Interested Article - Всё в прошлом
- 2020-12-09
- 1
«Всё в про́шлом» — картина русского художника Василия Максимова (1844—1911), оконченная в 1889 году. Принадлежит Государственной Третьяковской галерее ( инв. 589). Размер полотна — 72 × 93,5 см . На картине изображены две пожилые женщины — барыня и её служанка, сидящие в весенний солнечный день у порога флигеля . На заднем плане видно основное здание усадьбы , находящееся в запущенном состоянии, с заколоченными окнами .
Идея о создании картины появилась у художника в 1866 году, когда он жил в деревне Шубино Тверской губернии . В 1880-х годах он написал ряд этюдов и эскизов для будущего полотна . Над самой же картиной Максимов работал в 1888—1889 годах в расположенной на берегу реки Волхов усадьбе Любша, которая в 1885 году по наследству перешла к его жене Лидии Александровне .
Работа над картиной была закончена в начале 1889 года. Полотно экспонировалось на 17-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), открывшейся в феврале 1889 года в Санкт-Петербурге . Картина Максимова «имела исключительный успех» : критик Владимир Стасов писал, что «это тема, чудесно взятая и чудесно переданная» , а художник Василий Поленов отмечал «изумительно правдивые и живые» фигуры барыни и служанки .
После написания картины «Всё в прошлом» у Максимова более не было произведений такого уровня. Чтобы заработать на жизнь себе и своей семье, он многократно повторял эту картину, которая пользовалась популярностью у покупателей, — всего было написано более 40 авторских повторений .
Отмечая большое мастерство, с которым в картине «Всё в прошлом» раскрыта тема распада «дворянских гнёзд», искусствовед Александр Замошкин писал, что после создания этого произведения Максимов «по праву занял место в первом ряду новеллистов русской живописи девяностых годов » . По словам искусствоведа , художник «создал полотно глубокого общественного смысла и большой художественной выразительности», которое стало «символом уходящей пореформенной России» .
История
Предшествующие события и работа над картиной
С 1863 года Василий Максимов учился в Академии художеств в Санкт-Петербурге , а в 1866 году переехал в деревню Шубино , расположенную в Корчевском уезде Тверской губернии , где работал учителем рисования в имении графов Голенищевых-Кутузовых . На художника произвела большое впечатление богатая обстановка графской усадьбы, наряду с рассказами о былом величии и о том, что теперь всё идёт к упадку . По словам его дочери Ариадны Максимовой-Скалозубовой, именно там, в Шубино, в 1866 году у Василия Максимова «зародилась мысль о картине „Всё в прошлом“, которую он вынашивал почти 30 лет» .
В тех же краях Максимов познакомился со своей будущей женой — Лидией Александровной, дочерью статского советника (впоследствии действительного статского советника ) Александра Александровича Измайлова и его жены Надежды Константиновны Измайловой, которой принадлежала небольшая усадьба Любша, расположенная недалеко от Старой Ладоги , на берегу реки Волхов (в настоящее время место, где располагалась усадьба, входит в состав деревни Сельцо-Горка ). Максимов, по его собственным воспоминаниям о Лидии Александровне, «полюбил эту дивную девушку, полюбил страстно, свято». Они обвенчались 29 января 1868 года .
Александр Александрович Измайлов скончался в 1877 году , а в 1885 году умерла Надежда Константиновна, и семья Максимовых получила от неё по наследству усадьбу Любша. Ариадна Максимова-Скалозубова писала: «Любша — это маленькая усадьба на правом, крутом берегу Волхова. Старый дом с черёмухами под окнами. Большой запущенный сад спускался с горы к берегу, обнесённый обломками плит и частоколом, с глубоким колодцем внизу сада, под тенью вековых елей, с липовой аллеей, кустами сирени, роз и акаций, малины, крыжовника, смородины» . Сад этой усадьбы и послужил декорацией для картины, задуманной много лет назад, а прототипом барского дома стал соседний дом, принадлежавший помещице Богдановой. Этот дом изображён на этюде, который, по-видимому, был создан художником в начале 1880-х годов, а впоследствии находился в собрании А. В. Максимовой -Скалозубовой .
