Пионерская площадь (Санкт-Петербург)
- 1 year ago
- 0
- 0
Объект культурного наследия России
федерального значения
(БД Викигида) |
Всемирное наследие
ЮНЕСКО
, объект
№ 540
• • |
Площадь Иску́сств — площадь, расположенная в Центральном районе Санкт-Петербурга между Инженерной и Итальянской улицами.
Архитектурный ансамбль площади, состоящий из зданий Михайловского дворца (ныне в нём располагается Государственный Русский музей ), Михайловского театра (бывшего Академического театра оперы и балета имени М. П. Мусоргского), дома Голенищева-Кутузова , Театра музыкальной комедии , Российского этнографического музея , Большого зала Филармонии имени Д. Д. Шостаковича и гостиницы «Европа» , создан по проекту известного архитектора Карла Росси в первой половине XIX века.
В сквере на площади в 1957 году был установлен памятник А. С. Пушкину работы скульптора М. К. Аникушина и архитектора В. А. Петрова . В составе исторической застройки центра Санкт-Петербурга площадь включена в список Всемирного наследия .
Первоначальное название Михайловская площадь известно с 1834 года. Дано по находящемуся на площади Михайловскому дворцу . Параллельно в 1836—1846 годах употреблялось название площадь Михайловского дворца .
В начале 1920-х годов площадь получила название площадь Лассаля , в честь немецкого социалиста Фердинанда Лассаля . С 26 сентября 1940 года площадь носит название площадь Искусств . Связано с тем, что на площади расположены Большой зал филармонии, Малый оперный театр, Русский музей и другие учреждения культуры и искусства . В 1990-е годы ставился вопрос о целесообразности возвращения площади наименования Михайловской , однако мнение большинства членов Топонимической комиссии склонилось в пользу площади Искусств, как к названию, соответствующему сути этого архитектурного пространства .
Ещё до возникновения Санкт-Петербурга пространство в районе рек Мойки и Фонтанки было заселено финнами и называлось «Perukka-Saari», иногда «Perwiskina» и «Perusina» ( фин. perus — земля с твёрдым грунтом ). В период шведского владычества эти земли значились шведским владением. Оно занимало участок, ограниченный сегодня набережными Фонтанки и Мойки у их слияния, каналом Грибоедова и отрезком Невского проспекта . Это имение Пётр I подарил царице, предусмотрев место для разбивки сада. В 1711—1714 годах Екатерина Алексеевна построила на участке дворец, названный Берхгольцем («маленький домик»), и начала разводить сад-огород, известный как Третий Летний (нынешний Михайловский ) сад .
Во времена царствования Анны Иоанновны сад был сохранён для охоты. Императрица распорядилась:
«Позади нашего третьего огорода к проспективе, которая идёт от погребов, подле слонового двора на порожнем месте сделать ягр-гартен, для гоньбы и стреляния оленей, кабанов и зайцев, и для того оное место изравнять и насадить деревьев, …, и в середине сделать галерею деревянную на каменном фундаменте, а против дорог каменные стенки .»
Охотничий сад занимал площадь от реки Кривуши (нынешний канал Грибоедова) до нынешней Караванной улицы и с юга ограничивался Невским проспектом. В царствование Елизаветы Петровны у места слияния Мойки и Фонтанки для императрицы по проекту архитектора Б. Ф. Растрелли был построен большой деревянный Летний дворец . Рядом разбит «маленький садик» с двумя симметричными прудами (нынешние пруды Михайловского сада). К югу от дворца и нового садика также по проекту Растрелли был разбит Сад-Лабиринт, западной своей стороной выходящий к современной площади Искусств. В середине XVIII века на берегу реки Кривуши находился участок с домом, где жили садовники и работные люди .
При императоре Павле Петровиче на месте деревянного дворца Елизаветы Петровны по проекту В. И. Баженова и В. Бренны был возведён Михайловский замок , к югу от которого должны были расположиться три самостоятельных сада, каждый со своей планировкой. Один из них, на месте современной площади Искусств, так и остался в планах .
В 1816 году по Высочайшему соизволению на месте оранжерей Михайловского сада было решено построить дворец для великого князя Михаила Павловича . Проект дворца выполнен архитектором К. И. Росси.
