Interested Article - Матрона Босоножка
- 2020-12-04
- 1
Матро́на Босоно́жка (получила известность также как Матро́на-босоно́жка или Матро́на Петербу́ргская , имя при рождении — Матро́на Петро́вна Щерби́нина , в первом замужестве — Румянцева, во втором — Мыльникова, 1833, деревня Ванино , Оделевская волость, Нерехтский уезд , Костромская губерния , Российская империя — 30 марта (12) апреля 1911 , Санкт-Петербург ) — блаженная , русская странница конца XIX — начала XX века. Получила широкую популярность среди современников . Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий отмечал, что Матрона избрала для себя пути Христа ради юродства и странничества, получив от Бога за аскетические труды и смирение дар прозорливости и чудотворения, её жизнь демонстрирует верующим «конкретный пример одного из множества путей, ведущих человека ко спасению» .
Среди известных людей своего времени, близко знакомых с Матроной, были Иоанн Кронштадтский и странник Василий Босоногий . Она состояла длительное время в переписке с императорской семьёй, есть данные о личной встрече странницы и императора Николая II . Сразу после смерти Матроны в Санкт-Петербурге вышла брошюра, посвящённая её биографии. В 2010-х годах встал вопрос о канонизации Матроны Босоножки, в связи с этим были изданы две книги, содержащие обзор архивных документов, связанных с её жизнью .
Фотографии, запечатлевшие внешний облик странницы, были сделаны известными фотографами того времени, среди которых выделялся Карл Булла . В 2000-е и 2010-е годы были сняты документальные фильмы, представившие широкой зрительской аудитории образ и биографию Матроны Босоножки .
Биография
Семейная жизнь
Матрона (в ревизских сказках Костромской губернии за 1834 год она записана как Матрёна) родилась в 1833 году в деревне Ванино Оделевской волости Нерехтского уезда Костромской губернии в семье Петра Евстигнеева и Агафьи Нестеровой Щербининых и была крещена 27 марта (8) апреля 1833 года в честь мученицы Матроны Солунской . Семья принадлежала к крестьянскому сословию . Лариса Юревичиене отмечала, что в местных документах 1816—1857 годов фамилия Щербининых не встречается, поэтому предположила, что отец девочки происходил из деревни Щербинино, находившейся неподалёку; по другой версии, семья принадлежала до отмены крепостного права князьям Щербатовым . У Матроны были старший брат Александр и младшие — Иван и Макар .
В 17 лет, в 1850 году, Матрона была выдана замуж за Ивана Фёдорова Румянцева, которому к этому времени было 18 лет. Семья проживала в селе Антоново, на родине мужа. К 1857 году у них было два сына: Андрей (5 лет) и Иван (4 года) . В это время Иван Румянцев находился на рекрутской службе , на которую был призван в 1855 году . Со службы он вернулся в 1865 году, а в 1870 году умер (в метрической книге отмечено: «неестественной смертью») . После смерти мужа Матрона получила паспорт и отправилась на заработки в Кострому . Там она вышла замуж за местного мещанина Егора Тихоновича Мыльникова и сама была записана в мещане . Предположительно, бакалейная лавка и дом Мыльниковых находились в Костроме на Сергиевской улице . Александр Плотников, лично знавший Матрону и составивший её жизнеописание, изданное в 1912 году в Санкт-Петербурге , и Иван Баженов , магистр богословия и историк Костромской епархии , утверждали, что брак для неё был тяжёлым испытанием и в брачной жизни она перенесла много огорчений . Детей в этом браке не было .
После начала русско-турецкой войны 1877—1878 годов Егор Мыльников был призван в действующую армию. Матрона отправилась вместе с ним в район боевых действий сестрой милосердия . Она получала жалованье в размере 25 рублей и, по сообщению её первого биографа Плотникова, отдавала его раненым воинам . В архивных документах Матрона Мыльникова не была обнаружена в списках сестёр милосердия из Костромы, однако известно, что среди вещей, преподнесённых ею в дар наследнику престола в 1904 году, значилась памятная медаль на освящение храма на Шипке , принадлежавшая Матроне. Чтобы объяснить это противоречие, Лариса Юревичиене выдвинула предположение, что Матрона отправилась на войну волонтёром и либо она сама, либо её муж заслужили эту юбилейную медаль, отчеканенную в 1902 году, как участники героической обороны Шипкинского перевала , в честь которой и была она выпущена .
Подвижничество
В ходе войны муж Матроны умер . Когда война закончилась, Матрона распродала имущество, раздала деньги и дала обет странничества босиком . По рассказам самой Матроны, она четыре раза была в Иерусалиме , десятки раз посещала Соловецкие острова (именно они стали когда-то первой её целью ), Валаам , Троице-Сергиеву лавру , Саровскую пустынь и другие монастыри . Известно, что она ходила в любую погоду босиком и одевалась только в летнюю одежду белого цвета . Дружеские отношения связывали Матрону с двумя другими известными в Российской империи странниками — Василием Босоногим и Александром Дёминым . В странствиях она провела около трёх лет и в 1881 году поселилась в Санкт-Петербурге , где, предположительно, у неё были родственники .
