Interested Article - Уроборос

Изображение уробороса в алхимическом трактате 1478 г. Автор — ( греч. Θεόδωρος Πελεκάνος )

Уробо́рос ( др.-греч. οὐροβόρος от οὐρά «хвост» + βορά «пища, еда») — свернувшийся в кольцо змей или ящерица, кусающий себя за хвост . Является одним из древнейших символов , известных человечеству, точное происхождение которого — исторический период и конкретную культуру — установить невозможно .

Этот символ имеет множество различных значений. Наиболее распространённая трактовка описывает его как репрезентацию вечности и бесконечности, в особенности — циклической природы жизни: чередования созидания и разрушения, жизни и смерти, постоянного перерождения и гибели. Символ уробороса имеет богатую историю использования в религии, магии, алхимии, мифологии и психологии . Одним из его аналогов является свастика — оба этих древних символа означают движение космоса .

Считается, что в западную культуру данный символ пришёл из Древнего Египта , где первые изображения свернувшейся в кольцо змеи датированы периодом между 1600 и 1100 годами до н. э. ; они олицетворяли вечность и вселенную, а также цикл смерти и перерождения . Ряд историков полагает, что именно из Египта символ уробороса перекочевал в Древнюю Грецию , где стал использоваться для обозначения процессов, не имеющих начала и конца . Однако точно установить происхождение этого образа затруднительно, поскольку его близкие аналоги также встречаются в культурах Скандинавии , Индии , Китая и Греции .

Символ свернувшейся в кольцо змеи встречается в неявной форме в Мезоамерике , в частности, у ацтеков . При том, что змеи играли значительную роль в их мифологии , вопрос прямой связи пантеона ацтекских богов с уроборосом среди историков остаётся открытым — так, без каких-либо развёрнутых комментариев называет Кетцалькоатля , а — Коатликуэ .

Интерес к уроборосу сохранялся на протяжении многих веков — в частности, заметную роль он играет в учении гностиков , а также является важным элементом (в метафорическом смысле) ремесла средневековых алхимиков , символизируя преображение элементов в философский камень , требующийся для трансмутации металлов в золото , а также олицетворяя хаос в мифологическом понимании термина .

В новейшее время швейцарским психоаналитиком К. Г. Юнгом был вложен новый смысл в символ уробороса. Так в ортодоксальной аналитической психологии архетип уробороса символизирует темноту и саморазрушение одновременно с плодородностью и творческой потенцией. Дальнейшие исследования данного архетипа нашли наибольшее отражение в работах юнгианского психоаналитика Эриха Нойманна , обозначившего уроборос в качестве ранней стадии развития личности .

Древний Египет, Израиль и Греция

Изображение уробороса из книги «Chrysopoeia of Cleopatra» ( эллинистический период)

Д. Бопри, описывая появление изображений уробороса в Древнем Египте , утверждает, что этот символ наносился на стены гробниц и обозначал стражника загробного мира , а также пороговый момент между смертью и перерождением . Первое появление знака уробороса в Древнем Египте датируется примерно 1600 годом до н. э. (по другим данным — 1100 годом ) . Свернувшаяся в кольцо змея, например, высечена на стенах храма Осириса в древнем городе Абидосе . Символ, помимо прочего, являлся репрезентацией продолжительности, вечности и/или бесконечности . В понимании египтян уроборос был олицетворением вселенной, рая, воды, земли и звёзд — всех существующих элементов, старых и новых . Сохранилась поэма , написанная фараоном Пианхи , в которой упоминается уроборос .

У. Беккер, говоря о символизме змей как таковых, отмечает, что евреи издревле рассматривали их в качестве угрожающих, злых существ. В тексте Ветхого Завета , в частности, змей причисляется к «нечистым» созданиям; он символизирует Сатану и зло в целом — так, Змей является причиной изгнания из рая Адама и Евы ; взгляда, согласно которому между Змеем из райского сада и уроборосом ставился знак равенства, также придерживались некоторые гностические секты, к примеру, Офиты .

Историки полагают, что из Египта символ уробороса попал в Древнюю Грецию , где наравне с Фениксом стал олицетворять процессы, не имеющие конца и начала . В Греции змеи были предметом почитания, символом здоровья, а также связывались с загробным миром, что нашло отражение во множестве мифов и легенд. Само слово «дракон» ( др.-греч. δράκων ) переводится дословно как «змея» .

