Вавилонская башня (сайт)
- 1 year ago
- 0
- 0
Вавило́нская блудни́ца ( лат. Babyloniacus fornicaria ) — образ в христианской эсхатологии , основанный на книге Откровения Иоанна Богослова . Образ вавилонской блудницы и объяснение связанной с ней символики стали предметом многочисленных богословских толкований и споров.
В современном языке выражение «вавилонская блудница» употребляется не в его буквальном значении, а в ироничной форме применяется к женщинам лёгкого поведения , порочность которых приобрела небывалые масштабы .
Первоисточником образа вавилонской блудницы является Откровение Иоанна Богослова, глава 17 (вторая половина I века ). Явившийся Иоанну Богослову ангел предлагает ему увидеть «суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином её блудодеяния упивались живущие на земле» ( Откр. ). Ангел ведёт его в пустыню, где он:
увидел жену, сидящую на звере багряном , преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства её; и на челе её написано имя: тайна, Вавилон великий , мать блудницам и мерзостям земным. Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых , и видя её, дивился удивлением великим.
— Откр.
В указанном отрывке жена на звере называется « Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным » ( др.-греч. Βαβυλὼν ἡ μεγάλη, ἡ μήτηρ τῶν πορνῶν καὶ τῶν βδελυγμάτων τῆς γῆς ), а ниже и просто «блудница» (ἡ πόρνη), отчего и произошло её прозвание « Вавилонская блудница » (хотя дословно такого словосочетания в тексте Апокалипсиса нет). В последующем рассказе ангел поясняет символическое значение этого образа:
В 18-й главе Апокалипсиса Иоанн Богослов описывает падение блудницы: «пал, пал Вавилон великий» ( Откр. ). В качестве кары, постигшей Вавилонскую блудницу, называется огонь ( Откр. ).
В этом рассказе Иоанна образ блудницы полностью олицетворён в Вавилоне (по-гречески город — πόλις — женского рода), а порой встречаются следующие фразы: «…видя дым от пожара её, возопили, говоря: какой город подобен городу великому!» ( Откр. )
В качестве исторического прообраза блудницы из видения Иоанна, по мнению исследователей, могут выступать:
Каждая вавилонянка должна однажды в жизни садиться в святилище Афродиты (Милитты) и отдаваться за деньги чужестранцу… В священном участке Афродиты сидит множество женщин с повязками из верёвочных жгутов на головах. Сидящая здесь женщина не может возвратиться домой, пока какой-нибудь чужестранец не бросит ей в подол деньги и не соединится с ней за пределами священного участка… После соития, исполнив священный долг богине, она уходит домой и затем уже ни за какие деньги не овладеешь ей вторично.
— Геродот. История. I,199
Блудная эта Августа бежала от спящего мужа;
В тёплый она лупанар, увешанный ветхим лохмотьем,
Лезла в каморку пустую свою — и, голая, с грудью
В золоте, всем отдавалась под именем ложным Лициски;
Лишь когда сводник девчонок своих отпускал, уходила
Грустно она после всех, запирая пустую каморку:
Всё ещё зуд в ней пылал и упорное бешенство матки;
Так, утомлённая лаской мужчин, уходила несытой,
Гнусная, с тёмным лицом, закопчённая дымом светильни,
Вонь лупанара неся на подушки царского ложа.Ювенал Сатира VI. 115—133 / пер. Д. С. Недовича
Откровение Иоанна Богослова рисует события от Первого до Второго пришествия Христа . Судьбы человечества и Церкви изображены в Откровении с помощью метафор , сложных для понимания и допускающих разнообразные толкования. Из всех образов Откровения жена блудница — один из самых загадочных . Образ не связан с какой-либо конкретной женщиной — блудница воспринимается как символ страны, города, народа, отвратившегося от Бога .
С образом блудницы у богословов связываются различные города и империи. Наиболее распространённым толкованием является соответствие образа блудницы Риму или Римской империи (как считал Б. Бауэр ; этой же точки зрения придерживались советские историки религии Я. Ленцман , И. Крывелев , И. Свенцицкая ). Также существует мнение, что этим городом является Иерусалим или Москва (у старообрядцев ).
