Interested Article - Музей истории ГУЛАГа

Госуда́рственный музе́й исто́рии ГУЛА́Га — музей в Москве , посвящённый памяти жертв коммунистических репрессий , основанный в 2001 году. Первая постоянная экспозиция располагалась в доме на Петровке , с 2015 года музей находится в здании в 1-м Самотёчном переулке .

Музей собирает и изучает материалы государственных и семейных архивов; воспоминания участников событий и их личные вещи; предметы, найденные на местах расположения лагерей. В музее имеются постоянная экспозиция, которая показывает этапы формирования карательной системы в 1918—1956 годах и её влияние на судьбы людей, и временные выставки.

История

Вход в старое здание музея на Петровке 16, 2009 год
Вид на здание музея, 2016 год

Основание

Государственный музей истории ГУЛАГа учреждён постановлением Правительства Москвы № 702-ПП от 31 июля 2001 года по инициативе писателя, журналиста и публициста Антона Антонова-Овсеенко , который более тринадцати лет провёл в лагерях ГУЛАГа . Он был репрессирован вслед за отцом, революционером Владимиром Антоновым-Овсеенко , осуждённым в 1930-х годах как враг народа . Для размещения экспозиции правительство Москвы передало несколько помещений в доме XVIII века по адресу Петровка, 16, рядом со зданием Генеральной прокуратуры . До начала XX века в этом доме располагались доходные квартиры , а со введением политики уплотнения в 1917 году — коммунальные . Основу экспозиции составила коллекция архивных документов и личных дел заключённых, переданная музею в 2001—2002 годах Московской ассоциацией жертв незаконных политических репрессий .

С 2001 по 2004 год в здании проводилась реставрация, в ходе которой заменили системы коммуникаций, а внутренние помещения приспособили под нужды музея. Однако небольшая площадь дома не позволяла организовать музейную библиотеку, кинозал и лекторий . Частью экспозиции была реконструкция деталей лагерной повседневности: фрагмент барака заключенных, карцер, вышка часового во внутреннем дворе.

В 2012 году директором Музея стал Роман Романов .

Переезд

В 2012 году власти города приняли решение перевести Музей истории ГУЛАГа в здание в 1-м Самотёчном переулке . Дом в Самотёчном переулке был построен в 1906 году по проекту архитектора Николая Ивановича Жерихова . Более чем за сто лет в его стенах были квартиры внаём и коммуналки, общежитие и автомастерская. В 1990-х годах строение оказалось заброшенным.

С 2012 по 2014 год здание реконструировали: были восстановлены внутренние перекрытия, созданы помещения для музейной библиотеки, фондохранилища, нескольких кинозалов и отдельного лектория. Красный кирпич фасада здания обшили медной проволокой: по задумке архитекторов, через несколько лет в результате процесса окисления медь почернеет, что отразит символизм репрессий .

Открытие первой экспозиции по новому адресу состоялось в 2015 году . Открытие постоянной экспозиции «ГУЛАГ в судьбах людей и истории страны» состоялось 10 декабря 2018 года, в день 70-летия Всеобщей декларации прав человека .

По состоянию на 2020 год, музей является единственным государственным учреждением на территории России, целиком посвящённым жертвам сталинских репрессий.

Экспозиция

Постоянная экспозиция Музея истории ГУЛАГа
Экспозиция «ГУЛАГ в судьбах людей и истории страны»

Замысел

Выставочные пространства рассказывают об истории лагерей, сформированных в СССР в 1920—1930 годах, где отбывали наказание осуждённые за бытовые, уголовные и политические преступления. Их повседневная жизнь заключалась в физическом труде: освоении труднодоступных земель, добыче угля и золота, строительстве железных дорог и городов. Всего за время существования ГУЛАГа через колонии, тюрьмы и лагеря прошли около 20 миллионов человек, каждый десятый погиб. Долгое время факт репрессий замалчивался советскими властями, а архивы были засекречены. Доступ к ним появился только после распада Советского Союза в 1991 году .