Несколько раз Матрона была задержана в Санкт-Петербурге полицией за хождение по городу без обуви. Она была вынуждена отправить в Святейший правительствующий синод прошение о предоставлении ей официального разрешения на следование этому своему обету . В нём она писала:
Полиция говорит, что я смущаю народ, но если я его смущаю, то разве может только доказательством, что Господь посылает ещё милосердие рабам Своим, допуская на морозе не мёрзнуть раздетым ногам у тех, кто дал ему обет в этом послушании. Может ли такое доказательство вселить в души людей иное, кроме поддержки православных заветов.
— Лариса Юревичиене. Жизнеописание старицы Матроны Петровны Мыльниковой (Матроны Босоножки)
В столице Матрона Мыльникова проживала сначала на Петроградской стороне , а позже — на Васильевском острове , где постоянно посещала Андреевский собор . Впоследствии она жила на Большой Морской улице . Матрона получила широкую известность в городе как советчица в тяжёлых обстоятельствах жизни и целительница. Она принимала по 500 человек в день на своей квартире по понедельникам и четвергам. По донесениям полиции, на улице вокруг неё собиралось до трёхсот почитателей . Популярность странницы вызвала беспокойство церковных властей и полиции. Было проведено следствие. Слушание её дела происходило в Духовной консистории в октябре 1897 года. Протокол заседания предписывает причту прихода «неослабное наблюдение за религиозными убеждениями» Матроны, ей запрещалось принимать посетителей и собирать деньги на масло и свечи . В январе 1898 года она была привлечена к ответственности у мирового судьи за «хождение без надлежащего дозволения с книгами и образами для сбора на церкви, монастыри и другие богоугодные заведения, когда при том не было мошенничества », но была оправдана .
Последние 14 или 16 лет Матрона прожила у часовни Скорбящей Божией Матери на территории Стеклянного завода (он находился за Невской заставой ) . Вместе со странником Василием Босоногим она собирала деньги на строительство здесь храма во имя иконы «Всех скорбящих Радость» (с грошиками) . Она также участвовала в сборе средств на строительство церкви в селе Ферязкино Микулинской волости Старицкого уезда Тверской губернии .
Смерть и погребение
Матрона Босоножка умерла 30 марта (12) апреля 1911 года . Возле дома почившей несколько дней собирались большие толпы (в толпе стояли представители самых разных слоёв населения — от нищих и фабричных рабочих до купцов, чиновников и нарядно одетых аристократок , много было священников ), а сообщения о её смерти и о прощании с телом странницы печатали день за днём крупные столичные газеты . Тело Матроны было похоронено 4 (17) апреля 1911 позади часовни Всех скорбящих Радость на берегу Невы в присутствии более 20 000 человек .
Иван Баженов описывал первоначальное захоронение: под землёй расположен склеп , над которым размещена плита. Поверх неё насыпана земля, образовавшая холмик, могила «убрана ельником», над ней водружён крест. Позже над могилой была выстроена деревянная часовня с двумя окнами, в ней находилось невысокое надгробие, покрытое малиновой пеленой. Большой белый деревянный крест имел надпись: «Здесь покоится тело рабы Божией старицы Матрены Петровны Мыльниковой (Матренушки-босоножки), скончавшейся 30 марта 1911 года на 78 году. Мир праху твоему». На стенах часовни было много икон из квартиры самой Матроны . В годы Советской власти место погребения сровняли с землёй и засыпали строительным мусором .
Личность Матроны Босоножки
В течение почти всей своей жизни Матрона отличалась крепким здоровьем . При этом она вела аскетический образ жизни . Корреспондент газеты « Ведомости Санкт-Петербургского Градоначальства и Столичной полиции » писал:
Питалась Матрёнушка похлёбкой, которую варила для себя в небольшой чашке, и эту похлёбку поглощала несколько дней, а больше мочёным хлебом. А чай и кофе она смешивала и заваривала в чайнике, утоляя этим жажду. Вот и всё её питание, если не считать просфоры .