Известный толкователь Откровения архиепископ Андрей Кесарийский (VI—VII века) особо отмечает, что хотя некоторые видят в блуднице именно город Рим « как расположенный на семи холмах; семью же главами носящего её зверя считали семь нечестивейших из всех царей, которые от Домициана до Диоклетиана преследовали Церковь ». Семь царств, которые претендовали на мировое господство, по мнению Андрея: Ассирийское, Мидийское, Вавилонское, Персидское, Македонское и Римское (республика и империя) . Однако он считает, что блудница:
« вообще земное царство, как бы в одном теле представляемое, или же город, имеющий царствовать даже до пришествия антихриста » .
При этом он особо подчёркивает, что то, что блудница есть образ города, сказал Иоанну ангел и поэтому « подробное о сём исследование совершенно излишне », однако в период Реформации появились протестантские толкования образа блудницы как падшей Римско-католической церкви .
Более поздние богословы, жившие в Византийской империи или уже в Новое время , не акцентируют в своих трудах связь блудницы и какого-либо конкретного города:
Очень многие богословы считали, а иные и доселе считают предвестником пришествия антихриста либо полное разрушение и уничтожение Римской империи, либо сильный упадок ея. Но история учения об антихристе показывает, что, чем дальше шло время, тем более терял значение этот взгляд; потому что Римская империя давно распалась, совершенно уничтожена и теперь не существует даже по имени, а между тем антихрист не явился .
Современный богослов, епископ Александр (Милеант) , считает, что Иоанн, описывая роскошь блудницы, говорит о Риме, то же касается и связанных с блудницей символов (семь голов зверя, десять его рогов). Однако, по его мнению, « многие черты апокалипсического Вавилона не применимы к древнему Риму и, очевидно, относятся к столице антихриста » . Епископ считает, что вся полнота символики 17-й главы книги Откровения, рассказывающей о блуднице и её падении, станет очевидна только после пришествия Антихриста .
Впервые образ блудницы появляется в Книге пророка Исаии , где, осуждая пороки Иерусалима , пророк восклицает:
Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь — убийцы. Серебро твоё стало изгарью, вино твоё испорчено водою; князья твои — законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них.
— Ис.
Василий Великий в своих комментариях на этот отрывок пишет, что иногда про церковь, отринувшую веру, говорят: « Како бысть блудница град верный », имея в виду, что она принимает « различные семена слова от осквернивших святость таинств и от всеявших учения нечестия на растление душ » .
Поскольку время написания Апокалипсиса совпадает со временем разрушения Иерусалима и Иерусалимского храма , имевших большое значение для раннего христианства, это позволяет предположить, что в данном сочинении отражены современные автору события . Первым исследователем, выдвинувшим такую гипотезу, стал Фермен Абози . Он увидел в семи горах, упоминаемых в Откр. , семь холмов на которых стоит Иерусалим , а падение Вавилона счёл описанием разрушения Иерусалима римским императором Титом в 70 году . Аналогичные выводы были сделаны французским богословом Жаном Гардуэном . Профессор Александр Колесников отмечает, что Отцы Церкви понимают под Вавилоном Иерусалим, который, согласно предсказаниям, станет столицей Антихриста. Подтверждение этой версии Колесников видит также в том, что пришедшее на смену старому миру Царство славы Божией автор Откровения называет «Иерусалимом новым», тем самым противопоставляя его «Иерусалиму земному» .
Оригинальная трактовка города, из которого происходит блудница, содержится у Иоанна Кронштадтского : « В наши исторические времена к такому типу скорее подходит Лондон , который претендует на всемирное господство, и купцы его, вельможи земли, мечтают управлять миром » . Его последователи в качестве аргументов указывают на то, что Лондон — родина масонства , источник революций и столица мировой империи . Православный писатель и конспиролог Сергей Нилус имел схожие воззрения и настаивал, что Вавилонская блудница — это масонство без конкретной географической привязки.
Нью-Йорк
Есть серьёзные основания считать, что "великим городом", показанным ангелом является будущий Нью-Йорк. Он также расположен на 7 холмах. Но есть и другие, пугающие совпадения, а именно крупнейший по численности населения в западном полушарии, также главный центр притяжения финансов Запада . Об этом также повествует Откровение в том, что "вином прелюбодеяния" с этим богохульным городом насытятся все цари земные (правители, крупные бизнесмены). Явное сходство "вина" с валютой этой страны — долларом.