Древний Китай

Свёрнутая змея эпохи Шан

и отмечают, что в Древнем Китае уроборос назывался « Zhulong » и изображался в виде создания, совмещающего в себе свинью и дракона, кусающего себя за хвост. Многие учёные придерживаются взгляда, что со временем данный символ претерпел значительные изменения и трансформировался в традиционного « китайского дракона », символизирующего удачу . Одни из первых упоминаний об уроборосе как символе датированы 4200 годом до н. э. . Первые находки фигурок свернувшихся в кольцо драконов относят к культуре Хуншань (4700—2900 до н. э.). Одна из них, в форме полного круга, находилась на груди покойника .

Также существует мнение, согласно которому с символом уробороса в древнекитайской натурфилософии напрямую связана монада , изображающая концепцию « инь и ян » . Также для изображений уробороса в Древнем Китае характерно размещение яйца внутри пространства, которое охватывает телом змея; предполагается, что это является одноимённым символом , созданным самим Творцом . «Центр» уробороса — упомянутое пространство внутри кольца — в философии нашёл отражение в понятии « дао », что означает «путь человека» .

Древняя Индия

Вишну отдыхает на Шеше

В ведийской религии и индуизме в качестве одной из форм бога фигурирует Шеша (или Ананта-шеша). Изображения и описания Шеши в виде змеи, кусающей себя за хвост, комментирует , указывая на его связь с символом уробороса . С древних времён и по сей день в Индии почитались змеи ( наги ) — покровители водных путей, озёр и источников, а также воплощения жизни и плодородия. Кроме того, наги олицетворяют непреходящий цикл времени и бессмертие. Согласно легендам, все наги являются отпрысками трёх змеиных богов — Васуки , (англ.) и Шеши .

Изображение Шеши можно часто увидеть на картинах, изображающих свернувшуюся в клубок змею, на которой, скрестив ноги, восседает Вишну . Витки тела Шеши символизируют нескончаемый кругооборот времени . В более широкой трактовке мифа огромных размеров змея (наподобие кобры ) обитает в мировом океане и имеет сотню голов. Пространство же, скрываемое массивным телом Шеши, включает в себя все планеты Вселенной ; если быть точным, именно Шеша и держит эти планеты своими многочисленными головами, а также распевает хвалебные песни в честь Вишну . Образ Шеши, помимо прочего, также использовался как защитный тотем индийскими махараджами, поскольку существовало поверье, будто змей, опоясавший своим телом землю, охраняет её от злых сил . Само слово «Шеша» обозначает «остаток», что отсылает к остающемуся после того, как всё созданное вернётся обратно в первичную материю . По мнению Клауса Клостермайера , философское толкование образа Шеши даёт возможность понять историю с точки зрения философии индуизма , согласно которой история не ограничивается человеческой историей на планете Земля или историей одной отдельно взятой вселенной: существует бесчисленное множество вселенных, в каждой из которых постоянно разворачиваются какие-то события .

Германо-скандинавская мифология

Рыбалка Тора. Г. Фюссли , 1788

В германо-скандинавской мифологии , как пишет , форму уробороса принимает Ёрмунганд (также называемый « Мидгардским змеем» или «Мидгардсормом», богом зла) — самец огромного змееподобного дракона, один из детей бога Локи и великанши Ангрбоды . Когда отец и предводитель асов Один узнал от норн, что Ёрмунганд убьёт Тора — он сослал его на дно морское. В океане Ёрмунганд разросся до столь больших размеров, что смог опоясать своим телом землю и укусить себя за хвост — именно здесь, в мировом океане, он будет находиться бо́льшую часть времени вплоть до наступления Рагнарёка , когда ему будет суждено в последней битве встретиться с Тором .

