Interested Article - Ампел

Ампел , также Ампелос ( др.-греч. Ἄμπελος , Ámpelos виноград , виноградная лоза ; лат. Ampelus ) — в греко - римской мифологии — прекрасный юноша, сын сатира и нимфы .

Он был спутником и возлюбленным бога виноделия Диониса . В результате несчастного случая Ампелос погиб и по воле богов был превращён в виноградную лозу. Из неё люди стали делать новый, наделённый необычными свойствами напиток — вино . Таким образом, Ампелос стал источником основных атрибутов и божественной силы Диониса. Согласно Овидию он также был вознесён на небо как звезда Виндемиатрикс .

Ампелос упоминается в литературе Римской империи : у Овидия , Нонна Панополитанского и в « Псевдо-Климентинах ». Идентификация его образа в античном изобразительном искусстве вызывает споры среди исследователей. Миф Об Ампелосе имеет много пересечений с древнегреческой литературной традицией. При этом исследователи также отмечают его пересечения с христианской мифологией .

Миф

Известные литературные источники мифа об Ампелосе крайне малочисленны. Данная легенда в двух различных версиях была пересказана в эпоху Римской империи в поэмах « Фасты » Овидия (I век н. э.) и « Деяния Диониса » Нонна Панополитанского (V век н. э.) . О любви Диониса и Ампелоса также упоминается в « Псевдо-Климентинах » (II—IV век н. э.) .

Согласно краткому рассказу Овидия, рождённый от союза сатира и нимфы Ампелос жил в (англ.) во Фракии . Он был возлюбленным Диониса . Однажды бог предложил Ампелосу виноградную гроздь , которая висела высоко на ветках вяза . Собирая ягоды, юноша так увлёкся, что сорвался с дерева, упал и разбился насмерть. Дионис вознёс своего возлюбленного на небо и превратил его в звезду Виндемиатрикс ( лат. Vindēmiātrix — «виноградница»), а виноградная лоза с тех пор стала носить имя Ампелоса .

В поэме « Деяния Диониса » Нонна Панополитанского данный миф подробно изложен с X по XII главу, хотя упоминается и в других её частях. Согласно этой версии Ампелос родился среди сатиров на горе Тмол в Лидии . При этом он также именуется фригийцем . Молодой Дионис встретил юношу во время своего путешествия по этому краю и влюбился в него. С тех пор Ампелос стал спутником бога. Они вместе путешествовали, охотились, играли на музыкальных инструментах, пели и пировали. Они также соревновались в различных спортивных состязаниях (в борьбе, беге и плавании в водах Пактола ), при этом Дионис поддавался возлюбленному, чтобы порадовать его. Но однажды Дионису было явлено пророчество о том, что Ампелосу суждено умереть молодым от рогатого зверя. Дионис предупредил возлюбленного об опасности и попросил не отлучаться от себя, однако тот его не послушал. И вот в один из дней вышедшего в одиночестве на охоту Ампелоса заметила богиня бедствий Ата . В угоду жестокой мачехе Диониса она решила погубить его. Ата обернулась юношей и стала убеждать Ампелоса в том, что Дионис на самом деле не ценит его: не даёт ему править запряжённой пантерами повозкой, не наделяет его никаким особым даром, в отличие от других сатиров из своей свиты. Для того, чтобы Дионис стал больше ценить его, она предложила юноше доказать свою состоятельность и оседлать быка: «ведь даже нежная дева Европа на бычью взошла хребтовину бесстрашно». Поддавшись уговорам, Ампелос действительно оседлал рогатого зверя. Он так этим возгордился, что стал хвастать своей удалью: «О, богиня Селена , рогатая, мне позавидуй! Стал я тоже рогатым, на турьей скачу хребтовине!». Лунная богиня оскорбилась этим речам и наслала на Ампелоса бычьего слепня . Ужаленный им зверь взбесился и стремглав понёс своего наездника в бездорожную чащу на скалах. Сбросив Ампелоса со спины, бык в бешенстве растерзал его, оторвал голову и скинул её в пропасть. Узнав о смерти друга, до той поры не ведавший скорби Дионис впал в отчаяние. Он приготовил тело возлюбленного к похоронам и исполнил над ним погребальную песню. Услышавший её бог любви Эрот обернулся старым учителем Диониса Силеном и попытался утешить его, рассказав среди прочего легенду о любви Каламоса и Карпоса , а также посоветовал излечить несчастную любовь новой любовью. Вняв плачу Диониса, боги не дали Ампелосу отправиться в царство мёртвых Аида и превратили его в виноградную лозу, из ягод которой родился подобный божественному нектару чудесный напиток — вино . С тех пор Дионис стал носить венок из плюща и виноградных гроздей и принял лозу и вино как свои личные и главные атрибуты, призванные прославить его и возлюбленного, поскольку этот напиток обладал удивительным свойством дарить людям радость и утешать их от горя .

