Женщины на празднике Фесмофорий
- 1 year ago
- 0
- 0
«Фри́на на пра́зднике Посейдо́на в Элевзи́не» — гигантская по размерам картина польского и русского художника-академиста Генриха Семирадского (1843—1902), завершённая в 1889 году. Хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге ( инв. Ж-5687). Размер — 390 × 763,5 см . Сюжет полотна основан на сказании о древнегреческой гетере Фрине , жившей в IV веке до н. э. Поверив в божественность своей красоты, Фрина решила бросить вызов богине любви Афродите : во время праздника Посейдона , проходившего в Элевзине , она сбросила свою одежду и на глазах у всех спустилась к морю . Иногда в названии картины употребляется другая транскрипция названия города — Элевсин . Также встречается более короткий вариант названия — «Фрина на празднике Посейдона» .
Работа над полотном была завершена в начале 1889 года, и оно было представлено публике на персональной выставке Семирадского, которая проходила в рафаэлевском зале Академии художеств в Санкт-Петербурге . Прямо с выставки картина была приобретена императором Александром III . Она находилась в Русском отделе Эрмитажа , а в 1897 году была передана в собрание Русского музея .
Писатель Митрофан Ремезов отмечал, что картина Семирадского «написана мастерски» и производит сильное впечатление на зрителя, который, сливаясь с движущейся толпой, «как бы сам попадает на эллинский праздник и присутствует при торжестве красоты Фрины» . Художественный критик Владимир Стасов писал, что картина в целом «в высшей степени холодна и равнодушна» , но при этом относил к её хорошим сторонам «превосходно написанный пейзаж» . Подтверждая, что пейзаж является одним из несомненных достоинств полотна, искусствовед Татьяна Карпова отмечала, что изображение ряда фигур «возвращает к общим местам академической рецептуры », в результате чего «картина производит впечатление большого декоративного панно » .
В 1870 году Генрих Семирадский завершил свою учёбу в Академии художеств в Санкт-Петербурге и получил большую золотую медаль, которая давала право на шестилетнюю пенсионерскую поездку за границу . Художник начал своё путешествие в августе 1871 года , с мая 1872 года он жил и работал в Риме . В 1873 году Семирадский завершил работу над крупноформатной картиной « Грешница » , а в 1876 году — над гигантским по размеру полотном « Светочи христианства. Факелы Нерона » . До 1877 года он находился в Италии в качестве пенсионера Академии художеств, а затем решил не возвращаться в Россию и остался жить в Риме . В 1883 году было завершено строительства дома Семирадского, расположенного на Via Gaeta , 1. Там же находилась мастерская, в которой он работал над последующими картинами .
Когда Семирадский начинал работу над картиной «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине» в конце 1886 года, он спрашивал у конференц-секретаря Академии художеств :
«Не знаю до сих пор, примет ли Россия официально участие в парижской Всемирной выставке ? (…) На всякий случай готовлю большую картину, крупнее Нероновых светочей. Сюжет её — Фрина, являющаяся в роли Афродиты во время празднеств Посейдона в Элевзине. Давно я мечтал о сюжете из жизни греков, дающем возможность вложить как можно больше классической красоты в его представление. В этом сюжете я нашел громадный материал! Солнце, море, архитектура, женская красота и немой восторг греков при виде красивейшей женщины своего времени, — восторг народа-художника, ни в чём не похожий на современный цинизм обожателей кокоток . Картина уже подмалёвана .
Сюжеты, связанные с Фриной, были популярны у художников XIX века — к тому времени её уже изобразили на своих полотнах Фредерик Лейтон , Уильям Тёрнер , Жан Жак Прадье , Гюстав Буланже , Джеймс Уистлер и Жан-Леон Жером . Возможно, что словами про «обожателей кокоток» Семирадский намекал на картину Жерома « Фрина перед ареопагом » (1861), которую критики обвиняли в чрезмерном «смаковании наготы» . Отталкиваясь от картины Жерома, Семирадский хотел создать чувственное произведение, которое было бы эротическим, но оставалось бы при этом в рамках приличий . Художник работал над полотном в своей мастерской в Риме . В одних источниках утверждается, что в процессе работы над картиной Семирадский специально ездил в Грецию и посещал Элевзин , а в других — что он никогда не был в Греции .