Скандинавские легенды содержат описание двух встреч змея и Тора до Рагнарёка. Первая встреча произошла, когда Тор отправился к королю гигантов, Утгарда-Локи , чтобы выдержать три испытания физической силы. Первым из заданий было поднять королевского кота . Хитрость Утгарда-Локи заключалась в том, что на самом деле то был Ёрмунганд, превращённый в кошку; это сильно осложняло выполнение задания — единственным, чего смог достичь Тор, было заставить животное оторвать одну лапу от пола. Король гигантов, впрочем, признал это успешным выполнением поставленной задачи и раскрыл обман. Данная легенда содержится в тексте « Младшей Эдды » .

Второй раз Ёрмунганд и Тор встретились, когда последний вместе с Гимиром отправились на рыбалку. В качестве наживки использовалась бычья голова; когда лодка Тора проплывала над змеем, тот отпустил хвост и вцепился в наживку. Борьба продолжалась достаточно долго. Тору удалось вытащить голову чудовища на поверхность — он хотел поразить его ударом Мьёльнира , однако Гимир не выдержал вида корчащегося в агонии змея и перерезал леску, дав Ёрмунганду скрыться в пучине океана .

В ходе последней битвы (Рагнарёка), гибели Богов, Тор и Ёрмунганд встретятся в последний раз. Выбравшись из мирового океана, змей отравит своим ядом небо и землю, заставив водные просторы ринуться на сушу. Сразившись с Ёрмунгандом, Тор отобьёт голову чудовищу, однако сам сможет отойти только на девять шагов — брызжущий из тела чудовища яд поразит его насмерть .

Гностицизм и алхимия

Уроборос. Гравюра Л. Дженниса из книги алхимических эмблем «Философский камень». 1625. Символическое «принесение в жертву», то есть укус за хвост змеи, означает приобщение к вечности в конце Великого делания

В учении христианских гностиков уроборос был отображением конечности материального мира. Один из ранних гностических трактатов « Pistis Sophia » давал следующее определение: «материальная тьма есть великий дракон, что держит хвост во рту, за пределами всего мира и окружая весь мир» ; согласно этому же сочинению, тело мистической змеи имеет двенадцать частей (символически связывающихся с двенадцатью месяцами). В гностицизме уроборос олицетворяет одновременно и свет ( др.-греч. ἀγαθοδαίμων — дух добра), и тьму ( κακοδαίμων — дух зла). Тексты, обнаруженные в Наг-Хаммади , содержат ряд отсылок к уроборостической природе создания и распада всего мироздания, которые напрямую связаны с великим змием . Образ свернувшегося в кольцо змея играл заметную роль в гностическом учении — к примеру, в его честь были названы несколько сект .

Средневековые алхимики использовали символ уробороса для обозначения множества «истин»; так, на различных ксилографиях XVIII века змей, кусающий свой хвост, изображался практически на каждом из этапов алхимического действа. Частым было также изображение уробороса совместно с (англ.) (одним из важнейших элементов для получения философского камня ) . Алхимики считали уробороса отображением циклического процесса, в котором нагревание, испарение, охлаждение и конденсация жидкости способствуют процессу очищения элементов и преобразования их в философский камень или в золото .

Для алхимиков уроборос был воплощением цикла смерти и перерождения, одной из ключевых идей дисциплины; змей, кусающий себя за хвост, олицетворял законченность процесса трансформации, преобразования четырёх элементов . Таким образом, уроборос являл «opus circulare» (или «opus circularium») — течение жизни, то, что буддисты называют « Бхавачакра », колесо бытия . В данном смысле символизируемое уроборосом было наделено крайне позитивным смыслом, оно являлось воплощением цельности, полного жизненного цикла . Свернувшийся в кольцо змей очерчивал хаос и сдерживал его, поэтому воспринимался в виде « prima materia »; уроборос часто изображался двухголовым и/или имеющим сдвоенное тело, таким образом олицетворяя единство духовности и бренности бытия .

Новейшее время

Флаг Республики Фиуме (1919—1920)

Знаменитый английский алхимик и эссеист сэр Томас Браун (1605—1682) в своём трактате « Письмо другу », перечисляя тех, кто умер в день рождения, изумлялся тому, что первый день жизни столь часто совпадает с последним и что «хвост змеи возвращается к ней в пасть ровно в то же время». Он также считал уробороса символом единства всех вещей . Немецкий химик Фридрих Август Кекуле (1829—1896) утверждал, что приснившееся ему кольцо в форме уробороса натолкнуло его на открытие циклической формулы бензола .