Первый живописный эскиз к будущей картине появился в 1885 году, а в последующие два года Максимов был занят обустройством усадьбы . К 1887 году была закончена постройка жилых комнат и мастерской художника, которая также располагалась в усадебном доме. В том же году Максимов отпраздновал новоселье, а вскоре написал картину на связанный с этим сюжет, которая так и называлась — «Новоселье» (ныне в Музее Орсе ). По-видимому, после её окончания художник принялся за создание нового полотна — «Всё в прошлом», над которым он работал в 1888 и 1889 годах .
В письме к художнику Илье Остроухову от 5 декабря 1895 года Максимов так рассказывал о создании картины «Всё в прошлом»: «Дом и весь пейзаж мною сочинены были раньше, чем я обработал фигуры, над поворотами которых я долгонько мозговал и додумался только уже в самой картине, обрабатывая её углём. Костюм весь и вся обстановка были у меня в запасе как наследие моей тёщи, франтихи-профессорши сороковых годов » . Для картины Максимов написал ряд пейзажных этюдов. Среди его работ, относящихся к этому времени, — «Закатный пейзаж» (1888), который находился в Третьяковской галерее, а затем через Государственный музейный фонд был передан в Златоустовский городской краеведческий музей .
В письме к Павлу Третьякову от 14 января 1889 года Максимов употреблял для своей новой картины название «Забытая усадьба» — он писал: «С радостью жду посещения моей утлой мастерской собратьями по кисти, что-то скажут о моей „Забытой усадьбе“?» Но три месяца спустя, в письме к Третьякову от 8 апреля 1889 года, Максимов уже использовал название «Всё в прошлом», которое так и закрепилось за этой картиной .
17-я передвижная выставка и последующие события
Картина «Всё в прошлом» была закончена в начале 1889 года. Она экспонировалась на 17-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников») , открывшейся 26 февраля 1889 года в Санкт-Петербурге, а в апреле того же года переехавшей в Москву . Петербургская часть выставки проходила в доме Боткиной на Сергиевской улице (ныне улица Чайковского ), а московская — в здании Московского училища живописи, ваяния и зодчества . В том же году картина была приобретена у автора Павлом Третьяковым . В мае 1889 года 17-я передвижная выставка продолжила своё путешествие по другим городам Российской империи , которое завершилось в начале января 1890 года. За это время выставка побывала в Астрахани (в мае), Саратове (в июне), Харькове (в сентябре), Полтаве (в октябре), Одессе (в ноябре) и Киеве (в декабре — январе) .
Полотно «Всё в прошлом» было единственным произведением Максимова, представленным на выставке , и оно получило хорошие отзывы зрителей и критиков . В письме к жене Наталье Васильевне от 21 февраля 1889 года художник Василий Поленов писал: «Максимов написал картину, называется „Всё в прошлом“. Старушка помещица сидит и мечтает у крыльца балкона в старом кресле <…>, а её ключница сидит на приступке и вяжет. Чудесные две фигуры, изумительно правдивые и живые» . Положительно отозвался о новой картине Максимова и художественный критик Владимир Стасов , опубликовавший обзорную статью о передвижной выставке «Наши передвижники нынче», появившуюся в апреле 1889 года в журнале « Северный вестник » . Тем не менее не все отзывы были однозначно положительными — в частности, в статье, опубликованной в журнале « Русская мысль » (майский выпуск 1889 года), писатель Митрофан Ремезов называл картину Максимова «слабой по исполнению», отмечая, что в этом конкретном случае «содержательность произведения в значительной мере искупает некоторые недостатки исполнения» .
После написания картины «Всё в прошлом» у Максимова более не было произведений такого уровня . Чтобы свести концы с концами, он многократно повторял эту картину, которая всё ещё пользовалась популярностью, — всего было написано 42 авторских повторения . Обсуждая причины, по которым авторские варианты картины «Всё в прошлом» были более популярны, чем повторения других картин Максимова, искусствовед писал, что «объяснялось это, видимо, её поэтически рассказанной темой, встречавшей отзвук в душе каждого зрителя и будившей у многих воспоминания о прошлом, о своей молодости, о прожитой жизни» .
