«Кавка́зский пле́нник»
—
балет
Бориса Асафьева
в трёх актах с прологом. Либретто
Николая Волкова
,
Леонида Лавровского
и
Ильи Зильберштейна
по мотивам
одноимённой поэмы
Александра Пушкина
.
История создания
Балет «Кавказский пленник» композитор
Борис Асафьев
написал в 1936 году — к столетию годовщины смерти
Александра Пушкина
. Его
одноимённая поэма
стала лишь отправной точкой для композитора и либреттистов. В «духе времени» авторы "стремились раскрыть и передать революционный романтизм этой поэмы юного Пушкина, тот «пафос своей эпохи», которым «насквозь пропитан „Кавказский пленник“… — эпохи пробуждения революционного сознания русского общества, „вполне представителем которой был Пушкин“»
.
Для выполнения этой непростой задачи авторы использовали, как они декларировали, модный киноприём «наплыва» (на самом деле старое традиционное балетное «видение»): в сцене встречи героя с черкешенкой пленник рассказывал о той «душевной буре», которая оставила «след ужасный». Действие переносилось к прошлым дням петербургской жизни героя, и зрителям показывали картины его светской жизни, от пресыщения которой, по замыслу авторов, «пробуждалось сознание молодого человека и росла его враждебность к окружающей действительности»
. Немалую роль в этом играла и возлюбленная героя — ещё одно «расшифрованное» пушкинское многоточие.
На этом культурологические находки авторов балета не окончились: «воодушевляемые советской действительностью, авторы сумели по-новому прочесть поэму Пушкина и выявить содержащуюся в ней идею, остававшуюся до этого незамеченной. Балет выявил тему патриотизма, который помешал самому Пушкину в 1824 году бежать из Одессы за границу от преследований Александра I»
. Столь «идеологически выдержанный» балет приняли к постановке одновременно два театра — в
Ленинградском Малом театре оперы и балета
постановщиком стал
Леонид Лавровский
, в
Большом театре
—
Ростислав Захаров
.
Действующие лица
-
Пленник, офицер Бахметьев
-
Княжна Нина
-
Князь
-
Кузина княжны
-
Отец княжны
-
Адъютант князя
-
Черкешенка
-
Жених Черкешенки
-
Джигит
-
Предводитель отряда
-
Отец Черкешенки
-
Дамы на балу, друзья Бахметьева, черкешенки, черкесы, музыканты
Сценическая жизнь
Премьера
прошла 14 апреля
1938
года
Балетмейстер-постановщик
Леонид Лавровский
, ассистент балетмейстера
Борис Фенстер
, художник-постановщик
Валентина Ходасевич
, дирижёр-постановщик
Павел Фельдт
-
Действующие лица
-
Бахметьев — Сергей Дубинин (затем Борис Шавров)
-
Княжна Нина — Галина Кириллова (затем Лидия Евментьева)
-
Князь — В. Е. Николаев
-
Кузина княжны — Евгения Ивкова (затем З. Левецкая)
-
Адъютант князя — Николай Филипповский (затем
Борис Фенстер
)
-
Черкешенка — Елена Чикваидзе (затем
Валентина Розенберг
, Т. Успенская)
-
Жених Черкешенки —
Александр Орлов
-
Джигит — Николай Соколов
1947
год — возобновление
Премьера
прошла 20 апреля
1938
года
Либретто Николая Волкова и
Ростислава Захарова
, балетмейстер-постановщик Ростислав Захаров, художник-постановщик
Пётр Вильямс
, дирижёр-постановщик
Юрий Файер
-
Действующие лица
Спектакль прошёл 54 раза, последнее представление 19 января 1941 года
Постановки в других театрах
Библиография
-
Кавказский пленник. —
Л.
: Издание Государственного Академического Малого оперного театра, 1938. — 80 с. —
3200 экз.
-
Ильин А.
Пушкинские балеты
//
. —
Л.
: Музгиз, 1949. — С. 102—105. — 150 с. —
12 000 экз.
-
Рыбникова М.
Балеты Асафьева. —
М.
: MУЗГИЗ, 1956. — 64 с. — (В помощь слушателю музыки). —
4000 экз.
-
Иванова С.
Новое. Полина
// Марина Семенова. —
М.
: Искусство, 1965. — С. 153—157. — 196 с. —
30 000 экз.
-
Эльяш Н.
Пушкин и балетный театр. —
М.
: Искусство, 1970. — С. 164—202. — 344 с. —
10 000 экз.
-
Соллертинский И.
«Кавказский пленник»
//
. —
Л.
: Музыка, 1973. — С. 90—96. — 208 с. —
12 000 экз.
-
Орешников С.
Евгений
// Алексей Ермолаев. Сборник статей. Антология. —
М.
: Искусство, 1974. — С. 211—219. — 296 с. —
25 000 экз.
-
Чернова Н.
Балет 1930—40-х
// Книга-сборник «Советский балетный театр». —
М.
: Искусство, 1976. — 376 с. —
20 000 экз.
-
«Кавказский пленник». Либретто и постановка балета
// Л. М. Лавровский. Документы. Статьи. Воспоминания. —
М.
: ВТО, 1983. — 422 с. —
10 000 экз.
-
Соллертинский И.
«Кавказский пленник»
// Л. М. Лавровский. Документы. Статьи. Воспоминания. —
М.
: ВТО, 1983. — 422 с. —
10 000 экз.
-
Солодовников А.
Ольга Лепешинская. —
М.
: Искусство, 1983. — 240 с. — (
Солисты балета
). —
25 000 экз.
-
Блок Л. Д.
О «Кавказском пленнике»
// Классический танец. История и современность. —
М.
: Искусство, 1987. — С. 496—502. — 560 с. — (Русская мысль о балете). —
25 000 экз.
-
Евментьева Л.
«Кавказский пленник» в постановке Л. М. Лавровского
//
. —
Л.
: ЛИО "Редактор", 1991. — С. 127—131. — 160 с. —
ISBN 5-7058-0112-2
.
-
Пескова М.
«Кавказский пленник» Б. Асафьева
//
/ Медведев А. В.. —
М.
: Индрик, 1999. — 256 с. —
4000 экз.
—
ISBN 5-85759-101-5
.
-
Наборщикова С.
«Кавказский пленник»: три взгляда на поэму // Балет : журнал. —
М.
, 1999. —
№ 3
.
Примечания
-
[www.pro-ballet.ru/html/k/kavkazskiy-plennik.html Кавказский пленник] // Русский балет: Энциклопедия. — М.: Большая российская энциклопедия, Согласие, 1997.
-
Ильин А.
Пушкинские балеты
//
. —
Л.
: Музгиз, 1949. — С. 102. — 150 с. —
12 000 экз.
-
Ильин А.
Пушкинские балеты
//
. —
Л.
: Музгиз, 1949. — С. 103. — 150 с. —
12 000 экз.
-
Ильин А.
Пушкинские балеты
//
. —
Л.
: Музгиз, 1949. — С. 103—104. — 150 с. —
12 000 экз.