— Ведомости Санкт-Петербургского Градоначальства и Столичной полиции
Было известно, что Матрона 30 лет не ходила в баню, ограничиваясь только обмыванием ног и головы . Деньги, полученные от верующих, она стремилась раздать немедленно, объясняя это тем, что живёт только для Бога и не хочет, чтобы после смерти у неё их нашли. Корреспондент газеты «Ведомости Санкт-Петербургского Градоначальства и Столичной полиции» побывал у старицы и так описывал её жилище: дверь в двухэтажном доме, сделанном из брёвен и ба́рочных досок, не запирается, каморка находится на втором этаже, и одиночная тюремная камера показалась бы в сравнении с ней роскошью, потолок и стены покрыты копотью и изъедены насекомыми, спала Матрона на железной кровати, покрытой ветошью . Освещена была комната, которую журналист сравнил с могилой, только лампадами перед старинными образами .
Александр Плотников сообщал, что редкий прохожий, идя мимо квартиры Матроны, не заходил к ней. Обычно у неё просили молитв по случаю жизненных неудач и болезней . Многие обращались к ней за советом и утешением. Посетители жертвовали от нескольких копеек до пятисот рублей. Эти деньги Матрона либо раздавала нуждающимся, либо отправляла в качестве пожертвований (иногда в виде приобретённой в столице церковной утвари) в монастыри и бедные приходы . Баженов приводил свидетельство современницы:
Жили мы с мужем за заставой в большой нужде — у нас пятеро ребятишек. На беду случился пожар, в котором погибли все наши пожитки. За помощью обращаться было некуда. Пошла я к Матрёнушке, а она и говорит: «Большое у тебя горе, но не тужи: оправишься», и тут же суёт мне в руки четвертной билет . Я так и обомлела от радости. «Выйдут деньги, приходи ещё»… Я была ещё раза три у Матрёнушки и всегда от неё получала что-нибудь из вещей или денег.
— Иван Баженов. Матрёнушка-босоножка
По убеждению некоторых современников, Матрона обладала даром прозорливости . Среди её почитателей преобладали бедняки, но были и представители интеллигенции , средних слоёв общества и высшего света . Сохранились описания исцелений, как считалось, совершившихся по её молитвам, среди них — в отношении запойных алкоголиков . Посетителей Матрона обычно окропляла святой водой и благословляла иконой . К ней приходили письма из разных городов и сёл России, иногда их приносили к старице с почты мешками .
Священник Андреевского собора Андрей Нумеров писал, что некоторые почитатели обращались к Матроне с просьбой погадать, но она отвергала подобные предложения, заявляя, что не является колдуньей или гадалкой, поэтому может только помолиться вместе с просящим, встав на колени перед образами, об исполнении его желания. Молилась она молча, произнося вслух только отдельные фразы. Матрона всегда отказывалась от денег за молитву, предлагая пожертвовать их на лампадное масло и свечи. Нумеров отмечал, что считает старицу безусловно православным человеком, и подчёркивал, что она исповедовалась Иоанну Кронштадтскому и принимала причастие от него . Фотография в журнале « Кронштадтский маяк » запечатлела Матрону рядом с Иоанном Кронштадтским при закладке дома купца Д. Л. Логинова 19 мая 1906 года .
Русский писатель и православный публицист Евгений Поселянин в 1916 году опубликовал книгу «На молитве. В тишине и в буре». Одна из глав этой книги под названием «Жажда духовная» посвящена воспоминаниям о случайной встрече писателя с Матроной. Он описывал её как босоногую женщину «с горящими глазами» в белой одежде, «нёсшую в руках плетёную закрытую корзинку больших размеров и опиравшуюся на кованную металлом и очень, по-видимому, тяжёлую палку». Влиятельная знакомая Поселянина когда-то вступилась за старицу перед полицией. Её личный разговор с градоначальником заставил полицейских оставить Матрону в покое. Поселянину понравилась манера общения Матроны с её случайной и малознакомой собеседницей из-за «отсутствия условностей» и «простоты отношений». Беседа шла о том, что у Матроны умер близкий человек и что оставшихся после него сирот она привезла в столицу (корзина предназначалась для их вещей). Стоявшие рядом с ней случайные прохожие воспринимали старицу различно: с любопытством, с насмешкой, с жалостью, с благоговением .
Поселянин сравнивал Матрону с юродивыми времён Ивана IV Грозного , которые «говорили правду грозным царям и ходили, как вот эта старуха, глашатаями каких-то иных, простых и несложных начал жизни, отрицателями всяких условностей, в которых мы безнадёжно запутались и погибаем». Евгений Поселянин отмечал, что народ видит в ней «сильный дух, презрение к плоти, свободу от земных условий», пытается «доверить таким людям свои болести и горе». По его мнению, большая роль Матроны в сознании простых людей связана «со страшным показателем глубокой ненормальности в деле нашего пастырства». Из-за этого верующие идут не к священнику, а «бросаются к таким несомненно симпатичным (когда они искренние), но несомненно всё же как-то экзотическим явлениям, как братцы Иванушки или Матрёны Босоножки…» .