По словам Ариадны Максимовой-Скалозубовой, в начале 1930-х годов полотна « Бабушкин сад » Василия Поленова и «Всё в прошлом» Василия Максимова экспонировались в Третьяковской галерее с дополнительной «позорной» надписью «Дворянская реакционная живопись». Рассматривая это как «несправедливое, грубое очернение её отца — художника-демократа», Максимова-Скалозубова рассказывала о появившемся у неё в то время наивном желании накопить денег и выкупить отцовскую картину из галереи .
Впоследствии картина «Всё в прошлом» экспонировалась на ряде выставок, проходивших как в СССР и России, так и в других странах Европы, Азии и Северной Америки. В 1971—1972 годах полотно принимало участие в выставках «Передвижники в Государственной Третьяковской галерее» (Москва) и «Бытовая живопись передвижников» (Ленинград, Киев , Минск ), приуроченных к столетию ТПХВ . В 1972—1973 годах оно экспонировалось на проходившей в Баден-Бадене , Праге , Дортмунде и Братиславе выставке «Русский реализм», в 1973—1974 годах — на выставках русского искусства в Бухаресте и Варшаве , в 1981 году — на организованной в Алма-Ате выставке «Русское реалистическое искусство второй половины XIX века из собрания ГТГ », в 1986—1987 годах — на проходившей в Вашингтоне , Чикаго , Бостоне и Лос-Анджелесе выставке произведений из собраний ГТГ и ГРМ , а в 1990 году — на выставке произведений русских художников в Касаме и Саппоро . Картина также была одним из экспонатов выставки «Русская жизнь», состоявшейся в октябре — декабре 2020 года в Челябинске .
Описание
На переднем плане изображены две пожилые женщины — барыня и её служанка- наперсница . Они расположились у порога флигеля , а основное здание усадьбы находится на заднем плане — в запущенном состоянии, с заколоченными окнами. Вокруг него — засохшие деревья, а там, где когда-то были разбиты клумбы, лежат кучи сушняка. У флигеля распустился куст сирени , в тени которого и сидят в этот весенний солнечный день барыня и служанка . Тема, выбранная художником, перекликается с мотивами полотен Ивана Крамского «Осмотр старого дома» (1874, ГТГ ) и Василия Поленова « Бабушкин сад » (1878, ГТГ) , а также написанной в 1903 году пьесы Антона Чехова « Вишнёвый сад ». Срубленное старое дерево и чахлая молодая поросль «воспринимаются как своеобразная метафора , напоминающая о вымирании „дворянских гнёзд“» .
Барыня сидит в мягком кресле с задумчивым видом, с полузакрытыми глазами. В её вальяжной позе видна благородная стать, сохранившаяся несмотря на её преклонный возраст. На голове у неё белоснежный чепец, на руках — золотые перстни , на ногах — мягкие домашние туфли . Она одета в платье с нарядным бантом и бархатную тальму , отделанную мехом . В опущенной руке она держит лорнет . Под её ноги подложена подушка, рядом с которой примостился спаниель , тоже старый, собачья жизнь которого тоже в прошлом . По сравнению с эскизом, в картине образ барыни стал сложнее. По-видимому, она вспоминает что-то из своей прошлой жизни, при этом «она полна сознания своего былого достоинства» — «перед нами барыня, когда-то властная и жестокая». Для её образа Максимову позировала его невестка Варвара — жена его брата Алексея. Художник уже работал с ней ранее: за четверть века до этого она послужила моделью для матери в картине «Больное дитя» (1864) , а также позировала для полотна «Бабушкины сказки» (1867) .