Анализ мифа

Гравюра «Дионис и Ампелос». XVII век
Иисус-Виноградарь .
Икона XVII века.

Ряд историков считают, что римские авторы полностью выдумали миф об Ампелосе, другие предполагают, что они могли опираться на более раннюю античную традицию .

В легенде об Ампелосе исследователи находят много мотивов, характерных для греческой мифологии: темы жизни и смерти, соединения земного и божественного, обожествления смертного человека, фаворитизма у бога из-за невероятной красоты, однополых отношений , смерти из-за гордыни , метаморфозы и воскрешения , антропоморфизма и очеловечивания природы, легенды о происхождении . Нонн в своём повествовании делает многочисленные отсылки к другим греческим мифам: о Гиацинте , Ганимеде , Нарциссе , Пелопе , Гиласе , Европе , Атимнии , Главка , Беллерофонте , Марсии .

Примечательно, что после превращения Ампелоса в лозу Дионис сам собирает первый урожай, делает и выпивает первое вино, тем самым соединяясь с ним, как и ранее с юношей, физически. Таким образом, через воскресение своего возлюбленного бог получает свою основную силу и атрибуты — лозу и вино .

Ряд исследователей говорят о сюжетных параллелях двух поэм Нонна Панополитанского «Деяния Диониса» и «Деяния Иисуса» (стихотворный пересказ Евангелие от Иоанна ). Они считают, что автор намеренно смешал греческую и христианскую мифологии , что было характерно для литературы того времени. В частности, в истории о возрождении Ампелоса имеются текстовые и смысловые совпадения с притчей о воскрешении Лазаря . Образ Диониса таким образом объединяется с Христом .

Другие исследователи отмечают дополнительные параллели между двумя мифологиями. Так, в «Деяниях Диониса» присутствует мотивы предсказания и прихода Мессии -сына бога: в ходе битвы Зевса с убившими его сына Загрея -Диониса Титанами на землю последовательно насылаются всемирные пожар и потоп , в результате чего большая часть человечества гибнет, а оставшаяся пребывает в горе и бедствии, но Зевс даёт предсказание, что он «родит единородного сына», который создаст вино и тем утешит род людской . Также в поэме присутствует мотив чуда вина. В повествовании об Ампелосе делается последовательный акцент сначала на воде, а потом на вине, что возможно предполагает превращение воды в вино и перекликается с чудом Христа во время брака в Кане Галилейской . Присутствует также своеобразный обряд водного омовения, который может быть отсылкой к крещению . Повторяется мотив чуда воскрешения (Загрея в Дионисе и Ампелоса в вине), а также присутствует мотив посмертного счастья .

В античном изобразительном искусстве

Дионис и Ампелос (?) . Ок. 150-200 гг.. Британский музей .
Торс Ампелоса (?). 20–30 гг. II в.
Пушкинский музей .
Дионис. Фреска из (англ.) в Помпеях.

В изобразительном искусстве античности поиск и идентификация образа Ампелоса вызывают споры среди исследователей .

Наиболее примечательным предполагаемым изображением Ампелоса является найденная в Риме в 1772 году скульптурная группа, которая сейчас входит в коллекцию Британского музея . Статуя датируется II веком нашей эры. Некоторые исследователи считают, что её прототипом была греческая скульптура III века до нашей эры. Статуя изображает Диониса, обнимающего Ампелоса, из тела которого растут листья и грозди винограда и который книзу постепенно теряет человеческую форму, полностью переходя в растение. В основании скульптуры изображены ящерица и кусающая ягоды пантера с ошейником из плюща. Ампелос протягивает держащему чашу Дионису гроздь винограда. Оба персонажа изображены андрогинными . Из-за этого некоторые исследователи считают фигуру спутника Диониса женской .