В 1816 году по свидетельству Ф. Вигеля , членом Комитета строений и гидравлических работ , архитектором А. А. Модюи был предложен проект, в соответствии с которым от городской башни на Невском проспекте ( башни Городской думы ) к новой площади (Площади Искусств), в глубине которой строился Михайловский дворец, была проложена новая Михайловская улица .
В апреле 1819 года начался снос оранжерей и парников и перемещение растений и деревьев в оранжереи и теплицы Царского Села , Петергофа , Ораниенбаума , Таврического дворца , Елагина острова и Фермы в Старом Петергофе . 17 апреля состоялась закладка дворца, который был закончен в 1823 году. Но отделка интерьеров продолжалась ещё два года и дворец был освящён 30 августа ( 11 сентября ) 1825 года . Росси составил план преобразования окружающей местности, предусматривающий образование перед дворцом площади, ограниченной кварталами «обывательских домов» и продлением Большой Садовой улицы от Невского проспекта до Марсова поля .
В 1822 году началась раздача участков, предназначенных под строительство «обывательских домов». Участки переходили из рук в руки, и некоторые были возвращены в казну . В 1831—1833 годах на западе площади по проекту архитектора А. П. Брюллова с использованием проекта фасада К. И. Росси возведено здание театра. 20 ноября 1833 года здесь разместился Михайловский оперный театр. В театре ставились немецкие, французские и итальянские спектакли . К 1831 году к югу от театра участки домов № 3 и № 5 были застроены обывательскими домами по проекту архитектора П. П. Жако с использованием проекта фасада К. И. Росси. Дом № 3 принадлежал генерал-адъютанту Павлу Васильевичу Голенищеву-Кутузову , а дом № 5 выкупил сам архитектор П. П. Жако . В это же время был построен дом на противоположной стороне площади — собственный дом Городского головы Ивана Жербина. В 1830-е в здании разместился «Русский Музеум» П. П. Свиньина , с библиотекой, богатейшей коллекцией рукописей, нумизматики , минералов, живописи и скульптуры .
Участок домов № 3 и № 5 по Итальянской улице с 1738 года значился за римско-католической церковью и со стороны Невского проспекта был застроен в XVIII веке, а со стороны Итальянской улицы дома появились в 1840 году. В 1823—1825 годах на участке дома № 7 по проекту архитекторов А. И. Постникова , и А. И. Мельникова был построен жилой дом для действительного статского советника , перестроенный в конце 1830-х годов К. Росси. Участок дома № 11, с 1750 года принадлежавший барону Ф. Я. Лефорту , в 1804 году был выкуплен Лазаревым. В 1842—1846 годах для владельца участка № 13 Л. Я. Лазарева по проекту архитекторов С. Бернара и Л. Вендрамини был перестроен прежний дом. В 1831 году по проекту архитектора А. М. Болотова с использованием эскизов фасадов К. Росси был построен дом на участке № 4 .
В период возведения Михайловского дворца площадь перед ним была превращена в строительную площадку. В 1827 году по указу императора Николая I началось устройство на этом месте сквера. Авторами проекта Михайловского сквера являлись К. Росси (проект планировки) и (проект озеленения). Сквер был устроен « по английскому стилю ». Широкие извилистые дорожки соединяют ворота, расположенные в закруглённых углах сквера. Между дорожками клумбы из редчайших кустарников и благоухающих цветов, газоны были покрыты дёрном . Вокруг площадь была обнесена чугунной решёткой и окружена тротуаром из пудостского камня . С этого же времени площадь стала именоваться Михайловской площадью .
В 1834 году по проекту Росси между Михайловской площадью и Невским проспектом была проложена Михайловская улица, открывшая перспективу на Михайловский дворец. На участке дома № 9/2 по Итальянской улице на углу с Михайловской улицей, застроенном ещё в XVIII веке, в 1834—1839 годах на выделенные казной средства (1 миллион рублей) по проекту архитектора П. П. Жако с использованием разработанных Росси фасадов было построено здание Дворянского собрания .