Экспозиционное пространство построено по принципу эго-психологии , в основе которого лежит попытка осмысления трагичного события через чужой опыт. В коллекцию музея входят письма узников, их личные вещи, архивные материалы, картины и фотографии, а также декоративные инсталляции, позволяющие воссоздать атмосферу лагерей . Экспозиция «ГУЛАГ в судьбах людей и истории страны» показывает подробную историю репрессивной системы в СССР в период 1920—1950 годов, начиная с создания первых концлагерей и до закрытия лагерей после смерти Сталина .

Залы

Первые две комнаты стилизованы под бараки . Двери, тюремные нары , а также свет и звуковое сопровождение в виде монотонного гула полностью воспроизводят обстановку лагерей. Как правило, заключённые спали на сплошняковых или двухъярусных нарах, где могло помещаться до шести человек. Висящие на стенах экраны транслируют видеоряды с расстрельными списками , документальными фильмами и хрониками . Пол в первом зале расчерчен квадратами периметром 6—10 метров, обозначающими стандартную планировку камер в лагерях .

В следующем зале представлены личные предметы заключённых и сделанные ими записи на подручных вещах. В одной из витрин хранятся сапоги, телогрейка , штаны и небольшой чемодан — стандартный набор узников. Именно из ГУЛАГа пошло выражение «всё своё ношу с собой» . У потолка висят пропагандистские плакаты, экраны с хроникой показательных процессов и интервью жертв. Рядом располагается интерактивная зона: посетители могут собрать из пазлов Беломорско-Балтийский канал , который был построен силами заключённых . В экспозиции также хранится набор тюремных дверей, гробы, железные изделия, кандалы , сейфы, в которых хранились личные дела, а также альбом с фотографиями из Соловецкого лагеря , переданный в коллекцию руководством музея-квартиры Сергея Кирова .

В четвёртом зале висит интерактивная карта ГУЛАГа, которая также показывает роль, которую сыграли заключённые в строительстве промышленной системы СССР . Из-за засекреченности архивных материалов и отсутствия точных данных создатели карты испытывали большие трудности при её составлении . Научный сотрудник Илья Удовенко, один из создателей экспозиции, отмечал:

ГУЛАГ — это прежде всего пространство: пространство барака, пространство лагерной зоны, пространство лагеря, наконец, пространство страны. Без развития географического мышления невозможно представить себе историю ГУЛАГа, пространство которого раскинулось от Балтийского моря и Крыма до Чукотки и Сахалина .

Отдельный зал посвящён « Делу врачей ». В зале хранятся документы и личные вещи репрессированных, а также висят экраны, транслирующие записи освобождения заключённых и день похорон Сталина . Рядом обустроен кинозал, где показывают интервью жертв и работников репрессивных лагерей . Выставочное пространство завершается именами сосланных представителей интеллигенции . Среди них были писатель Александр Солженицын , инженер космических ракет Сергей Королёв , авиаконструктор Андрей Туполев , архиепископ Лука Войно-Ясенецкий , поэт Лев Гумилёв и другие .

Экспозиция

Экспозиция рассказывает о Соловках как прототипе системы исправительно-трудовых лагерей, строительстве Беломорско-Балтийского канала как первом случае массового применения принудительного труда, развитии НКВД , его росте в геометрической прогрессии. Отдельные залы посвящены общим работам, жизни и смерти в лагере, быте заключенных и стратегиям выживания. Освещены и темы, не имеющие прямого отношения к истории ГУЛАГа: Большой террор и принудительные депортации .

Экспозиция рассказывает о судьбах детей в эпоху репрессий — тех, чьи родители были расстреляны или отправлены в лагеря, и тех, кто сам оказывался за колючей проволокой, попадал под жесточайший психологический прессинг как со стороны сотрудников детских учреждений, так и сверстников.

В музее имеется Интерактивная карта ГУЛАГа, показывающая его масштаб и географию и позволяющая проследить его развитие и жизнь отдельных лагерей. Технологии виртуальной реальности позволяют заглянуть во внутренние помещения сохранившихся до наших дней объектов лагерной инфраструктуры.

Новшеством экспозиции стало введение в рассказ «человеческого измерения». «Большой» официальной истории, говорящей на языке документов, статистики и хроники, противопоставлена личная история людей, пострадавших от репрессий. Мультимедийный формат и жанр вербатим позволяют ощутить эффект сопричастности, прочувствовать ощущения и переживания свидетелей эпохи.