К числу изображений Ампелоса также относят торс с виноградной лозой в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина . Эта римская статуэтка 20-30-х годов II века в своём построении имеет заметную ориентацию на школу Праксителя , но иконография её необычна: кроме пересекающей торс виноградной лозы имеются изображения меча и, вероятно, колчана. Это не соответствует ни одному классическому образу. Исследователи считают, что данная фигура является эклектичным изображением Диониса, Ботриса или Ампелоса . Сходное изображение мужчины с лозой можно найти на египетском рельефе IV века из собрания Лувра . Однако ряд исследователей отмечают, что фигура, увитая виноградом, также может быть изображением Диониса, как, например, в росписи (англ.) в Помпеях .

В собрании Британского музея также имеется терракотовый рельеф Кампана на котором изображён наполовину превращённый в виноградную лозу юноша в окружении двух сатиров. Некоторые исследователи видят в этой фигуре молодого Диониса , другие — Ампелоса . В Национальном музее Рима в Термах Диоклетиана хранится саркофаг Аква-Траверсе, на котором изображено шествие Вакха . В центре рельефа находится фигура стоящего на виноградной лозе мужчины, вокруг которого четыре вакханки собирают ягоды. Эта фигура может быть интерпретирована как изображение Пана или Ампелоса .

Как Ампелоса также иногда идентифицируют изображения молодого сатира, сопровождающего Диониса. Такие статуи и мозаики часто встречаются, они были повсеместно распространены во всем античном мире. Однако столь широкое распространение этого иконографического образа вызывает у исследователей сомнение в тождестве с Ампелосом, поскольку это резко контрастирует с его редким упоминанием в античной литературе .

Рельеф Кампана «Ампелос» (?) .
50 г. до н. э. — 25 г. н. э.. Британский музей .
Рельеф «Дионис и Ампелос (?)». I — II век.
Национальный археологический музей Неаполя .
Дионис и Ампелос (?). 50-350 гг. н.э.
Лейденский музей .
Дионис и Ампелос (?). 50-350 гг. н.э.
Лейденский музей .
Дионис и Ампелос (?). I век до н. э.
— II век. Уффици .

В европейской традиции

В эпоху Средневековья и Возрождения Ампелос не был известен. В Новое время и позже его образ встречается лишь изредка. Миф о нём был «переоткрыт» в Европе в XVII веке, когда были изданы первые переводы « Деяний Диониса ». В их оформлении приняли участие такие художники как (англ.) и Ян Миль . Изображение Ампелоса также можно найти, например, в книгах «Этрусские, греческие и римские древности» (1766) (англ.) , «Истории древних и современных вин» (1824) доктора Александра Хендерсона . Образ Ампелоса появляется в произведениях Мартина Опица (1622) , Генриха Гейне («Боги в изгнании» (1853)) и Мэтью Арнолда («Заблудший странник» (1898)) , Роберто Калассо (1988) . Некоторые исследователи также указывают, что миф о Дионисе и Ампелосе был одним из источников вдохновения французского гомосексуального литератора Андре Жида .

В астрономии

Согласно Овидию Ампелос был превращён в звезду Виндемиатрикс ( лат. Vindēmiātrix — «виноградница»), расположенную в современном созвездии Девы . Это связано с фактом, что по гелиакическому восходу этой звезды древние римляне определяли время сбора урожая винограда , о чём указывается, например, в « Естественной истории » (XIII, 309) Плиния Старшего .

13 июня 1879 года французский астроном Альфонс Борелли открыл один из астероидов главного пояса , которому дал название в честь Ампелоса — (198) Ампелия .

Комментарии

  1. Согласно Афинею («Пир мудрецов», III 14, 78b) это имя также носила одна из нимф - гамадриад , растением которой была виноградная лоза .
  2. От греческого слова «ампелос» происходит название науки о видах и сортах винограда — « ампелография ».

