Interested Article - Генералы Первой мировой войны

«Генералы Первой мировой войны» ( англ. General Officers of World War I ) — картина американского художника Джона Сингера Сарджента , написанная им в 1922 году .

В 1918 году Сарджент получил заказ на создание картины от южноафриканского финансиста Абрахама Бейли , стремившегося сохранить память о британских полководцах времён Первой мировой войны . Ранее Бейли заказал ещё две картины на схожую тему, но с разными героями, которыми стали морские офицеры и государственные деятели . После долгих уговоров, в том числе при участии попечителей Национальной портретной галереи в Лондоне , куда Бейли заранее решил пожертвовать картины, Сарджент всё-таки решил взяться за огромных размеров полотно, на котором должны были быть изображены 22 генерала Британской империи . Сарджент писал картину долгих четыре года, работа над ней шла трудно, и, как признавался сам художник, «генералы маячат у меня перед глазами, как кошмар». Наконец, в 1922 году работа подошла к концу, и огромное полотно горизонтального формата было выставлено в Королевской академии . Картина была сдержанно оценена критиками, во многом из-за холодности персонажей и невыразительности композиции. В настоящее время картина находится в коллекции Национальной портретной галереи.

Контекст

Джон Сингер Сарджент, автопортрет, 1907 год

Джон Сингер Сарджент (1856—1925) родился во Флоренции в семье экспатриантов из США . Его детство прошло в постоянных путешествиях по Европе, во время которых Сарджент побывал в Италии , Франции , Швейцарии и Германии . Получив преимущественно домашнее образование, в 1874 году Сарджент завершил учёбу в парижской студии французского живописца Каролюс-Дюрана , где изучал работы Халса , Рембрандта , ван Дейка и Рейнольдса . В 1876 году Сарджент посетил Америку, а в следующем году выставил свою первую картину на Парижском салоне . После путешествий по Испании и Марокко в 1879—1880 годах он в 1884 году поселился в Париже , а затем переехал в Лондон . Хотя Сарджент пользовался большим успехом в качестве умелого портретиста, впоследствии он отказался от всех излишних заказов, сосредоточившись главным образом на пейзажах и акварелях, а также исполнении настенных росписей в публичной библиотеке и Музее изящных искусств Бостона . Сарджент постоянно выставлялся в Королевской академии , ассоциированным членом которой стал в 1894 году, а полноправным — в 1897 году. Будучи космополитом и бонвиваном, Сарджент жил сразу на несколько стран и при этом ценил своё американское гражданство, однажды даже отказавшись от рыцарства, чтобы его не терять. Общаясь с представителями социального и политического бомонда Америки и Европы, Сарджент писал довольно лестные портреты американских президентов, британских премьер-министров, предпринимателей, актрис и арт-дилеров, «аристократов позолоченного века » и членов их семей, безграничный оптимизм которых вскоре был сметён Первой мировой войной .

История

В декабре 1918 года к Сардженту обратился южноафриканский финансист сэр Абрахам Бейли, 1-й баронет Бейли , пожелавший заказать у него картину, на которой была бы увековечена память генералов, командовавших подразделениями имперских и британских вооружённых сил во время недавно окончившейся войны . Параллельно Бейли заказал ещё две другие памятные картины — « Государственные деятели Первой мировой войны » у Джеймса Гатри и « Морские офицеры Первой мировой войны » у Артура Стокдейла Коупа . Сарджент, ранее отошедший от портретной живописи, поначалу отклонил предложение Бейли, даже несмотря на просьбы попечителей Национальной портретной галереи в Лондоне . Так, председатель Попечительского совета в письме к художнику от 17 декабря 1918 года отмечал :