В 1875 году с замены обветшавшей решётки на железную с небольшими чугунными столбиками началась реконструкция Михайловского сквера. Ворота, выходящие на Михайловскую улицу, с боковыми каменными колоннами, были увенчаны небольшими вазочками, в которые по праздникам наливалось горючее и затем поджигалось. Решётка обошлась городской казне в сумму до 11562 руб. Примерно к 1879—1880 годам было завершено переустройство сквера по проекту садовника А. Визе. Сквер приобрёл овальную форму, был окружён решёткой с двумя воротами со стороны Михайловской улицы и дворца. В сквере появились четыре небольшие деревянные беседки, сторожевой домик (в дальнейшем перенесённый в Никольский сквер ) и 26 скамеек на чугунных ножках. С наружной стороны был проложен тротуар из лещадной плиты в два ряда. В 1883 году в сквере устроен водопровод с раковиной, краном и 24-саженной сточной трубой. В 1884—1885 годах взамен четырёх старых появилось две новые восьмигранные беседки, деревянные, с резьбой в русском духе, построенные по проекту архитектора . В 1891 году городским садовником В. И. Визе была проведена реконструкция сквера . В результате реализации проекта деревья с середины сквера были убраны, что раскрыло перспективу на портик Михайловского дворца со стороны Невского проспекта .
4 (16) августа 1878 года в девятом часу утра на углу Михайловской площади и Итальянской улицы у дома Виельгорского перед самыми окнами кондитерской Кочкурова было совершено нападение на шефа жандармов и начальника Третьего отделения Собственной его императорского величества канцелярии Н. В. Мезенцова . Он был смертельно ранен кинжалом-стилетом террористом- народником С. М. Степняком-Кравчинским , действовавшим по решению центрального кружка « Земли и воли ». В акции также принимали участие народники А. Д. Михайлов и А. И. Баранников .
С началом зарождения в столице конно-железных дорог в 1860-е годы на площади была проложена одна из её линий. Она пролегала от Литейного проспекта до Петроградской стороны . Рельсы, проложенные по Инженерной улице , огибали площадь с юга и заканчивались конечной остановкой на Михайловской улице у Невского проспекта, снова выходили на Инженерную улицу и далее шли вдоль Екатерининского канала к Троицкому мосту . В 1876 году на Михайловской улице начинались маршруты конки № 2 (следовавшей до Городской богадельни у Смольного монастыря ), № 5 (до Новой Деревни ), № 7 (до Финляндского вокзала ), № 13 (до Зоологического сада ). С 1907 года конку заменил трамвай . Трамвайные пути на Михайловской площади тянулись от Литейного проспекта по Инженерной улице, но проходили теперь по периметру овального Михайловского сквера. С 1910 года у остановочного пункта на площади была построена будка-грелка для служащих. Деревянная будка с чугунной печкой внутри находилась в ведении трамвайной комиссии. В 1912 году на площади была конечная остановка электрического трамвая № 2 (следовавшего до Новой Деревни ), № 7а (до Знаменской площади ), № 7б (круговой, через Введенскую улицу , Большой проспект Петроградской стороны , Каменноостровский проспект , Троицкий мост), № 10 (до Клиники Виллие ), № 12 (до угла Введенской улицы и Большого проспекта Петроградской стороны) .
В 1895 году здание Михайловского дворца было приобретено в казну для размещения в нём коллекций Музея русского искусства. Именным Высочайшим указом от 13 ( 25 ) апреля 1895 года он был переименован в Русский музей императора Александра III , а 7 марта ( 19 марта ) 1898 года музей открылся для посетителей . Высочайшим соизволением от 14 января 1900 года на устройство двух отделов Русского музея было выделено 1,5 млн руб. По проекту архитектора В. Ф. Свиньина проведены значительные переделки интерьеров Михайловского дворца, а на месте его восточных корпусов возведено здание Этнографического музея . С 1898 года Домом Жербина владело «Общество спальных вагонов и скорых европейских поездов» . В 1903 году в здании произошёл пожар, участок был выставлен на торги .