С 1909 года странница стала готовиться к смерти: по воскресеньям она причащалась Святых Тайн (Наталия Черных писала, что частое причастие не было принято в те времена ), несколько раз за оставшиеся два года жизни соборовалась . Старший цензор Петербургского духовно-цензурного комитета архимандрит Александр говорил на похоронах Матроны, что «её религиозность была религиозностью простого русского народа» и что она «возложила на себя духовный подвиг — обет юродства Христа ради» .
Матрона Босоножка и императорская семья
В документах Канцелярии Её Императорского Величества, Канцелярии Министерства императорского двора и управляющего делами детей Их Императорских Величеств присутствуют документы, свидетельствующие о принятии с 1896 года и до смерти странницы императорской семьёй подарков, которые ей направляла Матрона по случаю религиозных праздников. Среди таких подарков: иконы, просфоры, лампадное масло, предметы церковного обихода. В 1901 году образ Николая Чудотворца , однако, был отклонён и возвращён дарительнице со ссылкой на решение Духовной консистории 1897 года .
Некоторые источники утверждают, что Матрона была лично представлена царской семье и имела «свободный доступ» во дворец, а Николай II и Александра Фёдоровна «слушали её часами» . Доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Михаил Ирошников и Юрий Шелаев в книге «Николай II — последний российский император. Фотолетопись жизни», изданной в 1992 году, называли Матрону Босоножку «ворожеей» и отмечали большое её влияние на императорскую семью . Доктор философии по истории писал о появлении при дворе Матроны-босоножки после отъезда из России другого фаворита — француза Низье Ансельма Филиппа . Этой же версии придерживаются некоторые современные средства массовой информации. Российское агентство международной информации « РИА Новости » сообщало в 2019 году: «…приглашения в Царское Село удостаивались наиболее знаменитые юродивые и блаженные. До Распутина были Матрёнушка-босоножка — неграмотная дочь крестьянина, даже зимой ходившая в летней одежде и босиком; Паша Саровская — бывшая крепостная, долгое время жившая в выкопанной самостоятельно пещере…» .
Кандидат исторических наук и биограф Николая II Пётр Мультатули обращал внимание на то, что в соответствии с достойными доверия источниками личные встречи императора «с духоносными подвижниками» носили обычно одноразовый характер, при этом встречаться с ними он «предпочитал с глазу на глаз, в крайнем случае, в присутствии Государыни». Примером этого, с его точки зрения, может служить «петербургская блаженная Матрона Босоножка, по словам А. А. Вырубовой , [она] один раз вручила в Петергофе Государю икону» .
Художественный критик Наталия Черных утверждала, что «первые лица государства» приезжали к Матроне для беседы, а особое почтение испытывала к Матроне великая княгиня Елизавета Фёдоровна . Узнав о смерти старицы, она плакала, по её распоряжению был прислан на могилу венок .
В одном письме (от 6 декабря 1904 года) Николаю II Матрона сообщает о передаче императорской семье в дар золочёного иконостаса размером 4,5 × 1,5 аршина и золочёного подсвечника к нему. В этом письме она просила дать разрешение на строительство «Алексеевского подворья града Иерусалима» в честь рождения наследника престола вблизи церкви иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» и выделить необходимый для строительства участок земли. Император перенаправил прошение в Синод, который отверг предложение странницы, исходя из двух положений :
- неопределённость указанных в прошении Матроной имеющихся у неё денежных средств на строительство;
- отсутствие данных о согласии патриарха Иерусалимского на строительство подворья в Санкт-Петербурге.
Матрона Босоножка в исторических исследованиях и культуре
В российском краеведении, публицистике и исторической науке
В 1912 году в Санкт-Петербурге вышла небольшая брошюра «Жизнеописание в Бозе почившей рабы Божией Старицы Матроны Петровны Мыльниковой (Матрёнушки-Босоножки)» . Её автор — Александр Плотников, бывший председатель уездного съезда крестьянских начальников Сибири , — хорошо знал старицу. Он был одним из двух организаторов её похорон . Известный авантюрист и интриган Сергей Труфанов , в то время — иеромонах Илиодор, в своих воспоминаниях о Григории Распутине утверждал, что может (при наличии у читающей публики интереса к этой теме) написать целую книгу о Матроне-босоножке .
Доктор философских наук, профессор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Светлана Девятова в 2009 году посвятила отдельную главу Матроне Босоножке в книге «Православные подвижницы ХХ столетия» . В 2011 году в издательстве Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря вышла книга «Петербургская старица Матрёнушка-Босоножка». Она состоит из двух частей. Первую составляет репринтное издание биографии Матроны, написанной Александром Плотниковым, а вторую — современное жизнеописание старицы, основанное на работе с архивными и изданными к этому времени научными и научно-популярными источниками .