В качестве подарка нации и Национальной портретной галерее было сделано предложение о написании картин с тремя группами самых выдающихся флотоводцев, полководцев и государственных деятелей империи в память об их службе во время Великой войны. Это предложение Попечительского совета можно рассматривать как самое важное из когда-либо сделанных и одобренных галереей, отступившей от своего твёрдого правила, заключающегося в отказе от принятия портретов здравствующих знаменитостей. Жертвователь пожелал пригласить трёх разных художников для написания этих групп и оставил выбор кандидатур на волю наших попечителей. По единодушному мнению наших коллег, попечителей, ни один художник не может в достаточной степени в одиночку реализовать такой проект, и мы от их имени просим узнать, дадите ли Вы своё согласие, несмотря на Ваше хорошо известное нежелание в дальнейшем заниматься портретной живописью, пересмотреть своё решение по данному вопросу и тем самым оказать службу нации, приняв их предложение о написании одной из этих групп. Предполагается, что каждая из военно-морской и военной групп должна включать в себя около двадцати, а группа государственных деятелей — около пятнадцати фигур, изображаемых без головного убора, в связи с чем в полной мере могут быть отображены их характерные черты.

Спустя несколько дней Сарджент направил Диллону ответное письмо, в котором говорилось: «К величайшему сожалению […] из-за текущих обстоятельств я не вправе принять заказ такой большой важности и срочности» . Этими «обстоятельствами» были заказы на росписи для здания Музея изящных искусств в Бостоне , для исполнения которых требовалось провести ближайшие два-три года за границей. 30 декабря лорд Диллон послал новое письмо Сардженту, в котором подчеркнул историческую важность групповых портретов и призвал его пересмотреть своё решение, уверяя: «Попечители вполне готовы предоставить вам абсолютную свободу творчества и выбора, не стеснённую никакими условиями». После этого в данную ситуацию вмешался близкий друг и биограф самого Сарджента — , который в письмах к директору галереи и лорду Диллону выразил убеждение в том, что художник действительно может принять заказ. Чартерис предположил, что если Сарджента освободить от временных ограничений и помочь ему организовать позирование героев будущей картины, а также предложить ему не менее 5000 фунтов стерлингов, то можно достичь удовлетворяющего все стороны соглашения . В январе 1919 года Сарджент поддался давлению и уступил, сообщив в письме лорду Диллону о принятии заказа, а в переписке с Чартерисом отметил: «Да, я написал лорду Диллону и сказал, что если попечители обратятся ко мне снова, оставив мне свободу выбора времени, я с радостью напишу армейскую группу — „с радостью“, если выражаться вежливо» .

Баронет Бейли

Список офицеров, которых нужно было изобразить на картине, был составлен Чартерисом вместе с попечителем галереи , после чего одобрен баронетом Бейли . Первоначальный список включал 25 человек, но Бейли исключил из него троих. Тремя вычеркнутыми из списка стали генерал Ян Гамильтон , обвинённый в провале Галлиполийской кампании , а также и Хью Тренчард . Одновременно Бейли добавил имя сэра . На более позднем этапе из кандидатур на включение их портретов в картину были исключены имена сэра Хьюберта Гофа и сэра Чарльза Монро . В результате в окончательном списке оказалось 22 военачальника .

В перечень по неизвестным причинам не были вписаны такие видные военачальники, как Гораций Смит-Дорриен , , , , , Перси Лейк и Чарльз Таунсенд ; сотрудники штабов — , , , , и ; начальники Имперского генерального штаба — , и Арчибальд Мюррей ; начальники армейских штабов — Чарльз Харингтон , Арчибальд Монтгомери-Массингберд , и ; офицеры Королевского лётного корпуса и ; а также из Королевского танкового корпуса .