Рассказы репрессированных озвучили артисты-участники спектаклей Театра Наций Чулпан Хаматова , Лия Ахеджакова , Инна Чурикова , Максим Виторган , Юлия Пересильд , Евгений Ткачук , Авангард Леонтьев и другие. Бывшего узника ГУЛАГа и писателя Александра Солженицына озвучил народный артист России, художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов .

Экспозиция музея подвергалась критике за излишнюю геймификацию , которая приводит к упрощённому пониманию проблемы .

Сад памяти

Сад памяти Музея истории ГУЛАГа, создававшийся с 2016 года, открылся рядом с музеем в октябре 2021 года. Он состоит из семи мемориальных зон, каждая из которых представляет регион СССР, ставший знаковым в истории репрессий. В центре Сада — подлинная вышка из бывшего лагеря « » в Магаданской области . Деревья, кустарники, камни привезены из природных зон, связанных с ГУЛАГом. Многие растения посажены членами семей репрессированных в память о близких. В Саду для проведения сменных выставок устроен павильон, являющийся прототипом дощатого ангара для гидросамолёта в лагере на Соловках .

Дополнительные функции

Волонтер и подопечная Социально-волонтерского центра

В музее работает Социально-волонтёрский центр. Волонтёры участвуют в жизни людей, пострадавших от репрессий: помогают по дому, сопровождают в медицинские учреждения, поздравляют с праздниками и организуют досуг.

Также в музее работает Центр документации, который помогает найти информацию о репрессированных родственниках. Центр проводит встречи по поиску информации о репрессированных и архивным исследованиям.

Музей истории ГУЛАГа и Фонд Памяти публикуют значимые исторические источники по истории ГУЛАГа и политических репрессий в СССР. Среди них — научные издания, мемуары, документальная проза и стихи репрессированных авторов, книги, подготовленные сотрудниками музея, а также рассказы о предметах из музейной коллекции, вещественных доказательствах эпохи репрессий.

Проект «Мой ГУЛАГ»

Съемка видеоинтервью проекта «Мой ГУЛАГ»

С 2013 года музей реализует проект «Мой ГУЛАГ» по созданию архива видеоинтервью людей, прошедших через репрессии и ГУЛАГ. Сотрудники Студии визуальной антропологии музея записывают интервью узников лагерей, членов их семей, на которых непосредственно отразились репрессии, сотрудников системы ГУЛАГа, а также тех, до кого память о ГУЛАГе дошла через документы, вещи, семейные воспоминания и архивные материалы.

Из полученного материала монтируются фильмы, которые затем демонстрируются в экспозиции Музея, ложатся в основу передвижных выставок, размещаются в интернете, показываются в музейном кинотеатре. Отдельный фильм — это рассказ героя о своей судьбе или судьбе близких, в которой был арест, следствие, приговор, а также индивидуальная трагедия, часто рассказанная первый раз в жизни.

В 2020 году вышло первое издание книжной серии видеопроекта «Мой ГУЛАГ». В книгу вошли 26 историй, 26 свидетельств выживших и переживших систему ГУЛАГа, сталинские репрессии. Это воспоминания бывших узников лагерей, каторжан, ссыльных, спецпоселенцев. Среди героев есть и те, кто родился в лагере, побывал в детских домах «особого режима», кто всю жизнь прожил с клеймом сына или дочери «врага народа».

Спектакли

Спектакль с куклами «И дольше века длится день»

В Музее истории ГУЛАГа проходят спектакли, лекции, концерты и кинопоказы, предлагающие образное осмысление темы репрессий.

Кукольная мистерия «И дольше века длится день» по роману Чингиза Айтматова — обладатель премии «Золотая маска». Пронзительную историю рассказывают 4 артиста и 9 кукол. На сцене появляются настоящие и предметы, собранные в экспедициях по местам бывших лагерей. Спектакль создан совместно с творческим объединением «Таратумб».

«Гадкие лебеди» — спектакль по мотивам одноименной повести братьев Стругацких , представляющий собой синтез кукольного театра и современных цифровых технологий. Постановка ищет ответ на вопрос о взаимосвязи реальности обычной и её виртуального альтер эго.