Служанка расположилась на приступке. Художник изобразил её как простую деревенскую старушку-крестьянку. Она одета в пёструю юбку и кофту, поверх которой повязан тёмный фартук. На её голове — атласный платочек. Она и сейчас не перестаёт трудиться — сосредоточенно вяжет чулок , глубоко задумавшись и предавшись воспоминаниям. По всей видимости, одинокая женщина добровольно осталась доживать свой век рядом со своей госпожой. По словам искусствоведа Маргариты Чижмак, «словно неслучившимся женским счастьем — „обручальным кольцом“ — перекинута через её безымянный палец шерстяная нитка недовязанного чулка белого цвета, символизирующего непорочность» .
Фрагменты картины «Всё в прошлом»
Между барыней и служанкой находится накрытый расшитой скатертью столик, на котором стоит дорогая фарфоровая посуда, оставшаяся от былых времён . Рядом со служанкой находится старомодный медный самовар , на конфорке которого подогревается кофейник. Внешний вид самовара обсуждался в переписке Василия Максимова и Павла Третьякова; в частности, в письме от 11 апреля 1889 года Третьяков писал: «Летом на воздухе нужно Вам сделать этюд самовара, только действительно старинного, а после, зимой как-нибудь, вписать его в картину. Я её могу Вам привезти тогда» .
Художник искусно показывает контраст между двумя женщинами, которые принадлежат к различным социальным типам, представляющим разные классы старой деревни . В частности, этот контраст подчёркивается чашками, из которых они пьют чай, — изящная фарфоровая чашка с позолотой у барыни и массивная кружка у служанки, которая стоит на ступеньке рядом с ней . По-видимому, она не смеет поставить чашку на тот столик, которым пользуется барыня .
Значительную роль в композиции полотна играет пейзаж . По мнению искусствоведа Алексея Леонова, картина «Всё в прошлом» свидетельствует о том, каких успехов достиг художник в пейзажной живописи: «Как просветлела палитра , как насытилась она свето-воздушными тональностями, как хорошо написана сирень в тени и как залит солнцем старый, забитый барский дом!» . В то же время искусствовед Софья Гольдштейн отмечала, что в этом произведении Максимова не находят органического претворения завоёванные к тому времени русским искусством принципы пленэра . По словам Гольдштейн, «стремясь к передаче свето-воздушной среды, к более цельному и связному восприятию натуры, он [Максимов], вместе с тем, приходит и к излишней пестроте и цветистости, заметной и в фигурах, и, особенно, в пейзаже» . Критиковал пейзажную составляющую полотна и художник Василий Поленов — в письме к жене от 21 февраля 1889 года он писал, что Максимов «чувствует форму, зато пейзаж, т. е. вдали разрушенное прежнее величие, — плохо до наивности» .
Эскизы и повторения картины
Сохранился один из ранних графических эскизов картины, датированный 1868 годом, — он находится в частном собрании в Москве. Несколько живописных и графических эскизов находятся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге . Кроме этого, есть эскизы этой картины и в частном собрании, ранее принадлежавшем А. В. Максимовой-Скалозубовой (деревня Самарово Тюменской области ) .
В монографии искусствоведа , посвящённой творчеству Василия Максимова, подробно обсуждается эскиз 1885 года (холст, масло, 21,2 × 26,2 см ) , который в 1895 году был послан Максимовым художнику Илье Остроухову . В письме к Остроухову от 5 декабря 1895 года Максимов писал: «Цену назначил для тебя 25 рублей, и, буде эскиз тебе не надобен, не нравится, продай его дороже, за что я тебе скажу спасибо; но, друг мой, мне было бы приятней, чтобы ты его удержал у себя, так как этот эскиз единственный, по которому я работал свою картину». Впоследствии этот эскиз перешёл из коллекции Ильи Остроухова в собрание Третьяковской галереи , а затем был передан в собрание Ивановского областного художественного музея ( инв. ЖР-170 , ныне датируется 1888 годом) .
В Тюменском музее изобразительных искусств хранится этюд к картине «Всё в прошлом» (1880-е, холст на картоне, масло, 31 × 34,5 см , инв. ИК-990), на котором изображён дом с мезонином и крыльцом . Ранее этот этюд находился в собрании А. В. Максимовой-Скалозубовой . По-видимому, этот этюд, на котором изображён дом помещицы Богдановой, был написан Максимовым в начале 1880-х годов. Этюд плохо сохранился, в некоторых местах осы́палась краска. Вероятно, по этой причине холст был снят с подрамника и наклеен на картон .
