Александр Дейнека родился в семье железнодорожника.
Первоначальное образование получил в
Харьковском художественном училище
(1915—1917) у
А. М. Любимова
и
М. Р. Пестрикова
. Молодость художника, как и многих его современников, была связана с революционными событиями. В 1918 работал
фотографом
в
уголовном розыске
, возглавлял секцию ИЗО Губнадобраза, оформлял агитпоезда, театральные постановки, участвовал в обороне Курска от
белых
. С 1919 по 1920 годах руководил художественной студией при Курском политуправлении и «
Окнами РОСТа
» в Курске.
Из армии был командирован учиться в
Москву
, во
ВХУТЕМАС
на полиграфическое отделение, где его педагогами были
В. А. Фаворский
и
И. И. Нивинский
(1920—1925). Большое значение в творческом становлении художника имели годы ученичества и общения с
В. А. Фаворским
, а также встречи с
В. В. Маяковским
. Творческий облик художника ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с
А. Д. Гончаровым
и
Ю. И. Пименовым
). В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928).
В 1930 году художник создал выразительные в цветовом и композиционном отношении плакаты «Механизируем Донбасс», «Физкультурница». В 1931 году появились очень разные по своему настроению и тематике произведения: «На балконе», «Девочка у окна», «Наемник интервентов».
Новый этап в творчестве художника начался в 1932 году. Самой значительной работой этого периода является картина «Мать» (1932). В эти же годы художником были созданы лирические произведения: «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами» (1933), «Купающиеся девушки» (1933), «Полдень» (1932) и др. Наряду с работами лирического звучания появились и общественно-политические произведения: «Безработные в Берлине» (1933), наполненные гневом рисунки к роману «Огонь»
А. Барбюса
(1934).
С начала 1930-х годов обращается к теме авиации («Парашютист над морем», 1934), иллюстрации к детской книге летчика
Г. Ф. Байдукова
«Через полюс в Америку» (вышла в свет в 1938). Он написал ряд живописных работ, одна из самых романтических — «Будущие лётчики» (1937).
В 1935 году по приглашению
Филадельфийского музея искусств
,
Американо-русского института
и Всесоюзного общества культурной связи с заграницей посетил США, где прошла персональная выставка художника. Во время путешествия по США выполнил многочисленные зарисовки жизни американцев. Был приглашен редакцией журнала
Vanity Fair
сделать одну из обложек, вышедшей в январе 1936 года.
Иллюстрировал книги для издательств Москвы; рисовал, в том числе карикатуры, для журналов «
Безбожник
», «
Прожектор
», «
Красная нива
» и др. — средина 1920-х. Исполнял плакаты («Гуляй, работай, читай с охотой» (1929), «Механизируем Донбасс» (1930), «Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства» (1931) и др.).
Историческая тема нашла своё воплощение в монументальных произведениях, посвящённых в основном дореволюционной истории. Художником были сделаны эскизы панно для выставок в
Париже
и
Нью-Йорке
(не реализовано). К числу наиболее значительных работ конца 1930-х — начала 1940-х относится «Левый марш» (1940).
В период
войны
жил в Москве и выполнял политические плакаты для мастерской военно-оборонного плаката «
Окна ТАСС
». В 1942 году совместно с художником
Георгием Нисским
совершил поездку на фронт под
Юхнов
. В это время создал напряженные и драматичные произведения. Картина «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» (1941) — первая в этом ряду. Глубоким страданием проникнуто другое произведение — «Сгоревшая деревня» (1942). В 1942 году создал наполненное героическим пафосом полотно «
Оборона Севастополя
» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. В 1944 году создал наполненную оптимизмом картину «
Раздолье
».
Академик
АХ СССР
(1947). Член президиума (с 1958), вице-президент (1962—1966), академик-секретарь (1966—1968) отделения декоративных искусств
АХ СССР
. Член
Союза художников СССР
.
Член-корреспондент Академии художеств Германской Демократической Республики (1964)
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27 имени А. А. Дейнеки»
Библиография
А. А. Дейнека: [Каталог выставки]. — M., 1935;
Никифоров Б. М. А. Дейнека. — Л. 1937;
С. В. Герасимов, А. А. Дейнека, П. П. Кончаловский, С. Д. Лебедева, В. И. Мухина, Д. А. Шмаринов: [Каталог выставки]. — М.: ГТГ, 1944;
Маца И. Л., А. Дейнека, M., 1959;
А. А. Дейнека: [Каталог выставки]. — M., 1957;
Konečny D., A. Dejneka. — Praha, 1961;
— М: Советский художник, 1965. — С. 4.
А. А. Дейнека: [Каталог выставки]. — M., 1969;
Дейнека А. Жизнь, искусство, время. — М., 1974;
Демосфенова Г. Л.
Журнальная графика Дейнеки, 1920-начало 1930 гг.: Альбом / Редактор Е. П. Суздалева ; художник
. —
М.
:
Советский художник
, 1979. — 198 с.
А. А. Дейнека: [Каталог выставки]. — M., 1980;
Сысоев В. П. А. Дейнека. — Л., 1982;
Ненарокомова И. «Люблю большие планы…»: Художник Александр Дейнека. — М., 1987;
А. А. Дейнека: [Каталог выставки]. — M., 1989;
А. А. Дейнека: [Каталог выставки]. — M., 2001;
Kiaer Christina, Was Socialist Realism Forced Labour? The Case of Aleksandr Deineka in the 1930s., Oxford art journal, 28.03.2005;
Дейнека. Графика. — М.: Интерроса, 2009;
Якимович А. Дейнека и другие: свет и тьма в искусстве советской эпохи // Собрание шедевров: наследие и современность. — 2009. — № 2. — С. 76—85;
Дейнека. Живопись. — М.: Интерроса, 2010;
А. А. Дейнека. Живопись, графика, скульптура: [Каталог выставки],/ Тексты И. Вакар, И. Лейтес, Л. Бедретдинова, Е. Воронович, К. Кэр. — M.: ГТГ, 2010;
Воронович Е. Александр Дейнека: люблю спорт // Юный художник. — 2010. — № 8. — С. 11—15;
Aleksandr Deineka. Il maestro sovietico della modernità. Texts by Matteo Lafranconi, Elena Voronovich, Irina Vacar, Kirill Svetliakov, Christina Kiaer, Alessandro De Magistris. [Каталог выставки], Рим, 2011;
Епишин А. С.
Русское? Советское? Космополитическое? Искусство Дейнеки // Собрание шедевров: наследие и современность. — № 3. Сентябрь. — М., 2011. — С. 28—37;
Дейнека. Монументальное искусство. Скульптура. — М.: Интерроса, 2012;
ALEKSANDR DEINEKA (1899—1969). An Avant-Garde for the Proletariat. Texts by Alessandro De Magistris, Ekaterina Degot, Manuel Fontán del Junco, Boris Groys, Fredric Jameson, Christina Kiaer and Irina Leytes. Fundación Juan March, Madrid, 2011;
EXHAUSTED HEROES: Ferdinand Hodler — Aleksandr Dejneka — Neo Rauch. [Каталог выставки], 2012;
Воронович Е. Александр Дейнека. Художник в Третьяковской галерее. — М., 2017.