«Наблюдатели» — сценическое исследование в жанре предметного театра, созданное Музеем истории ГУЛАГа и Театром Предмета при поддержке Фонда Памяти. Главные действующие лица постановки — предметы быта, привезенные из экспедиций музея в места бывших лагерей. Спектакль выдвинут на соискание 27-го Фестиваля « Золотая Маска » в трех номинациях.

Награды

  • Почётная грамота Московской городской думы (23 ноября 2022 года) — за заслуги перед городским сообществом ;
  • гран-при фестиваля «Интермузей-2018»;
  • премия « Золотая маска » в категории «Лучший кукольный спектакль» , созданную с Творческим объединением «Таратумб»;
  • премия «Серебряный лучник» и гран-при PROBA in partnership with ICCO Global PR Awards за коммуникационную кампанию в поддержку возведения мемориала «Стена скорби», проведённую совместно с КРОС ;
  • премия MUF Community Awards в номинации «Городские выставки»;
  • премия Rupor за сборник графических новелл по воспоминаниям жертв репрессий «ВЫ-ЖИВШИЕ» в номинации «Лучший федеральный проект»;
  • в номинации «Литература» за книгу Александра Макеева «Сиблаг НКВД. Последние письма пастора Вагнера»;
  • номинация на премию

См. также

Примечания

  1. . Официальный сайт музея. Дата обращения: 2 июля 2018. Архивировано из 25 июня 2018 года.
  2. . Дата обращения: 22 июля 2018. 21 июня 2018 года.
  3. . Rus-Ekskurs.net. Дата обращения: 2 июля 2018. 22 июля 2018 года.
  4. . Урок истории (29 декабря 2009). Дата обращения: 2 июля 2018. 22 июля 2018 года.
  5. , с. 61.
  6. . rus-ekskurs. Дата обращения: 2 июля 2018. 22 июля 2018 года.
  7. Таня Клёнова. . The Village (30 октября 2015). Дата обращения: 2 июля 2018. 22 июля 2018 года.
  8. . Официальный сайт музея. Дата обращения: 2 июля 2018. Архивировано из 16 июля 2018 года.
  9. . Museum.ru. Дата обращения: 2 июля 2018. 21 июня 2018 года.
  10. .
  11. . Культура.РФ. Дата обращения: 2 июля 2018. 22 июля 2018 года.
  12. . ТАСС. Дата обращения: 2 июля 2018. 26 июня 2018 года.
  13. на YouTube
  14. . Moscovery. Дата обращения: 2 июля 2018. 22 июля 2018 года.
  15. . Официальный сайт музея. Дата обращения: 2 июля 2018. 22 июля 2018 года.
  16. . Мой город. Дата обращения: 2 июля 2018. 22 июля 2018 года.
  17. , с. 4.
  18. Юрий Пальмин. . petitegraphie (25 марта 2016). Дата обращения: 2 июля 2018. 22 июля 2018 года.
  19. . Узнай Москву. Дата обращения: 2 июля 2018. 22 июля 2018 года.
  20. Ася Власик. . Colta. Дата обращения: 2 июля 2018. 1 июля 2018 года.
  21. Хаим Сокол. . Colta (14 ноября 2016). Дата обращения: 2 июля 2018. 22 июля 2018 года.
  22. . Новости культуры на платформе «Смотрим» (9 октября 2021). Дата обращения: 9 октября 2021. 9 октября 2021 года.

Литература

  • Кучурин В. В. Виртуальная музейная педагогика: современные возможности и перспектив. — Каталог виртуальных музеев, 2015. — С. 3—20 .
  • Мак И. И. Музей истории ГУЛАГа возглавит единую музейно-мемориальную сеть Москвы. Удастся ли переосмыслить эпоху репрессий?. — The Art Newspaper Russia, 2013. — Вып. 04 , № 13 . — С. 14 .
  • Музей истории ГУЛАГа. — Московская еврейская религиозная община, 2003. — № 1 . — С. 61 .
  • Полян П. М. Историомор, или Трепанация памяти. Битвы за правду о ГУЛАГе, депортациях, войне и Холокосте. — М. : АСТ , 2016. — 624 с. — ISBN 978-5-17-098145-8 .

Ссылки

  • (недоступная ссылка)
  • на YouTube
Источник —

Same as Музей истории ГУЛАГа