Мемориал жертвам Холокоста
- 1 year ago
- 0
- 0
Зама́лчивание Холоко́ста в СССР — намеренное сокрытие информации о жертвах среди еврейского населения на оккупированных нацистской Германией территориях СССР во время Второй мировой и Великой Отечественной войны, искажение политики нацистов по отношению к евреям , цензурные ограничения на научные исследования, мемориализацию, литературу и искусство в этой тематике.
Замалчивание началось с 1939 года в процессе политического сближения СССР и Германии и особенно после подписания пакта Молотова — Риббентропа . С момента нападения Германии на Польшу до июня 1941 года СССР замалчивал информацию о том, что происходило в оккупированной Польше с евреями. С июня 1941 по 1943 год публиковались отдельные сообщения о происходящем на оккупированной советской территории. С 1943 по 1946 год СССР, имея информацию о происходящем, замалчивал геноцид еврейского населения. С 1946 года и до начала перестройки в 1980-е в СССР происходило отрицание и замалчивание специфического антиеврейского характера Холокоста на официальном уровне . Замалчивался также ряд связанных тем, в том числе участие евреев в борьбе против нацизма .
На памятниках погибшим евреям писали «мирные жители» или «советские граждане»
. Научные исследования Холокоста были табуированы . В литературе и искусстве действовала цензура на еврейскую тематику .Холокост в СССР замалчивался по идеологическим мотивам — в связи с желанием представить уничтожение нацистами евреев в СССР как элемент уничтожения всех советских граждан, а также из-за того, что массовое участие в этом процессе коллаборационистов противоречило идеологической догме о « дружбе народов ». Часть исследователей считает, что одной из причин был государственный антисемитизм .
Во время перестройки и после распада СССР происходило постепенное преодоление этих проблем, хотя влияние замалчивания на школьное образование и в историографии в постсоветских странах осталось заметным даже в XXI веке .
Изменение освещения в СССР политики нацистов по отношению к евреям началось в 1939 году. Если начиная с прихода нацистов к власти в Германии СССР активно критиковал антисемитизм и Нюрнбергские законы , то с весны 1939 года, когда был снят с поста народного комиссара иностранных дел Максим Литвинов и уволены многие евреи-дипломаты, в процессе политического сближения с Германией такая критика прекратилась . После подписания пакта Молотова — Риббентропа книги, критиковавшие гитлеровский режим, были запрещены Главлитом . В частности, из обращения была изъята книга Н. Корнева «Третья империя в лицах» , которая среди прочего описывала погромную политику нацистов, антисемитизм Геббельса , Розенберга , других идеологов нацизма, распространение « Протоколов сионских мудрецов » и т. п. После оккупации Польши нацистской Германией советские власти, имея подробную информацию о происходящем, никак не упоминали и не комментировали дискриминацию, преследование и массовую изоляцию евреев в гетто .
Подлинный текст:
«24 июня. Проходя через местечко, принял участие в очистке одной еврейской лавки.
5 июля. В 10 часов мы были в Клецке. Сначала у меня не было охоты отправляться на поиски добычи, но после того как я прочел все бульварные романы, я тоже поднялся и начал обыскивать покинутые евреями дома. Двери взламывались ломами, топорами и другими орудиями. Кругом бегали наседки и свиньи. Наша еда была скудной, поэтому после обеда началось опять. Опять мы отправились в еврейский квартал…»
Отредактированный текст:
«24 июня. Проходя через Слоним, вместе с Вальтером принял участие в очистке лавок и квартир. 5 июля. В 10 часов мы были в местечке Клецк. Сразу же отправились на поиски добычи. Выламывали двери топорами и ломами. Всех, кого находили в запертых изнутри домах, приканчивали. Кто действовал пистолетом, кто винтовкой, а кое-кто штыком и прикладом. Я предпочитаю пользоваться пистолетом…».
