5.

См. также

Литература

  • Анатолий Пахомов. Хатха Йога: корректный подход к позвоночнику. — К. : Велес, 2007. — 280 с. — ISBN 978-966-96850-1-8 .
  • Бойко В. С. Йога. Искусство коммуникации. — 4-е издание, исправленное и дополненное. — Деком, 2011. — 508 с. — ISBN 978-5-89533-239-9 .
  • Айенгар Б. К. С. Пояснение пранаямы. Пранаяма Дипика. — Альпина нон-фикшн, 2008. — 328 с. — ISBN 978-5-9614-0842-3 .
  • Свами Дхирендра Брахмачари . Йогасана Виджняна . — Проспект, 2006. — 296 с. — ISBN 5-98597-065-5 .
  • Громов С. Н. 40 дней, практикуя Йогу. — Одесса: ВМВ, 2005. — 507 с. — (Йога — день за днём). — ISBN 966-8286-43-x .
  • Громов С. Н. 108 дней, практикуя Йогу (Раджа-йога для всех). Книга — Учитель. — 2009. — 944 с. — (Йога — день за днём). — ISBN 978-966-8835-01-8 .
  • Кукалев С. В. . — СПб. : Питер, 2004. — 448 с. — ISBN 5-94723-815-2 .
  • Кукалев С. В. . — Ростов: Феникс, 2007. — 314 с. — ISBN 978-5-222-12507-6 .
  • Мира Метха. Простые упражнения йоги для здоровья. — ФАИР-ПРЕСС, 2005. — 256 с. — ISBN 5-8183-0961-4 , ISBN 0-00-711620-9 .
  • , Свами Сатьянанда Сарасвати . Хатха Йога Прадипика с комментариями / пер. с англ. А.Липатова. — Минск: Ведантамала, 2007. — 664 с. — ISBN 987-3517-09-1 .
  • Классические тексты натха-сампрадайи: Горакша-вачана-санграха; Горакша-упанишада; Йога-биджа; Горакша-йога / пер. с санскрита . — К. : Ника-центр, 2007. — 120 с. — ISBN 978-966-521-440-3 .
  • Сиддха-сиддханта паддхати и другие тексты натха-йогинов / пер. с санскрита и коммент. . — М. : Международный натха-йога центр, 2009. — 278 с. — ISBN 978-5-91680-005-0 .
  • / под общ. ред. Альбедиль М.Ф. и Дубянского А.М.. — М. : Республика, 1996. — С. . — ISBN 5-250-02557-9 .
  • Николаева М. В. Философские основания современных школ хатха-йоги. — 2007. — 315 с. — ISBN 978-5-85803-348-6 , ISBN 978-5-352-02116-3 .
  • (англ.) (. Энциклопедия йоги / Пер. с англ. А. Гарькавого. — М. : ФАИР-ПРЕСС, 2002. — С. 637. — 728 с. — ISBN 5-8183-0397-7 .
  • (англ.) (. Глубинное измерение йоги / Пер. с англ. И.А. Забелиной. — М. : РИПОЛ классик, 2006. — 432 с. — ISBN 5-7905-4315-4 .

Same as Хатха-йога