Существует ряд одноимённых авторских повторений картины «Всё в прошлом». Одно из них, выполненное в 1890-х годах, принадлежит коллекции Национального художественного музея Белоруссии . В Государственной Третьяковской галерее находится уменьшенное повторение картины (1900, картон, масло, 27 × 35,5 см , инв. Ж-1752), которое поступило в 1973 году от Октябрьского райфинотдела города Москвы (возможно, ранее оно было в коллекции А. П. Лангового ) . В Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге тоже есть авторское повторение картины «Всё в прошлом», исполненное в половину величины оригинала (1890-е, картон, масло, 37,5 × 45,9 см , инв. Ж-12061, поступило в 2000 году как дар от петербургских коллекционеров Якова Ржевского и Иосифа Ржевского ) .
Кроме этого, авторские повторения картины есть в Архангельском музее изобразительных искусств (1904, холст или картон, масло, 33,5 × 47,5 см , инв. Ж-1445) , Кисловодском мемориальном музее-усадьбе художника Н. А. Ярошенко (бумага, картон, дерево, масло, 20 × 27,5 см , инв. Ж-244) , Курской государственной картинной галерее имени А. А. Дейнеки (1902, картон, масло, 20,9 × 25,6 см , инв. Ж-1414 ) , Владимиро-Суздальском историко-художественном и архитектурном музее-заповеднике (холст, масло, 69,5 × 93,5 см , инв. Ж-1143 ) , Чувашском государственном художественном музее (1897, холст, масло, 23,5 × 28 см , инв. КП-2432 ) и других собраниях .
В Государственной Третьяковской галерее есть реплика картины, выполненная сепией на бумаге (1895, 34 × 47 см , инв. 7291) . Ещё одна авторская сепия хранится в Государственном Русском музее (1895, 34,3 × 45 см ) .
Отзывы
В статье «Наши передвижники нынче», вышедшей в 1889 году в апрельском номере журнала « Северный вестник », художественный критик Владимир Стасов дал высокую оценку картине «Всё в прошлом». По его мнению, это полотно «представляет крупную единицу» в истории творчества Максимова, и оно стало самым значительным достижением художника со времени написанной в 1875 году картины « Приход колдуна на крестьянскую свадьбу » . Обсуждая сюжет картины — «проживающая последние годы своей жизни старуха-помещица, которая протянулась на кресле в саду и которую грызут воспоминания прошлого», Стасов отмечал, что «это тема, чудесно взятая и чудесно переданная» . На основании своих впечатлений от картины Стасов пришёл к такому выводу: «Максимов не потух и не стушевался. В нём ещё добрый запас ощущения русской жизни. Он, наверное, сделает ещё много хорошего. Даже колорит его получил живость и изящество» .
Художник Яков Минченков в своих «Воспоминаниях о передвижниках» отмечал, что из всех произведений Максимова «наибольшую популярность в обществе получила его картина „Всё в прошлом“». Минченков писал: «И надо согласиться, что картина глубоко прочувствована и передаёт определённую эпоху. В угасающей старой помещице, доживающей последние дни свои в бедной крестьянской обстановке, прекрасно выражено воспоминание о прежней широкой и роскошной помещичьей жизни». Минченков с сожалением отмечал, что эта картина эта «явилась лебединой песнью в творчестве Василия Максимовича» .
Называя картину «Всё в прошлом» «новеллой», искусствовед Александр Замошкин писал, что её тема — «распад „дворянских гнёзд“ в условиях жизни пореформенной России» — раскрыта Максимовым с большим мастерством. По его словам, картина написана «светло и звучно», в ней всё очень тонко рассказано — в частности, чрезвычайно убедительно показана «связь двух основных психологических мотивов». Замошкин отмечал, что образ старой барыни напоминает Арину Петровну Головлёву из романа Михаила Салтыкова-Щедрина « Господа Головлёвы », при этом образ другой женщины «также дан превосходно», «в нём так много русской доброты и теплоты». По мнению Замошкина, после создания этого произведения Максимов «по праву занял место в первом ряду новеллистов русской живописи девяностых годов » .
