Interested Article - Февральская лазурь
- 2021-09-06
- 2
«Февра́льская лазу́рь» — пейзаж русского художника Игоря Грабаря (1871—1960), написанный в 1904 году. Хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве ( инв. 3729) . Размер — 142,6 × 84,8 см . Грабарь работал над картиной в подмосковной усадьбе Дугино, этот пейзаж также упоминался им под названиями «Голубая зима», «Лазоревый февраль» и «Конец февраля» . Для работы над полотном, продолжавшейся в течение двух с лишним недель и законченной «целиком на натуре», в снегу была вырыта траншея глубиной около метра, в которой художник расположился вместе с мольбертом и установленным на нём холстом .
Картина была представлена публике на 2-й выставке Союза русских художников , открывшейся 31 декабря 1904 года в Санкт-Петербурге , а в феврале 1905 года переехавшей в Москву . В 1905 году «Февральская лазурь» была приобретена у автора для собрания Третьяковской галереи, согласно единогласному решению её совета .
Искусствовед Ольга Подобедова отмечала, что в «Февральской лазури» Грабарю «удалось создать один из поэтических образов природы и одновременно решить сложнейшие колористические задачи» , а в берёзе с этого полотна поэзия его живописи «достигла своей кульминации» . По словам искусствоведа Алексея Фёдорова-Давыдова , система дивизионизма , использованная художником при написании «Февральской лазури», — это не просто новая для русской живописи манера или техника, а «иная живописная трактовка изображения, выражающая новое восприятие пейзажа» . Искусствовед Наталья Мамонтова писала, что это произведение явилось «одной из высших точек творческой жизни Грабаря-художника», в значительной мере повлиявшей на его дальнейший путь .
История
В 1900-х годах Игорь Грабарь часто гостил в усадьбе Дугино, принадлежавшей братьям Мещериным — Николаю и Михаилу, сыновьям основателя Даниловской мануфактуры Василия Ефремовича Мещерина (1833—1880) . Усадьба была расположена в Подольском уезде Московской губернии (ныне — на территории посёлка Мещерино ), недалеко от реки Пахры . В основном делами, связанными с усадьбой, занимался Николай Мещерин — он увлекался живописью и участвовал в выставках Союза русских художников , « Мира искусства » и других художественных объединений . Благодаря ему на рубеже XIX и XX веков Дугино превратилось в «настоящий приют художников» — помимо Грабаря, здесь в разное время гостили Исаак Левитан , Виктор Борисов-Мусатов , Аполлинарий Васнецов , Сергей Малютин , Илья Остроухов , Василий Переплётчиков , Валентин Серов , Алексей Степанов , Мануил Аладжалов и другие живописцы .
Грабарю нравилось гостить у Мещериных — он писал, что «тут приятно жить, сознавая, что ты не только никому не в тягость, а даже доставляешь своим пребыванием удовольствие» . Когда Грабарь в первый раз посетил Дугино, по указанию Николая Мещерина ему был предоставлен кучер , чтобы ездить «на этюды». Художник вспоминал: «Я в первый же день проехался с ним, чтобы ознакомиться с окрестностями Дугина, которыми остался очень доволен, особенно обилием берёз . Это странное дерево, единственное среди всех белое, редко встречающееся на Западе и столь типичное для России, меня прямо завораживало» . Берёза была изображена на одном из первых полотен, написанных Грабарём в окрестностях усадьбы Мещериных, — «Белая зима. Грачиные гнёзда» (1904, ГТГ ) .
В начале 1904 года Грабарь жил в Дугине. Февраль оказался солнечным — по словам художника, казалось, что природа «праздновала какой-то небывалый праздник, — праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу» . Как-то утром, когда Грабарь вышел побродить вблизи усадьбы, его внимание привлекло одно из деревьев. В своих воспоминаниях он так описывал этот эпизод: «Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и нагнулся, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба» . По словам художника, в этот момент он подумал: «Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно» .
Сходив за небольшим холстом, Грабарь в тот же день за один сеанс «набросал с натуры» этюд для будущей картины. Затем он взял холст побольше и в последующие три дня работал над другим этюдом, написав его примерно с того же места . Оба этюда сохранились: первый из них, под названием «Зима» (холст, масло, 75 × 54,5 см , инв. Ж-2219 ), находится в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге , а второй, под названием «Февральская лазурь» (холст, масло, 90 × 72 см ), хранится в Национальном художественном музее Республики Беларусь в Минске .
