Interested Article - Влахернская икона

Влахе́рнская ико́на Бо́жией Ма́тери ( греч. Θεοτόκος των Βλαχερνών ), или Влахернетисса ( греч. Βλαχερνίτισσα ) — почитаемая в Православной церкви икона Богородицы . Привезена в Россию из Константинополя в 1653 году в качестве дара царю Алексею Михайловичу . Выполнена в редкой технике воскомастики и относится к иконописному типу Одигитрия .

Икона почитается у верующих чудотворной , празднование в её честь совершается: 2 (15) июля (в праздник Ризоположения ), 7 (20) июля и в субботу Акафиста (в субботу пятой седмицы Великого поста ).

История иконы

Византийский период

Влахернская икона входит в число тех старинных икон, создание которых предание приписывает евангелисту Луке . Икона изначально хранилась на родине евангелиста в Антиохии , а затем была перенесена в Иерусалим . Императрица Евдокия привезла её в 439 году из Иерусалима в Константинополь вместе с другими христианскими реликвиями . Переданная в дар Пульхерии , сестре императора Феодосия II , икона была помещена в церкви Богородицы во Влахернах . От имени храма икона получила своё настоящее название.

Влахернская икона считалась покровительницей города Константинополя и византийских императоров. В 626 году во время осады города персами , аварами и славянами патриарх Сергий обошёл с ней стены Константинополя , и, по сообщению Пасхальной хроники , враги отступили, заявив, что видели на стене Богородицу. С этого момента возникла традиция ежегодно в Великий пост переносить эту икону из Влахерн в императорский дворец , где она находилась до понедельника Светлой седмицы .

В период иконоборчества икону прятали в монастыре Пантократора . Там же её укрывали в период захвата Константинополя крестоносцами . Икона была известна русским паломникам, о торжественных процессиях с ней пишет Стефан Новгородец , посетивший Константинополь в XIV веке :

Одному человеку поставят икону на плечи стоймя, а он руки распрострёт, словно его распяли, и глаза у него закатятся, так что смотреть страшно, и по площади бросает его туда и сюда, и вертит его в разные стороны, а он даже не понимает, куда его икона носит. Потом другой подхватит её, и с тем бывает так же, а затем и третий, и четвёртый подхватывают, и они поют с дьяконами пение великое, а народ с плачем взывает: «Господи, помилуй!» . Два дьякона держат рипиды , а остальные киот перед иконой. Дивное зрелище: семь человек или восемь поставят икону на плечи одному человеку, а он, изволением Божиим, ходит, будто ничем не нагруженный .

«Хождение Стефана Новгородца»

О судьбе данной иконы вплоть до турецкого завоевания в 1453 году достоверной информации нет. Павел Алеппский пишет о той иконе, которая была прислана в Москву, следующее:

Когда мы там были [в Константинополе] , явилась в подворье Воскресения одна вдова и подарила настоятелю икону Владычицы, известную под именем Влахернской. Это та самая икона, которую некогда патриарх обносил кругом стен города, при чём она обратила в позорное бегство напавших на него врагов. Женщина рассказала, что нашла её в стене своего дома с горящей перед нею лампадой… Наш владыка патриарх употреблял все старания, предлагая много червонцев, чтобы получить её от упомянутого настоятеля, но напрасно. Впоследствии игумен послал её с одним купцом царю московскому, который принял её наилучшим образом… Царь взамен её послал тому игумену 800 динаров, кроме того, что дал человеку, который её доставил .

Эта история совпадает с преданием периода иконоборчества, когда Влахернскую икону вместе с горящей лампадой замуровали в стене монастыря Пантократора, где она находилась около ста лет .

Перенесение в Москву

Успенский собор Московского Кремля

В 1653 году икона, которую считали Влахернской, была прислана в дар русскому царю Алексею Михайловичу от протосингела иерусалимского престола Гавриила с торговым греком Дмитрием Евстафьевым (Остафьевым), по другим сведениям — Дмитрием Костинари . В записях XVII века о царских выходах под 7162 годом ( константинопольской эры ) записано :

Октября в 16 день встречал Государь образ пречистыя Богородицы Одигитрия, что принесен из Грек, из Лахернской церкви.