Искусствовед отмечал, что, подчёркивая социальное неравенство двух старых женщин — барыни и служанки, Максимов «не упустил ни одной существенной детали, чтобы не заставить её служить поставленной себе художественной цели» . По словам Леонова, картина Максимова «имела исключительный успех» — художник «создал полотно глубокого общественного смысла и большой художественной выразительности», которое стало «символом уходящей пореформенной России» .
Искусствовед писала, что картина «Всё в прошлом» занимает исключительное место в творческом наследии Максимова и по праву считается «одним из самых задушевных произведений в ряду полотен „передвижников“» . По словам Чижмак, за время, прошедшее с момента написания картины, она не потеряла своего обаяния и «предстаёт в залах Третьяковской галереи дивной „повестью“ о помещичьей России с её героями, укладом жизни и нравами» .
Комментарии
- Для датировки событий, происходивших в Российской империи, используется юлианский календарь («старый стиль»).
Примечания
- ↑ , с. 422.
- (HTML). Государственная Третьяковская галерея — www.tretyakovgallery.ru. Дата обращения: 29 августа 2020. 28 октября 2020 года.
- ↑ , с. 280.
- ↑ , с. 275—276.
- ↑ , с. 282.
- ↑ , с. 17—18.
- ↑ , с. 251.
- ↑ , с. 40.
- ↑ , с. 29.
- , с. 418.
- , с. 54—55.
- , с. 404.
- ↑ , с. 74.
- , с. 4—5.
- / В. И. Саитов . — СПб. : Типография М. М. Стасюлевича , 1912. — Т. 2 (Д—Л). — С. 259. — 727 с. 6 июля 2020 года.
- , с. 271.
- ↑ , с. 75.
- , с. 272.
- , с. 65.
- , с. 18.
- Г. П. Стерликова , Ю. М. Аитова . (HTML). Волховские огни — volhovogni.ru (28 января 2016). Дата обращения: 16 октября 2021. 16 октября 2021 года.
- (HTML). Musée d’Orsay — www.musee-orsay.fr. Дата обращения: 16 октября 2021. 18 октября 2021 года.
- ↑ , с. 278.
- , с. 277.
- (HTML). Златоустовский городской краеведческий музей — zlatmuseum.ru. Дата обращения: 15 января 2017. 19 декабря 2016 года.
- , с. 276.
- , с. 419.
- ↑ , с. 629.
- , с. 3.
- ↑ , с. 68.
- ↑ , с. 192.
- ↑ , с. 309.
- ↑ , с. 291.
- , с. 241.
- , с. 471.
- , с. 472.
- , с. 473.
- (HTML). regnum.ru. Дата обращения: 9 октября 2021. 9 октября 2021 года.
- , с. 65.
- , с. 102.
- ↑ , с. 73.
- ↑ , с. 19.
- , с. 26.
- , с. 297.
- ↑ , с. 423.
- ↑ , с. 338.
- (HTML). Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации — goskatalog.ru. Дата обращения: 9 октября 2021. 22 июня 2019 года.
- (HTML). Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации — goskatalog.ru. Дата обращения: 10 октября 2021. 22 июня 2019 года.
- , с. 146.
- (HTML). Культура.РФ — ar.culture.ru. Дата обращения: 9 октября 2021. 9 октября 2021 года.
- (HTML). Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации — goskatalog.ru. Дата обращения: 9 октября 2021. 22 июня 2019 года.
- (HTML). Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации — goskatalog.ru. Дата обращения: 9 октября 2021. 22 июня 2019 года.
- (HTML). Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации — goskatalog.ru. Дата обращения: 9 октября 2021. 22 июня 2019 года.
- (HTML). Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации — goskatalog.ru. Дата обращения: 9 октября 2021. 22 июня 2019 года.