В 2018 и 2019 годах двумя изданиями вышла в связи с подготовкой канонизации Матроны книга «Жизнеописание старицы Матроны Петровны Мыльниковой (Матроны Босоножки)». Текст основан на работе с архивными материалами и принадлежит краеведу и сотруднице отдела по канонизации святых и изучению истории Тихвинской епархии Ларисе Юревичиене. В работе над книгой принимала участие кандидат культурологии Лариса Сизинцева , а развёрнутое вступление «Жизнеописание православного подвижника: между биографией и агиографией » написал кандидат исторических наук, сотрудник и доцент Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств Николай Петров .
Художественный критик Наталия Черных посвятила Матроне раздел в своей книге «Подвижницы. Святые женщины нашего времени» (2019) . Архимандрит Феофан главу в книге «Неблаженные блаженные святые. Рассказы о необыкновенных подвижниках» (2017), посвящённую Матроне, назвал «У высоты Престола» . В 2010 году в серии «Православная библиотека» в Санкт-Петербурге была издана книга православного публициста Анны Печерской «Пути блаженных», её героями стали четыре праведницы: Ксения и Матрона Петербургские, Мария Гатчинская и Любушка Сусанинская . Член Союза писателей Санкт-Петербурга и автор 60 книг Юлия Андреева посвятила главу в своей книге «Мифы о призраках. Путеводитель по мистическому Петербургу» краткому обзору жизни старицы Матроны Босоножки
В фотоискусстве и кинематографе
Фотографии, запечатлевшие внешний облик странницы, были сделаны крупными фотографами того времени, среди которых выделялся Карл Булла .
На российском федеральном телеканале ТВ-3 в 2010 году был снят 45-минутный документальный фильм «Святые. Три Матроны», посвящённый, помимо Матроны Босоножки, также Матронам Анемнясевской и Московской (режиссёр — Александр Куприн, автор — Наталия Зимина) . В том же году на студии ABC был снят 13-минутный документальный фильм «Петербургское чудо» (автор и режиссёр — Александр Соколов). Он посвящён храму во имя чудотворной иконы Скорбящей Божией Матери (с грошиками), эпизод этого фильма рассказывает о Матроне Босоножке .
В 2016 году состоялась премьера художественно-публицистического фильма «Хранительница Невской заставы » (автор сценария и режиссёр — Николай Шеляпин, консультант — кандидат философских наук Ирина Москвина). Он был снят по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия , входит в цикл фильмов о неканонизированных подвижниках Санкт-Петербурга и демонстрировался на телеканале « Союз » .
Проблема канонизации
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий отмечал, что Матрона избрала для себя пути Христа ради юродства и странничества, получив от Бога за аскетические труды и смирение дар прозорливости и чудотворения, её жизнь демонстрирует верующим «конкретный пример одного из множества путей, ведущих человека ко спасению». С его слов, чудеса, «которые происходят [уже в наше время] от молитвенного соприкосновения с почившим праведным человеком [имеется в виду Матрона], становятся одним из оснований к прославлению» .
Ульяна Маурере в докторской диссертации писала, что, хотя среди современных канонизированных святых в большей степени представлены мученики, наиболее почитаемыми в настоящее время, как и раньше на Руси XV — первой половины XVII веков, являются юродивые. К числу самых почитаемых, по её утверждению, современным населением России, особенно женщинами, относится Матрона-босоножка Петербургская, наряду с Матроной Московской , Любовью Рязанской и Ксенией Петербургской .
Попытки канонизации Матроны-босоножки предпринимались с 1991 года, однако они завершились тогда неудачей ввиду нехватки достоверной информации. Брошюра Александра Плотникова содержала и явно недостоверные факты. Некоторые из утверждений, казавшихся тогда ошибочными, впоследствии подтвердились. У Плотникова, например, было написано, что Матрона посетила Иерусалим, но доказательств этого не было. Подтверждение нашлось в 1990-е годы, когда Государственный музей истории религии раздавал по вновь открытым храмам иконы, художественная и историческая ценность которых была невелика. К числу таких икон относился литографический образ начала XX века. Надпись на его обороте свидетельствовала, что он подарен Матроне в память о поездке в Иерусалим в 1903 году .
Могила старицы и её гроб из белого металла со скульптурными изображениями плачущих ангелов на крышке были обнаружены 3 мая 1995 года (Светлана Девятова называет 1997 год ). Гроб не был вскрыт и оставлен в могиле (лишь на одну ночь его занесли в храм, где над ним братия Зеленецкого монастыря и прихожане читали Псалтирь ) под созданным над этим местом надгробием . В настоящее время могила является местом поклонения паломников .