Но намного более распространённым является другое мнение. Комментируя книгу Откровения, христианские богословы обычно считают, что вавилонская блудница представляет собой « город антихристианскаго царства, который может быть назван Вавилоном или Римом по сходству своей культуры и по своему боговраждебному развращающему влиянию на другие народы » . Это мнение основано на словах Иоанна Богослова : «Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями» ( Откр. ).
Мнения о том, что блудница представляет собой Рим или Римскую империю, придерживались:
Подробное обоснование соответствия образа блудницы древнему Риму содержится в комментарии Уильяма Баркли к Новому Завету. Он пишет, что тайна, написанная на её челе ( Откр. ), заключается в том, что « Вавилон значит Рим; что неведомо постороннему, то хорошо знает христианский читатель. Всё, что сказано о Вавилоне, в действительности относится к Риму » . В его толковании семь голов зверя понимаются как семь холмов, на которых стоит Рим или как семь его императоров (от Августа до Домициана , исключая недолго правивших Гальбу , Отона и Вителлия ) .
Ирина Свенцицкая отмечает, что Откровение было написано после первого гонения на христиан, инициированного Нероном и подавления Иудейского восстания , и в образе блудницы представлен Рим, вызывавший в то время особую ненависть .
Богословы отмечают взаимную связь блудницы и зверя, их общую деятельность и проявления . Поэтому богатство и красота блудницы не вечные — с одного дня в другой, с одного часа в другой, она будет брошена в бедность, наготу и одиночество, подобно зверю, который «пойдёт в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни… видя, что зверь был, и нет его» ( Откр. ). При этом десять рогов зверя (иногда понимаются как десять царей подчинённых Вавилону царств ) по воле Бога ополчатся на блудницу, «разорят её, и обнажат, и плоть её съедят, и сожгут её в огне» ( Откр. ). Баркли отмечает, что в этом проявляется саморазрушительная природа зла .
По мнению Колесникова, жена-блудница символизирует царство Антихриста, её изображение в Откровении он объясняет следующим образом: «зверь багряный» представляет сатану; «воды многие» — подчинённые народы и племена; «порфира» — царскую власть; «багряница» — кровопролитие; «золотая чаша» — ложные учения, насаждаемые царством антихриста .
После суда над блудницей наступит ликование, о котором пишет Иоанн: «После сего я услышал на небе громкий голос…: аллилуия! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему! …Он осудил ту великую любодейцу, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь рабов Своих от руки её» ( Откр. ). Суд над блудницей, по мнению богословов, будет являться предвозвещением конца света и наступления Божьего суда .
Более поздние ветви христианства и основанные на христианстве новые религиозные движения стали рассматривать вавилонскую блудницу как образ отпавшей от веры Церкви. В различное время вавилонской блудницей называли Католическую, Православную или Протестантские церкви.
Во время Реформации Мартин Лютер и Джон Нокс назвали Римско-католическую церковь вавилонской блудницей, как это до них уже сделали Джироламо Савонарола и Фридрих II во время своей борьбы против папы Григория IX . Данте Алигьери использовал этот образ в 19 песне Божественной комедии для критики папы римского.
Вас, пастырей, провидел Иоанн
В той, что воссела на водах со славой
И деет блуд с царями многих стран;
В той, что на свет родилась семиглавой,
Десятирогой и хранила нас,
Пока её супруг был жизни правой.
Эпитет «блудница Вавилонская» деятели Реформации употребляли и по отношению к друг другу. Томас Мюнцер , упрекая слишком либерального на его взгляд Лютера, называл его « стыдливой вавилонской блудницей » . В XIX веке уже по отношению к самим протестантам эпитет «Вавилонская блудница» стали применять мормоны , утверждая, что « протестанты — не что иное, как „Вавилонская блудница“, которую Господь осудил устами Иоанна Богослова » .
После церковного раскола русские старообрядцы начали искать в современных им событиях признаки конца света. Образ Вавилонской блудницы стал у них ассоциироваться с Москвой (как построенной на семи холмах), патриархом Никоном и Русской церковью . Протопоп Аввакум писал: « О злый Никоне, душегубный пагубниче. Не ты ли конь и всадник самого сатаны. Не ты ли поспешник аньтихристов. Не ты ли оугодник дияволов… О зверю проклятый… О блудница вавилонская, блудница всескверная беззакончая… » . Подобные высказывания о Русской православной церкви встречаются у ряда старообрядцев и в настоящее время .