- (HTML). Чувашский государственный художественный музей — artmuseum.ru. Дата обращения: 15 октября 2021. 18 октября 2021 года.
- , с. 341.
- , с. 339.
- , с. 17.
- , с. 18.
- .
- , с. 73—74.
Литература
- Алдонина Р. П. Василий Максимов. — М. : Белый город , 2007. — 48 с. — (Мастера живописи). — ISBN 978-5-7793-1220-2 .
- Васильева-Шляпина Г. Л. Изобразительное искусство. — М. : Академический проект и Фонд «Мир», 2007. — 528 с. — ISBN 978-5-8291-0874-8 .
- Гольдштейн С. Н. Развитие бытового жанра в 1870—1880-е годы // История русского искусства / И. Э. Грабарь , В. С. Кеменов , В. Н. Лазарев . — М. : Наука , 1965. — Т. 9, кн. 1 . — С. 300—361.
- Гомберг-Вержбинская Э. П. Передвижники. — Л. : Искусство , 1970. — 236 с.
- Замошкин А. И. В. М. Максимов. — М. : Издательство Государственной Третьяковской галереи, 1950. — 32 с. — (Очерки по истории русской живописи второй половины XIX века).
- Лазуко А. К. Василий Максимов. — Л. : Художник РСФСР , 1982. — 80 с. — (Массовая библиотека по искусству).
- Леонов А. И. Василий Максимов. Жизнь и творчество. — М. : Искусство , 1951. — 347 с.
- Метёлкина А. Г. Максимов Василий Максимович // Русские живописцы XVIII—XIX века. Биографический словарь / Е. Ф. Петинова. — СПб. : Азбука-Классика , 2008. — С. 404—406. — ISBN 978-5-91181-923-1 .
- Минченков Я. Д. Воспоминания о передвижниках. — Л. : Художник РСФСР , 1965. — 360 с.
- Поленов В. Д. Письма, дневники, воспоминания / Е. В. Сахарова . — М. : Искусство , 1950. — 520 с.
- Ремезов М. Н. ( М. Анютин ). // Русская мысль . — 1889. — № 5 . — С. 188—201 (2-я пагинация ) .
- Рогинская Ф. С. Товарищество передвижных художественных выставок. — М. : Искусство , 1989. — 430 с.
- Станкевич Н. И. Сергей Арсеньевич Виноградов. — М. : Искусство , 1971. — 151 с.
- Стасов В. В. Статьи и заметки, публиковавшиеся в газетах и не вошедшие в книжные издания. — М. : Издательство Академии художеств СССР, 1954. — Т. 2.
- Чижмак М. С. Дивная повесть о минувшем. Картина В. М. Максимова «Всё в прошлом» // Русское искусство . — 2015. — № 2 . — С. 72—75 .
- В. Максимов. — М. : Де Агостини , 2011. — Т. 47. — 32 с. — (50 художников — шедевры русской живописи).
- Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук , Л. И. Иовлева . — М. : Красная площадь, 2001. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 1, А—М. — 528 с. — ISBN 5-900743-56-X .
- Государственный Русский музей — каталог собрания / Г. Н. Голдовский , В. А. Леняшин . — СПб. : Palace Editions, 2016. — Т. 6: Живопись второй половины XIX века (К—М). — 176 с. — ISBN 978-5-93332-565-9 .
- / Н. П. Собко . — СПб. : Типография М. М. Стасюлевича , 1889. — 48 с.
- Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия / А. П. Горкин (гл. ред.). — М. : Росмэн , 2007. — Т. 3 (Л—П). — 296 с. — ISBN 978-5-353-02798-0 .
- Товарищество передвижных художественных выставок. Письма, документы. 1869—1899 / В. В. Андреева , М. В. Астафьева , С. Н. Гольдштейн , Н. Л. Приймак . — М. : Искусство , 1987. — 668 с.
Ссылки
- в базе данных проекта « Моя Третьяковка »
- (HTML). www.art-catalog.ru. Дата обращения: 16 июля 2021. 4 марта 2016 года.
- 2020-12-09
- 1