С 1995 года монахи Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря и прихожане Скорбященской часовни собирали свидетельства о чудесах, совершавшихся по молитвам Матроны Босоножки. В апреле 2013 года игумен монастыря Пахомий (Трегулов) направил епископу Тихвинскому и Лодейнопольскому рапорт с просьбой ходатайствовать перед Синодальной комиссией о причислении Матроны к лику святых, однако из-за недостатка материалов прошение в комиссию по канонизации было отложено. В марте 2015 года на родину Матроны была отправлена специальная экспедиция для поиска документов . К тому времени существовали несколько сомнительных эпизодов её биографии :
- долгое время считалось, что Матрона родилась в 1814 году . Второй супруг не мог быть моложе неё, а по закону о воинской повинности 1874 года призыву подлежали только лица от 21 до 43 лет. В 1877 году (призыв на русско-турецкую войну) супругу Матроны должно было быть более 60 лет;
- по свидетельству первого биографа странницы Плотникова, а также Ивана Баженова, Матрона в Иерусалиме приняла схиму с именем Мария . Свидетельств этого в архивных документах нет .
Проблема канонизации старицы привлекала внимание светских учёных. Кандидат социологических наук Кирилл Емельянов в статье «Социальные аспекты современных канонизаций Русской православной церкви» в сборнике научных статей «Новые церкви, старые верующие — старые церкви, новые верующие. Религия в постсоветской России», изданном в 2007 году, даже ошибочно сообщил: «Часто такая неформальная канонизация становится причиной формального прославления. Например, блаженная Матронушка Босоножка, после почитания народом её могилы, была канонизирована [канонизация ещё только готовилась в это время] официально» .
Осенью 2015 года была создана рабочая группа по сбору архивных материалов к жизнеописанию Матроны Босоножки, которая работала в архивах Санкт-Петербурга, Москвы, Костромы и Иванова. Помощь в поисках и в научной обработке данных оказывали кандидат исторических наук, магистр богословия , преподаватель Хайфского университета Александр Занемонец , кандидат исторических наук, начальник отдела Государственного архива Российской Федерации Ольга Копылова, кандидат культурологии, член Совета Императорского православного палестинского общества Сергей Житенев, куратор Фонда и музея русской истории в Джорданвилле Михаил Перекрёстов и другие профессиональные исследователи . В Санкт-Петербурге в 2016 и 2017 годах были проведены две рабочие конференции, посвящённые результатам исследовательской работы. К 2019 году был подготовлен пакет документов для предоставления в Синодальную комиссию по канонизации . Канонизацию предполагается приурочить к завершению восстановления Скорбященского храма .
Примечания
Комментарии
- В XIX веке разница в исчислении юлианского и григорианского календарей составляла 12 дней. В XX и XXI веках разница составляет 13 дней.
- Александр Плотников, автор биографии Матроны, вышедшей в 1912 году, считал, что Нестерова — девичья фамилия Агафьи. В то же время Юревичиене на основании архивных документов сообщает, что Агафья была дочерью Нестера Иванова из деревни Антоново, 1780 года рождения. Дату рождения Матроны Плотников не знал.
- Александр Плотников называет трёх её братьев в следующей последовательности: Макар, Александр и Иван .
- О детях Матроны сохранилась скудная информация: Иван жил в Санкт-Петербурге отдельно от матери, работал на Обуховском сталелитейном Морского ведомства заводе с 1896 года (с небольшим перерывом на весну и лето 1897 года), он умер в 1905 году, Андрея уже в 1898 году не было в живых .
- По другой версии, она поступила в сёстры милосердия, «спасаясь», по выражению Плотникова, от «больших огорчений», которые ей приходилось терпеть от мужа .
- Наталия Черных и Светлана Девятова называли более 25 тысяч человек .
- Юревичиене описывает судьбу могилы по-другому: завод резиновых изделий «Гуммилат» разместил в часовне, возле которой находилась могила, свой цех, а место захоронения оказалось под производственными отходами этого цеха .
- Александр Плотников, однако, утверждал, что созданию монастыря помешала смерть Матроны и что через несколько дней после её смерти была создана группа почитателей странницы, ставившая задачу создания монастыря и перенесения туда останков почившей в соответствии с её завещанием .
- Например, эта дата упомянута на сайте церкви иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» и в книге «Русские святые и подвижники Православия. Историческая энциклопедия», вышедшей в 2010 году . Эту же дату ошибочно называла профессор Светлана Девятова . Магистр богословия и историк церкви, современник старицы Иван Баженов утверждал в статье в издании «Костромские епархиальные ведомости», что в паспорте Матроны был записан как дата рождения 1819 год .
- Александр Плотников цитировал сообщения газеты «Ведомости Санкт-Петербургского Градоначальства и Столичной полиции» и журнала «Кронштадтский маяк» о смерти Матроны, которые утверждали, что «по паспорту ей значилось 92 года, а она говорила близким, что ей уже 97 лет» .
- Оба они даже сообщали, что одежда схимонахини с деревянным наперсным крестом была на ней во время прощания с телом странницы и похорон .
