Протестантизм
- 1 year ago
- 0
- 0
Книга «История евангельских христиан-баптистов в СССР» ( «История ЕХБ в СССР» ) — монография , официально-конфессиональное издание ВСЕХБ по истории евангельских христиан-баптистов на территории бывшего СССР . Написана коллективом авторов-христиан под руководством специальной комиссии ВСЕХБ . Издана в 1989 году.
Книга «История ЕХБ в СССР» широко используется в научных работах по истории евангельского протестантизма. Она высоко оценена авторитетными независимыми (то есть неаффилированными с евангельскими христианами-баптистами ) исследователями за обширность и новизну представленного материала, а также скрупулезность при его изложении. В то же время, не ставя под сомнение точность фактического материала, Лев Митрохин подчеркнул, что издание не является «беспристрастным исследованием», а представляет конфессиональный взгляд на собственную историю.
Первыми историками евангельского движения в России стали Иван Проханов и Василий Павлов . Проханов в 1895 году опубликовал несколько исторических очерков в журнале «Беседа», Павлов в 1911 году — книгу « Правда о баптистах » в формате цикла статей в журнале « Баптист ». В 1920 году на съезде баптистов Павлову поручили составить историю движения, однако он умер, не закончив её .
В 1900—1920-х годах в евангельских журналах время от времени публиковались статьи, освещавшие отдельные исторические темы. Тогда же по инициативе Ивана Проханова ВСЕХ начал собирать материалы по истории, но лишь незначительная их часть сохранилась в архиве Якова Жидкова . Кроме того, документы собирали Павел Иванов-Клышников и П. Я. Дацко, однако оба стали жертвами сталинских репрессий в отношении евангельских христиан и баптистов , и их архивы также не уцелели .
К 100-летию евангельского движения, отмечавшемуся в 1967 году, Александр Карев подготовил серию исторических очерков, некоторые из которых были опубликованы в « Братском вестнике », как посвящённый юбилею доклад .
Позднее исторические документы собирал Юрий Грачёв , подготовивший по ним курс лекций для Заочных библейских курсов , однако и его труд не был завершён и издан . Материалы собирали также Артур Мицкевич , Николай Мельников и другие .
В 1979 году при ВСЕХБ была создана специальная комиссия для составления истории евангельских христиан-баптистов. Её возглавил , в состав вошли Алексей Бычков , Павел Савченко , Артур Мицкевич и другие .
Комиссия занялась сбором исходного исторического материала и дополнительными исследованиями, а в дальнейшем — редактированием черновых вариантов глав книги. Основной объём работы по написанию истории выполнил Сергей Савинский (инженер-геолог, вышедший на пенсию в 1979 году). В частности, он написал первую часть книги с историей русско-украинских евангельских христиан-баптистов, в то время как над второй частью работали коллективно . По воспоминаниям Савинского, вместе с ним трудились Павел Савченко, , Марина Каретникова . Над систематизацией материалов работали Ванифатий Ковальков , Артур Мицкевич , Николай Мельников, Александр Фирисюк , Владимир Канатуш и многие другие. Редактуру и корректуру выполняли сотрудницы Заочных библейских курсов Вера Кадаева и Т. В. Платова. Многократное перепечатывания объемного текста выполнила жена Сергея Савинского — Людмила . Всего в составлении истории ЕХБ и написании книги в той или иной мере были задействованы несколько десятков человек .
По воспоминаниям Сергея Савинского, какого-либо диктата со стороны КГБ при написании работы не было, однако его корреспонденция подвергалась перлюстрации . Со стороны ВСЕХБ ему предложили «сгладить углы» , однако потом предложили продолжить работу, оговорившись, что текст будет «подправлен» . Со стороны РПЦ одному из соавторов в процессе сбора материалов было сначала разрешено, а затем отказано в доступе в православные архивы в Загорске (современном Сергиевом Посаде ) и авторам пришлось добывать материалы, имеющие отношение к православию, через рукописный отдел Института религии и атеизма .
Библиографический перечень использованных авторами источников содержит 343 наименования книг, монографий, брошюр, статей, евангельских периодических изданий и рукописных материалов (включая документы, письма, мемуары) . Использовались также законодательные акты и устные воспоминания .
