Индейцы Бразилии
- 1 year ago
- 0
- 0
1.
Алеуты
2.
Тлинкиты
3, 4.
Инуиты
(
эскимосы
, женщина и мужчина)
5. Ковичины (район
Ванкувера
)
6.
Кроу
7.
Черноногие
8.
Оджибвеи
9, 10.
Пайюты
(женщина и мужчина)
11.
Шошоны
12.
Сиу
13.
Пауни
14.
Манданы
15.
Апачи
16.
Пуэбло
17.
Мешика
(
Мексика
)
18.
19.
Камбеба
20. 21.
Ботокуды
(мужчина и женщина)
22. 23.
Тукуна
(мужчина и женщина)
24.
25. Перуанец из
Серро-де-Паско
26. Чилиец-креол с острова
Чилоэ
27.
Кечуа
28.
Абипоны
29.
(
Боливия
)
30.
(
Аргентина
)
31.
Патагонец
32.
Арауканец
33.
Огнеземельцы
Инде́йцы — общее название коренного населения Америки (за исключением эскимосов и алеутов ). Название возникло от ошибочного представления первых европейских мореплавателей ( Христофора Колумба и других) конца XV века , считавших открытые ими заатлантические земли Индией .
По антропологическому типу индейцы принадлежат к американоидной расе . В настоящее время существует около 1 тысячи индейских народов, а в конце XV века было около 2200. Общая численность индейцев в Латинской Америке к началу 1990-х годов составляла 35-40 миллионов человек , в США в XX веке — более 1,5 миллиона , а в Канаде — 500 тысяч индейцев и 30 тысяч эскимосов .
Современные индейцы и эскимосы генетически близки жителям Азии . В частности, согласно данным генетических исследований Мичиганского университета , генотипы ряда индейских племён близки к генотипам некоторых народов Сибири. Это подтверждает гипотезу о том, что предки современных индейцев и эскимосов переселились в Америку из Азии . Одним из предполагаемых путей переселения считается так называемый « Берингийский мост » — древний широкий перешеек между Америкой и Азией на месте нынешнего Берингова пролива , исчезнувший более 12 тыс. лет назад . Исследование Y-хромосомы говорит о том, что генетическое разделение азиатского и американского населения произошло не ранее, чем 17 000 лет назад . Согласно генетическому исследованию 2018 года, число первых переселенцев из Сибири в Америку было около 250 человек . Уровень культуры первых переселенцев соответствовал позднепалеолитической и мезолитической культурам Старого Света. Расселение индейцев по обоим континентам и освоение ими новых земель тянулось многие тысячелетия.
Международная группа исследователей (в которую входили сотрудники Института цитологии и генетики СО РАН ), исследовавшая митохондриальные ДНК и Y-хромосомы современных обитателей Алтайского края, пришла к выводу, что генетической родиной первых американцев следует считать Алтай . Примерно 20—25 тыс. лет назад оттуда, по всей видимости, вышли предки индейцев, а также, вероятно, чукчей , коряков и др. Расселившись по Сибири , они добрались до Берингии и, в конечном итоге, дошли до Америки. В Y-хромосоме южных алтайцев исследователи обнаружили уникальные мутации, присутствующие в ДНК коренных американцев и известные как Y-хромосомная гаплогруппа Q1 . Большая часть индейцев имеет Y-хромосомную гаплогруппу Q1 (субклады Q1b1a2-Z780 и Q1b1a1a-M3). Минорной у индейцев является Y-хромосомная гаплогруппа C2b1a1a-P39 . 17 % индейских мужчин сегодня имеют Y-хромосомные гаплогруппы, унаследованные от европейцев (у афро-американских мужчин европейская примесь может составлять от 5 до 30 %) . Взгляд со стороны митохондриальной ДНК (исследование гаплогрупп C и D у южных алтайцев и гаплогруппы D у северных алтайцев) дал аналогичные результаты . У коренных народов Америки выявлены 5 митохондриальных гаплогрупп: C (субклады C1b, C1c, C1d, C4c, C4c1, C4c1a, C4c1b, C4c1c и C4c2), A , B , D и X .
До европейской колонизации (началась в XV веке) большинство племён Северной и Южной Америки находилось на различных стадиях общинно-родового строя: у одних господствовал материнский род ( ирокезы , мускоги , хопи , многие племена бассейна реки Амазонки и др.), у других формировался отцовский род (племена северо-запада и юго-запада Северной Америки , многие племена Южной Америки). Часть народов стояла на различных стадиях перехода от родового к классовому обществу. Индейцы Центральной и Южной Америки ( ацтеки , майя , инки ) жили уже классовыми обществами.