На следующий день в честь иконы, помещённой в Успенский собор Московского кремля , была совершена торжественная служба. Икона, бывшая покровительницей византийских императоров, сразу стала одной из важнейших святынь русского государства . Она была включена в церемониальный царский обиход и литургическую практику Успенского собора, её поместили на жертвеннике собора. Для неё был изготовлен оклад из чеканного золота, украшенный большим количеством драгоценных камней и жемчуга и золотыми пластинками с текстом, излагавшим легенду об иконе. О драгоценном окладе пишет Павел Алеппский : « Кроме лика и рук Владычицы и Господа ничего из неё не видно, всё остальное покрыто золотом » .

Алексею Михайловичу была направлена свидетельствованная грамота об иконе, написанная константинопольским Патриархом Паисием , её оригинальный греческий текст был обнаружен в Российском государственном архиве древних актов . В ней данная икона впервые названа Влахернской , а название на сам образ было надписано только при его реставрации в 1813 году (см. ).

При патриархе Никоне возникает обычай ежегодно в пятую субботу Великого поста ставить икону между амвоном и царскими вратами и читать перед ней акафист в память спасения Константинополя в 626 году . Такая традиция сохраняется до второй половины XVIII века . В « Книге записи ежедневных служб, совершавшихся в Успенском соборе и об особых службах и крестных ходах 1666—1743 гг. » Влахернская икона уступает по числу упоминаний о её участии в богослужении только Петровской иконе (предание приписывает её авторство митрополиту Петру ) :

Шествие на осляти времён Алексея Михайловича
( В. Г. Шварц , 1865 год)

Влахернская икона стала почитаться как заступница против вражеских нашествий: сразу после её перенесения в Москву Алексей Михайлович взял её с собой на войну, а по возвращении, по свидетельству Павла Алепского, « вёз перед собою ». Во время смоленского похода её ставили напротив царя в санях.

К началу XIX века популярность иконы ослабевает, в 1812 году , когда наполеоновские войска вошли в Москву, то Влахернская икона не была вывезена из Успенского собора и после изгнания войск была обнаружена повреждённой. Образ врезали в новую кипарисную доску и украсили серебряной ризой. В XIX — начале XX веков икона находилась в Петропавловском приделе Успенского собора, где её поместили над ракой святителя Феогноста , однако продолжали выносить на крестных ходах . В 1918 году , после Октябрьской революции , её переместили в Крестовоздвиженскую церковь на Воздвиженке. В 1931 году Влахернская икона вошла в собрание музеев Московского кремля.

Реставрации иконы

В 1674 году икона была отреставрирована по указанию Алексея Михайловича иконописцами Оружейной палаты Симоном Ушаковым и Никитой Павловцем. Было сделано укрепление ветхой доски подведением новой, кипарисной.

В 1813 году при реставрации на ней были сделаны новые греческие надписи: «Госпожа обители Влахернской» и «Многоценное сокровище», а также надпись на русском языке: «0AWГІ (1813) года августа А (1) дня обновлен сей образ».

В 1983 году реставрацию Влахернской иконы произвёл в Реставрационном центре имени академика Грабаря реставратор Д. А. Дунаев. При данной реставрации на иконе было раскрыто оригинальное греческое надписание — Η ΘΕΟΣΚΕΠΑ[Σ]ΤΟΣ («Богохранимая» или «Богом Хранимая»). Это редкий эпитет Богородицы, известный лишь по двум примерам (печать с изображением Оранты (XIII век) и название чтимой кипрской иконы из церкви Феоскепасту (XIV век)) .