Печать Теософского общества , основанного Еленой Блаватской , имеет форму увенчанного омом уробороса, внутри которого расположены другие символы: шестиконечная звезда , анх и свастика . Изображение уробороса используется масонскими великими ложами в качестве одного из главных отличительных символов. Основной идеей, вкладываемой в использование этого символа, является вечность и непрерывность существования организации. Уроборос можно увидеть на гербовой печати Великого востока Франции и Объединённой великой ложи России .

Уроборос также изображался на гербах, например, рода Доливо-Добровольские , венгерского города Хайдубёсёрмень и самопровозглашённой Республики Фиуме . Изображение свернувшейся в кольцо змеи можно встретить на современных картах Таро ; используемая для гаданий карта с изображением уробороса означает бесконечность .

Образ уробороса активно используется в художественных фильмах и литературе: например, в « Бесконечной истории » Петерсена , « Красном карлике » и , «Священная книга оборотня» Пелевина , « Стальном алхимике » Аракавы , « Колесе Времени » Джордана , в сериалах « », « 12 обезьян » и « Секретных материалах » (серия (англ.) ) Картера . Мотив закольцованной змеи часто встречается в татуировках , найдя отображение в виде рисунков, имитирующих различные узлы и в целом относящихся к кельтскому искусству . Помимо прочего, символ уробороса используется в архитектуре для декорирования полов и фасадов зданий .

Американский физик и биолог в книге «Энергия и эволюция жизни на Земле» использует образ уробороса для иллюстрации одной из фундаментальных проблем теории зарождения жизни : для синтеза белков нужны нуклеиновые кислоты , а для их синтеза — белки (по современным представлениям проблема решается с помощью гипотезы « мира РНК »).

Паисий Святогорец говорил о последних временах : «Написано, что когда распространится эмблема со змеёй, пожирающей собственный хвост, это будет значить, что евреи поработили весь мир. Сейчас этот знак поставили на некоторые денежные купюры. Число 666 распространяется уже и в Китае, и в Индии».

Британский писатель Эрик Рюкер Эддисон считается одним из основателей литературного жанра фэнтези. И главным его произведением был фэнтезийный роман « » (1922).

Характерной чертой основного текста экспериментального романа « Поминки по Финнегану » (1923—1939) ирландского писателя Джеймса Джойса является мотив бесконечного возвращения (структура Уробороса).

Аналитическая психология

В теории архетипов, согласно мнению Карла Густава Юнга , уроборос является символом, предполагающим темноту и саморазрушение одновременно с плодородностью и творческой потенцией. Этот знак отображает этап, существующий между описанием и разделением противоположностей (принцип, согласно которому дуализм является неискоренимым и незаменимым условием всей психической жизни) . Данная идея в дальнейшем была развита учеником Юнга Эрихом Нойманном , выдвинувшим предположение, что уроборос, понимаемый как метафора, является ранней стадией развития личности. Закольцованная форма зме́я, таким образом, показывает недифференцированность инстинктов жизни и смерти, равно как любви и агрессии , а также фрагментированную самость (то есть отсутствие различий между субъектом и объектом ). По Нойманну, эта стадия развития, получившая название « уроборической », являет фантазии чистоты и партеногенеза у младенца .

В более поздних исследованиях юнгианцев архетип уробороса уже понимается шире — в качестве единого целого, объединяющего сознание и бессознательное , и содержащего в себе как маскулинную, так и феминную сущности. В ходе же прохождения индивидуумом уроборической стадии развития (по Нойманну) составляющее уробороса разделяется на непосредственно Эго и (архетип, являющийся фундаментом для ожиданий и чувств человека по отношению к родителям ). Поскольку архетип Мировых родителей на данном этапе становится в позицию конфронтации с Эго , их взаимодействие является первым этапом становления бессознательной самости человека, .