Сарджент бросился выполнять заказ с присущей ему энергией . Через Милнера он связался с натурщиками и смог начать предварительную работу над картиной, которую прервал в мае 1919 года по причине возвращения в Америку для написания фресок . В марте 1920 года Сарджент закончил работу над такой же огромной по размерам картиной под названием « Отравленные газами » (ныне в коллекции Имперского военного музея ), за материалом для которой ещё в 1918 году специально ездил на Западный фронт . Впоследствии, возможно, Сарджент рассматривал данный ему заказ на написание «генералов» как муторную обязанность, сообщая в письме к Чартерису от 12 мая 1920 года: «Генералы маячат у меня перед глазами, как кошмар… Я проклинаю Бога и человека за то, что слабовольно пообещал их написать, поскольку у меня нет никаких идей и я предвижу ужасный провал» . После возвращения в Англию в июле 1920 года Сарджент начал основательную работу над картиной. В августе того года он в своём письме Милнеру запросил окончательный список натурщиков и информацию о их текущем военном звании, чтобы избежать каких-либо ошибок . Позже, в письме Милнеру от 8 сентября 1920 года, Сарджент информировал: «Мне позировали уже четыре генерала, и ещё несколько обязались прийти. Перед отъездом в прошлом году меня посетили генерал Монаш и генерал Смэтс» .

Бидвуд Бота Бинг Роулисон I Роулисон II Роулисон III Хорн Уилсон Хейг Френч Алленби I Алленби II Ламберт I Ламберт II Добелл I Добелл II Неизвестный

Сарджент, видимо, наслаждался написанием отдельных эскизов, но был обеспокоен перспективой объединения генералов в цельную группу, выразив свои мысли об этом в письме к миссис Гарднер в сентябре 1920 года — «мои генералы начинают сходиться, и я делаю наброски и эскизы каждого по отдельности. Каждый из них интересен сам по себе, но » . Такую же озабоченность он выражал и по поводу композиции картины в письме к Гатри :

Я вернулся пару месяцев назад и благодаря господину Милнеру отловил некоторое количество генералов, и написание каждого из них по отдельности я нахожу очень интересным, а огромное разнообразие типов, кажется, обещает некоторый интерес. Но я всё ещё просто собираю материал и пока не выработал никакого плана картины в целом. Мне мешает работать мысль о том, что они никогда не могли собраться в каком-то одном конкретном месте — поэтому я неспособен придумать интересный фон и вынужден изображать их всех стоящими в пустоте.

1919—1921 годы оказались для Сарджента периодом напряжённой работы над эскизами маслом, хотя достаточно трудно установить детальную хронологию отдельных визитов генералов к художнику. К этому времени можно также отнести карандашные зарисовки многих фигур со сделанными Сарджентом заметками, в которых он намечал возможные будущие позы натурщиков . Большинство эскизов маслом сохранились в различных коллекциях, а 17 рисунков хранятся в Национальной портретной галерее .

Бидвуд Смэтс Роулисон Хорн Милн Уилсон Хейг Френч Добелл

С января по октябрь 1921 года Сарджент снова находился в Америке и после возвращения в Лондон предпринял попытку закончить полотно, однако ему помешала зима с постоянными туманами и нехваткой дневного света — «эти тёмные дни замедлили работу над картиной». Кроме того, перед Сарджентом встала ещё одна проблема: он не успел зарисовать некоторых генералов вживую. Чтобы добиться сходства изображаемой на картине фигуры с сэром , заболевшим гриппом и готовившимся к отплытию в Новую Зеландию в дни, когда их встреча стала возможной, Сардженту пришлось пользоваться его фотографиями в газетах. Именно по этой причине Сарджент изобразил Рассела позади других генералов, что и объяснил ему в личном письме . Другой герой картины, генерал Фредерик Мод , выпив заражённого молока, скончался от холеры в Багдаде , а Луис Бота заболел испанкой и умер от инфаркта в Претории . До конца неизвестно, какими материалами пользовался Сарджент при написании лица Мода, однако посмертный портрет Боты им был выполнен на основе эскизов работы Гатри . По этому поводу Сарджент писал Милнеру: «Эван Чартерис дал мне фотографию написанной Гатри головы Боты, которая очень хороша… Поворот головы и освещение полностью отличаются от моих — но я надеюсь что-то с этим сделать» . Наконец, в 1922 году Сарджент закончил работу над гигантской картиной горизонтального формата . Изначально она называлась « Несколько генералов », но потом название было изменено на « Генералы Первой мировой войны » .