К началу европейской колонизации в Америке сложилось несколько культурно-исторических областей:
Средний размер семей у индейцев Северной Америки до контактов с европейцами и завоза заразных болезней оценивается в 7,5 человек . У Pamah Навахо юго-запада США рождаемость оценивается в 6,5 детей на среднюю женщину в 1844—1894 годах . Согласно исследованию 1894 года по выборке из 577 чистокровных индейских женщин старше 40 лет было в среднем по 5,9 детей на одну женщину, а по выборке из 141 женщин-полукровок старше 40 лет было в среднем 7,9 детей на одну женщину . На 2001 год рождаемость у американских индейцев составляла 1,75 СКР .
Рождаемость в традиционных мезоамериканских обществах оценивается в 55—70 рождений на тысячу населения или 8,8 детей на одну женщину, ожидаемая продолжительность жизни при рождении в 15—20 лет и скорость роста в 0,5 % за год. Такая высокая рождаемость сохранялась длительное время. Уже в 19 веке рождаемость составляла 8,5 детей на женщину в Чиапасе и Мехико, а в 1990 году не посещавшие школу мексиканские женщины имели в среднем по 7,5 детей . У Аймара Чили рождаемость оценивалась в 6,9 детей на среднюю женщину старше 45 лет в 1965—1966 годах, у Чёрных карибов в 5,4 детей на среднюю женщину в 1954—1955 годах, у Каинганг Бразилии в 6,1 детей на среднюю женщину старше 45 лет в 1958 году, у Мартинигуэ в 5,4 детей на среднюю женщину в период 1914—1928 годы, у Терена Бразилии в 5,5 детей на среднюю женщину в 1955—1960 годах, а у Яномамо Венесуэлы в 8,2 детей на среднюю женщину в 1964—1972 годах .
Индейские языки чрезвычайно раздроблены, количество известных языковых семей достигает 200. Из предлагавшихся лингвистами в различные годы макросемей индейских языков лишь немногие получили надёжную фактологическую поддержку (например, пенутийская гипотеза ). Языки на-дене стоят особняком от других индейских языков по своей грамматике и фонетике и в то же время обнаруживают сходство с енисейскими языками .
Европейская колонизация прервала естественный ход развития индейцев. Большое число индейцев Северной Америки умерли от болезней, к которым у них не было иммунитета , а также было истреблено колонизаторами, многие племена переселены из традиционных мест обитания в резервации США и Канады.
Создание поселений на восточном побережье Северной Америки в XVII веке сопровождалось опустошительными эпидемиями оспы среди индейцев и впоследствии среди колонистов, родившихся уже на американской земле . Место для создания в 1620 году Плимута (Массачусетс) — первой английской колонии в Новом Свете — было «расчищено» страшнейшей эпидемией оспы среди индейцев в 1617—1619 годах .
В середине XVI века в результате эпидемии «европейской» болезни — брюшного тифа — умерло около 15 млн ацтеков, то есть более 80 % населения Мексики на тот период .
Торговля с колонизаторами усилила конкуренцию между индейскими племенами, что привело к кровавым междоусобным бобровым войнам в XVII веке .
В 1825 году Верховный суд США в одном из решений формулирует Доктрину открытия , согласно которой право на земли «открытых» земель принадлежит тем, кто их «открыл», а коренное население сохраняет право проживания на них, но не собственности на землю. На основании данной доктрины Конгрессом США уже в 1830 году принят Закон о переселении индейцев , согласно которому индейцы Атлантического побережья были депортированы в Оклахому, где основная их масса погибла от голода и эпидемий. По официальным подсчётам Бюро переписи населения США , в Индейских войнах в период между 1775 и 1890 годами погибло 45 000 индейцев . Численность индейцев, населявших нынешнюю территорию США и Канады, сократилось с 2—4 миллионов в период до начала масштабной европейской колонизации до 200 тысяч к началу XX века. Только на крайнем севере материка местные индейцы продолжают вести традиционную полукочевую жизнь: они занимаются звероловством и сильно зависят от скупщиков пушнины . Значительная часть индейцев США была ассимилирована американцами. В Латинской Америке многие племена индейцев также были уничтожены (индейцы Вест-Индии , Уругвая , Аргентины ). Лишь незначительная часть индейцев сохранила свой культурно-бытовой уклад (в глухих районах бассейна реки Амазонки , где ныне имеется несколько десятков общин, живущих без контактов с внешним миром). В целом ряде латиноамериканских стран индейцы явились важным компонентом сложения современных наций ( мексиканцы , гватемальцы , парагвайцы , перуанцы и др.). В некоторых странах языки индейцев бытуют наряду с испанским ( кечуа — в Перу , Боливии , Эквадоре ; гуарани — в Парагвае , где он является вторым официальным языком ).