Примечания

  1. Kleisberg, Glenn. Lost Knowledge of the Ancients: A Graham Hancock Reader. — Inner Traditions / Bear & Co, 2010. — P. 27. — ISBN 9781591431176 .
  2. Ellis, Jeanette. Forbidden Rites: Your Complete Introduction to Traditional Witchcraft. — O Books, 2009. — P. 480. — ISBN 9781846941382 .
  3. Eire, Carlos. . — Princeton University Press , 2010. — P. . — ISBN 9780691133577 .
  4. Gauding, Madonna. The Signs and Symbols Bible: The Definitive Guide to Mysterious Markings. — Sterling Publishing Company, Inc., 2009. — P. 89. — ISBN 9781402770043 .
  5. Murphy, Derek. Jesus Didn't Exist! the Bible Tells Me So. — Lulu.com, 2006. — P. 61. — ISBN 9781411658783 .
  6. Robertson, Robin; Combs, Allan. The Uroboros // Indra's Net: Alchemy and Chaos Theory as Models for Transformation. — Quest Books, 2009. — ISBN 9780835608626 .
  7. Lurker, Marnfred. . — Routledge , 2004. — P. . — ISBN 9780415340182 .
  8. Mundkur, Balaji. The cult of the serpent: an interdisciplinary survey of its manifestations and origins. — SUNY Press , 1983. — P. 57. — ISBN 9780873956314 .
  9. Rosen, Brends. The Mythical Creatures Bible: The Definitive Guide to Legendary Beings. — Sterling Publishing Company, 2009. — P. 59-96. — ISBN 9781402765360 .
  10. Lopez, Marissa. Chicano Nations: The Hemispheric Origins of Mexican American Literature. — NYU Press , 3022. — P. 210. — ISBN 9780814753293 .
  11. Sease, Virginia; Schmidt-Brabant, Manfred. . — Temple Lodge Publishing, 2003. — P. . — ISBN 9781902636436 .
  12. Stockenström, Göran. August Strindberg and the other: new critical approaches. — Rodopi, 2002. — P. 19. — ISBN 9789042015203 .
  13. Bearor, Karen Anne; Pereira, Irene Rice. . — University of Texas Press , 1993. — P. . — ISBN 9780292738584 .
  14. Сэьюэлз, Эндрю; Шортер, Бэйни; Плот, Фред. Словарь аналитической психологии К. Юнга. — СПб. : Азбука-классика , 2009. — С. 249—250. — ISBN 978-5-9985-0016-9 .
  15. Bopry, Jeanette. Francisco J. Varela 1946-2001. — Imprint Academic, 2004. — P. 31. — ISBN 9780907845928 .
  16. Cole, Herbert. African Art and Leadership. — (англ.) , 2004. — P. 267. — ISBN 9780299058241 .
  17. Thorne-Bird, Janae. Becoming One: The Journey Toward God. — iUniverse, 2010. — P. 67. — ISBN 9781450212694 .
  18. Hannah, Barbara. The archetypal symbolism of animals: lectures given at the C. G. Jung Institute, Zurich, 1954-1958. — Chiron Publishers, 2006. — P. 227-8. — ISBN 9781888602333 .
  19. Curl, James Stevens. The Egyptian Revival: Ancient Egypt as the Inspiration for Design Mo tifs in the West. — Routledge . — P. 453. — ISBN 9781134234684 .
  20. Newmann, Erih. Art and Creative Uncoscious. — Routledge , 1999. — P. 10. — ISBN 9780415209434 .
  21. Assman, Jan. The mind of Egypt: history and meaning in the time of the Pharaohs. — Harvard University Press , 2003. — P. 325.
  22. Becker, Udo. The Continuum encyclopedia of symbols. — Continuum International Publishing Group , 2000. — P. 264. — ISBN 9780826412218 .
  23. Guiley, Rosemary. The encyclopedia of magic and alchemy. — Infobase Publishing, 2006. — P. 234. — ISBN 9780816060481 .
  24. Haeffner, Mark. Dictionary of Alchemy: From Maria Prophetessa to Isaac Newton. — Karnak Books, 2004. — P. 105. — ISBN 9781904658122 .
  25. (англ.) . National Gallery of Art . nga.gov.. Дата обращения: 28 сентября 2009. Архивировано из 20 мая 2012 года.