После этого Грабарь прорыл в снегу траншею глубиной около метра, в которой расположился вместе с мольбертом и установленным на нём большим холстом, — таким способом художник хотел «получить впечатление низкого горизонта и небесного зенита, со всей градацией голубых — от светло-зелёного внизу до ультрамаринового наверху». Лицевой стороной холст был повёрнут в сторону синего неба, так что на него не падали рефлексы от прогревшегося под солнцем снега. Грабарь также использовал зонтик , окрашенный в голубой цвет. Работа над картиной продолжалась в течение двух с лишним недель и была закончена «целиком на натуре». Художнику повезло с погодой: в течение всего этого времени дни были солнечными, а ночи — морозными, так что снег не таял .
В целом Грабарь был доволен результатами своего труда. В своих воспоминаниях он писал: «Я чувствовал, что удалось создать самое значительное произведение из всех до сих пор мной написанных, наиболее своё, не заимствованное, новое по концепции и по выполнению» . Первое время этот пейзаж упоминался под названиями «Голубая зима», «Лазоревый февраль» и «Конец февраля» . В частности, под названием «Голубая зима» картина была представлена публике на 2-й выставке Союза русских художников , открывшейся 31 декабря 1904 года в Санкт-Петербурге , а в феврале 1905 года переехавшей в Москву . Название «Февральская лазурь» стало использоваться с 1905 года: в письме от 22 мая 1905 года художник сообщал своему брату Владимиру : «Совет Третьяковской галереи единогласно купил у меня „Февральскую лазурь“ — как я решил назвать бывшую „Голубую зиму“. Это название было случайным, для контраста с белой зимой. „Февральская лазурь“ гораздо точнее» .
Картина «Февральская лазурь» входила в число экспонатов юбилейной выставки к 150-летию со дня рождения Грабаря, проходившей с 18 ноября 2022 года по 4 марта 2023 года в Инженерном корпусе Третьяковской галереи .
Описание
Бо́льшую часть переднего плана «Февральской лазури» занимает берёза «с ритмически расположенными ветвями», сквозь которые просвечивает ярко-голубое небо. Вершины дерева не видно — она срезана верхней границей холста. Позади находятся другие, более тонкие берёзы, объединённые в группы по два-три дерева. Вдали, на горизонте, виден сплошной берёзовый лес. На снегу, находящемся на переднем плане, видны тени деревьев, расположенных позади зрителя . Главную роль в полотне играет первый план, на котором находятся берёзы, господствующие «над общим, над пространством». В результате получился пейзаж не с «далевым видом», а с изображением «вплотную» .
Для картины «Февральская лазурь» Грабарь выбрал « по-уистлеровски » удлинённый по вертикали формат холста . Аналогичный формат был уже использован художником ранее в картине «Белая зима. Грачиные гнёзда». Такой формат позволил ему продемонстрировать пластику берёзы, «расправившей подобно крыльям свои веерные ветви», и подчеркнуть «бесконечность лазурного пространства» .
«Февральская лазурь» является одним из наиболее показательных примеров использования цветового разложения ( дивизионизма , или пуантилизма ) в творчестве Грабаря — картина написана чистым цветом, без смешивания красок на палитре , разные краски нанесены на поверхность холста короткими мелкими мазками . В частности, стволы берёз написаны мелкими раздельными мазками белых, жёлтых, красных и розовых тонов; аналогичный приём использован для изображения небесной лазури . Полотно рассматривается как «первый шедевр импрессионизма » в творчестве художника .
Отзывы и критика
Искусствовед Ольга Подобедова отмечала, что среди пейзажей Игоря Грабаря — «поэта русской зимы, весны и осени» — наибольшую популярность приобрело полотно «Февральская лазурь» , в котором автору «удалось создать один из поэтических образов природы и одновременно решить сложнейшие колористические задачи» . По словам Подобедовой, «нигде художнику не удалось так ясно и полно высказаться, как именно в этой картине» , и в берёзе «Февральской лазури» поэзия его живописи «достигла своей кульминации» .
По словам искусствоведа Алексея Фёдорова-Давыдова , система дивизионизма , использованная Грабарём при написании «Февральской лазури», — это не просто новая для русской живописи манера или техника, а «иная живописная трактовка изображения, выражающая новое восприятие пейзажа». Отмечая импрессионистическую динамичность получившегося пейзажа, Фёдоров-Давыдов писал, что в этом случае она включает в себя «некую „пульсацию“ и ветвей берёз, и небесной лазури», создаваемую движением мелких разноцветных мазков .
По мнению искусствоведа Глеба Поспелова , основное отличие таких полотен Грабаря, как «Февральская лазурь» и «Мартовский снег», от произведений французских импрессионистов состоит в национальном характере его пейзажей, изображающих русскую природу, — в том, что на его картинах предстают «обобщённые образы национальной природы, вполне последовательно воплощённые в одном холсте» . Поспелов писал, что отличительной чертой живописи Грабаря является устойчивость показанного момента, в «Февральской лазури» — «как бы остановленное мгновение полуденного солнца и светового зенита», в то время как французские импрессионисты, наоборот, стремились выбрать «проскальзывающее мгновение в пейзаже» .