Многие историки отмечают, что во время Великой Отечественной войны официальная советская пропаганда целенаправленно замалчивала геноцид евреев на оккупированных территориях СССР . Однако замалчивание не было абсолютным. Карел Беркхоф считает, что во время войны вероятность узнать о геноциде евреев через центральные органы печати существовала, хотя и была незначительной . 24 августа 1941 года в Москве состоялся , в котором приняли участие известные еврейские деятели культуры и науки. Они прямо заявляли об уничтожении советских евреев как о целенаправленной политике нацистов . Однако после этого сообщения о жертвах Холокоста становились всё реже, короче и более завуалированными .
Советское население имело возможность получить впечатление о массовом уничтожении евреев оккупантами — из отдельных материалов советских корреспондентов, таких как Илья Эренбург и Василий Гроссман . Упоминание уничтожения было также в нескольких отчётах Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию преступлений оккупантов , хотя они были скорее исключением из общей тенденции . Например, из семи отчётов ЧГК за 1943 год евреи были упомянуты лишь в одном . С начала 1943 года упоминание еврейских жертв было сведено к минимуму, их называли почти исключительно «мирными советскими гражданами» . Тем не менее в этот период были хоть и единичные, но резонансные публикации в советской прессе, такие как статьи в «Правде» Алексея Толстого (8 августа 1943) и Ильи Эренбурга (17 декабря 1944), а также Константина Симонова в «Красной звезде» (10-12 августа 1944) .
Существовали и единичные официальные заявления властей, например, 19 декабря 1942 года было опубликовано заявление советского правительства «Об осуществлении гитлеровскими властями плана истребления еврейского населения Европы» . В дальнейшем, как пишет Леонид Смиловицкий , «ни в одном официальном заявлении советского руководства не давалась юридическая оценка геноцида евреев и его последствия для нацистов, не содержались призывы к гражданскому населению и партизанам на оккупированной территории о помощи евреям, не ставилась задача спасения узников гетто и концлагерей» . Александр Локшин считает, что «никто из советского руководства ничего не сделал для того чтобы помочь евреям в один из самых трагичных периодов их истории» . Целенаправленный характер геноцида замалчивался. В четырёх нотах В. М. Молотова к иностранным правительствам о массовых жестокостях захватчиков в качестве жертв назывались славяне и лишь в одной из них было упомянуто убийство евреев в Бабьем Яру .
Информацию о массовых убийствах евреев на оккупированных территориях Сталин получал с 19 июля 1941 года, о планах нацистов истребить всех евреев — не позднее августа 1941 года . Задокументировано, что Сталин лично цензурировал публикации по данному вопросу. В частности, после получения 14 января 1942 года так называемого « приказа Рейхенау », который был выдержан в антисемитском духе и направлен на оправдание массовых убийств евреев солдатами вермахта , Сталин распорядился опубликовать в « Правде » оригинал и перевод, однако все антисемитские инвективы из перевода были вычеркнуты. В сообщении о смерти автора приказа Вальтера фон Рейхенау 17 января Сталин вновь подчеркнул направленность приказа на «истребление мирного советского населения», исключив упоминания о евреях . В период масштабных акций геноцида на оккупированных территориях 1942—1943 годов, когда было ликвидировано большинство гетто, а их узники — убиты, в сводках Совинформбюро информация об этих акциях полностью отсутствовала. При этом регулярно публиковалась информация о расправах над нееврейским населением даже в мелких деревнях Белоруссии. Пропагандистская литература, описывая массовые казни еврейского населения в крупных городах и сёлах Белоруссии, не употребляла слова «евреи». По мнению Аркадия Лейзерова , периодическая публикация информации о расправе над евреями и фактах немецких зверств при этом — не давали общую картину, что это элементы плана по тотальному уничтожению евреев, и делались для создания видимости объективности информации от официальных источников . 11 августа того же 1943 года начальник Главлита СССР обратился в Управление агитации и пропаганды ЦК ВКП(б) с особой докладной запиской, включающей в себя обоснования для недопуска в печать статьи Клары Блюм в журнале « Интернациональная литература », в которой говорилось «о попытке истребления фашистами еврейского народа» .