Композиция

Фотогравюра по картине, 1920-е годы

Картина написана маслом по холсту, её размеры составляют 299,7 × 528,3 см . Работа Сарджента стала первым полотном, в какой-то степени отразившим иерархию британского генералитета с точки зрения репутации военачальников . На полотне изображены 22 из примерно 1500 бригадных генерал-майоров, генерал-лейтенантов, генералов и фельдмаршалов, служивших в имперских и британских вооружённых силах во время Первой мировой войны . В отличие от Коупа и Гатри, натуралистично изобразивших своих героев — адмиралов и государственных деятелей соответственно — в движении и оживлённой беседе друг с другом, Сарджент решил отказаться от подобного подхода . Безликие и «холодные» генералы стоят непрерывным строем, а их головы находятся примерно на одном уровне, ничем не выделяясь — двадцать два нахмурившихся или улыбающихся лица, почти столько же усов, сорок два глаза, за некоторыми исключениями смотрящих прямо вперёд. Фоном картины являются архитектурные формы коричневых нейтральных тонов — рифлёные колонны на больших базах классического ордера , почти наверняка порождённые воображением самого художника. Все генералы одеты в военную форму цвета хаки с десятками ремней и перекрещивающихся портупей, пряжек и блестящих пуговиц, множеством медалей и знаков отличия; на ногах у них — галифе и сапоги со шпорами, а на поясах висят церемониальные шпаги. Кроме того, фельдмаршалы держат в руках серебряные маршальские жезлы .

По словам искусствоведа , сюжет картины можно рассматривать как однообразный и лишённый фантазии с точки зрения реалистической композиции, но в данном случае реализм не имел значения для Сарджента. Сайт Национальной портретной галереи пишет о картине как об «эффективной» в выполнении поставленной задачи — создания собирательного образа военного руководства. Этот же сайт сравнивает генералов с набором марионеток, ждущих, чтобы кто-нибудь подёргал их за верёвочки, а Чартерис описал их как готовящийся к выходу на сцену хор. Как и следовало ожидать, на картине нет ни одного офицера, чья служба не была успешной. В соответствии с армейской иерархией, в центре находятся двое главнокомандующих на Западном фронте Джон Френч справа и его преемник, Дуглас Хейг , слева. Справа от них стоят полководцы Западного фронта, среди которых выделяется высокая фигура сэра Генри Уилсона , который не добился высшего командного поста, но постоянно интриговал против главнокомандующих. В конце концов он стал начальником Имперского генерального штаба и поэтому должен быть стоять сзади или слева от Хейга, потому что Уильям Робертсон , предшественник Уилсона на этом посту, стоит сразу за Френчем. Однако в таком случае Уилсон оказался бы точно в центре картины и со своим ростом стал бы на ней доминантной фигурой — возможно, ему самому бы этого и хотелось, но его коллег это бы не устроило .

Все изображённые на картине достигли звания по крайней мере генерал-лейтенанта, и большинство из них командовали армиями или армейскими корпусами, за исключением двух дивизионных командиров — генерал-майора и генерал-майора . Генералы в основном являются англичанами, но присутствуют также представители доминионов Британской империи: фельдмаршал Смэтс , генерал Бота и генерал-майор Лукин из Южной Африки , генералы Карри и Добелл из Канады , генерал Монаш из Австралии , генерал-майор Расселл из Новой Зеландии .

Бидвуд, Смэтс, Бота, Бинг, Роулисон, Лукин, Монаш, Хорн, Милн, Уилсон, Расселл, Пламер, Коуэнс, Хейг, Френч, Робертсон, Мод, Алленби, Маршалл, Карри, Ламберт, Добелл

Слева направо :

  1. Фельдмаршал Уильям Бидвуд, 1-й виконт Бидвуд — командующий Австралийским и новозеландским армейским корпусом (1914—1916) и 5-й армией (1918);
  2. Фельдмаршал Ян Смэтс — командующий Имперскими силами в Восточной Африке (1916);
  3. Генерал Луис Бота — командующий Имперскими силами в Юго-Западной Африке (1914—1916);
  4. Фельдмаршал Джулиан Бинг, 1-й виконт Вими — командующий (1917—1918);
  5. Генерал Генри Роулинсон — командующий (1916—1918);
  6. Генерал-майор — командующий (1915—1916) и (1916—1918);
  7. Генерал сэр Джон Монаш — командующий (1917—1918);
  8. Генерал — командующий 1-й армией (1917);
  9. Фельдмаршал Джордж Милн, 1-й барон Милн — командующий Британскими силами в Салониках (1916—1918);
  10. Фельдмаршал сэр Генри Уилсон, 1-й баронет Уилсон Начальник Имперского генерального штаба (1918);
  11. Генерал-майор сэр — командующий Новозеландской дивизией (1916—1918);
  12. Фельдмаршал Герберт Плюмер, 1-й виконт Плюмер — командующий 2-й армией (1915—1917, 1918);
  13. Генерал сэр (1912—1918)
  14. Фельдмаршал Дуглас Хейг, 1-й граф Хейг — командующий Британскими экспедиционными силами во Франции (1916—1918);
  15. Фельдмаршал Джон Френч, 1-й граф Ипрский — командующий Британскими экспедиционными силами во Франции (1914—1915);
  16. Фельдмаршал сэр Уильям Робертсон, 1-й баронет Робертсон — Начальник Имперского генерального штаба (1915—1918);
  17. Генерал-лейтенант Фредерик Мод — командующий Британскими силами в Месопотамии (1916—1917);
  18. Фельдмаршал Эдмунд Алленби, 1й виконт Алленби — командующий 3-й армией (1916—1917) и Египетскими экспедиционными силами на Среднем Востоке (1917—1919);
  19. Генерал-лейтенант сэр — командующий Британскими силами в Месопотамии (1917—1918);
  20. Генерал сэр Артур Карри — командующий Канадским корпусом (1917—1918);
  21. Фельдмаршал Рудольф Ламберт, 10-й граф Кейвен — командующий 10-й (итальянской) армией (1918);
  22. Генерал сэр Чарльз Добелл — командующий Британскими силами в Камеруне (1914—1916) и на Среднем Востоке (1917).

Восприятие и судьба

В 1922 году картина выставлялась в Королевской академии, где получила сдержанные оценки критиков, порой перекликавшиеся с сомнениями, который испытывал в отношении этой работы сам Сарджент . Визуальный ряд, в котором шеренга военачальников обрамлена колоннами, характеризуется как художественное воплощение идеи генералов как «столпов» Империи. При этом, по словам самого художника, эти столпы «стоят в пустоте», и, по мнению критиков, их устремлённые вперёд взгляды пусты и лишены уверенного или провидческого выражения. Герои картины выглядят занятыми только собой и важностью позирования для портрета, не подозревающими о существовании соседа, о чувстве сотрудничества и духе товарищества . Отмечается, что «Генералы Первой мировой войны», как и « Отравленные газами », наполнены символизмом смерти. В то время как на более ранней картине изображены отравленные газом беззащитные солдаты, ослепшие из-за безответственности командования, пославшего их на «убой», пристальный и одновременно пустой взгляд генералов на второй картине говорит о том, что они «слепы», несмотря на имеющиеся у них глаза, и, как пророчествовал древний провидец Тиресий в трагедии Софокла « Царь Эдип », «ты зряч — и зол своих не видишь» . Бывший директор Национальной портретной галереи охарактеризовал «Генералов» как «натюрморт с сапогами» . В целом по поводу композиции работы Сарджента журналист из The Times писал :

Господин Сарджент просто сделал для нас несколько портретов в одной раме; и мы не можем не почувствовать того, что эти генералы никогда не собирались вместе таким образом, что они должны быть отделены друг от друга и помещены в собственные рамы. Конечно, головы написаны качественно; впечатляют и большие рельефные колонны на своих основаниях; художник, кажется, проявил больше интереса к ним, чем к своим генералам; но красные петлицы с лентами и два жезла, похоже, вызвали у него трудности; они стали простыми пятнами на картине, а не средством превращения её в единое целое. Это, конечно, интересный набор изображений, свободный от всякой пошлости и притворства; но, к сожалению, это не картина.

За каждую картину, включая работу Сарджента, Бейли заплатил художникам по 5 тысяч фунтов стерлингов и передал все три полотна в дар Национальной портретной галерее в Лондоне . Отличающаяся простотой позолоченная рама с широким центральным фризом, ограниченным с внешней и внутренней сторон молдингами , была сделана для картины на семейном предприятии «C.M. May & Son», вскоре после этого прекратившим торговлю .

Комментарии

  1. Отрывок приведён в переводе Ф. Ф. Зелинского .

Примечания

  1. Bruce Cole. . The Wall Street Journal (9 ноября 2012). Дата обращения: 26 сентября 2016. 28 июля 2017 года.
  2. Terry Riggs. . Британская галерея Тейт (январь 1998). Дата обращения: 27 сентября 2016. 8 октября 2016 года.
  3. H. Barbara Weinberg. . Метрополитен-музей (октябрь 2004). Дата обращения: 27 сентября 2016. 6 октября 2016 года.
  4. . Национальная портретная галерея в Лондоне . Дата обращения: 20 сентября 2016. 8 ноября 2018 года.
  5. Allan Mallinson. . The Telegraph (2 июля 2014). Дата обращения: 30 сентября 2016. Архивировано из 20 ноября 2015 года.
  6. Gary Sheffield. . Dictionary of National Biography (4 октября 2008). Дата обращения: 24 сентября 2016. 16 сентября 2018 года.
  7. , p. 253—254.
  8. , p. 54.
  9. , p. 156.
  10. , p. 217.
  11. , p. 70.
  12. , p. 252—253.
  13. , p. 87.
  14. . Имперский военный музей . Дата обращения: 29 сентября 2016. 7 сентября 2016 года.
  15. Bruce Cole. . The Wall Street Journal (9 ноября 2012). Дата обращения: 29 сентября 2016. 28 июля 2017 года.
  16. , p. 150.
  17. , p. 255.
  18. , p. 260.
  19. , p. 218.
  20. , p. 254—255.
  21. Toby Dodge. . The Washington Post (25 февраля 2007). Дата обращения: 29 сентября 2016. 9 января 2017 года.
  22. Anne Samson. . (15 марта 2016). Дата обращения: 29 сентября 2016. 2 октября 2016 года.
  23. , p. 151.
  24. , p. 151—152.
  25. , p. 155.
  26. , с. 92.
  27. , p. 157.
  28. . Национальная портретная галерея в Лондоне . Дата обращения: 29 сентября 2016. 8 ноября 2018 года.

Литература

  • Софокл . / Зелинский Ф. Ф. . — М. и С. Сабашниковы, 1915. — Т. II. — 435 с. (рус.)
  • Richard Ormond, Elaine Kilmurray. . — Paul Mellon Centre for Studies in British Art, 2003. — 330 p. — (John Singer Sargent: Complete Paintings). — ISBN 0300098065 . (англ.)
  • Evan Charteris. . — New York: C. Scribner's sons, 1927. — 434 p. (англ.)
  • Richard Ormond. . — Phaidon, 1970. — 264 p. — ISBN 0714813877 . (англ.)
  • Susan Foister. . — National Portrait Gallery Publications, 1988. — 248 p. — ISBN 9780904017908 . (англ.)
  • Jongwoo Jeremy Kim. . — Ashgate Publishing, Ltd., 2012. — 177 p. — ISBN 1409400085 . (англ.)
  • David M. Lubin. . — Oxford University Press, 2016. — 365 p. — ISBN 0190218622 . (англ.)

Ссылки

Источник —

Same as Генералы Первой мировой войны