Источники
- ↑ , с. 515.
- ↑ , с. 5.
- ↑ , с. 18—19.
- , с. 15, 16, 18.
- ↑ , с. 335.
- ↑ , с. 100.
- , с. 25—26.
- , с. 19—20.
- , с. 24.
- , с. 335—336.
- , с. 25.
- ↑ , с. 336.
- , с. 49.
- , с. 36.
- ↑ , с. 6.
- ↑ , с. 21.
- ↑ , с. 6, 21.
- ↑ , с. 45.
- ↑ , с. 19—20.
- , с. 54, 57.
- , с. 56.
- , с. 59—60.
- , с. 63, 70, 72.
- , с. 20.
- ↑ , с. 101.
- , с. 63, 70.
- , с. 72—73.
- , с. 73—74.
- , с. 127—129.
- , с. 116—117.
- , с. 75.
- , с. 79.
- ↑ , с. 72.
- ↑ , с. 79—82.
- , с. 85.
- , с. 92.
- , с. 92—93, 111.
- ↑ , с. 337.
- , с. 94, 97, 131.
- .
- , с. 98.
- , с. 118.
- , с. 15.
- , с. 130.
- , с. 24.
- ↑ , с. 22.
- , с. 130—136.
- , с. 28.
- , с. 47, 61.
- , с. 141.
- , с. 341—342.
- , с. 108.
- , с. 22.
- ↑ , с. 340.
- ↑ , с. 59.
- ↑ , с. 2.
- , с. 146.
- , с. 147.
- , с. 144—146.
- , с. 47.
- , с. 7, 10, 21.
- ↑ , с. 7, 22.
- , с. 342.
- , с. 90—91.
- , с. 163.
- ↑ , с. 166.
- , с. 21—22.
- , с. 15, 22.
- ↑ , с. 17—24.
- , с. 26.
- . skorbyashenskaya.ru . Дата обращения: 11 ноября 2021. 30 августа 2021 года.
- , с. 154—155.
- , с. 156.
- , с. 172.
- , с. 48.
- Михалёв И . . РИА Новости (20 января 2019). Дата обращения: 30 августа 2021. 30 августа 2021 года.
- Мультатули П. В . . Российская империя в эпоху правления Императора Николая II. Фонд Святой Екатерины (25 марта 2019). Дата обращения: 1 сентября 2021. 1 сентября 2021 года.
- , с. 21.
- , с. 158—161.
- , с. 31.
- , с. 1—31.
- , с. 164—165.
- , с. 129.
- , с. 100—102.
- , с. 47—95.
- , с. 6.
- , с. 7—9.
- , с. 70—71.
- , с. 1—218.
- .
- , с. 152.
- ↑ , с. 208.
- . Официальный сайт Законодательного собрания Санкт-Петербурга (1 февраля 2016). Дата обращения: 30 августа 2021. 30 августа 2021 года.
- , с. 209.
- , с. 5—6.
- , с. 77.
- ↑ . Санкт-Петербургская митрополия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) (2 февраля 2019). Дата обращения: 1 сентября 2021. 1 сентября 2021 года.
- , с. 70.
- ↑ , с. 80.
- , с. 102.
- , с. 202—203.
- ↑ , с. 204—205.
- , с. 147.
- . Церковь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Дата обращения: 30 августа 2021. 30 августа 2021 года.
- ↑ , с. 17.
- , с. 60.
- ↑ , с. 341.
- , с. 332.
- , с. 206—207.
- , с. 207—208, 211—212.
Литература
- Источники
- Баженов И. В. // Костромские епархиальные ведомости : Журнал. — 1916. — № 24 (неофициальная часть) . — С. 333—344 . Сокращённый вариант этой статьи без упоминания имени её автора был опубликован в наше время: // Губернский дом : Историко-краеведческий журнал. — 1998. — № 5—6 (30—31) . — С. 102—103 .
- Варсонофий, митрополит. Вступительное слово // Жизнеописание старицы Матроны Петровны Мыльниковой (Матроны Босоножки). Изд. 2-е, перераб. и дополн. — СПб. : Издательство «Левша. Санкт-Петербург», 2019. — С. 5—6. — 224 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-9335-6211-5 .
- На могилке и в квартире Матрёнушки-босоножки // Ведомости Санкт-Петербургского Градоначальства и Столичной полиции : Газета. — 1911. — 16 апреля ( № 81 ). — С. 2 .
- Плотников А. Ф. Жизнеописание в Бозе почившей рабы Божией Старицы Матроны Петровны Мыльниковой (Матрёнушки-Босоножки). — СПб. : Издание Е. В. Киселёвой ( репринтное издание опубликовано в книге Кравцова Е. В. Петербургская старица Матрёнушка-Босоножка. Сост. и ред. Е. В. Кравцова. — СПб. : Свято-Троицкий Зеленецкий мужской монастырь, 2011. — 95 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-9056-7601-7 . ), 1912. — 31 с.