В 1900-е годы перед главным входом в Михайловский театр появился металлический навес . Со стороны площади к зданию Дворянского собрания был пристроен каменный двухэтажный тамбур . На восточной стороне площади в 1902 году был снесён дом Жербина. В 1910-е на этом месте по проекту архитектора Л. Н. Бенуа власти планировали построить здание Городской думы с высокой многоярусной часовой башней . В центре площади по проекту скульпторов и В. В. Козлова планировалось установить помпезный конный монумент с фигурой Александра II на античной колеснице . Предполагалась и перепланировка сквера по проекту архитектора М. М. Перетятковича с двумя пирамидальными фонтанами, балюстрадами с вазами, вымощенными плитами площадками, заменяющими часть газонов. Однако накануне Первой мировой войны дорогостоящие проекты не были реализованы .
После сильного пожара 1910 года дом № 13 по Итальянской улице был передан в городскую казну . По проекту инженеров И. Балбашевского и А. Максимова внутренние помещения были перестроены для театральных представлений. В 1911 году здесь группой разбогатевших официантов открывается театр «Палас» . 27 июня 1914 года с запада от Михайловского дворца состоялась закладка Дворца выставок по проекту архитекторов Л. Н. Бенуа и С. О. Овсянникова , в дальнейшем соединённого с Михайловским дворцом переходом. Но из-за начавшейся войны работы были приостановлены, строительство закончилось только в 1919 году .
По административно-территориальному делению Санкт-Петербурга на начало XX века площадь находилась на территории Спасской полицейской части .
Согласно ленинскому плану монументальной пропаганды на Невском проспекте, у здания Городской думы , 6 октября 1918 года был открыт гипсовый бюст немецкому социалисту Фердинанду Лассалю , исполненный скульптором В. А. Синайским . В связи с этим Михайловским площади, улице и скверу присвоили имя Лассаля .
6 марта 1918 года оперой Д. Россини « Севильский цирюльник » открыл свой первый советский сезон Михайловский театр (с 1919 года — Государственный академический театр оперы и балета). 13 мая 1921 года Советом Народных комиссаров России принято «Положение о Государственной филармонии в Петрограде», положившее начало Ленинградской филармонии (с 1922 года — Академической). После перерыва, связанного с политическими событиями , в 1922 году для посетителей открылся Русский музей. В 1923 году открыта первая этнографическая выставка в восточном корпусе . В 1934 году этнографический отдел при Русском музее становится самостоятельным научно-исследовательским и культурно-просветительским центром, названным Государственный музей этнографии народов СССР . В 1929 году в доме Лазаревых обосновался только что созданный в Ленинграде « Мюзик-Холл », с 1938 года здесь разместился Ленинградский театр музыкальной комедии .
В 1930-е разрабатывались проекты преобразования площади Лассаля. В 1934 году архитектор Я. О. Рубанчик предложил проект реконструкции площади в духе Росси. Предполагалось сквер окружить оградой, а площадь вымостить булыжником в виде шахматных квадратов, по углам улицы Лассаля со стороны площади установить две сторожевые стилизованные будки. В связи с годовщиной гибели А. С. Пушкина в Ленинграде было решено установить памятник поэту. После долгого обсуждения остановились на площади Лассаля. В 1937 году на восточной стороне площади на месте пустыря по проекту архитектора Н. А. Троцкого было построено здание школы. В 1940 году площадь переименовали в площадь Искусств .
После снятия Блокады проводилась инвентаризация зелёных насаждений Ленинграда. По учётной карточке за 1945 год в сквере на площади Искусств числились деревья: вяз , клён остролистный , черёмуха , ясень , берёза , дуб , каштан , ива серебристая , лиственница , яблоня , тополь , липа ; и кустарники: кизильник , жимолость , жёлтая акация , жасмин , сирень , черёмуха , калина , смородина .
В 1945—1951 годах по общему проекту архитектора и по проекту реконструкции архитектора была проведена комплексная реконструкция зданий площади. Здания были освобождены от поздних наслоений и обрели декор , приближающий их к единому стилевому образу: реставрирован фасад Филармонии , в 1949 году разобран каменный тамбур у главного входа, ликвидирован навес у подъезда Малого оперного театра . Зданию школы придали облик, стилистически приближенный к постройкам Росси. В эти же годы на площади были демонтированы трамвайные пути и устроено асфальтобетонное покрытие . По проекту архитекторов Е. И. Катонина и В. Д. Кирхоглани переустроен сквер. Он вновь был разделён широким сквозным проходом с центральной площадкой на две симметричные части .