Еврейский антифашистский комитет , созданный в начале 1942 года по решению Управления пропаганды и агитации ЦК КП(б), собирал информацию о преступлениях нацистов в отношении еврейского населения. Однако распространение этой информации происходило в странах-союзниках СССР для получения общественной поддержки и материальной помощи СССР . В заявлениях советских евреев, которые достигали с разрешения властей русскоязычной советской аудитории, говорилось больше об уничтожении евреев Европы . Некоторые послабления в отношении отражения еврейской тематики допускались для литературы на языке идиш , на котором в годы войны был издан ряд книг. Заметную роль играла газета « Эйникайт », издаваемая Еврейским антифашистским комитетом .
В годы войны был снят ряд художественных и документальных фильмов, так или иначе затрагивающих тематику Холокоста. Первое описание в СССР, а возможно и в мире, что геноцид во время войны был направлен именно против евреев было сделано в киноновелле «Бесценная голова» (часть «Боевого киносборника» № 10) . В 1944—1945 годах было снято два документальных фильма «Освенцим» и «Майданек» . Последний впоследствии вышел в нескольких странах мира, в том числе в США и стал одним из самых важных доказательств Холокоста, так как на тот момент союзники СССР по антигитлеровской коалиции с трудом верили в такую практику . В том же году был снят художественный фильм « Непокорённые ». В нём показаны такие события и феномены, как еврейское гетто, массовый расстрел евреев и даже спасители евреев, позднее именовавшиеся « праведниками народов мира ». Этот фильм на долгий период стал единственным полностью посвящённым теме Холокоста. Последующие картины включали только отдельные сцены или реплики, упоминающие события Холокоста . В 1944 году в документальном фильме о тысячах еврейских жертв концлагеря « Клоога », где на одежде некоторых убитых и выживших были видны шестиконечные звёзды , диктор называл их исключительно «советскими гражданами», а слово «евреи» не использовалось .
Окончательный перелом в противоречивом процессе освещения преследования и геноцида евреев, приведший в конечном счёте к замалчиванию Холокоста в послевоенном СССР, Беркхоф датирует первой половиной 1945 года — публичным осуждением деятельности Эренбурга и показательным отсутствием даже единичных упоминаний о евреях в репортаже Бориса Полевого из лагеря Освенцим . Во всех советских документах от периода освобождения Освенцима до Нюрнбергского процесса упоминалось «уничтожение советских граждан» при полном замалчивании этнической составляющей. Так, в заключении государственного советника юстиции Д. И. Кудрявцева, эксперта и представителя Чрезвычайной государственной комиссии на процессе по делу военных преступников — служебного персонала концлагеря Освенцим, представленном Верховному трибуналу Польской Народной Республики 13 декабря 1947 года, слово «еврей» также отсутствовало . Упор в заключении делался на то, что это было убийство именно мирных советских граждан .
В послевоенные годы замалчиванию подвергался сам факт уничтожения евреев по национальному признаку . Историк профессор Ярослав Грицак пишет, что Холокост был одной из главных жертв советской политики ликвидации исторической памяти еврейского народа: согласно советской версии, нацисты и их пособники убивали евреев не за то, что они были евреями, а за то, что они были советскими гражданами . По западным оценкам, политика СССР состояла в устранении любого публичного обсуждения Холокоста .
При этом власти обладали полной картиной катастрофы и иногда информация об этом становилась публичной: советская Чрезвычайная государственная комиссия , созданная с целью расследования нацистских преступлений, собирала и документировала сведения об убийствах еврейского населения, для этого в её вопроснике был специальный пункт. В СССР было осуждено большее количество нацистских преступников, чем в любой другой стране мира, среди них были и убийцы евреев. Часть таких судов были открытыми, и на них публично говорилось о фактах преступлений против евреев . Тем не менее внимание к теме Холокоста было в лучшем случае периферийным. Например, на Ленинградском процессе 1945—1946 годов (так же как и на Великолукском и Новгородском ) масштабные преступления, совершённые в 1941—1942 годах против евреев, цыган , душевнобольных и советских военнопленных, по сути не рассматривались и были затронуты лишь в отдельных показаниях свидетелей .