В сочинениях старообрядцев вавилонская блудница также ассоциировалась и с Римской церковью . Соратник Аввакума дьякон Феодор в своём « Ответе православных » писал о чаше, являющейся атрибутом Вавилонской блудницы: « Чаша златая полна мерзости: то есть папского костёла мудрость украшена философскою коварною лестью. И полна мерзости — богомерзских ересей бесчисленных, — ими же уловиша весь свет » .
В изданиях свидетелей Иеговы вавилонская блудница ассоциируется со всеми религиями, кроме их собственной. Применительно к традиционным христианским церквям даются следующие ассоциации:
В соответствии с пророческим видением, Великий Вавилон — великая блудница, которая вела народы, нации и племена в кровавые войны, крестовые походы и вендетты, благословляя их с заклинаниями, святой водой, молитвами… Её духовенство, особенно её священники, были послушными орудиями правителей в ведении людских масс как пушечного мяса на резню двух мировых войн и других главных конфликтов. Католик убивал католика, и протестант, исполненный сознания долга, резал протестанта…
Вавилонская блудница изображается согласно букве священного текста: как женщина в дорогих одеждах (обычно пурпурных ), сидящая на семиглавом звере, с чашей в руке. Крупных произведений на эту тему нет — сюжет остаётся прерогативой книжной миниатюры, гравюр и карикатур . Образ блудницы представлен в грандиозной серии шпалер « Анжерский апокалипсис » (конец XV века), образцом для которого послужили миниатюры из рукописных «Комментариев к Апокалипсису» (X век). Наиболее часто изображения вавилонской блудницы можно встретить в иллюминированных Апокалипсисах, как западной работы, так и русских (у старообрядцев популярны миниатюры к «Толкованию на Апокалипсис» Андрея Кесарийского, при создании которых они следовали древнерусской традиции лицевых изображений в рукописях ). Реже сюжет встречается во фресковой живописи , примером может служить фресковый цикл на сюжет Апокалипсиса Свято-Троицкого Данилова монастыря в Переславле-Залесском , созданный в XVII веке (фрески пятого яруса западной стены) . Ерминия Дионисия Фурноаграфиота даёт следующие указания по написанию изображения Вавилонской блудницы:
Рисуются семь горных вершин и на них семиглавый зверь с десятью рогами. На нём сидит жена, имеющая на голове тройную корону и одетая в златотканные одежды, и держит в правой руке золотую чашу, которую и подносит десяти царям, стоящим пред зверем и смотрящим на неё. А позади зверя видны князи и вельможи и великое множество людей. Над женою написано: Вавилон великий, мати любодейцам и мерзостем земным .
К наиболее известным изображениям блудницы относится гравюра Альбрехта Дюрера . На ней художник представил её в образе нарядной венецианской куртизанки , которую зарисовал в свой альбом с натуры . Зверь Апокалипсиса, на котором сидит блудница, изображён Дюрером так, чтобы максимально подчеркнуть его уродство, этому способствует детальная прорисовка его семи голов, которые органически не сливаются с его туловищем.
В иконописи примером изображения блудницы может служить икона «Апокалипсис» Успенского собора Московского Кремля , созданная в конце XV века . На ней образ блудницы лишён отталкивающих свойств и больше соответствует античной традиции, напоминая изображения Европы на быке .
Вавилонская блудница, предположительно, изображена (в ритмическом повторении) в основании монументального Пасхального канделябра, установленного на амвоне базилики Сан-Паоло-фуори-ле-Мура в Риме .
Вавилонская блудница упоминается в песнях групп « Avenged Sevenfold », « Iced Earth », « Necromantia », « Bright Eyes », « Ordo Rosarius Equilibrio », « Cradle of Filth » (несколько песен из альбома « Damnation and a Day» ), «The Killers» (Four Winds) и « Сектор Газа » («Святая война» и «Восставший из ада»), а также изображена на обложке альбома « Evangelion » группы Behemoth .
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|