- Поселянин Е. Н. Жажда духовная // На молитве. В тишине и в буре. — СПб. : Сатисъ, 2016. — С. 166—167. — 270 с. — ISBN 5-7373-0098-6 .
- Труфанов С. М. Святой чёрт (Записки о Распутине). — М. : Directmedia, 2016. — 242 с. — ISBN 978-5-4475-8343-9 .
- Научная и научно-популярная литература
- Данилушкина М. Б. // Блаженные Санкт-Петербурга. От святой блаженной Ксении Петербургской до Любушки Сусанинской. — М. : Воскресенiе, 2016. — С. 238—244, 245—268. — 560 с. — ISBN 5-88335-078-X .
- Девятова С. В. Блаженная Матронушка-босоножка (Петербургская) (1814—1911 гг.) // . — М. : Артос-Медиа, 2009. — С. 147. — 416 с.
- Емельянов К. С. Социальные аспекты современных канонизаций Русской православной церкви // . — М., СПб.: Летний сад, 2007. — С. 325—344. — 416 с. — ISBN 978-5-9885-6021-0 .
- Ирошников М. П. , Шелаев Ю. Б. . — СПб. : Духовное просвещение, 1992. — 509 с. — ISBN 5-85395-019-3 .
- Кравцова Е. В. Часть 2. Петербургская старица Матрона Петровна Мыльникова (схимонахиня Мария) // Петербургская старица Матрёнушка-Босоножка. Сост. и ред. Е. В. Кравцова. — СПб. : Свято-Троицкий Зеленецкий мужской монастырь, 2011. — С. 47—95. — 95 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-9056-7601-7 .
- Мауерере У. 2.3.2. Жития Христа ради юродивых (блаженных) // . — Регенсбург: Издательство университета Регенсбурга, 2016. — С. 77—95. — 279 с.
- Панин А. Н. . — Нижний Новгород : Издательский отдел Нижегородской епархии , 2014. — 208 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-9036-5756-8 .
- Панин А. Н. Странник Василий Босоногий // Нижегородская старина : Журнал. — 2014. — № 39—40 . — С. 119—146 .
- Петров Н. И. Жизнеописание православного подвижника: между биографией и агиографией // Жизнеописание старицы Матроны Петровны Мыльниковой (Матроны Босоножки). Изд. 2-е, перераб. и дополн. — СПб. : Издательство «Левша. Санкт-Петербург», 2019. — С. 7—9. — 224 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-9335-6211-5 .
- Платонов О. А. Матрёнушка-босоножка (Матрёна Петровна Мыльникова) // . — М. : Институт русской цивилизации, 2010. — С. 515. — 896 с. — (Исследования русской цивилизации). — ISBN 978-5-9027-2563-3 .
- Полевой Б. Юродивая Матрона Мыльникова (Матрона Босоножка). Путь в XXI век // . — СПб. : Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2015. — С. 147. — 303 с. — 200 экз. — ISBN 978-5-88812-711-7 .
- Смит Д. Распутин. Вера, власть и закат Романовых. — М. : Эксмо-Пресс , 2019. — 768 с. — (Путешественники во времени). — 3000 экз. — ISBN 978-5-0408-8804-7 .
- Юревичиене Л. А. Жизнеописание старицы Матроны Петровны Мыльниковой (Матроны Босоножки). Изд. 2-е, перераб. и дополн. — СПб. : Издательство «Левша. Санкт-Петербург», 2019. — 224 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-9335-6211-5 .
- Публицистика и художественная литература
- Андреева Ю. И. Блаженная Матрона Босоножка // Мифы о призраках. Путеводитель по мистическому Петербургу. — СПб. : Страта, 2020. — 154 с. — (Петербург: тайны, мифы, легенды). — ISBN 978-5-9909-9696-0 .
- Печерская А. И. Пути блаженных. Ксения Петербургская. Матронушка-Босоножка. Мария Гатчинская. Любушка Сусанинская. — СПб. : Крылов, 2010. — 218 с. — (Православная библиотека). — ISBN 978-5-4226-0134-9 .
- Феофан, архимандрит. У высоты Престола. О блаженной Матронушке Босоножке // Неблаженные блаженные святые. Рассказы о необыкновенных подвижниках. — М. : АСТ , 2017. — С. 70—71. — 480 с. — (Книги о святых и верующих). — ISBN 978-5-1709-9451-9 .
- Черных Н. Б. Блаженная Матронушка-Босоножка (Мария Щербинина) 1814—1911 // . — М. : Эксмо, 2019. — С. 17—24. — 384 с. — ISBN 978-5-0403-2872-7 .
- 2020-12-04
- 1