Были отдельные исключения из политики умолчания. Например, книга «Ястребы Двины: кто они такие?» (1963), которая была опубликована в Риге на латышском и английском языках, содержала факты о латышских военных преступниках, в то время проживавших в Канаде и США . Опубликованный в журнале « Советиш геймланд » на языке идиш (№ 4, 1981) список евреев — Героев Советского Союза , также может быть примером такого исключения, однако он не давал полной картины участия евреев в Великой Отечественной войне .
В музеях Великой Отечественной войны геноцид советских евреев не упоминался . На памятниках погибшим в ходе Холокоста вместо слова «евреи» писали «мирные жители» или «советские граждане» . Одно из наиболее ярких проявлений стирания памяти об уничтожении евреев — история с памятником в Бабьем Яру , крупнейшем на территории СССР месте уничтожения евреев. Само возведение памятника откладывали с 1945 до 1976 года. А после его возведения информация о том, том кто именно были эти более 100 тысяч убитых, осталась фигурой умолчания до конца существования СССР . На менее известных памятниках происходило то же самое. Например, без упоминания евреев в 1954 году был установлен обелиск возле деревни Томашовка в память об узниках Томашовского гетто , а в 1956 году — на могиле жертв нацизма в память об узниках гетто в Домачево . Памятник на месте массовых убийств евреев в Понарах под Вильнюсом был снесён в 1952 году .
С 1967 года после Шестидневной войны на Ближнем Востоке ранее установленные обелиски с упоминанием евреев подвергались переделке с уничтожением такого упоминания и замене « звезды Давида » на советскую пятиконечную звезду . Как пишет историк Олег Будницкий , на Украине власти пригрозили сровнять с землёй все обелиски, на которых не будет сделана такая замена . Аналогичные проблемы были в Белоруссии . Деятельность по увековечиванию памяти погибших евреев блокировалась органами коммунистической партии. В частности, известный изобретатель Владимир Фундатор потерял работу из-за организации сбора средств на памятник в посёлке Червень , где погибли его родители . В Одессе семеро инициаторов создания памятника погибшим евреям были приговорены к длительным срокам заключения .
Публикация « Чёрной книги » — сборника документов и свидетельств очевидцев о преступлениях против еврейского народа на оккупированной нацистами территории СССР и Польши — была запрещена Управлением пропаганды и агитации ЦК КП(б) в 1947 году в силу того, что в ней содержалась информация, что в гибели многих евреев повинны коллаборационисты, а не оккупанты. А это противоречило идеологической догме о « дружбе народов » в СССР . Впоследствии участие в создании «Чёрной книги» предъявлялось в качестве одного из существенных обвинений в деле Еврейского антифашистского комитета . Впервые на русском языке «Черная книга» была издана в Запорожье и Киеве в 1991 году , и полностью, без цензурных купюр, лишь в 1993 году в Вильнюсе .
В советской историографии отсутствовали как специальные монографии, так и публикации сборников документов, посвящённые геноциду евреев СССР . По мнению профессора Мичиганского университета , советская историография не просто «замалчивала тему Холокоста», а, более того, полностью отказывалась признать её «уникальность» на фоне других зверств тем, что она не выделяла сведения об уничтожении евреев нацистами в самостоятельную исследовательскую проблему . Павел Полян писал, что до конца 1980-х годов Холокост как историческое явление оставался запретной темой для советских историков , архивы были закрыты для учёных .
В 1965 году на 3-й Международной конференции по истории движения Сопротивления , состоявшейся в Карловых Варах , в совместном докладе советских историков Евгения Болтина , Фёдора Шевченко и Ивана Кравченко было повторено утверждение 1944 года секретаря ЦК КП(б) Белоруссии Тимофея Горбунова , что во время оккупации «правовое положение белорусов, а также другого нееврейского населения Минска мало чем отличалось от положения евреев» . Историк и правовед Аркадий Лейзеров назвал этот тезис «чудовищным» , а один из ведущих исследователей Холокоста Иегуда Бауэр писал: «кто не видит … разницы между положением евреев и остальных народов — тот искажает реальную историю» .