Картина «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине» была готова зимой 1889 года и впервые выставлена в рафаэлевском зале Академии художеств в Санкт-Петербурге . Поскольку Семирадский беспокоился о том, что недостаток света может приглушить богатство красок картины, он позаботился о дополнительном искусственном освещении: все окна в зале были наглухо закрыты плотной чёрной материей, так что зрители находились в полумраке, а наверху были установлены четыре скрытые от глаз присутствующих электрические лампы, которые ярко освещали картину, находившуюся в глубине помещения . Вместе с «Фриной» на выставке были показаны другие картины Семирадского — «По примеру богов», «Перед купанием», «Искушение святого Иеронима» и «У фонтана» .
Выставка имела большой успех и привлекла тысячи посетителей — по некоторым данным, её посетило более 30 тысяч человек . Творчеству Семирадского был посвящён специальный выпуск « Правительственного вестника », где, в частности, даже утверждалось, что новая картина художника стала «блестящим доказательством того, что ложно-реальное направление в искусстве, одно время нашедшее себе отклик в нашем обществе, недолго устояло в борьбе с провозвестниками вечных начал изящного и вскоре, вероятно, сделается достоянием истории как одна из особенностей современной культуры» . В письме к Марии Киселёвой от 17 февраля 1889 года Антон Чехов писал, с иронией отзываясь о популярности своей пьесы « Иванов »: «В Петербурге теперь два героя дня: нагая Фрина Семирадского и одетый я» .
После этой выставки Академия художеств назначила Семирадского внештатным членом совета академии, выразив тем самым своё признание заслуг художника. Его картины «Фрина на празднике Посейдона» и «По примеру богов» были прямо с выставки приобретены императором Александром III ; за «Фрину» Министерство императорского двора выплатило 30 000 рублей . Весной 1889 года «Фрина» была показана в Историческом музее в Москве . По условиям покупки, картины Семирадского были отправлены в турне по ряду европейских городов — в частности, в 1890 году «Фрина» с успехом экспонировалась в Вене .
Утверждается, что именно при покупке «Фрины» Александр III впервые публично высказал своё намерение основать в Петербурге музей русского искусства . В то же время, согласно «легенде», неоднократно упоминавшейся в изданиях, посвящённых истории Русского музея , окончательное решение императора о его создании было связано с приобретением картины Ильи Репина « Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых » с 17-й выставки передвижников , открывшейся в том же 1889 году .
Успех «Фрины» был с ревностью воспринят передвижниками, один из которых, Григорий Мясоедов , так писал критику Владимиру Стасову : «Я вижу, что в основании Русского музея лежит картина Семирадского, разве это русская картина?..» Полагают, что в действиях Александра III , который сделал заявление о создании музея именно при покупке «Фрины», созданной художником польского происхождения, был и политический контекст: тем самым он подчёркивал то, что является главой многонациональной империи, в которой люди разных национальностей должны иметь равные права . Кроме того, приобретение «Фрины» могло быть связано с пропагандой классического образования в России, которое пользовалось активной поддержкой со стороны правительства .
В 1893 году полотно «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине» экспонировалось в русском отделе Всемирной выставки в Чикаго , вместе с другой картиной Семирадского — «Христос у Марфы и Марии» . Император разрешил вывезти в Чикаго только два принадлежавших ему полотна — «Фрину» Семирадского и « Запорожцев » Репина ; оба произведения привлекли большой интерес публики .
Картина находилась в Русском отделе Эрмитажа , а затем, при образовании Русского музея, в 1897 году была передана в его коллекцию . В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона было указано, что картина «Фрина на празднике Посейдона» находится в Музее императора Александра III (так до 1917 года назывался Русский музей), а также, что это произведение, «превосходящее своей величиной „ Светочи Нерона “, ещё более распространило известность художника: оно доставило ему звания члена Туринской академии и корреспондента Французского института » . Поскольку самого́ Александра III к 1897 году уже не было в живых (он скончался в 1894 году), полотно рассматривается как дар его сына Николая II .