  26. Nichols, Sallie. Jung and Tarot: an archetypal journey. — Weiser Books, 1980. — P. 351. — ISBN 9780877285151 .
  27. Olney, James. . — University of California Press , 1980. — P. . — ISBN 9780520037489 .
  28. Rudy, Eva. The book of Hindu imagery: gods, manifestations and their meaning. — Binkey Kok Publications, 1993. — P. 57. — ISBN 9789074597074 .
  29. Dallapiccola, Anna Libera. Indian art in detail. — Harvard University Press , 2007. — P. 17. — ISBN 9780674026919 .
  30. DeMeng, Michael. Vishu Dreaming // . — North Light Books, 2007. — ISBN 9781581809282 .
  31. L. A., Michael. The Principles of Existence & Beyond. — Lulu, 2007. — P. 65. — ISBN 9781847991997 .
  32. Badger, David; Netherton, John. . — Vouageur Press, 1999. — P. . — ISBN 9780896584082 .
  33. Feuerstein, Georg; Kak, Subhash; Frawley, David. In search of the cradle of civilization: new light on ancient India. — Motilal Banarsidass , 2005. — P. 243. — ISBN 9788120816268 .
  34. Klostermaier, Klaus K. . — Oxford, 2000. — P. . — ISBN 1851682139 .
  35. Foubister, Linda. Goddess in the Grass: Serpentine Mythology and the Great Goddess. — Linda Foubister, 2003. — P. 30. — ISBN 9780973164824 .
  36. Dekirk, Ash. Dragonlore: From the Archives of the Grey School of Wizardry. — Career Press, 2006. — P. Jormungander, the Midgard Wurm. — ISBN 9781564148681 .
  37. Wagner, W. Asgard and the Gods: The Tales and Traditions of Our Northern Ancestors. — Kessinger Publishers, 2004. — P. 54. — ISBN 9780766183407 .
  38. Jones, David. An Instinct for Dragons. — Routledge , 2002. — P. 139. — ISBN 9780415937290 .
  39. Leeming, David Adams; Madden, Kathryn; Marlan, Stanton. Encyclopedia of psychology and religion. — Springer, 2009. — P. 936. — ISBN 9780387718019 .
  40. Mikami, Hiroko. Ireland on stage: Beckett and after. — Peter Lang, 2007. — P. 94. — ISBN 9781904505235 .
  41. Jacobi, Jolande. Complex/archetype/symbol in the Psychology of C G Jung. — Routledge , 1999. — P. 185. — ISBN 9780415209397 .
  42. Harrel, M. D. Secrets of the Spiritual Matrix. — Xulon Press, 2008. — P. 76. — ISBN 9781604775310 .
  43. MobileReference. Benzene // Biochemistry Quick Study Guide. — MobileReference, 2007. — ISBN 9781605011127 .
  44. Bruce, Alexandra. . — Desinformation Company, 2009. — P. . — ISBN 9781934708286 .
  45. Fanthorpe, Lionel; Fanthorpe, Patricia. Mysteries and secrets of the Masons: the story behind the Masonic Order. — Dundurn Press Ltd, 2006. — P. 81. — ISBN 9781550026221 .
  46. Cenner, Korrine. Tarot for Writers. — Llewellyn Worldwide, 2009. — P. 126. — ISBN 9780738714578 .
  47. Revere, Peter. The Real 911: Truth and Testimony. — Peter Revere, 2004. — P. 58. — ISBN 9781418400743 .
  48. Berman, Garry. . — Taylor Trade Publications, 2011. — P. . — ISBN 9781589795662 .
  49. Fujie, Kazuhisa; Wyman, Walt. The Fullmetal Alchemist Archive: The Complete Guide. — DH Publishing Inc., 2007. — P. 173. — ISBN 9781932897203 .
  50. Green, Teresa. . — Simon and Schuster, 2003. — P. . — ISBN 9780743223294 .
  51. . Энергия и эволюция жизни на Земле = Energy and the evolution of life. — Москва: Мир , 1992. — 216 с. — 3100 экз. ISBN 5-03-001888-3 .
  52. . Дата обращения: 21 октября 2014. 4 марта 2016 года.
  53. Sullivan, Erin. . — Weiser Books, 2001. — P. 117. — ISBN 9781578631797 .
  54. Gougeon, Len. . — SUNY Press , 2007. — P. . — ISBN 9780791470770 .

Ссылки

Источник —

Same as Уроборос