Искусствовед Наталья Мамонтова писала, что «Февральская лазурь» — это не этюд с натуры, а настоящая картина, «рождённая синтезом натурных впечатлений и потому обладавшая истинной законченностью и цельностью». По словам Мамонтовой, это произведение явилось «одной из высших точек творческой жизни Грабаря-художника», в значительной мере повлиявшей на его дальнейший путь .
Примечания
- ↑ , с. 121.
- ↑ , с. 156.
- (HTML). Государственная Третьяковская галерея — www.tretyakovgallery.ru. Дата обращения: 15 февраля 2023. 15 февраля 2023 года.
- ↑ , с. 201.
- ↑ , с. 48.
- ↑ , с. 46.
- ↑ , с. 218.
- ↑ , с. 219.
- ↑ , с. 161.
- ↑ , с. 14.
- ↑ , с. 95.
- ↑ , с. 242.
- ↑ , с. 21.
- ↑ , с. 158.
- ↑ , с. 147—148.
- , с. 148.
- , с. 150.
- , с. 148.
- ↑ , с. 149.
- , с. 199.
- ↑ , с. 18.
- , с. 9.
- , с. 18—19.
- , с. 27.
- (HTML). Национальный художественный музей Республики Беларусь — artmuseum.by. Дата обращения: 15 февраля 2023. 29 марта 2023 года.
- ↑ , с. 63.
- , с. 202.
- К. Калинников. (HTML). РИА Новости — ria.ru (19 ноября 2022). Дата обращения: 15 февраля 2023. 29 марта 2023 года.
- (HTML). Музеи России — www.museum.ru. Дата обращения: 15 февраля 2023. 29 марта 2023 года.
- , с. 241.
- , с. 95—96.
- , с. 217.
- , с. 239.
- , с. 94.
- , с. 238.
- , с. 239.
Литература
- Грабарь И. Э. . — М. — Л. : Искусство , 1937. — 375 с.
- Грабарь И. Э. Письма. 1891—1917 / Л. В. Андреева , Т. П. Каждан . — М. : Наука , 1974. — 472 с.
- Егорова Н. В. Игорь Грабарь. — М. : Трилистник, 2001. — 52 с. — (Художник в Третьяковской галерее). — ISBN 978-5-89580-256-4 .
- Каждан Т. П. , Щёболева Е. Г. Архитектура усадьбы // История русского искусства / С. К. Лащенко . — М. : Государственный институт искусствознания , 2014. — Т. 17. — С. 152—175. — ISBN 978-5-98287-085-8 .
- Круглов В. Ф. Игорь Грабарь. — СПб. : Художник России, 2008. — 448 с. — (Русские живописцы. XX век). — ISBN 978-5-342-00110-6 .
- Лапшин В. П. Союз русских художников. — Л. : Художник РСФСР , 1974. — 423 с.
- Мамонтова Н. Н. Игорь Грабарь. — М. : Белый город , 2001. — 64 с. — ISBN 5-7793-0359-2 .
- Наумова Г. А. // Научные ведомости Белгородского государственного университета. — 2009. — № 1 (56) . — С. 147—152 .
- Подобедова О. И. Игорь Эммануилович Грабарь. — М. : Советский художник , 1964. — 340 с.
- Подобедова О. И. И. Э. Грабарь // История русского искусства / И. Э. Грабарь , В. Н. Лазарев , А. А. Сидоров , О. А. Швидковский . — М. : Наука , 1969. — Т. 10, кн. 2 . — С. 7—26.
- Поспелов Г. Г. И. Э. Грабарь и некоторые проблемы современного искусствоведения // Советское искусствознание '82. — М. : Советский художник , 1984. — № 2 (17) . — С. 234—251 .
- Фёдоров-Давыдов А. А. Русский пейзаж XVIII — начала XX века. — М. : Советский художник , 1986. — 304 с.
- Филиппов В. А. Импрессионизм в русской живописи. — М. : Белый город , 2003. — 320 с. — ISBN 5-7793-0577-3 .
- Харитонова Н. С. Генезис русского импрессионизма. — М. : ВГИК , 2020. — 256 с. — ISBN 978-5-87149-252-9 .
- Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук , Л. И. Иовлева . — М. : Сканрус, 2005. — Т. 5: Живопись конца XIX — начала XX века. — 560 с. — ISBN 5-93221-089-3 .
- Игорь Грабарь. К 150-летию со дня рождения / М. Э. Эльзессер , Т. Л. Карпова , О. Д. Атрощенко и др. — М. : Государственная Третьяковская галерея , 2022. — 708 с. — ISBN 978-5-89580-370-7 .
Ссылки
- . igor-grabar.ru
- 2021-09-06
- 2