В настоящее время картина «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине» выставляется в зале № 21 Михайловского дворца , где, кроме неё, находятся « Христианские мученики в Колизее » Константина Флавицкого и « Смерть Нерона » Василия Смирнова .
С 20 декабря 2017 года по 2 апреля 2018 года картина «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине» экспонировалась в корпусе Бенуа Государственного Русского музея на выставке «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме», приуроченной к 175-летию со дня рождения Семирадского . Она также входила в число экспонатов выставки «Генрих Семирадский. По примеру богов», проходившей с 28 апреля по 3 июля 2022 года в Новой Третьяковке на Крымском Валу .
Сюжет картины был взят художником из книги « Пир мудрецов » (или «Пирующие софисты») древнегреческого автора Афинея Навкратийского , создававшего свои произведения на рубеже II—III веков нашей эры . В сочинении Афинея информация о Фрине была собрана в разделе «Из рассуждения грамматика Мирсила о знаменитых женщинах» .
Фрина — известная своей красотой гетера , жившая в IV веке до нашей эры в городе Мегары . В переводе с греческого её имя означает «белокожая». В частности, она служила натурщицей для древнегреческого скульптора Праксителя , создавшего по её образу знаменитую скульптуру « Афродита Книдская », а также позировала художнику Апеллесу , который писал с неё Афродиту Анадиомену . По рассказам, уверовав в свою неземную красоту, Фрина решила бросить вызов Афродите — богине красоты и любви, которая, согласно преданию, родилась в море и вышла на берег из волн. Простому смертному нелегко было увидеть Фрину нагой — она «носила хитон , облегающий всё тело, и не бывала в общественных банях» . Во время праздника Посейдона , проходившего в Элевзине , перед ритуальной процессией, идущей от храма Посейдона к морю, Фрина сбросила свою одежду и, обнажённая, на глазах у всех спустилась к морю . Элевзин (или Элевсин, ныне Элефсис ) — небольшой древний город, находящийся в 23 км к западу от Афин и связанный с ними священной дорогой .
Картина «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине» представляет собой многофигурную композицию. Многие действующие лица находятся на переднем плане, словно актёры на театральной сцене. Среди них можно выделить три основные группы — центральную, включающую Фрину и её окружение, правую, состоящую из спускающихся от храма людей, и левую, в которую входят те, кто находится рядом со скульптурной колонной .
В центре картины, практически разделяя её на две равные части, изображена Фрина со своими прислужницами . Гетера уже сбросила свои одежды — сначала художник изобразил её совершенно обнажённой (и даже сфотографировался на её фоне) , но потом решил оставить часть соскальзывающего с неё платья. Одна из прислужниц держит её одежду, другая помогает снять сандалии, а третья держит зонтик, загораживающий её от солнечных лучей . Немного правее них — опустившаяся на колени женщина, привязывающая крылья мальчику, который должен изображать Амура . Есть предположения, что при написании фигуры Фрины Семирадскому позировала натурщица Карлаттина Доббер ( Carlattina Dobber ), рисунок с изображением которой хранится в Национальном музее в Кракове ( инв. MNK II-a. 6507 ) .
В правой части картины изображена многолюдная процессия, спускающаяся к морю от виднеющегося на заднем плане храма Посейдона . Люди, изображённые на переднем плане, остановились и смотрят на обнажённую Фрину — некоторые с удивлением и восхищением, а другие с неодобрением и даже негодованием .
Менее многочисленная группа людей, окружающих скульптурную колонну, изображена на переднем плане в левой части картины. Среди них можно найти и поэта, и певца, и пастуха, — здесь, судя по всему, царит единодушное одобрение и восхищение. На вершине колонны находится треножник с цветами , а позади этой группы видны морские волны Саронического залива и горы острова Саламин . В нижнем левом углу изображён ребёнок, рассматривающий приоткрытый ларец с драгоценностями. Его поторапливает служанка, спускающаяся к морю и несущая на голове миску и вазу .