В Северной Америке проживало около 400 племён индейцев. Все они говорили на разных языках и если имели письменность, то только пиктографическую . Однако в 1826 году вождь племени чероки — Секвойя — создал слоговую азбуку чероки , а в 1828 начал издавать газету « Чероки Феникс » на языке чероки . Степные индейцы пользовались пиктографическим письмом . Также существовали межплеменные жаргоны, к которым относят общий торговый язык чикасо — « мобиле ». Некоторые племена широко пользовались «языком сигналов» или «языком жестов». Основными инструментами языка сигналов являлись условные передвижения пешком или верхом, зеркала. Для общения использовались и вампумы , которые при необходимости служили индейцам в качестве денег.
Хозяйство индейцев диктовалось условиями климата и местности, где они проживали, а также уровнем их развития. Индейцы занимались охотой, собирательством, а оседлые племена к тому же занимались земледелием. В северных районах индейцы охотились на морского зверя. С появлением европейцев на континенте у индейцев появились лошади и огнестрельное оружие, которые сделали охоту на бизонов более лёгкой и быстрой. Весьма распространённым продуктом питания являлся пеммикан , приготовлением которого занимались исключительно женщины.
Индейцы выращивали сельскохозяйственные культуры и разводили домашних животных (в первую очередь это характерно для цивилизаций Мексики и Южной Америки).
Религиозные верования индейцев в прошлом — различные родоплеменные культы ( шаманизм , культ личных духов-покровителей, пережитки тотемизма и др.). У современных индейцев эти культы сохранились лишь у племён, живущих в отдалённых и малодоступных районах Америки (бассейн р. Амазонка и др.), большинство же индейцев приняло христианство : в Южной Америке главным образом католицизм , а в Северной Америке преимущественно различные направления протестантизма .
Также встречаются и индейцы-иудеи, что в своё время дало развитие гипотезе об иудейском происхождении индейцев. Об этом упоминает Милослав Стингл в книге «Индейцы без томагавков». Одну такую индейскую отомийскую деревню (Вента Приета в Центральной Мексике) посетил Эгон Эрвин Киш и рассказал о ней в своей книге «Находки в Мексике» (« Objevy v Mexiku »), в главе «Звезда Давида над индейской деревней». Индейцы, а ещё чаще метисы (особенно в Мексике) воспринимали веру Моисееву от еврейских жителей латиноамериканских городов, когда те в пору антисемитских погромов укрывались в индейских деревнях.
Традиция изготовления керамики у индейцев как Северной, так и Центральной и Южной Америки возникла задолго до контакта с европейцами, а местные стили керамики были весьма разнообразны. При этом ни одна доколумбова культура не имела гончарного круга , что можно связать с отсутствием у индейцев колеса . По этой причине все известные археологам и этнографам виды индейской керамики вылеплены вручную с использованием ряда традиционных технологий: скульптурного моделирования, лепки по форме или каркасу, лепки из глиняного шнура, формовки лопаткой. Помимо керамических сосудов, различные индейские культуры изготавливали также глиняные статуэтки, маски, другие ритуальные предметы.
В палеоиндейский период — комплексы Ненана и Денали на Аляске (палеоарктическая традиция). Начиная с архаического периода Арктику заселяют пришедшие с более поздней волной миграции представители арктической расы : алеуты , инуиты , инупиаты и юпики .
В Центральной Америке и в области Анд ко времени европейской колонизации существовала высокоразвитая художественная культура, уничтоженная завоевателями (см. Мексика , Гватемала , Гондурас , Панама , Колумбия , Перу , Боливия , Ацтеки , Инки , Майя , Миштеки , Ольмекская культура , Сапотеки , Тольтеки ).
Искусство многочисленных племён, находившихся на стадии первобытно-общинного строя , было тесно связано с бытом и материальным производством; оно отразило наблюдения охотников, рыболовов и земледельцев, воплотило их мифологические представления и богатство орнаментальной фантазии.
Многообразны типы индейских жилищ: навесы, заслоны, куполообразные шалаши ( вигвамы лесных охотников Канады), конические палатки ( типи индейцев Великих равнин Канады и США) из жердей, крытых ветками, листьями, циновками, шкурами и т. д.; глиняные или каменные хижины в горных районах Южной Америки; общинные жилища — дощатые дома на северо-западе Северной Америки; крытые корой каркасные «длинные дома» в районе Великих озёр ; каменные или сырцовые дома-селения ( пуэбло ) на юго-западе Северной Америки.
