Interested Article - Восточные среднерусские акающие говоры

Восточные среднерусские акающие говоры

Восто́чные среднеру́сские а́кающие го́воры — одно из двух ответвлений восточных среднерусских говоров , занимающее южную часть их территории (от северного ответвления отделено изоглоссами различения и неразличения гласных неверхнего подъёма в первом предударном слоге). Аканье в восточных среднерусских акающих говорах сближает их с южнорусским наречием .

Общая характеристика и область распространения

Восточные среднерусские акающие говоры на обеих диалектологических картах русского языка , составленных в 1915 и 1965 гг., входят в состав переходных говоров, границы говоров карты 1965 года большей частью соответствуют границам восточной группы средневеликорусских говоров на карте 1915 года (к их характерным чертам отнесены еканье , умеренное яканье , смягчение задненёбного согласного к (де[н’к’а́], ча[й’к’о]м) , формы местоимений тея́ , сея́ (тебя, себя) , тее́ , сее́ (тебе, себе)) .

Отделы восточных среднерусских акающих говоров

Характер распространения диалектных явлений в восточных среднерусских акающих говорах, находившихся длительный период времени в области междиалектных контактов русских говоров севера и юга, выражается в отсутствии большого числа собственных языковых черт, и в таком их расположении, при котором ареалы не образуют определённых сочетаний друг с другом как на всей территории акающих говоров, так и на их отдельных частях. В связи с этим восточные среднерусские акающие говоры, не имея объединяющего их местного языкового комплекса, не могут быть рассмотрены как самостоятельная группа говоров в отличие от Владимирско-Поволжской группы окающих говоров, и при отсутствии в акающих говорах локальных ярко выраженных языковых комплексов в них не могут быть выделены отдельные группы. Условное разделение акающих говоров на отделы является больше территориальным, чем собственно лингвистическим, в пределах их распространения по немногочисленным местным диалектным признакам выделяют западные говоры ( отдел А ), центральные говоры ( отдел Б ) и восточные говоры ( отдел В ). Также к восточным среднерусским акающим говорам ряд диалектологов относит чухломские говоры в окружении говоров северного наречия (совмещающих южнорусские аканье и яканье с севернорусскими чертами) .

Говоры отдела А в западной части акающих говоров по ряду черт обособляются от говоров отделов Б и В . Это связывается с территориальной и исторической близостью говоров отдела А с западными среднерусскими говорами , формированием их на территории проживания балтийского племени голядь , но при этом с сильным влиянием в процессе их формирования говоров Владимирско-Поволжской группы .

Восточные среднерусские акающие говоры размещаются к югу от Владимирско-Поволжской группы и примыкают к говорам южнорусского наречия в их северной части, занимая территории большей части Московской области (на западе, в центре и на востоке), северо-востока Рязанской области , южных районов Нижегородской области , восточной части Мордовии и северо-запада Пензенской области . Северо-западную часть Костромской области занимают чухломские говоры .

Особенности говоров

Наряду с диалектными чертами, характерными для всех восточных среднерусских говоров в целом, на территории акающих говоров также распространены некоторые черты южнорусского наречия и юго-восточной диалектной зоны , часть из которых связывает акающие говоры с южными говорами Владимирско-Поволжской группы .

Фонетика

  1. Основная черта всех восточных среднерусских акающих говоров, характерная для южного наречия русского языка , — неразличение гласных в первом предударном слоге после твёрдых согласных — аканье . (1)
  2. Неразличение гласных в первом предударном слоге после мягких согласных — умеренное яканье , еканье , иканье . (1)
  3. Совпадение гласных а и о в заударных слогах: на́д[ъ] , до́м[ъ] или на́д[а] , до́м[а] , из го́р[ъ]да , вы́с[ъ]жу , (2) го́р[а]д , вы́д[а]л и др. (3)
  4. Произношение словоформ прошедшего времени муж. рода тряс и запряг с гласным о под ударением: т[р’о]с , зап[р’о́]г . (1)
  5. Распространение на различных частях территории акающих говоров совпадений аффрикат ч и ц цоканье . Явление отсутствует в говорах отдела А . (4)
  6. Смягчение задненёбных согласных в основе существительных при образовании форм творительного пад. мн. числа: у́т[к]ими , де́н'[г]ими и т. п. (4)
  7. Распространение сочетания бм : о[бм]а́н , о[бм]е́рял и т. п. (2)
  8. Случаи смягчения губных согласных в положении перед мягкими задненёбными согласными: де́[ф']ки , ма́[м']ки и т. п. (3)
  9. Распространение слов с твёрдыми согласными н и р в сочетании с последующим ц : полоте́[нц]о , со́[н]цо ; огу[рц]ы́ , се́[рц]о и т. п. (5)
  10. Наличие гласных [ъ] или [а] , реже [и] , [у] или [о] в начале слова в позиции второго предударного слога перед сочетаниями согласных, включающих сонорные р или л : [ъ]ржано́й , [а]ржано́й , реже [и]ржано́й , [о]ржано́й , [у]ржано́й и т. п.
  11. Произношение слов хоровод , хлев и др. с начальным к : клев , крест (крестец) (названия укладки снопов), коровод и т. п. (5)