Храм Посейдона, изображённый на возвышении на заднем плане, представляет собой образец дорической архитектуры . Он окружён перистилем и обращён к зрителям портиком с шестью колоннами . Архитектурный план напоминает западный вид Акрополя в Афинах , составной частью которого является Парфенон . Конструкция храма, изображённого на картине Семирадского, отличается от классических греческих образцов — скорее, он напоминает дорические храмы Сицилии , такие как (также известный как «храм Посейдона») в Пестуме или храм Геры в Агридженто . В декоре храма использованы разные цвета, что свидетельствует о том, что Семирадский был осведомлён о широко распространённой практике полихромии в античной архитектуре . В тимпане храма художник поместил рельефное изображение Посейдона на колеснице , запряжённой гиппокампусами .
Перед храмом расположены две статуи: одна из них изображает сидящего Посейдона, а другая — сидящую рядом с ним либо богиню плодородия Деметру , либо его жену Амфитриту . Ещё одну статую Посейдона несут участники процессии, спускающейся от храма . Левее них находится основание для статуи с рельефом , на котором изображена сцена похищения Нереиды Тритоном . Колонна в левой части полотна, на которой находится треножник, также украшена рельефом, изображающим три стоя́щие фигуры — вероятно, это Гермес , Деметра и Персефона .
Пейзаж, изображённый на полотне, считается одним из лучших в творчестве Семирадского и рассматривается как «одно из несомненных достоинств картины» .
В Национальном музее в Кракове находится один из ранних композиционных набросков-эскизов картины «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине», датируемый 1883—1884 годами (бумага, карандаш, 21,5 × 32,5 см , инв. MNK III-r.a. 11114/32 ) . В том же музее хранится ряд рисунков Семирадского, представляющих собой графические этюды («штудии») для картины «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине». Среди них — различные варианты фигуры Фрины (инвентарные номера MNK III-r.a. 6568 , 10913 и 10946), руки Фрины ( MNK III-r.a. 10994 ), ноги Фрины ( MNK III-r.a. 6560 ), руки служанки, развязывающей Фрине сандалии ( MNK III-r.a. 10997 ) , «Девушка с амуром» (бумага, графитный карандаш, белила, 22,3 × 28,2 см , MNK III-r.a. 16717 ), а также зарисовки рук и ног различных действующих лиц полотна ( MNK III-r.a. 6554 ) .
В Пензенской областной картинной галерее имени К. А. Савицкого хранится этюд «Голова юноши в профиль» (бумага, графитный карандаш, 37 × 26 см ) . Кроме того, известно о существовании этюда «Группа из старика, юноши и мальчика с открытым ларцом» (бумага, графитный карандаш, белила), однако его местонахождение неизвестно .
Также известны живописные этюды «Ноги Фрины» (холст, масло, 43 × 23,8 см , около 1888, Национальный музей в Кракове, инв. MNK II-a. 1049 ) и «Голова Фрины» (холст, масло, 32 × 26,4 см , частное собрание) . «Портрет молодой римлянки» (холст, масло, 39,8 × 31,6 см , 1889, частное собрание) также считается одним из этюдов для картины «Фрина на празднике Посейдона» .
Этюды для картины «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине»
В письме к Елизавете Званцевой , датированном 28 января 1889 года, художник Илья Репин отмечал, что большая картина Семирадского, «несмотря на всю академическую риторику, производит „весёлое“ впечатление». По словам Репина, «море, солнце, горы так влекут глаз и доставляют наслаждение; а храмы, а платан посредине; право, ни один пейзажист в мире не написал такого красивого дерева». В то же время Репин писал: «Лица и фигуры меня не радуют, но они не портят впечатления» . Неоднократно высказывал своё мнение о «Фрине» и художник Василий Поленов . В частности, в письме к жене Наталье Васильевне от 21 февраля 1889 года он писал, что «сама она [Фрина] ужасно антипатична, большинство фигур кукольно, но кусочки пейзажа и солнце изумительны, особенно хороши дальние горы и солнцем освещённые серые драпировки слева» . Среди крупноформатных картин, выставлявшихся в Русском музее Александра III , Поленов особо выделял « Ермака » Сурикова и «Фрину» Семирадского, в которой его восхищал великолепный пейзаж: «там сделаны море и горы так, как я не знаю ничего подобного в живописи» .