В центре прямоугольной площадки, на месте цветника , в 1957 году установили бронзовый монумент А. С. Пушкину , авторы: скульптор М. К. Аникушин и архитектор В. А. Петров . За эту работу в 1958 году скульптор был удостоен звания лауреата Ленинской премии .
В 1963 году Михайловский театр переименован в Академический Малый театр оперы и балета, а с 1989 года носит имя Модеста Петровича Мусоргского . В 1989—1991 годы осуществлена капитальная реконструкция Европейской гостиницы по проекту архитектора В. Э. Струзман , с переименованием её в « Гранд Отель Европа » .
В 1992 году Государственный музей этнографии народов СССР в связи с новым государственным статусом России был переименован в Российский Этнографический музей . В 2001 году Михайловскому театру было возвращено историческое название .
В 1999—2001 годы проводилась капитальная реконструкция площади по проекту архитектора Ф. К. Романовского . В её рамках осуществлены работы по ремонту инженерных коммуникаций, замене кабелей освещения, осуществлено гранитное мощение тротуаров вокруг сквера и вдоль оград Русского музея, Этнографического музея и корпуса Бенуа .
С 2000 года Санкт-Петербургской филармонией имени Д. Д. Шостаковича в сотрудничестве с Русским музеем, гранд Отелем «Европа», Михайловским театром и Театром музыкальной комедии ежегодно в декабре-январе проводится Международный Зимний фестиваль «Площадь Искусств», задуманный и возглавляемый Юрием Темиркановым . В нём принимают участие ведущие российские и мировые классические исполнители .
В новогодние праздники 2007—2008 годов на площади проходило светотехническое шоу на фасадах Михайловского дворца и прилегающих зданий . С декабря 2008 года на площади смонтирована архитектурно-художественная цветодинамическая подсветка, которая включается каждый час на несколько минут. В будничном режиме установка равномерно освещает фасады зданий белым цветом .
Со 2 по 5 мая 2010 года площадь Искусств была одной из площадок проведения Санкт-Петербургского Международного Кинофорума , посвящённого 65-й годовщине окончания Второй мировой войны . На площади прошла церемония открытия Форума, а на большом экране демонстрировалась отечественная классика военного кинематографа .
Прямоугольная в плане площадь Искусств застроена зданиями, фасады которых разработаны архитектором К. И. Росси в ансамбле с Михайловским дворцом и Михайловской улицей . Входящие в этот ансамбль дома во многом схожи — совпадают детали оформления фасадов, их высота, особенности стиля и расположения оконных проёмов. При дальнейшем строительстве на площади архитекторами использовались проекты фасадов домов, разработанных Росси.
Театр
Музыкальной комедии |
Итальянская улица,
дом 11 |
Большой зал Санкт-Петербургской
академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича |
Гранд Отель Европа |
Дом
костёла святой Екатерины |
Овальный в плане Михайловский сквер был разбит в центре площади в 1827—1828 годах по проекту архитектора К. Росси. Последняя реконструкция сквера проводилась в 2001 году .
По информации садово-парковой конторы Центрального района Санкт-Петербурга в 2007 году общая площадь сквера составляла 20 661 м². Под цветочные посадки занято 100 м², под многолетники (флоксы) — 30 м² (270 штук). В саду растут деревья (3 боярышника, 76 вязов, 41 дуб, 7 каштанов, 20 клёнов, 13 лип, 4 лиственницы, 14 ясеней) и кустарники (3 жасмина, 150 венгерских сиреней, 24 снежника, 38 спирей) на общей площади 134 м² .
Памятник русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину открыт в 1957 году в центре сквера (скульптор М. К. Аникушин , архитектор В. А. Петров ). Высота скульптуры — 4,1 м, высота постамента — 4,5 м. Памятник выполнен из бронзы, четырёхгранный постамент из красного полированного гранита . Скульптор изобразил Пушкина в непринуждённой позе, словно поэт вдохновенно читает свои стихи .
Эта статья входит в число
хороших статей
русскоязычного раздела Википедии.
|