К началу перестройки была издана энциклопедия по истории Великой Отечественной войны. Отдельная статья о Холокосте как отдельной теме в нём отсутствовала, но были данные о самых крупных гетто, которые размещались на территории СССР оккупантами, были данные об уничтожении евреев в крупных городах и лагерях смерти, а также информация об общем количестве жертв этих лагерей. По мнению историка , это было фактическим признанием существования Холокоста перед самой перестройкой .
На рубеже 1980-х и 1990-х произошли кардинальные изменения в освещении этого вопроса, что, по мнению Сергея Кропачева, было в связи с теми общими переменами в стране, которые произошли в этот период, с улучшением международного сотрудничества, появлением расширенного доступа к различным архивным документам исследователей. Перестройка и гласность привели к тому, что расширился доступ к архивным документам, началось переосмысление в науке и обществе произошедшего в прошлом, особенно Второй мировой войны . Сформировались такие общественные организаций, как « Мемориал » или «Бабий Яр» . В 1991 году вышли книги, которые рассказывали о массовом уничтожении евреев в отдельных городах и регионах страны — это «Бердичевская трагедия» , опубликованная в Киеве, и «Формула скорби», изданная в Санкт-Петербурге .
Кроме вопроса о нацистском геноциде против евреев, в историографии не освещались и такие темы, как антисемитизм среди советского населения на оккупированных территориях и партизан , а также участие евреев в сопротивлении оккупантам . Причины были те же самые — не допустить сомнения в представлении о «едином советском народе» до и во время войны и не допустить распространения информации, что немецкая пропаганда против евреев оказалась действенной и имела отклик у части населения на оккупированной территории .
Так, в VIII томе Белорусской советской энциклопедии , изданном в 1975 году, в статье о партизанах участие евреев в партизанском движении было скрыто под графой «другие национальности»: при упоминании грузин, армян, татар, адыгейцев и якутов, которых были считанные единицы, не было упоминания о десятках тысяч еврейских партизан . В 1983 году в справочнике «Партизанские формирования Белоруссии в годы Великой Отечественной войны» при указании численности партизан различных национальностей в разных отрядах, к примеру, в бригаде «За Советскую Белоруссию» Барановичской области среди 962 партизан было указано белорусов 495, русских — 237, украинцев — 30 и «других национальностей» — 200 человек. Таким образом была скрыта информация о 127 евреях в этой бригаде . Даже в 1990 году в специальной энциклопедии «Беларусь у Вялікай Айчыннай вайне 1941—1945 гг.» были указаны имена представителей разных национальностей, при этом нет имён евреев — командиров и организаторов партизанского движения .
После выхода фильма «Непокорённые» стилистика отображения Холокоста в художественных и документальных фильмах сводится не к полному замалчиванию, а к эпизодическому упоминанию, не сопоставимому по масштабам с произошедшими событиями Холокоста на территории СССР. Примерами таких картин могут быть « Солдаты », « Судьба человека » (впервые после окончания войны показан эпизод Холокоста), « Ты не сирота », « Хроника пикирующего бомбардировщика », « А зори здесь тихие », « Восхождение », « Восточный коридор », « Комиссар » (был снят в 1967 году и не демонстрировался до 1988), « Обыкновенный фашизм ». В фильме «Обыкновенный фашизм» уничтожение евреев было показано без эвфемизмов типа «жертвы фашизма» и это был максимум описания Холокоста в то время, но его демонстрация была ограничена документальными каналами . « » — последняя картина из вышедших до «перестройки» .
Поэма « Бабий Яр » Евгения Евтушенко , который публично озвучил информацию о массовом убийстве евреев Киева, а также 13-я симфония Дмитрия Шостаковича , включающая эту поэму, подверглись цензурным преследованиям, а сам Евтушенко — антисемитским нападкам . В 1962 году в канун 20-летия восстания в Варшавском гетто идеологическая цензура ЦК КПСС не допустила к печати на русском языке книгу об этом восстании, а Главлит запретил фотовыставку, подготовленную «Советским комитетом ветеранов войны» для демонстрации в Париже , в которой «все 40 стендов фотовыставки посвящены уничтожению гитлеровцами лиц еврейской национальности на территории СССР в 1941—1945 гг.»