В статье, опубликованной в журнале « Русская мысль » (майский выпуск 1889 года), писатель Митрофан Ремезов отмечал, что картина Семирадского «написана мастерски» и производит сильное впечатление на зрителя, который, сливаясь с движущейся толпой, «как бы сам попадает на эллинский праздник и присутствует при торжестве красоты Фрины». При этом Ремезов был не вполне удовлетворён тем, как художник изобразил главную героиню полотна, полагая, что «нашему представлению о совершенстве форм женского тела эта Фрина не соответствует», — по его мнению, она слишком велика и массивна, «это не богиня красоты, а богатырша» . Тем не менее, по мнению Ремезова, есть в фигуре Фрины и кое-что положительное — несмотря на то, что она практически полностью обнажена, мы видим в ней «не голую женщину, а целомудренную жрицу, готовящуюся совершить некий священный обряд своего культа» .
Как обычно, скептически отнёсся к новому творению Семирадского художественный критик Владимир Стасов . Он высказал большие сомнения в достоверности изображённого на картине античного сюжета, утверждая, что на всём большом полотне нет «ни одного греческого лица»: среди множества мужчин и женщин — «кто некрасив, кто банален, и во всех них греческого нет ни на единую иоту» . Критик также отметил отсутствие чувств на лицах людей из толпы, окружившей Фрину, — по его мнению, «они все равнодушны, невозмутимы», за исключением лысого старика в левой части картины, который «жадно улыбается на голую женщину», выражая на своём лице «животную похоть отцветшей дряхлости» . Оценивая картину в целом, Стасов писал, что она «в высшей степени холодна и равнодушна» . Тем не менее он был вынужден признать, что «есть в картине г. Семирадского и несколько хороших, даже очень хороших сторон», к которым он отнёс «превосходно написанный пейзаж в фоне, часть моря, падающие лёгкие тени на освещённые горячим солнцем мраморные алтари и плиты на полу», — всё это явилось следствием «превосходной виртуозности» и «отличного технического мастерства» художника .
В опубликованной в 1913 году статье о творчестве Семирадского искусствовед отмечал, что в таких полотнах художника, как «Фрина», « Светочи христианства » и « Христианская Дирцея в цирке Нерона », на первый план выступает не основная сюжетная тема, а «антураж» — переливающийся разными оттенками мрамор, скульптуры, ткани и рельефы. По слова Исакова, для Семирадского равноценны статуи и живые люди , в его полотнах изображены «не подлинные люди со страстями и слабостями», а лишь «статисты, превосходно сложенные натурщики». В частности, во «Фрине», где «всё ― одно ликование, один сплошной гимн солнцу и красоте», не чувствуется подлинной Греции, поскольку «всё сильно почищено, вымыто, приглажено, надушено, одето в нарядные праздничные костюмы» .
Искусствовед писал, что пейзаж в картине «Фрина на празднике Посейдона» — «один из лучших в творчестве художника», и именно он вносит в произведение Семирадского «ощущение реальности происходящего». В то же время, по мнению Климова, фигурная часть полотна «содержит в себе все типичные черты академической условности». Признавая, что отдельные действующие лица написаны художником «свободно и мастерски», Климов отмечал, что «разноликая яркая толпа, многочисленные предметы „античной роскоши“ сливаются на полотне в один огромный натюрморт » .
Искусствовед Татьяна Карпова также подтверждает то, что изображение пейзажа, передающее «ощущение самого́ воздуха Греции» и «дыхание морского бриза », является одним из несомненных достоинств этой картины, — через пейзаж художнику удалось оживить древнюю историю и античный миф. В то же время Карпова отмечает, что «статичность поз, выделение отдельных замкнутых групп фигур возвращает к общим местам академической рецептуры », в результате чего «картина производит впечатление большого декоративного панно » . Обсуждая изображение «само́й Фрины с каскадом распущенных золотых волос», Карпова писала, что она «кажется воспоминанием о женщинах Тициана , Рубенса , Тьеполо » .
Искусствовед Виталий Манин отмечал, что такие произведения Семирадского, как «Фрина на празднике Посейдона» и « Танец среди мечей », «воспевают красоту сущего мира». Далее он писал: «Сюжет здесь — дело второстепенное, ибо это не исторические картины. Полотна Семирадского — это восторг перед красотой» .