Характеристика образа

Размеры иконы 46 × 37,5 × 4 см. Хранится в Успенском соборе Московского Кремля . Влахернская икона относится к иконописному типу Одигитрия и выполнена в технике воскомастики , то есть является рельефным изображением. Павел Алеппский , посетивший Москву в 1655 году , писал о ней: «не нарисована красками, но как будто телесная или изображённая мастикой, ибо части её тела сильно выступают с поверхности доски, к большому удивлению смотрящего, внушая благоговейный страх… Она как будто воплощённая». Сама воскомастика сделана «смешением от святых мощей и от иного многого благоуханного состава», то есть икона представляет собой своеобразный мощевик . Источники XIX века сообщают, что среди мощей, использованных для написания иконы, был пепел мучеников Никомидийских (Виктора, Викторина, Клавдиана, Вассы — погибли в IV веке), Синайских и Раифских .

Иконография Влахернской иконы наиболее подробно исследована Никодимом Кондаковым в сочинении «Иконография Богоматери» . Он относит Влахернскую икону к числу трёх икон Одигитрии, которые наиболее точно передают данный иконописный тип (две другие — IX—XIII веков и стеатитовый образ из Ватопедского монастыря XII—XIV веков). Влахернетисса относится к классическому типу Одигитрии, сложившемуся в константинопольском искусстве в XIII—XIV века. Особенностями иконографии являются: массивность фигуры Богородицы и её почти погрудный обрез, заходящие на поля крупные нимбы , высоко поднятые ноги Богомладенца, которые касаются полей иконы.

Датировка иконы

Левон Нерсесян сообщает, что в средневековых источниках Влахернская икона выступает как « некая мраморная плита с изображением Богоматери в рост, которая находилась в часовне при святом источнике, и вода святая изливалась из дырочек на пол, к праху Богоматери » . Само наименование привезённой в Москву иконы «Влахернская» появляется только в середине XVII века в грамоте патриарха Паисия. Этот эпитет в Византии обычно применяли к иконописным изображениям Оранты , мозаика которой, по мнению Н. П. Кондакова, украшала апсиду Влахернского храма . По причинам этих противоречий вопрос о времени создания иконы, присланной Алексею Михайловичу, является спорным.

Иконографические и эпиграфические аналоги иконы датируются XIII—XIV веками . Серьёзная реставрация Влахернской иконы в 1674 году свидетельствует о древнем происхождении образа. С другой стороны, по мнению исследователей:

В легенде об иконе конкретный рассказ о ней начинается лишь после событий 1453 года. Можно предположить, что именно тогда, во второй половине XV века, возникла потребность воссоздать какую-то святыню, связанную с Влахернским храмом. Не исключено также, что на старой основе был реконструирован сильно повреждённый в перипетиях турецкого завоевания древний памятник .

Списки

Строгановский список иконы

Известно три списка иконы, сделанных в различное время:

  1. принадлежавший роду Строгановых , а с середины XVIII века — роду Голицыных . Икона хранилась в имении селе Влахернском ( Кузьминках ) под Москвой, где была построена церковь, освящённая в честь Влахернской иконы . В настоящее время этот список хранится в Третьяковской галерее . Первое упоминание об иконе относится к 1716 году , но по датировке Г. В. Сидоренко образ относится к VII веку . Древнее происхождение иконы связано с семейным преданием Строгановых и Голицыных о том, что царю Алексею Михайловичу из Константинополя привезли не одну, а две иконы. О возможности изготовления списка иконы в технике, аналогичной первообразу, свидетельствует письменное указание о составе мастики и отливке — « О составлении иконы указ, како образ устроен Влахернской Пресвятой Богородицы » из сборника XVII века ;
  2. из храма Сергия Радонежского в московском Высоко-Петровском монастыре (создан в 1701 году ). После революции список хранился в запасниках Исторического музея, потом был передан в храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове . 2 марта 2017 г. икона была возвращена в Высоко-Петровский монастырь и находится в Сергиевском храме ;
  3. из Спасо-Влахернского монастыря под г. Дмитровом (одна из святынь рода Головиных , создана в 1705 году , в настоящее время находится в музее Андрея Рублёва ) .