В 1967 году вышел роман Анатолия Кузнецова « Бабий Яр », но его текст был существенно отцензурирован. В 1969 году партийная цензура запретила фильм «Мы здесь родились…» снятый по заказу КГБ и лично Юрия Андропова , потому что в нём говорилось о евреях-фронтовиках и евреях-партизанах . В 1978 году в журнале « Октябрь » был опубликован роман Анатолия Рыбакова « Тяжёлый песок », ставший сенсацией, поскольку он впервые с 1930-х годов был полностью посвящён еврейской тематике и Холокосту в частности .
В период перестройки был снят запрет на отражение Холокоста в кино . С конца 1980-х вышли такие произведения, как « Жизнь и судьба » Василия Гроссмана (1988), начали публиковаться стихи Александра Галича и Бориса Слуцкого на эту тему, в 1990 году была экранизирована повесть Александра Борщаговского «Дамский портной», исполнено вокально-симфонические сочинение «Реквием» Моисея Вайнберга , написанное в 1967 году и также посвящённая Холокосту .
Ряд учёных считает, что отрицания Холокоста в Советском Союзе не было . Так, израильский историк Даниэль Романовский полагает, что «для СССР более характерно было не отрицание Холокоста, а его тривиализация», поскольку до 1980-х годов в СССР не было обычной для отрицателей .
Другие исследователи утверждают, что как происходившее в 1950—1980-е годы замалчивание самого факта Холокоста, так и сокрытие документов о нём можно квалифицировать как разновидность отрицания . Как пишет Краткая еврейская энциклопедия , ревизионисты в Советском Союзе обходили нацистский геноцид евреев молчанием, как один из вариант «изъятия» этого события из истории . Мария Альтман отмечает, что западные учёные называют первым советским отрицателем , который обвинял сионистов в значительном преувеличении числа еврейских жертв и использовал отдельные элементы отрицания Холокоста в идеологических целях . Людмила Дымерская-Цигельман считает, что эти идеи были заимствованы советскими пропагандистами из западной, преимущественно неонацистской литературы .
Историки считают, что в годы войны тема геноцида евреев не обсуждалась активно, — хотя и не замалчивалась совсем, — чтобы не способствовать нацистской пропаганде о «еврейском засилье в СССР» . Леонид Смиловицкий пишет, что в таком освещении событий того времени не было антисемитской подоплёки. Сообщения о таких преступлениях нацистов в отношении гражданского населения, по мнению идеологов того времени, служило двум целям: сплотить народы Союза в борьбе с оккупантами и быть контраргументом заявлениям нацистов, что Германия ведёт войну по освобождению Советского Союза от евреев и коммунистов . Похожей политики придерживалась редакция издаваемой в СССР газеты правительства Соединённого Королевства « Британский союзник ». По мнению польского историка и теолога Юлиана Гжесика, британская политика описания нацистских преступлений как планов «порабощения многих наций» без выделения преступлений против евреев существовала из-за общего подхода к таким преступлениям, как к преступлениям против человечества и с учётом внутренней советской политики в отношении евреев .