Примечания

  1. . The Warburg Institute. University of London
  2. Иванов, В. И. . . — СПб. : Алтей, 1994. — С. 88, 285. — 344 с. — (Античная библиотека). — 8000 экз. ISBN 5-86557-012-9 . 15 июля 2019 года.
  3. Лосев, А. Ф. . / Сост. А. А. Тахо-Годи; общ. ред. А. А. Тахо-Годи и И. И. Маханькова.. — М. : Мысль, 1996. — С. 554. — 976 с. — 10 000 экз. ISBN 5-244-00812-9 . 25 июля 2019 года.
  4. (нем.) , (нем.) . // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft . — Stuttgart, 1894. — Bd. 1, 2. — Kol. 1883.
  5. .
  6. , с. 42—43.
  7. .
  8. .
  9. , с. 42—49.
  10. , с. 65—66.
  11. , с. 66—97.
  12. , с. 53—55.
  13. .
  14. .
  15. , с. 22—23, 37-38.
  16. , с. 37.
  17. Duc, Thierry. (фр.) // Revue de philologie, de littérature et d'histoire anciennes. — Klincksieck, 2004. — Vol. LXXVIII , n o 2 . — P. 356—358 . 19 июля 2019 года.
  18. от 28 сентября 2018 на Wayback Machine . The British Museum
  19. , с. 47.
  20. , с. 46.
  21. Turcan, Robert. Dionysiaca // Revue Archéologique. — Presses Universitaires de France, 1961. — Janvier-Juin ( т. 1 ). — С. 162—166 . — ISSN .
  22. Акимова, Л. И.. . — Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. 29 июля 2019 года.
  23. от 19 июля 2019 на Wayback Machine . Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae
  24. . Salle 173, Musée du Louvre
  25. , с. 45.
  26. . The British Museum
  27. . The British Museum
  28. Turcan, Robert. // Revue belge de Philologie et d'Histoire. — 1991. — Année 1991 69-1 pp. 232-233 ( т. 69 , вып. 1 ). — С. 233 . — ISSN . 19 июля 2019 года.
  29. , с. 46—47.
  30. . The British Museum
  31. . The British Museum
  32. . Red Digital de Colecciones de Museos de España. Ministerio de Cultura y Deporte de España
  33. . The Warburg Institute. University of London
  34. . The Warburg Institute. University of London
  35. . The Warburg Institute. University of London
  36. . The British Museum
  37. , с. 48—49.
  38. , с. 65.
  39. Gautier, Théophile . // La Peau de tigre (фр.) . — Paris: Michel Lévy frères, 1866. — С. 157—164. — 388 с.
  40. , с. 39.
  41. Matthew Arnold . // Selected poems (англ.) . — New York: Maynard, 1898. — P. 27. — 64 p.
  42. , с. 151.
  43. Pollard, Patrick. Andre Gide: The Homosexual Moralist (англ.) . — Yale University Press, 1991. — P. 163—167. — 524 p. — ISBN 0300049986 , ISBN 978-0300049985 .
  44. от 24 января 2020 на Wayback Machine . (англ.) . University of Illinois
  45. Schmadel, Lutz D. (англ.) . — Fifth Revised and Enlarged Edition. — B. , Heidelberg, N. Y. : Springer, 2003. — P. 33. — ISBN 3-540-00238-3 .

Источники

Литературные памятники
  • Нонн Панополитанский . // Деяния Диониса / Пер. Ю. А. Голубца. Вступ. ст. А. В. Захаровой. — СПб. : Алетейя , 1997. — 554 с. — (Античная библиотека). — 2400 экз. ISBN 5-89329-033-X .
  • Овидий . // Фасты // Публий Овидий Назон. Элегии и малые поэмы / Сост. и пред. М. Л. Гаспарова. Комм. и ред. перев М. Гаспарова и С. Ошерова. Перев с лат. Ф. А. Петровского.. — М. : Художественная литература, 1973. — 528 с. — (Библиотека античной литературы). — 40 000 экз.
  • The Clementine Homilies // The Syriac Clementine Recognitions and Homilies: The First Complete Translation of the Text (англ.) / Gebhardt, Joseph Glen. — Grave Distractions Publications, 2014. — 114 p. — ISBN 0990868532 , ISBN 9780990868538 .
Литература
Источник —

Same as Ампел