Авторы выразили признательность учреждениям, открывшим доступ к своим историческим фондам, либо предоставившим материалы по запросам: Совету по делам религий при Совете Министров СССР ; дирекциям Государственной библиотеки им. Владимира Ленина , Государственной библиотеки им. Михаила Салтыкова-Щедрина , библиотеке и Рукописному отделу Музея истории религии и атеизма АН СССР , Научной библиотеке Академии наук УССР им. Тараса Шевченко, Государственной библиотеке им. Максима Горького (Одесса); руководствам архива Ленинградской духовной академии , Базельской миссии (Швейцария), Бирмингемского университета (Англия), Гамбургской (ФРГ) и Лодзинской (Польша) семинарий, Исторической комиссии Южной баптистской конвенции (США) и другим . Использовались также церковные и личные архивы верующих .
Книга охватывает период с X века по середину 1980-х годов. При этом период X — середины XIX веков отнесён авторами к предыстории, поскольку как указано во введении к книге, появление евангельского протестантизма не являлось плодом работы иностранных миссий, а стало результатом «самобытного процесса», исходившего «из глубины народного духа» под влиянием Евангелия . Авторы книги рассматривают некоторые самостийные религиозные движения на Руси и в Российской империи как духовных предшественников движения евангельских христиан-баптистов.
Позднее Сергей Савинский вспоминал, что когда начинал работу над книгой, то хотел выяснить «насколько оправдано расхожее мнение, выраженное одним старым православным автором (о Екатерине II ), например, так: „Пригласила Катька немца картофельку садить, а он нам штунду насадил…“» . В процессе работы он пришёл к выводу о самобытном характере происхождения баптистского движения в России: «от немецких меннонитских общин наши предшественники, очевидно, заимствовали только церковную структуру, которая позднее тоже заметно обрусела» .
Монография включает предисловие от имени ВСЕХБ, авторское введение, две части и приложения. Первая часть посвящена истории русско-украинского объединенного братства. Она разбита на восемь глав по историческим периодам — этапам развития движения и отношений с государством: X век — середина XIX века, 1860-е — 1882, 1882—1905, 1905—1917, 1917—1929, 1929—1942 и 1945—1985 годы. Вторая часть посвящена национальным братствам и деноминациям ВСЕХБ. Она разбита также на восемь глав, но по тематическим направлениям: молдавское, эстонское, латвийское, литовское, белорусское, христиане веры евангельской , меннониты и обзор вероучений ЕХБ .
В перечень приложений входят описания жизни некоторых отдельных церквей, хронологическая таблица съездов ЕХБ, краткие биографии деятелей движения, таблица руководителей Союза (в том числе регионального уровня), именной и географический указатели .
Лев Митрохин отметил, что авторы книги «История ЕХБ в СССР» использовали «громадный» объём литературы и ввели в оборот множество новых источников и фактов, «изложив прошлое баптизма со скрупулёзностью, раньше не встречавшейся» . Митрохин подчеркнул, что «официально-конфессиональный» характер издания имеет как положительные, так и отрицательные стороны для читателя, не связанного с ЕХБ: «книга не столько объясняет, сколько изъясняет баптизм; это не беспристрастное исследование, а в значительной мере источник» .
Наталья Потапова в своей докторской диссертации (по истории) в 2015 году писала, что книга стала «первым, и до настоящего времени — самым серьёзным обобщающим трудом, раскрывающим возникновение и развитие евангельского движения в России» . В то же время она отметила, что о событиях советского периода в книге пишется «предельно дипломатично» , и что авторы не упоминают имевшие место в предыдущие десятилетия проблемы конфессии с властями .
По мнению Алексея Александрова , книга стала « настоящим открытием », обозначив « появление собственно конфессионального баптистского направления историографии ». Он также обратил внимание на « крайне скупое » освещение в книге « тёмных страниц » в отношениях конфессии с государством .
Озвученный рецензентами недостаток книги (скупое изложение преследований конфессии со стороны Советской власти) объяснялся временем её написания, «когда полная свобода печати была ещё невозможна» . В 1999 и 2001 годах основной автор книги Сергей Савинский выпустил двухтомник, который в значительной степени повторил «Историю ЕХБ в СССР», но с существенным дополнением материалами о преследованиях: