Interested Article - Портрет Н. Н. Ланской (Макаров, 1849)

« Портрет Н. Н. Ланской » — одно из нескольких изображений вдовы А. С. Пушкина , написанных художником И. Макаровым . Был создан в 1849 году, во время её второго брака с П. П. Ланским .

Обстоятельства его создания известны по переписке Ланской с мужем. В прошлом атрибутировался Т. Неффу и . В 1919 году исчез из квартиры её дочери, впоследствии был приобретён Пушкинским Домом у частного лица. В настоящий момент хранится в Петербурге в музее-квартире Пушкина .

История

Летом 1849 года второй муж модели Пётр Ланской вместе со своим полком находился в Лифляндии . Он хотел, чтобы супруга приехала к нему в Ригу, однако она не могла оставить детей (их было семеро — четверо от первого брака с Пушкиным и трое — от второго брака). На именины мужа (29 июня) она сначала хотела прислать ему свою фотографию или дагерротип , однако оба имевшихся изображения она нашла неудачными.

Поэтому Ланская обратилась к ученику Академии художеств Макарову, в то время работавшему над портретами её детей, за консультацией. Она надеялась, что кто-либо из живописцев сможет исправить дагерротип. Макаров согласился с ней, что с дагерротипом мог бы поработать В. Гау , однако тут же сам предложил написать её портрет маслом, так как, по его словам, «уловил характер» лица Натальи Николаевны (Впоследствии Макаров, ставший модным портретистом, неоднократно писал детей и внуков Пушкиных-Ланских, а также её саму, причём не только с натуры, но и копируя работы других художников, как, например, при создании портрета Григория Пушкина в мундире Пажеского корпуса (1884) ).

Картина была закончена в три сеанса, причём автор не взял платы и просил принять её в подарок в знак своего уважения к Ланскому . Сама Ланская находила, что портрет вышел очень удачен, признавали это и все, кому она его показывала . Картон с ещё не высохшими красками был отправлен в Ригу . По совету художника, Ланской должен был время от времени протирать его влажной губкой, чтобы убрать следы бумаги, в которую он был завёрнут. Однако Ланская предостерегала мужа, чтобы он не делал этого слишком часто, так как можно повредить красочный слой .

Затем портрет перешёл к старшей дочери Ланских Александре и хранился (по свидетельству её внучки, Марии Петровны) в её петербургской квартире . Воспроизводился в «Альбоме пушкинской юбилейной выставки в Императорской Академии наук в С.-Петербурге», прошедшей в мае 1899 года (№ 250: «Портрет масляными красками, собств. её дочери А. П. Араповой, рожд. Ланской»). В 1907 году его репродукция появилась в иллюстрированном приложении к журналу « Новое время », где публиковались воспоминания Араповой (с указанием художника — И. К. Макарова — и ошибочной датой создания — 1848). В том же году он был напечатан в « » (под № 6, автором был указан Макаров); в 1910 году — в собрании сочинений Пушкина под редакцией Венгерова (том 4).

После смерти Араповой в 1919 году, портрет, вероятно, был украден из её квартиры .

После революции

В 1919 году некто Н. Романчиков предложил Б. Модзалевскому (в то время старшему хранителю Пушкинского Дома ) приобрести «портрет Натальи Николаевны Пушкиной работы Неффа ». Портретом владел В. Феоктистов, племянник Е. Феоктистова , утверждавший, что изображение хранилось в его семье с семидесятых годов XIX века. Очевидная неверность сведений о бытовании портрета, сообщённых Феоктистовым, а также явно фальшивая подпись Неффа «Pin [x]. Neff 1856» (рисовал Нефф), более свежая, выполненная поверх лака (так, на репродукции, опубликованной в 1907 году в приложении к «Новому времени», подпись отсутствует), не стали препятствием для приобретения картины. Портрет Ланской был куплен за 10 тысяч рублей .

В настоящий момент хранится в Петербурге в музее-квартире Пушкина .

Описание

Картина имеет прямоугольный вертикальный формат. Ланская изображена в поясном срезе (фронтальный, с лёгким разворотом вправо от зрителя) и в трёхчетвертном развороте головы в противоположную сторону, что придаёт изображению динамику. Она сидит в деревянном кресле или на стуле с резной спинкой, возможно, позолоченной (предмет мебели написан без проработки).

«В ней нет ни тени кокетства или самолюбования, её лицо нельзя назвать печальным. Оно — глубоко серьезно. Несомненно, что художник хорошо знал историю жизни Натальи Николаевны и, безусловно, принадлежал к партии её друзей, и ему удалось передать всю сложную гамму чувств, какую он испытывал по отношению к модели. Перед нами очень красивая и много перестрадавшая женщина. Её классическая красота — теплая и живая — сочетается с необычайной хрупкостью и незащищенностью» .

Н. Н. Ланская. Портрет кисти И. Макарова (ок. 1880-х) по оригиналу В. Гау (1843)
Оригинал Гау демонстрирует намного более сдержанную колористическую гамму и скромность наряда

Модель портрета одета в белое бальное платье, открывающее плечи и руки. На её шее бриллиантовой брошью заколота синяя с золотом лента (на манер бархотки ). В ушах — белые эмалевые серьги . Её причёска (гладкие волосы, расчёсанные на прямой пробор) характерна для конца 1840-х — самого начала 1850-х годов. Слева внизу на руку Ланской наброшен край красной накидки, подбитой мехом (аналогичную накидку Макаров изобразит на находящемся в ВМП её же портрете середины 1880-х годов, написанном маслом на основе акварели В. Гау 1842—1843 годов из ВМП). Мех, напоминающий беличий (в 1880-е годы этот вид был недорог и распространён среди небогатого русского дворянства), эффектно контрастирует с тёплой обнажённой плотью, а красная ткань накидки — с голубой лентой и белым платьем, образуя трио патриотических панславянских цветов .

Портрет написан на тёплом нейтральном фоне коричнево-охристой гаммы. По углам картины, как бы образуя овал, изображение обрамляет прозрачно написанная обобщённая ветка неопределённой зелени.

Сам портрет заключён в золочёную бронзовую рамку, на его тыльной стороне, закрашенной в тёмно-серый цвет, имеется подставка . Сзади также остались петли, с помощью которых картина крепилась к футляру .

Атрибуции

В 1972 году, по инициативе научного сотрудника Всесоюзного музея А. С. Пушкина , в Русском музее было проведено технологическое исследование портрета, которое подтвердило давние предположения специалистов о позднейшем появлении подписи Неффа и даты по прошествии многих лет после создания этого произведения. Нанесены они были поверх грунтового кракелюра .

Однако идея о том, что именно этот портрет упоминается в переписке Ланских, ещё не возникла. Перед этим в иконографии Натальи Гончаровой появился другой живописный — овальной формы. В 1972 году он был воспроизведён в « Литературной газете » как работа Макарова и приобретён московским Музеем А. С. Пушкина у художника и искусствоведа М. М. Успенского. В свою очередь Успенский приобрёл этот портрет как портрет неизвестной у невестки пушкиниста П. Щёголева .

К. И. Лаш. Н. Н. Ланская. 1856. Холст, масло. Частное собрание

Искусствовед Е. Павлова , сравнив новую картину с двумя достоверно атрибутированными Макарову овальными портретами дочерей Натальи Николаевны ( Марии и Натальи Пушкиных ) из Всесоюзного музея А. С. Пушкина в Ленинграде , доказала, что он выполнен им же. По мнению Павловой, три овальных холста когда-то были частями целой композиции. Они датировались ею 1849 годом, так как сама Ланская в письмах мужу рассказывала, что позировала в этом году Макарову.

Портрет на картоне, по мнению Павловой, был написан гораздо позднее, на нём «…мы видим бледное, какое-то осунувшееся лицо, даже болезненное, с мешками и синими тенями под глазами. Да и глаза запали глубже, как это бывает с возрастом». Свою роль в датировке овального холста 1849 годом сыграло и то обстоятельство, что кончик носа модели был укорочен художником — Ланская писала мужу, что это было сделано по желанию её сестры Александры . Павлова предположила, что портрет на картоне написан в 1856 году, из переписки Ланских известно, что в этом году художник писал Наталью Николаевну : в первых числах января 1856 года Ланская приехала в Москву из Вятки (куда сопровождала мужа, формировавшего ополчение во время Крымской войны ). Здесь она и заказала свой портрет Карлу Лашу. О первом сеансе с художником договаривалась старшая дочь Натальи Николаевны Мария . Ланская писала мужу: «…он [Лаш], вероятно, вообразил, что ему придётся перенести на полотно лицо доброй, толстой старой маминьки, и когда зашла речь о том, в каком мне быть туалете, он посоветовал надеть закрытое платье» . Этот портрет ныне считается найденным и хранящимся в частной коллекции, авторство Лаша было подтверждено специалистами Русского музея .

Атрибуция 1979 года

Бывшая «работа Неффа» (деталь)
Новооткрытый портрет (деталь)

Открытие Е. Павловой и бросающееся в глаза композиционное сходство между новооткрытым портретом и бывшей «работой Неффа» побудили специалистов к сравнительному исследованию обеих картин.

В 1979 году они были переданы в Центр им. Грабаря . Оба портрета были обследованы с помощью рентгенофотографирования, фотографирования в косых лучах света, исследования в ультрафиолетовых лучах . Были проведены микроскопия красочных слоёв, их поперечных срезов и поперечных срезов грунта , а также химический анализ грунта и красок .

В ходе исследования под бинокулярным микроскопом было установлено, что подпись на прямоугольном портрете была выполнена через много лет после его создания. По предположению экспертов, фальшивая подпись Неффа появилась между 1907 и 1919 годами. Появление на портрете имени Неффа объяснил в 1930-х годах — картины этого художника были модными в конце XIX века, подпись его сразу же увеличивала рыночную стоимость произведения. Анонимные работы мастеров XIX века, обладавших схожей манерой письма с кем-либо из известных художников, попадая в антикварные магазины, обычно снабжались фальшивыми подписями .

Автором овального портрета окончательно был признан Макаров, полотно отнесено к раннему периоду творчества художника. Эксперты, сравнивая оба портрета, пришли к выводу, что на них изображён один и тот же человек — Наталья Николаевна Пушкина-Ланская .

Опираясь на результаты технологической экспертизы, Е. Седова пришла к выводу, что автор портрета на картоне — Нефф, дату же его создания специалисты определить затруднились. Было отвергнуто предположение об авторстве : сравнение с работами художника не выявило «никаких аналогий портрету» .

Атрибуция 2009 года

Однако к XXI веку это мнение уже пересмотрено: заведующая отделом технологических исследований Русского музея С. Римская-Корсакова датирует 1849 годом именно портрет, написанный на картоне, и атрибутирует его Макарову. Римская-Корсакова напоминает, что для того, чтобы приписать авторство картины определённому художнику, необходимо располагать корпусом его изученных произведений. В 1979 году в отношении Неффа это условие не могло быть выполнено: в то время исследователь его творчества Ю. Гудыменко только начинал работу над своей диссертацией .

Рентгенограммы помогают определить индивидуальные приёмы письма художника. Это даёт результаты при исследовании живописи XVIII века, но в середине XIX века техника письма изменилась коренным образом: «В этом случае на помощь приходит исследование в инфракрасной области спектра ». Аппаратурой соответствующего качества для этого метода в 70-х и 80-х годах XX века не располагал и ВХНРЦ им. Грабаря .

В результате позднейших изучений живописных работ Неффа и Макарова в инфракрасной области спектра были выявлены различия между подготовительными рисунками двух художников. Нефф завершал рисунок интенсивной обводкой контуров, Макаров же выполнял его «лёгкими, почти незаметными» штрихами. Рисунок у Макарова часто почти неразличим. Краски портретов Неффа в инфракрасном свете прозрачны, фоны — светлые, у Макарова краски отличаются высокой контрастностью. В распоряжении исследователей в 1970-х годах не было ранних работ И. Макарова, поэтому господствовало убеждение, что писал он только на овальных холстах. Между тем в Государственном историческом музее хранятся три портрета, выполненные Макаровым в 1846 году также на прессованном картоне прямоугольной формы, из них два — подписные («Портрет супругов Деллер», «Портрет Е. С. Шереметевой», «Портрет Варвары Шереметевой»). Длина носа Натальи Николаевны на прямоугольном портрете была также несколько уменьшена .

В. Гау. Портрет Н. Н. Ланской . 1849. Альбом лейб-гвардии Конного полка. ИРЛИ РАН

Искусствоведы видят подтверждение того, что картина написана в 1849 году, в наряде, выбранном Ланской: белый и красный вместе с синим — такая же цветовая гамма, как и на акварели В. Гау из альбома, созданного в том же году по случаю пятидесятилетия шефства Николая I над лейб-гвардии Конным полком (белый и красный — цвета парадной полковой формы, вместе с синим — цвета российского флага). Лента и эмалевые серьги на портрете те же, что и на акварели Гау. К тому же, как считает Римская-Корсакова, портрет прямоугольной формы небольшого размера, который удобно переносить и можно поставить на стол, больше подходит на роль «походного подарка», чем овальный холст. Известно, что Наталья Николаевна заказала для своего подарочного портрета специальный футляр-шкатулку из дерева с крышкой. Со временем крышка была утрачена, однако остались петли, с помощью которых она крепилась к футляру .

Еще в 1930 году М. Беляев , несмотря на наличие подписи Неффа, уже отмечал, что портрет принадлежит кисти Макарова. Беляев считал этот портрет лучшим в иконографии Н. Н. Пушкиной-Ланской. По его мнению, авторство Макарова доказывали архивные данные и дореволюционные воспроизведения портрета (когда фальшивой подписи ещё не было). «Наконец, — отмечал Беляев, — и вся манера письма стоит ближе к весьма своеобразной манере Макарова, чем Неффа» . С. Римская-Корсакова с сожалением констатировала, что специалисты Центра им. Грабаря не приняли во внимание мнение одного из авторитетных исследователей иконографии Натальи Николаевны .

Примечания

  1. Нарыжная А. А. , Ковалева Т. В. // Временник Пушкинской комиссии / АН СССР. ОЛЯ. Пушкин. комис. — Л. : Наука. Ленингр. отд-ние, 1987. — Т. Вып. 21.. — С. 192—200.
  2. , с. 131, 160.
  3. , с. 160.
  4. , с. 68.
  5. , с. 84.
  6. , с. 85.
  7. Римская-Корсакова С. : [ 12 октября 2011 ] // Наше наследие. — 2009. — № 89.
  8. Павлова Е. Загадка одного портрета // Литературная газета : газета. — 31 мая 1972. — № 22 . — С. 7 .
  9. «Минувшее меня объемлет живо…». — М. : Современник, 1989. — С. 70.
  10. , с. 177.
  11. , с. 201.
  12. , с. 206.
  13. , с. 86.
  14. Гудыменко Ю. Тимофей Андреевич Нефф (1804—1876 гг.), жизнь и творчество : диссертация … кандидата искусствоведения: 17.00.04. — СПб. , 2000.
  15. Книга Михаила Беляева «Наталья Николаевна Пушкина в портретах и отзывах современников» вышла из печати уже после ареста автора по так называемому «делу историков», весь её тираж, кроме пяти экземпляров, был уничтожен. Беляев провёл в заключении четыре года, в 1937 году он безуспешно пытался издать её, лишь в 1993 году его работа стала доступна читателям.
  16. , с. 72.

Литература

  • Беляев М. Наталья Николаевна Пушкина в портретах и отзывах современников. — СПб. , 1993.
  • Елисеева Т. В. Иван Кузьмич Макаров. Живопись. Графика : [альбом]. — Саранск : Мордовское кн. изд-во, 1994. — 173 с.
  • Марков А. Н. К истории портретов Н. Н. Ланской / Всероссийский музей А. С.Пушкина. Пушкинский музеум. Альманах 2. — СПб. , 2000. — С. 24—30.
  • Ободовская И.; Дементьев М. После смерти Пушкина. Неизвестные письма / ред. и автор вступ. статьи Д. Д. Благой . — М. : Советская Россия, 1980.
  • Римская-Корсакова С. // Наше наследие. — 2009. — № 89.
  • Седова Е. Два портрета Н. Н. Пушкиной-Ланской // Панорама искусств. Вып. 3. — М. , 1980. — С. 201—208.
  • Февчук Л. Портреты и судьбы. Из ленинградской Пушкинианы. — 2-е дополненное изд. — Л. : Лениздат, 1990. — С. 84—86. — 223 с. — 100 000 экз. ISBN 5-289-00603-6 .
Источник —

Same as Портрет Н. Н. Ланской (Макаров, 1849)