Второй и третий списки являются точными копиям кремлёвской иконы, имели аналогичные драгоценные оклады с надписью о спасении заступничеством иконы Царьграда от врагов. В подражание оригиналу эти два списка изготовлены как иконы- мощевики — венцы « исполнены множеством частиц святых мощей разных угодников Божиих ». В описаниях эти иконы называются воскомастичными, но на самом деле это рельефные деревянные изображения, покрытые левкасом и расписанные темперой , то есть они отличаются от византийского первообраза.

Храмы в честь Влахернской иконы

В конце X века абхазским царём Багратом II (позже ставшим царём Грузии под именем Баграт III ) в честь Влахернской иконы Божией Матери был построен Бедийский собор , в котором сам царь позже был похоронен .

Храм XVIII века Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках (Москва) — вотчинный храм в усадьбе Кузьминки, давший ей второе (официальное) название — Влахернское.

В 1825—1830 годах в грузинском городе Зугдиди была построена Влахернская церковь , в которую поместили чтимый в Грузии список иконы. Средства на строительство выделил император Александр I , которому этот список был прислан в дар мегрельской княгиней Нино .

Примечания

  1. Дмитриева Н. . Православие.Ru . Дата обращения: 21 июля 2009. 25 декабря 2011 года.
  2. . Дата обращения: 21 июля 2009. 30 января 2012 года.
  3. Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидьяконом Павлом Алеппским / Перевод с арабского Г. Муркоса (по рукописи Московского главного архива Министерства иностранных дел). — М. , 1898. — Т. 7, вып. 3. — С. 11.
  4. Соколова И. М. Икона «Богоматерь Влахернская» из Успенского собора Московского Кремля // Древнерусское искусство. — СПб. , 1997. — С. 413—426 .
  5. Выходы государей царей и великих князей Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича, всея Руси самодержцев (с 1632 по 1682 год) / Сост. П. Строев. — М. , 1844. — С. 299.
  6. Соколова И. М. // Православная энциклопедия . — М. , 2005. — Т. IX : « Владимирская икона Божией Матери Второе пришествие ». — С. 119—121. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 5-89572-015-3 .
  7. Чиновники Московского Успенского собора и выходы патриарха Никона. С предисловием и указателем проф. А. П. Голубцова. — М. , 1908. — С. 247.
  8. Саенкова Е. М. Константинопольская святыня «Богоматерь Влахернская» в богослужении Успенского собора Московского Кремля последней трети XVII в // Византия и Запад (950-летие схизмы христианской церкви, 800-летие захвата Константинополя крестоносцами). — М. : Институт всеобщей истории РАН, 2004. — С. 153—154 . — ISBN 5-94067-114-4 .
  9. Снегирёв И. М. Успенский собор в Москве. — М. : Тип. А. Семёна, 1856. — С. 27.
  10. Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. — СПб. , 1915. — Т. 2. — С. 187—189.
  11. Константин VII Багрянородный . « О церемониях ». 2. 12
  12. . Дата обращения: 21 июля 2009. 30 января 2012 года.
  13. Порецкий Н. А. Село Влахернское, имение князя С. М. Голицына. — М. , 1913. — С. 43.
  14. Илья Карабанов. . Обитель Петрова (28 января 2016). Дата обращения: 19 июля 2020. 19 июля 2020 года.
  15. Спасо-Влахернский общежительный монастырь. — М. , 1894. — С. 27.
  16. О Бедийском Храме / Сост. О. Ермолаева. — Сухум: Тип. Я. А. Шейнберга, 1913 (на внутренней обложке — 1912). — С. 4. (Издание Сухумской Церковно-Археологической комиссии)

Литература

  • Соколова И. М. Икона «Богоматерь Влахернская» из Успенского собора Московского Кремля // Древнерусское искусство. — СПб. , 1997. — С. 413—426 .
  • Саенкова Е. М. Константинопольская святыня «Богоматерь Влахернская» в богослужении Успенского собора Московского Кремля последней трети XVII в // Византия и Запад (950-летие схизмы христианской церкви, 800-летие захвата Константинополя крестоносцами). — М. : Институт всеобщей истории РАН, 2004. — С. 153—154 . — ISBN 5-94067-114-4 .

Ссылки

Источник —

Same as Влахернская икона