Морфология и синтаксис

  1. Распространение формы повелительного наклонения от глагола лечь : [л’аш] . (1)
  2. Наличие у некоторых глаголов II спряжения настоящего времени в личных формах ед. и мн. числа (кроме 1-го лица ед. числа) ударного гласного о в основе (наиболее последовательно в глаголах тащить и платить ): т[о́]щиш , т[о́]щим ; пл[о́]тиш , пл[о́]тим и др. (6)
  3. Наличие у глаголов возвратных частиц -с’а или -си с мягкими согласными в составах частиц: умы́л[си] , умы́л[с`а] ; бои́ш[си] , бои́ш[с`а] и т. п. (6)
  4. Распространение форм родительного пад. ед. числа с окончанием у существительных жен. рода на и основой на твёрдый согласный в сочетании с предлогом у : у жен[е́] , у ма́м'[и] и т. п. (2)
  5. Распространение указательных местоимений в винительном пад. ед. числа: тойе́ , тойо́ , тойу́ , однойе́ , однойо́ , однойу́ . (4)
  6. Совпадение безударных окончаний 3-го лица мн. числа глаголов I и II спряжения: пи́ш[ут] , но́с'[у]т и т. п. (2)
  7. Распространение форм притяжательных местоимений с обобщённым гласным и в ед. числе: с мо[и́]м , в мо[и́]м , при мо[и́]м , мо[и́]х и т. п. (4)
  8. Склонение существительных с суффиксом -ушк- ( дêдушка и др.) по типу слов женского рода: дêдушка , у дêдушки , к дêдушке и т д. (2)
  9. Распространение ударного гласного о во всех личных формах глаголов I спряжения наст. времени: нес'[о́]ш , нес'[о́]т , нес'[о́]м , нес'[о́]те и др. (5)
  10. Формы именительного — винительного пад. существительных мать и дочь , образованных без суффикса -ер , употребляемого только в косвенных пад. этих существительных. (5)
  11. Наличие гласного е в формах косвенных пад. притяжательного и возвратного местоимений жен. рода ед. числа: мой[е́]й , твой[е́]й , свой[е́]й . (5)
  12. Употребление формы винительного пад. ед. числа личного местоимения жен. рода с ударным о в окончании: йей[о́] . (5)
  13. Парадигмы глаголов наст. времени с разного типа обобщением задненёбных согласных в основе: пе[к]у́ , пе[к']о́ш , пе[к]у́т или пе[к]у́ , пе[к]о́ш , пе[к]у́т и т. д. (7)
  14. Распространение инфинитивов: несть , ити́ть (итти́ть, иди́ть) (1) .

Лексика

  1. Распространение слов, характерных для всех акающих говоров, немногочисленно, среди них отмечаются: око́сье (деревянная часть косы), напа́лок (рукоятка косы) и др. (4)
  2. Распространение слов, характерных для говоров центра, противостоящих периферийным: свекро́вь и др.(6)

Диалектные черты центральной территории

Для восточных среднерусских акающих говоров характерно наличие явлений центральной территории с некоторыми особенностями в их распространении. Во всех отделах распространены черты центра II и III типов, диалектные черты центра I типа отмечаются только на территории распространения говоров отдела А (за исключением наличия парадигмы глаголов с обобщением задненёбных согласных в основе: пе[к]у́ , пе[к']о́ш , пе[к']о́те , пе[к]у́т и т. д., характерной для периферийных говоров). Кроме этого, для всех акающих говоров характерно нерегулярное распространение таких типичных центральных явлений как:

  1. Последовательное различение аффрикат [ч'] и [ц] . Для говоров отдела Б характерной чертой является твёрдое цоканье , цокающие говоры также распространены на части территории отдела В , соседней с отделом Б.
  2. Наличие твёрдых согласных [н] в сочетании с последующим [ц] : полоте́[нц]о , со́[нц]о и т. п. Черта отсутствует в говорах отдела В.
  3. Произношение слова дупло с твёрдым [л] : дуп[л]о . Черта отсутствует в говорах отдела В.
  4. Формы дательного и предложного пад. ед. числа существительных жен. рода с окончаниями на мягкий согласный типа грязь , различающихся по месту ударения: по гр’а́зи , в гр’ази́ и т. п. Черта отсутствует во всех восточных среднерусских акающих говорах .

Примечания

  1. Захарова К. Ф., Орлова В. Г. Диалектное членение русского языка. М.: Наука, 1970. 2-е изд.: М.: Едиториал УРСС, 2004
  2. . Дата обращения: 12 ноября 2010. 9 марта 2011 года.
  3. . Дата обращения: 12 ноября 2010. Архивировано из 10 ноября 2011 года.
  4. . Дата обращения: 12 ноября 2010. 5 марта 2012 года.
  5. . Дата обращения: 12 ноября 2010. 6 ноября 2011 года.
  6. . Дата обращения: 12 ноября 2010. 17 февраля 2012 года.
  7. . Дата обращения: 12 ноября 2010. 20 января 2012 года.
  8. . Дата обращения: 12 ноября 2010. 16 ноября 2015 года.
  9. . Дата обращения: 12 ноября 2010. 24 октября 2011 года.
  10. . Дата обращения: 12 ноября 2010. 20 января 2012 года.
  11. . Дата обращения: 12 ноября 2010. 7 июня 2012 года.

См. также

Литература

  • Русская диалектология, под редакцией Р. И. Аванесова и В. Г. Орловой, М.: Наука, 1965
  • Диалектологический атлас русского языка. Центр Европейской части СССР. Вып. I: Фонетика / Под ред. Р. И. Аванесова и С. В. Бромлей. М., 1986.; Вып. II: Морфология / Под ред. С. В. Бромлей. М., 1989; Вып. III: Синтаксис. Лексика (часть 1) / Под ред. О. Н. Мораховской. М., 1996
Источник —

Same as Восточные среднерусские акающие говоры