Впоследствии Холокост замалчивался по идеологическим мотивам . По мнению ряда историков, основной причиной того, что после войны Советский Союз замалчивал Холокост, был государственный антисемитизм . Характеризуя причины послевоенной информационной политики в СССР в вопросе освещения Холокоста, Олег Будницкий отмечал, что одной из основных идеологических идей советского руководства в отношении войны была идея о единстве советского народа и в соответствии с ней отдельной памяти о войне у какого-либо народа не должно было быть. Советская власть опасалась роста национализма , в том числе еврейского, особенно после образования государства Израиль . Рост антисемитизма — среди как государственного аппарата, так и широких слоёв населения — в военные и особенно послевоенные годы сделал невозможным официальное увековечивание памяти жертв Холокоста. Ещё одной причиной, по которой советская власть не хотела публичного обсуждения данного вопроса, было участие в убийствах евреев коллаборационистов: прибалтийских, украинских, отчасти белорусских. Советская власть боролась с националистами и не хотела, чтобы эти проблемы дебатировались при обсуждении преступлений против евреев . Историк полемизировал с точкой зрения об ограничениях на основе идеи единства советского народа. Он писал, что в послевоенный период выходил целый ряд публикаций подчёркивающий вклад в борьбу с нацизмом отдельных этнических групп населения СССР (например, И. Бабалашвили, «Воины-грузины в боях за Украину в годы Великой Отечественной войны». Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1969) при целенаправленном преуменьшении и игнорировании роли евреев . Мария Альтман пишет, что из-за негативного отношения к тем, кто был на оккупированной территории, даже выжившие жертвы Холокоста боялись публично говорить об этой трагедии. В результате целый пласт событий выпал из исторической памяти народа .
|
Первые публикации в советских СМИ по тематике Холокоста появились ближе к концу перестройки перед самым распадом СССР . Памятники жертвам Холокоста с указанием их национальной принадлежности в основном появились после распада СССР в государствах Балтии , в России, на Украине и в Белоруссии. Лишь в середине 1990-х годов был открыт доступ к документам об уничтожении евреев, которые ранее находились в спецхранах .
Систематическая работа по увековечиванию памяти жертв Холокоста в Белоруссии началась в 1991 году после создания « Союза еврейских общественных объединений » . Для международного признания независимой Украины важную роль сыграли мероприятия, посвященные 50-летию трагедии Бабьего Яра в 1991 году. Президент США Джордж Буш — старший при посещении Киева 1 августа 1991 года прибыл в Бабий Яр, где заявил: «Холокост произошёл из-за того, что хорошие мужчины и женщины отводили глаза от беспрецедентного зла» .
Замалчивание этой темы в СССР оказало на российское общество, власти и науку крайне негативное влияние, в частности способствовало распространению ультраправой идеологии и созданию неофашистских организаций . Как полагает Илья Альтман , в России это влияние было бо́льшим, чем где-либо на постсоветском пространстве в Европе . Кроме того, на массовое сознание оказал воздействие подрыв доверия к советской историографии и вынужденный пересмотр отношения к истории России . Только в 2004 году Министерство образования и науки РФ включило Холокост в стандарт общего образования на федеральном уровне . В 2011 году в Ростове-на-Дону разразился беспрецедентный скандал в связи с попыткой местных чиновников, как в советские времена, заменить на мемориале в Змиёвской балке упоминание убитых евреев на «мирных граждан» .
Историк Анатолий Подольский писал в 2008 году, что в украинской историографии, в отличие от советской, тематика Холокоста стала отдельным предметом изучения. Однако многочисленные труды историков в самой Украине остались незамеченными, хотя привлекли внимание западных коллег. В академических изданиях по украинской истории XX века Украина была представлена как моноэтническое государство .
Проблема замалчивания Холокоста в белорусской историографии частично сохранилась и после распада СССР. Как и на Украине, опубликованные научные работы по Холокосту оказались невостребованными. Холокост вообще не упоминался ни в одном из 26 специализированных изданий по истории Белоруссии , вышедших с 1997 по 2003 год . В школьных учебниках по истории 2012 года геноцид евреев излагался в нескольких фразах, термин «Холокост» не использовался .
В Эстонии первый памятник погибшим евреям был открыт в 1994 году на территории концлагеря «Клоога» , в том же году вышло первое в Эстонии историческое исследование по тематике Холокоста . В Литве лишь в конце 1990-х импульс исследованиям этой тематики придало решение о создании Международной комиссии по оценке преступлений нацистского и советского оккупационных режимов . Аналогичная ситуация была в Латвии . В Молдавии , где историки, тяготеющие к признанию общей молдавско-румынской идентичности , не хотят муссирования темы, бросающей тень на недавнее прошлое румынского государства , исследования тематики Холокоста стали уделом единичных специалистов. До начала 2000-х эта тема осталась практически незамеченной и на 2008 год не фигурировала в школьной программе по истории .