Резьба по дереву , особенно богатая на северо-западном побережье Северной Америки (полихромные тотемные и намогильные столбы с переплетением реальных и фантастических изображений), встречается и у ряда южноамериканских племён. Широко были распространены плетение, ткачество, вышивка , изготовление украшений из перьев, керамической и деревянной утвари и фигурок. В росписях известны и фантастические изображения, и богатый геометрический орнамент, и военные и охотничьи сцены (рисунки индейцев Великих равнин на типи, бубнах , щитах , шкурах бизонов ). Самобытное искусство индейцев в ряде стран (США, Канада, Уругвай, Аргентина и др.) сегодня почти угасло; в других странах (Мексика, Боливия, Гватемала, Перу, Эквадор и др.) оно стало основой народного искусства колониального периода и нового времени.
У индейцев Центральной Америки основное место в мифологии занимали мифы о возникновении огня и происхождении людей и животных. Позднее в их культуре появились мифы о каймане — покровителе пищи и влаги и добрых духах растений, а также мифы, присущие всем видам мифологий — о сотворении мира .
Когда индейцы стали широко использовать в земледелии культуру маиса , появились мифы о верховном женском божестве — «богине с косами». У этой богини нет имени, и её название принимается лишь условно, являясь примерным переводом. Образ богини объединяет представление индейцев о духах растений и животных. «Богиня с косами» является одновременно олицетворением и земли, и неба, и жизни, и смерти.
Народы мира переняли от индейцев возделывание кукурузы (маиса), картофеля , томата , подсолнечника , маниока , какао , хлопчатника (также был известен в Индии, но индийские виды сейчас намного менее распространены), табака , перца , фасоли , арахиса , агавы , ряда видов бобовых , кабачков и других культур. Вместе с кукурузой, фасолью и тыквой некоторые народы переняли агротехнику их совместного выращивания, называемую « три сестры »
Распространение картофеля в Евразии значительно сократило голод (включая регионы, где погодные условия нестабильны или затруднено земледелие, в том числе Камчатка и Гималаи ); в дальнейшем кукуруза помогла создать стабильную кормовую базу для скота.
Индейцы разводили домашних животных, из которых ныне широко распространены домашняя индейка и морская свинка . Среди птиц, одомашненных индейцами, — мускусная утка . Они приручали попугаев ара , использовали в качестве вьючных животных и для шерсти лам и альпака (ныне разводятся, в первую очередь, ради шерсти), а также разводили несколько пород собак , некоторые из которых прекратили существование, тогда как другие продолжают культивироваться в разных странах.
Некоторые традиционные индейские культуры были вытеснены культурами Старого Света , например, ангурия — огурцом .
После фундаментальных открытий в психологии и социологии к культуре индейцев стремительно возрос интерес. Французские антропологи Леви-Брюль и Леви-Стросс через призму индейцев исследовали сознание современного человека. Карл Густав Юнг и его последователи ( Джозеф Кэмпбелл ) занимался исследованием подсознательного и архетипов на базе индейских мифов. Свою роль в популяризации индейской культуры сыграли исследователи трансперсональных состояний Гроф , Кастанеда и другие. На волне психоделической революции интерес к традиционным культурам индейцев, где широко использовались галлюциногены , существенно возрос.
Североамериканские индейцы как источник образов сильно повлияли на романтическое направление в литературе и кинематографе (см. вестерн ).
Регион | Народы |
---|---|
Субарктическая зона | кучины , коюконы , , танаина , танана , , атна , слейви , тличо , чипевайан , часть кри , инну и многие другие |
Северо-восточные леса | гуроны , ирокезы , оджибве , оттава , майами , могикане , делавары , шауни и многие другие |
Юго-восточные леса | чероки , чокто , чикасо натчез , крики , семинолы и многие другие |
Великие равнины | черноногие , шайенны , команчи , пауни , сиу , арапахо , кайова и многие другие |
Северо-западное побережье | тлинкиты , цимшианы , хайда , нутка , квакиутли , береговые сэлиши и другие |
Пустыни Юго-Запада | апачи , навахо , пуэбло ( хопи , зуни и др.), пима , папаго и другие |
Центральная Америка | майя , сапотеки , пурепеча , ацтеки , тотонаки , миштеки |
Южная Америка | инки ( кечуа , аймара ), гуарани , арауканы , чибча ( муиски ), шипибо-конибо , теуэльче , варао , ботокудо и многие другие |
По данным учёных, в период с 500 до 1300 годов нашей эры у индейского населения юго-западной части Северной Америки наблюдался рекордный для всей истории человечества уровень рождаемости .
После посещения в 1524 году залива Наррагансетт Джованни да Вераццано написал «здесь живут отцы с очень большими семьями, так как в некоторых мы видели от 25 до 30 людей» .